Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перекресток равнозначных дорог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перекрестком считается пересечение дорог на одном уровне. В условиях города они встречаются повсюду, а в условиях трассы перекресток — явление редкое. Поговорим о равнозначной дороге и о том, какие перекрестки они образуют.
Что такое равнозначные дороги
В основном такие дороги находятся в сельской местности либо в пригороде. Как правило, дорожное покрытие не обладает высоким качеством, а также, как уже было сказано, возле таких дорог вы вряд ли сможете найти регулирующее устройство, например, таких, как, знак, светофор или лежачий полицейский.
Нередко возникает вопрос: как правильно двигаться на таких дорогах? Эти дороги принято считать равнозначными. Согласно установленным правилам, равнозначные дороги – это часть транспортного пути, на котором отсутствуют светофоры, а также любые другие регулирующие устройства. Покрытие на такой дороге может представлять собой асфальт или грунт, опознавательные знаки на них отсутствуют.
Опытный водитель не растеряется, встретив на своем пути равнозначную дорогу, поскольку правила передвижения на них предельно простые. Для «новоиспеченного» водителя такая дорога может стать проблемой, потому что у него еще нет чёткого понимания, как поступить, если на такой дороге движется встречная машина. В первую очередь необходимо быть внимательным и чётко соблюдать ПДД, тогда проблем не возникнет.
Ответственность за нарушение требований знака
За нарушения при знаке «Пересечение равнозначных дорог», возможны следующие штрафы:
- за выезд на перекрёсток, когда впереди есть пробка, шофёру могут выписать штраф на 1 тыс. руб.;
- водителю, который не пропустил транспорт по правилам, также положен штраф 1 тыс. руб.;
- если перед поворотом шофёр не включил соответствующий сигнал, то автоинспектор может выписать штраф на 500 руб.;
- если лицо, управляющее машиной, перед поворотом или разворотом не примет необходимое положение на дороге, то ему также положен штраф в 500 руб.;
- с 2021 года за игнорирование преимущества движения пеших граждан и велосипедистов, выписывают штраф до 1,5 тыс. руб.;
- за обгон или выезд на «встречку» на перекрёстке равнозначных дорог налагается штраф в 5 тыс. руб., а также лишение прав на 4–6 месяцев.
Общие правила на равнозначном перекрёстке
Существуют другие общие правила для движения по равнозначному пересечению дорог, которых обязано придерживаться любое лицо, осуществляющее управление ТС:
- Перед поворотом или разворотом шофёр должен заранее переместить авто в удобный край на трассе для осуществления движения.
- Не допускается движение назад на перекрёстках и в местах, где нельзя разворачиваться.
- На трассах с двухсторонним передвижением, которые имеют 4 и более полосы, нельзя заходить на встречную полосу при попытке обогнать ТС или объехать препятствие.
- Существует запрет останавливаться на перекрёстке и до 5 м от края пересечения дорожного участка. Исключение составляет сторона, расположенная напротив бокового проезда 3-сторонних перекрёстков, которая помечена сплошной линией или полосой разделения.
- Поворачивая, шофёр должен дать пройти пешеходам и велосипедистам, передвигающимся по проезжему участку, на которую машина планирует повернуть.
- Строго запрещён выезд на перекрёсток с разметкой, если впереди по траектории движения машины существует затор, который вызовет вынужденную остановку. Исключение составляет поворот направо/налево.
Понятие равнозначности
Такие пересечения требуют от автолюбителей не только знаний в области того, кто имеет преимущественное право передвижения, но и того, как правильно предоставить преимущество другому автотранспорту, чтобы не допустить дорожно-транспортного происшествия и травматизма.
На первый взгляд, дать точное определение данному понятию не составит большого труда даже для автолюбителя, находящегося за рулём всего несколько дней. Однако просто вызубрить определение не будет достаточным, потому что от водителя требуется ещё и понимание того, как осуществляется передвижение на пересечении равнозначных дорог.
Участки, которые относятся к понятию перекрёсток равнозначных дорог, можно классифицировать следующим образом:
- регулируемые,
- нерегулируемые.
