Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О камеральной налоговой проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.
Акт проведения камеральной проверки
На сегодняшний день камеральной проверке подлежат не только 3-НДФЛ, но и все отчеты и декларации, представляемые в налоговый орган. Если налогоплательщику не было направлено уведомление о результатах проверки, это не значит, что ее не было.
Результат проверки будет зависеть от того, как прошла камералка. Если при этом не были выявлены нарушения, то налоговики могут не оформлять свое решение. Таким образом, если по окончании срока, установленного для камеральной проверки, налогоплательщику не был направлен акт, это будет значить только одно – нарушения в ходе проверки не выявлены.
Если при камералке были выявлены какие-либо нарушения, то ФНС обязана уведомить о них путем направления соответствующего акта. Сделать это она должна в срок до 10 рабочих дней с даты завершения камеральной проверки.В некоторых случаях к акту налоговики прикладывают доказательства нарушений.
Что налоговая может затребовать дополнительно
Налоговое законодательство запрещает контролерам истребовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения (п. 7 ст. 88 НК РФ).
При этом законодатель делает оговорку: такие запросы будут законны только в одном случае — если Налоговый кодекс требует представлять данные документы вместе с декларацией. Обычно мы сдаем пакет подтверждающих документов при заявлении налоговых вычетов. Для каждого вида вычета предусмотрен свой набор бумаг, за полнотой и достоверностью которых зорко следят контролеры.
Какие документы вместе с 3-НДФЛ потребуются в зависимости от вида налогового вычета, узнайте из статей:
Дополнительно инспекторы запрашивают у налогоплательщика пояснения, если выявят ошибки или расхождения в 3-НДФЛ. Представить такие пояснения необходимо в течение 5 рабочих дней с момента их истребования (п. 3 ст. 88 НК РФ). Какие обстоятельства влияют на длительность камеральной проверки 3-НДФЛ, вы узнаете далее.
Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2021 году
Каждая поступившая налоговикам декларация подвергается камеральной проверке — одной из форм налогового контроля. Декларация 3-НДФЛ не исключение. Отраженные в ней сведения и приложенные документы подлежат проверке с учетом следующих условий по срокам:
- контрольные процедуры могут продолжаться любое количество времени (например, 1 день или 3 недели), но не могут выходить за пределы 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ);
- начальная дата проверки 3-НДФЛ совпадает с моментом ее получения инспектором.
Какими путями 3-НДФЛ может попасть в инспекцию, см. в материалах:
- «Как подать декларацию 3-НДФЛ через госуслуги?»;
- «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».
Срок проверки налоговой декларации 3-НДФЛ внутри 3-месячного периода может зависеть от нескольких факторов:
- объема отраженных в отчете данных;
- количества подтверждающих документов;
- наличия в представленных данных противоречий, несоответствий с имеющимися у инспектора данными и (или) ошибок;
- загруженности налогового инспектора и т. д.
Как оспорить результат проверки
Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:
-
в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
-
после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.
В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:
-
привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
-
освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.
ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе
Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.
Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.
Кроме того:
- отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
- сокращается число контролируемых сделок;
- ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
- расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
- отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.
В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Подводя итог, можно выделить несколько важных пунктов.
1. Камеральная ревизия — обязательный этап перед получением налогового вычета. Итог контрольных мероприятий напрямую зависит от того, какую сумму вы получите.
2. Срок проведения контрольных мероприятий изменить нельзя. Этот срок строго регламентирован.
3. Ревизии подвергаются все поданные документы всех налогоплательщиков.
4. 3-НДФЛ нужно подавать за каждый налоговый период по соответствующей форме.
5. Для увеличения времени проверочного процесса должны быть веские причины. Просто так никто не будет задерживать камеральный контроль. Это прописано в Регламенте ФНС.
6. Решение по результатам можно оспорить. Порядок оспаривания такой: сначала через вышестоящий налоговый орган, затем через суд.
Сколько проверяют 3-НДФЛ, зависит от формы отчетности и от статуса налогоплательщика — физлицо или юрлицо. Помните, в каких случаях данное мероприятие может затянуться, и чем чревато неверное заполнение документов.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
С 1 июля этого года у налоговиков будет в распоряжении еще одно основание, чтобы затребовать данные к отчетности, а также новые обстоятельства для приостановки и возобновления камералки.
ИФНС сможет требовать пояснения по действиям, не подлежащим или освобожденным от налогообложения.
Сейчас можно запрашивать дополнительные разъяснения по льготам, которых нет у других категорий налогоплательщиков.
