Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла закон о дистанционных медосмотрах водителей с 1 сентября». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: нововведения
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2021 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
- предрейсовый осмотр;
- перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
- по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
- уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
- Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
- Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
- Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Организация предрейсового медицинского осмотра
Согласно Приказу №835н, существуют следующие требования, касающиеся организации проверки здорового и бодрого состояния сотрудников:
- Предрейсовый медосмотр проводится до начала смены, чтобы выявить факторы, способные привести к аварии по причине проблем со здоровьем водителя;
- Организация и фиксирование проведения предрейсовых осмотров — ответственность работодателя;
- Медицинский специалист, проверяющий состояние сотрудника, обязан иметь соответствующую квалификацию и сертификат, разрешающий осуществление данной деятельности.
Согласно ТК РФ, время, потраченное на прохождение предрейсового осмотра, входит в число рабочих часов сотрудника. Если по трудовому договору смена водителя длится с 9:00 до 18:00, а контроль состояния занимает 15 минут, начало движения осуществляется в 9:15.
Цель проведения процедуры
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.
Допуск к работе и последствия запретов
Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.
Справка должна содержать следующую информацию:
- подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
- описание объёмов оказания помощи заявителю;
- диагностирование болезней по предварительным заключениям;
- цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
- дата, точное указание времени проведения контроля;
- порядковый номер самого мероприятия.
Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону
Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):
- с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
- сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
- имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
При этом:
- либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
- либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
- либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.
Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Медицинский осмотр водителей позволяет оперативно решить проблемы с контролем состояния здоровья сотрудников фирмы. Если у работника будут выявлены определенные симптомы заболеваний, то его не допустят к управлению автомобилем.
Организацией медосмотров занимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в штате которых присутствуют водители. Мероприятие может проводиться как в начале рабочего дня, так и в конце.
Если говорить о послерейсовом осмотре, то он осуществляется после рабочей смены водителя, который занимается перевозкой пассажиров или опасных грузов. Согласно действующим нормативно-правовым актам, время, затраченное на проведение необходимых процедур, необходимо засчитать сотруднику в отработанные часы.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые наносят вред здоровью человека.
Если нарушить порядок процедуры послерейсового осмотра, то работодатель понесет ответственность. Юридическое лицо или ИП обяжут выплатить штраф, размер которого может превышать 100 тыс. рублей.
Внимание! Результаты послерейсового осмотра отражаются в соответствующем журнале.
Результаты медосмотра
Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:
- допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
- или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.
Данный Порядок рассчитан на проведение не только медосмотров предсменных либо предрейсовых, но и послесменных, а также послерейсовых. А вот те категории сотрудников, которые были бы обязаны проходить медицинское освидетельствование, не указаны. Поэтому данный Порядок в этом пункте отсылает к федеральным законам, а также есть необходимость просмотреть Трудовой кодекс. Здесь, в первую очередь, говориться, как о статье под номером 213 ТК, так и статье 23 закона № 196-ФЗ от 10.01.1995 года.
Следует уточнить, что требования, которые предъявляет Порядок, должны выполнять и индивидуальные предприниматели, если у них есть транспортное средство и они управляют им самостоятельно. А вот о сотрудниках, пользующимися собственными автомашинами, но для служебных целей, ничего не говориться. Скорее всего, медицинский осмотр проходить им не нужно.
Какая же цель поставлена перед медосмотрами? Здесь главное найти следующие признаки:
- как на работника влияют вредные факторы;
- подвержен ли сотрудник состояниям или имеет заболевание, которое могло бы помешать ему выполнять свою работу;
- алкогольное либо наркотическое и даже токсическое опьянение;
- остаточное явление после состояния опьянения.
Раньше невозможно было найти упоминания о наркотическом либо токсическом опьянении. Не говорилось и о похмелье, то есть остаточном явлении опьянения.
Главная цель послесменного, а также послерейсового медицинского осмотра – это выявить такие признаки, как:
- воздействует на сотрудника вредные факторы на производстве;
- есть ли у него острые профзаболевания либо отравления;
- опьянения, и не только алкогольное.