Когда автолюбитель подъезжает к первому варианту пересечения дорог преодолеть его будет гораздо проще, потому что его действия будут регулироваться или светофором, или
Есть несколько простых, но очень важных обстоятельств, которые необходимо знать и использовать при проезде регулируемого перекрёстка равнозначных дорог.
Данный список включает в себя такие пункты:
- Когда светофор функционирует без сбоев, проезд транспортных средств через перекрёсток осуществляется согласно его указаниям.
- Когда за регулировку движения несёт ответственность регулировщик, все водители автомобилей должны подчиняться его командам. Стоит отметить, что указания регулировщика находятся в приоритетном положении даже при работающем светофоре.
Дополнительное задание
Какова последовательность проезда перекрестка автомобилями А и Б при условии, что А движется в прямом направлении, а Б намерен совершить разворот?
Оба автомобиля находятся в равных условиях – на главной дороге. На первый взгляд, автомобиль А не может первым въехать на перекресток по причине наличия помехи справа. Автомобиль Б также не может развернуться, не уступив дорогу автомобилю А, так как в процесс разворота последний станет для него помехой справа.
Однако, следует учитывать тот факт, что въезд на перекресток и выезд с него являются совершенно разными действиями. Соответственно, первым въехать на перекресток должно то транспортное средство, у которого нет помехи справа, то есть автомобиль Б. Когда он окажется на перекрестке, то сразу же перестанет быть помехой справа для автомобиля А, который сможет ехать в нужном ему направлении.
Начавший, но не завершивший разворот автомобиль Б занимает промежуточное положение, при котором автомобиль А становится для него встречным транспортным средством, едущим в прямом направлении. Именно поэтому автомобиль Б перед выездом с перекрестка и завершением маневра должен совершить остановку и пропустить А. Таким образом, автомобиль Б первым въезжает на перекресток, но покидает его последним.
Пример ДТП на перекрестке равнозначных дорог
Равнозначный перекресток делает вероятными следующие ситуации, способные привести к аварии:
- Автомобиль A собирается свернуть налево. По дороге, расположенной перпендикулярно его изначальному направлению, движется машина B. Она никуда не сворачивает. И ее водитель уверен, что имеет приоритет, поэтому происходит столкновение. На самом деле уступить обязан был водитель B, так как автомобиль A приближался к нему справа. И несмотря на то, что A поворачивал влево, уступать оппоненту был не должен. Ведь B ехал не со встречного направления, а с бокового.
- К пересечению имеющих одинаковый статус путей одновременно со всех сторон приближаются 4 автомобиля. Среди них есть желающий повернуть налево, развернуться и проследовать прямо. В этом случае каждый из четырех автомобилей должен уступать одному из оппонентов. А значит, никто не сдвинется с места первым, ведь это станет нарушением ПДД.
В таком ДТП при несоблюдении правил могут поучаствовать все автомобили. Избежать его можно, если каждый водитель сбросит скорость перед участком, оценит обстановку. А затем с помощью жестов им следует договориться, кто все же проедет первым.
Возможная неразрешимая ситуация
Даже действительно сложные и нерешаемые ситуации могут потенциально возникнуть, если это нерегулируемый перекресток и обычный трехполосный перекресток.
Сложность заключается в том, что выйти из ситуации только на основе правил распределения невозможно.
Суть ситуации заключается в следующем Имеется пересечение дорог ровного типа. Со всех сторон к нему приближаются транспортные средства. И на каждый из четырех имеющихся входов есть хотя бы одно транспортное средство, которое требует от водителя ехать прямо, повернуть налево или изменить направление движения.
Почему ситуация считается неразрешимой? Все просто. В данном случае каждый водитель должен отдавать приоритет другому. Ведь транспортное средство установлено с правой стороны. Более того, каждый обязан стоять. Здесь никто не может обогнать по правилам.
Однако выйти из такой запутанной ситуации все же можно. Все автомобили, приближающиеся с одного направления, должны повернуть направо. Тогда другим автомобилям не составит труда разъехаться.
Однако не спешите демонстрировать свои знания, если подобные инциденты происходят в реальной жизни. Желательно, чтобы другие водители сначала повернули направо.