Планируется, что в Налоговом кодексе будет уточнен перечень случаев, когда налоговая может не принять отчет. Один из них – подпись деклараций лицом, которое не обладает такими полномочиями.
Также меняются правила проведения возобновленной проверки. Пока схема такая: если камералка не закончена, а уточненная декларация уже предоставлена, проверка переключается на второй вариант. Если налогоплательщик получит уведомление, что его отчеты не приняты, инспекция возобновит проверку первого.
Обновленная версия правил предполагает, что в срок проверки, которая возобновлена, не будет включаться время, потраченное на прекращенную камералку. Информация, которая появилась у ИФНС в процессе прекращенной проверки, может быть использована для налогового контроля.
Сроки камеральной налоговой проверки налоговой декларации — 3 месяца с возможностью увеличения срока до 4-х месяцев
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу.
Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца.
Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше. Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье.
В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц. Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.
Всем известно, что налоговики осуществляют контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах посредством камеральных и выездных проверок.
В отличие от выездного камеральный контроль, в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ, осуществляется одним проверяющим без какого-либо специального решения руководителя налогового органа непосредственно на территории инспекции и только при наличии налоговой декларации .
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07 налоговый орган не вправе доначислить налог, пени и штраф по результатам камеральной проверки при отсутствии представленной налогоплательщиком декларации.
Порядок проведения камеральной проверки, ее сроки, права и обязанности проверяющего и проверяемого изложены в ст. 88 НК РФ. В данную норму права неоднократно вносились изменения, в том числе относительно момента начала контрольных мероприятий.
Начало проверки «почтовых» деклараций
Теперь обратимся непосредственно к вопросу определения момента начала камеральной проверки. Необходимо пояснить, что интересовать нас будут только декларации, представленные по почте.
Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено три способа подачи декларации: лично в руки инспектору в операционном зале налогового органа, по почте или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При отправке отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, а при передаче в электронной форме по ТКС — дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи или налогового органа.
Когда декларация поступает непосредственно в окно операционного зала или по ТКС, вопросов не возникает, поскольку налоговики не ущемлены в своих правах по использованию для проведения контрольных мероприятий всего установленного трехмесячного срока. В таком случае оперативность инициирования проверочных мероприятий зависит только от контролеров, поскольку показатели декларации практически в день представления заносятся в информационные ресурсы налогового органа.
Сложнее дело обстоит с отчетностью, направленной налогоплательщиками по почте, так как она поступает в инспекцию через несколько дней после отправки. Кроме того, поскольку количество «почтовых» деклараций довольно велико, а посылаются они плательщиками, как правило, в последний день установленного срока, у налоговиков уходит еще несколько дней на распаковывание конвертов и внесение информации из деклараций в электронные базы данных. А если прибавить сюда еще некоторый период времени на выставление требования о представлении документов и его исполнение проверяемым лицом (10 рабочих дней со дня получения требования — п. 3 ст. 93 НК РФ), то непосредственно на саму камеральную проверку из трех отведенных месяцев у налоговиков остается чуть больше половины указанного срока. Вероятно, такая ситуация сподвигла финансовое и налоговое ведомства обратиться к обозначенной проблеме.
Есть акт — должно быть решение?
Итак, позиции налоговиков и судей явно противоположны друг другу, и причина тому — отсутствие единого мнения, в какой момент завершается камеральная проверка. Арбитры полагают: если контролеры до подачи проверяемым лицом «уточненки» не успели вынести решение по итогам проверки ранее представленной декларации, оно вообще не должно появиться на свет, поскольку все действия в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ должны быть прекращены.
В свою очередь, налоговики считают, что действовать нужно по принципу: каждому акту должно соответствовать решение, поскольку в гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ четко прописаны процедура налоговых проверок, формы и методы их проведения. Исходя из положений ст. 100 НК РФ стадия налогового контроля заканчивается составлением соответствующего акта. За этой стадией следует стадия привлечения проверяемого лица к ответственности, которая в силу ст. 101 НК РФ завершается вынесением руководством налоговой инспекции одного из двух решений: о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Между тем ФНС понимает, что если после подписания акта, но до вынесения решения налогоплательщик скорректировал налоговую базу или вычеты, то формальный подход при вынесении решения неприменим. Оно не может быть принято без тщательного анализа внесенных в отчетность изменений, что, возможно, приведет к корректировке доначисленных в акте сумм налогов.
Другими словами, главное налоговое ведомство нацеливает нижестоящие инспекции на то, что проверяющий обязан сопоставить показатели ранее поданной и уточненной деклараций и установить, за счет чего изменилась итоговая сумма налога к уплате или возмещению из бюджета.