Если сравнивать с предсменным либо предрейсовым медосмотром, то послесменное и послерейсовое освидетельствование имеет свою, особую, задачу! А именно, нужно выявить проявилась ли острая форма профзаболевания. Тут и так все понятно – обычно, когда на человека воздействуют вредные факторы, то после смены обостряются болезни.
Пройти предрейсовый осмотр просто обязаны все водители и во время всего время своей работы в данной должности. Это очень важно, так как другие работники, пускай они и управляют транспортным средством во время своей смены, проходить такое медицинское освидетельствование не обязаны. Это касается и водителей, которые работают в экстренном оперативном отделе – им также нет необходимости проходить осмотр.
Что касается послерейсового медосмотра, то его во время всей своей работы обязаны проходить водители, если, конечно, они перевозять пассажиров либо опасные грузы. Здесь следует понимать, что данное требование обязаны выполнять не только работники специализированных парков – автобусных либо троллейбусных, но также и водители, перевозящие только тех людей, которые трудятся на их предприятии.
Проводить процедуру медицинского осмотра могут:
- медицинские работники, имеющие высшее либо среднее профильное образование;
- медицинские организации;
- организации, работающие в сфере медицинской деятельности;
- медработник, который является штатным сотрудником компании, проводящей медосмотр.
Вот только следует уточнить, что если в штате компании имеется медицинский работник, то данная организация должна иметь лицензию для проведения этой процедуры. Без лицензии могут обойтись предприятия, которые являются частной системой здравоохранения, и работают в сфере медицинской деятельности на территории «Сколково» – инновационного центра (это оговорено пунктом 46 ч.1 ст.12 закона, принятого 04.05.20011 года под номером 99-ФЗ).
По каким причинам происходит отстранение водителя от выхода на линию?
Врачебный контроль необходимо вести тщательно и регулярно. Медики работают, чтобы не только предотвратить выход в рейс работника в состоянии опьянения различного типа, но и на ранних стадиях выявляют хронических заболевания и патологии. Именно они могут стать причинами потери сознания за рулем, аварии, которая произойдет из-за резкого и внезапного снижения концентрации.
Законом определены конкретные проблемы физического и психологического характера, при которых появляются поводы для не допустить водителя выполнять свои профессиональные обязанности:
- опьянение в результате приема алкоголя или запрещенных веществ;
- изменение давления, сильно отличающееся от стандартных показателей данного пациента;
- признаки обострения болезни, нетипичного и тревожного развития;
- высокий или слишком низкий уровень ЧСС;
- хроническое заболевание в стадии обострения;
- пребывание под воздействием психотропных препаратов.
По окончанию осмотра выносится заключение. Если не выявлено никакой патологии, препятствующих работе, в путевой лист водителя ставится штамп, в котором отмечено, что «предрейсовый осмотр пройден, к работе допущен». Аналогичный штамм ставится и при прохождении послерейсовго осмотра. Штамп заверяется личной подписью медицинского работника. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал.
В случае выявления в ходе осмотра какого-либо заболевания или состояния, препятствующего выполнению трудовых функций, водителю выдается справка соответствующего образца. С этой справкой он направляется в лечебное учреждение для решения вопроса о признании его нетрудоспособным. В справке указывается предварительный диагноз, объем оказанной помощи.
Кому необходим предрейсовый и послерейсовый медосмотр
В соответствии с Приказом РФ №196 предрейсовый медицинский осмотр проводится в отношении водителей, если их работа связана с перемещением сложных, ядовитых, взрывоопасных, токсичных грузов, а также для работающих на общественном транспорте:
- шоферов личных транспортных средств и арендованных авто;
- водителей городских и междугородних рейсовых автобусов;
- дальнобойщиков, управляющих грузовыми машинами с опасным содержимым;
- индивидуальных предпринимателей при личном управлении автотранспортом.
Исключение представляют водители экстренных служб:
- пожарной части;
- полиции;
- медицинских работников скорой помощи;
- МЧС.