Прежде всего, если вам не нужно поворачивать направо, то не стоит этого делать. Вы не знаете, что ждет вас на дороге. Если вы можете там развернуться и поехать в нужном направлении. Во-вторых, если вы занимаете такую позицию и поворачиваете вправо от его позиции, то водитель нарушает правила. Или создает аварийную ситуацию.
Практика показывает, что ситуация разрешается сама собой. Кто-то, наконец, проезжает и упрощает проблему дальнейшего маневрирования для других участников дорожного движения. И, наконец, все поворачивают туда, куда должны были повернуть в первую очередь.
Требования знака Пересечение равнозначных дорог
Перед перекрестком, имеющим разнозначное значение дорог, должен быть установлен дорожный знак пересечение равнозначных дорог 1.6. Как правило, дорожный знак 1.6 устанавливается на дорогах с одинаковым покрытием, например, асфальтным, грунтовым и иным.
Движение по одной из этих дорог не может быть определено как главная, и на помощь приходит регулирование движение по правилам пересечения равнозначных дорог.
Подъезжая к перекрестку, водитель должен убедиться, что с правой стороны не имеется помех для движения. Поэтому часто говорят, что проезд равнозначных дорог происходит по помехе справа.
Также водитель, выезжающий на перекресток и поворачивающий налево одновременно со встречным автомобилем, который в свою очередь поворачивает направо, у первого водителя также возникает помеха справа.
Таким образом, водитель всегда должен пропускать на перекрестке автомобиль, появившийся справа.
Регулируемый равнозначный перекресток
Правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков
Понятие «регулируемый» косвенно указывает на то, что правила очередности движения в этом месте пересечения определяется двумя способами:
- посредством светофора;
- посредством регулировщика.
Знаками он регулироваться не может, поскольку иначе дороги перестанут считаться равнозначными и будут расставлены приоритеты. Есть ряд важных правил касательно движения на данных пересечениях:
- Если регулирующее устройство, светофор, исправен, все водители должны следовать согласно основным правилам. Это касается всех перекрестков.
- Если же на перекрестке находится регулировщик, водители обязаны следовать его командам. Дело в том, что иногда требуется отрегулировать движение вручную даже при работающем светофоре. В этих случаях главным на дороге будет являться регулировщик.
- Если движение осуществляется на красный сигнал светофора с дополнительной стрелкой зеленого цвета, уступить дорогу нужно всем автомобилям, совпадающим по траектории с вашим.
Правила дорожного движения иногда полезно перечитывать, порой это очень помогает в сложных ситуациях. Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог — это один из таких случаев. В любом случае, будьте всегда аккуратны и предельно вежливы.
Как гласят правила дорожного движения, на сегодняшний день существует несколько способов регулирования перекрестков, это:
- Светофор;
- Знаки дорожного движения;
- Сотрудник ГАИ и ДПС, то есть регулировщик;
Помимо регулирования перекрестов с вмешательством третьих лиц или специального оборудования (знаки или светофор) существует дополнительные правила, которые при отсутствии всех составляющих, способны разрешить спор.
На сегодняшний день — это:
-
Неравное покрытие дорог
. Покрытие дороги определяет роль движения на перекрестке по ней. То есть, если перекресток представляет собой пересечение гравийной и асфальтной поверхности. Дорога с асфальтной поверхностью считается главной. -
Правилом правой руки
. Если движение перекрестка ничем не регулируется и покрытие дороги равное, то руководствуемся «помехой справа». То есть, все те транспортные средства, которые находятся справа, имеют первостепенную роль, а, значит, водитель слева уступает дорогу.
Согласно правилам дорожного движения, перекресток, где очередность движения не регулируется светофором, сотрудников ГАИ, то есть регулировщиком, знаками, а также перекресток, где дороги имеют одинаковое покрытие, является нерегулируемым перекрестком равнозначных дорог.
Отсюда получаем, что равнозначная дорога – это участок дороги, который не регулируется, ни знаками, ни устройствами, где нет регулировщика. При этом покрытие дорог равное. А перекресток равнозначных дорог – это пересечение улиц, где направления являются равными по значению.
Пример ДТП на перекрестке равнозначных дорог
Равнозначный перекресток делает вероятными следующие ситуации, способные привести к аварии:
- Автомобиль A собирается свернуть налево. По дороге, расположенной перпендикулярно его изначальному направлению, движется машина B. Она никуда не сворачивает. И ее водитель уверен, что имеет приоритет, поэтому происходит столкновение. На самом деле уступить обязан был водитель B, так как автомобиль A приближался к нему справа. И несмотря на то, что A поворачивал влево, уступать оппоненту был не должен. Ведь B ехал не со встречного направления, а с бокового.
- К пересечению имеющих одинаковый статус путей одновременно со всех сторон приближаются 4 автомобиля. Среди них есть желающий повернуть налево, развернуться и проследовать прямо. В этом случае каждый из четырех автомобилей должен уступать одному из оппонентов. А значит, никто не сдвинется с места первым, ведь это станет нарушением ПДД.
В таком ДТП при несоблюдении правил могут поучаствовать все автомобили. Избежать его можно, если каждый водитель сбросит скорость перед участком, оценит обстановку. А затем с помощью жестов им следует договориться, кто все же проедет первым.
Рекомендуем прочитать о правилах проезда на Т-образном перекрестке. Из статьи вы узнаете о правилах проезда на регулируемом/нерегулируемом, равнозначном, со светофором Т-образном перекрестках. А здесь подробнее о причинах, которые чаще всего приводят к ДТП на перекрестке.
Поворот направо
При выполнении поворота направо траектория белого автомобиля не пересекается с траекториями других машин, поэтому такой маневр можно выполнить независимо от того, подъезжают ли транспортные средства с других направлений.
Движение прямо
При движении прямо траектория белого автомобиля пересекается с траекториями других автомобилей. При этом следует уступить дорогу оранжевому автомобилю, который подъезжает к перекрестку справа.
Поворот налево или разворот
Напомню, что при выполнении поворота налево или разворота на перекрестке кроме пункта 13.11 правил действует еще и пункт 13.12. Поэтому необходимо уступить дорогу как автомобилям, приближающимся справа (независимо от того, в какую сторону они едут), так и автомобилям, которые едут Вам навстречу и выполняют поворот направо или продолжают движение прямо. Т.е. следует уступить дорогу и оранжевой машине, и синей.
Обратите внимание, траектория Вашего автомобиля не всегда будет пересекаться с траекториями вышеперечисленных машин, поэтому уступать дорогу нужно не всем автомобилям.
Например, если на перекрестке пересекаются многополосные дороги, то автомобили смогут разъехаться и их траектории не будут пересекаться.
Равнозначный и неравнозначный в ПДД
Равнозначные и неравнозначные перекрестки в «Правилах…» разделены, хотя в документе отсутствуют разъяснения обоих терминов. Зато имеется понятие «главная дорога»:
Если она есть, пересекающее ее направление является второстепенным. А перекресток – неравнозначным. Отсутствие такого деления сходящихся путей меняет его статус на противоположный.
Среди основных терминов, использующихся в ПДД, есть также следующий:
Он имеет отношение и к неравнозначным пересечениям путей, и к тем, где сходятся дороги с одинаковым статусом. Но требование в обоих случаях выполняется по разным правилам.
В самом же определении перекрестка отсутствует разъяснение о том, какие они бывают. Но это не отменяют различий.
Какой может быть неразрешимая ситуация на перекрестке
На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.
Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.
Суть этой неразрешимой ситуации в том, что каждый из водителей должен уступить дорогу другому автомобилю (который находится справа от него). Белый уступает оранжевому, оранжевый — синему, синий — зеленому, зеленый — белому. Поэтому все они вынуждены стоять и проехать не могут.
Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.
Однако если такая ситуация возникнет на практике, то не рекомендую Вам блистать знаниями и первым выполнять поворот направо. Пусть лучше это сделают другие водители.
Связано это, во-первых, с тем, что при приближении к перекрестку Вы уже заняли правильное положение на проезжей части, соответствующее намеченному направлению выезда. Поэтому поворот из такого положения направо может привести к нарушению правил или к ДТП.
Во-вторых, водитель не имеет информации о том, куда приведет его правая дорога и удастся ли там развернуться. Поэтому лучше подождать, пока ситуация разрешится сама собой, оставаясь на своем месте перед перекрестком.