Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС к зачету». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство плательщиков исходит из того, что размер переплаты может быть разным. Если он, что называется «копеечный», многие из них вообще ничего не делают. И это их право. Такой вариант тоже не исключается и имеет место быть.
На какие сроки заявителю нужно обратить внимание
Если ИФНС самостоятельно производит зачет переплаченной суммы в счет недоимки, то данное решение она может принять на протяжении 10 раб. дн. после того (дня), как выявлена переплата, подписан акт сверки с плательщиком либо начало действовать решение суда.
В общем случае ИФНС должна сообщить о принятом по заявлению решении на протяжении 5 раб. дн. после его принятия. По результатам рассмотрения заявления ИФНС может (обоснованно!) отказать заявителю, указав причину отказа в своем решении. Заявитель может запросить копию данного решения.
При принятии положительного решения обычно зачет сумм производится в течение месяца. Если же заявитель подавал еще и уточненку, тогда срок будет более длительным и может составлять как минимум 3 мес.
При необоснованном отказе заявитель может подать жалобу в вышестоящий орган либо, в крайнем случае, обратиться за возмещением переплаченной суммы в суд. Срок обращения по таким вопросам в вышестоящие инстанции составляет год, а по возмещению через суд – 3 года. Обжаловать отказ ИФНС судебным порядком можно в течение 3 мес.
Как распорядиться положительным сальдо ЕНС
Налоговое законодательство предусматривает право на возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств — налога, авансовых платежей, сборов и страховых взносов, пеней или штрафа. Переплату можно вернуть или зачесть. Процедура возврата и зачета таких сумм одинакова для налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов либо налоговых агентов. Заявитель обращается в налоговый орган и представляет данные: в каком размере и по какому налогу излишне уплачена сумма, и каким образом он намерен использовать сумму переплаты.
Ввиду перехода с 2023 года на новый порядок уплаты налогов в виде единого налогового платежа в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся вопросов распоряжения суммами, которые являются переплатой и отражаются как положительное сальдо единого налогового счета (ЕНС).
Ст. 78 (зачет) и 79 (возврат) претерпели изменения, поэтому перед тем, как обратиться в ИФНС, следует ознакомиться с нововведениями.
Что можно сделать с переплатой
Компания сама решает, какой вариант ей удобнее. Можно вернуть излишне уплаченный НДС на расчетный счет или зачесть в счет других налогов. А можно вообще ничего не предпринимать, и тогда переплату автоматически зачтут в счет уплаты НДС будущего периода, как только в карточке лицевого счета отразятся очередные начисления по этому налогу.
Если у организации есть долги перед бюджетом по НДС или другим федеральным налогам, пеням и штрафам, первым делом налоговая инспекция зачтет переплату в счет погашения этих долгов (п. 6 ст. 78 НК РФ). Самостоятельный зачет в счет недоимки налоговики могут проводить только за последние три года.
НДС – федеральный налог, и зачесть переплату по нему можно только в счет федеральных налогов, но не региональных или местных.
В 2021 году действуют следующие правила:
- зачесть налоговую переплату в счет предстоящих платежей или погасить недоимку можно лишь по налогам независимо от того, в какой бюджет они перечисляются. К примеру, если излишне уплачен федеральный налог (например, на прибыль), то за его счет можно погасить задолженность или штраф по региональным или местным налогам (например, по транспорту, или земле);
- на возврат переплаты по налогу на расчетный счет имеется ограничение. Возврат чистыми денежными средствами невозможно произвести, когда есть задолженность по любым налогам. Сначала за счет переплаты потребуется погасить задолженность по налогам, штрафам и пени (п. 6 ст. 78 НК);
- если компания переплатила страхвзносы или ИФНС их излишне взыскала, то переплату можно вернуть или зачесть, но только в счет будущих платежей по страхвзносам.
По общим правилам, любой федеральный налог, в том числе на прибыль, можно зачесть в счет будущих платежей по любому другому федеральному платежу или штрафов и пеней в федеральный бюджет. При этом имеющаяся недоимка погашается инспекцией самостоятельно и не требует участия организации. Однако за последней сохраняется право подать обращение на зачет переплаты по налогам, заявление для этого подается в инспекцию по месту учета организации в бумажном или электронном виде.
Для отражения операции зачета, согласно плану счетов, утвержденному Приказом 94н, для бюджетных учреждений используются счета по аналогии.
Произведен зачет суммы по прибыли в счет уплаты НДС |
68-НДС |
68-пр |
20 000 р. |
Решение, бухгалтерская справка |
Решение о зачете излишне уплаченного налога
Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.
Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.
Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.
Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей
Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.
Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.
Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.
Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.
Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.
Анализ проблемы возврата излишне уплаченных сумм налога налоговым агентом на примере НДС
В принципе, предлагаемый ниже автором подход может быть использован в отношении любого налога, для которого предусмотрена ситуация когда обязанность по уплате налога исполняется не самим налогоплательщиком, а налоговым агентом. Просто для меня эта проблема стала актуальной именно в связи с уплатой НДС.
Типичные случаи, в которых возникает феномен излишней (или ошибочной) уплаты НДС налоговым агентом в бюджет связаны:
- с неправильным указанием наименования контрагента-налогоплательщика;
- с уплатой НДС в отношении операций, не облагаемых НДС;
- с уплатой НДС в ситуациях, когда выяснялось, что контрагент-налогоплательщик зарегистрирован в налоговых целях в России и обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате НДС в бюджет.
Впрочем, основания появления сумм излишне уплаченного налога могут быть разными, это не имеет значения с точки зрения предлагаемого автором анализа ситуации.
На сегодняшний день, основным подходом к проблеме возврата излишне (ошибочно) перечисленного налога является позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 (далее по тексту — Постановление), «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», в п.
24 которого указывается, что «излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего».
Ну и поскольку законом такой возврат не предусмотрен, то и судебная практика достаточно очевидна:
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2009 по делу N А58-609/09 устанавливается, что суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, поскольку законодательством не установлена обязанность налогового агента возвратить налогоплательщику излишне удержанный им НДС.
Интересно, что в проект новой редакции этого Постановления, достаточно долго обсуждаемого, но до сих пор не принятого официально, пункт 37, посвященный этой проблеме дополнен новеллой о том, что излишне уплаченный налог может быть возвращен и в случае, если налоговый агент по собственной инициативе уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Анализируя текст Постановления, в интересующей нас части, нельзя не обратить внимание на стиль изложения – констатация, без малейшей попытки обосновать предлагаемый подход ссылками на нормы законодательства.
Собственно и обосновать-то такой подход нечем, кроме как некими соображениями о «системном подходе». Особенно хорошо это видно при сравнении действующей редакции Постановления и проекта новой его редакции.
Очевидно, причиной появления новеллы не послужило изменение законодательства, то есть она появилась как адаптация судебной практики к обстоятельствам коммерческого оборота.
Следует задаться вопросом: «Почему Пленум ВАС не может выработать непротиворечивую, обоснованную нормами права и справедливую, с точки зрения коммерческого оборота, позицию по вопросу возврата излишне уплаченного налога налоговому агенту?».
В приведенном выше решении суда № А58-609/09, истец тщетно пытался обосновать требование о возврате НДС, ошибочно уплаченным им в качестве налогового агента, аргументируя тем, что Постановление Пленума не применимо в его случае. Существуют ли иные аргументы, позволяющие налоговому агенту вернуть «излишне уплаченный налог»? Замечу, что фраза «излишне уплаченный налог» не случайно взята в этом вопросе в кавычки.
Налоговый Кодекс РФ содержит в себе немало понятий, которые следует охарактеризовать как юридическая фикция.
В качестве примера, можно привести понятие «реализация работ», природа которого исследовалась автором (в соавторстве) в журнале «НАЛОГОВЕД» (№ 4, 2013).
Именно наличие такого рода понятий приводит к появлению большого количества проблем у налогоплательщиков, и создает трудности для правоприменителей при попытке выработать непротиворечивую, основанную на нормах законодательства правовую позицию.
- Такой же юридической фикцией, по мнению автора, является и понятие «излишне уплаченный налог».
- В реальности, в фактических налоговых правоотношениях, «излишне уплаченного налога» просто не существует.
- Дело в том, что сумма, уплаченная в бюджет, может называться налогом только в случае, если этой сумме корреспондирует соответствующая обязанность налогоплательщика по уплате налога.
В соответствии с п. 1, статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В тех случаях, когда основания для возникновения налога отсутствуют, даже если налогоплательщик или налоговый агент ошибочно полагал, что такие основания наличествуют, сумма, уплаченная в бюджет, не имеет налоговой природы.
Таким образом, сумма, уплаченная «излишне», то есть вне оснований для уплаты налога, налогом вообще, и «излишне уплаченным НАЛОГОМ», в частности, не является.
Как следствие, перечисление такой суммы не порождает последствий, присущих уплате налога.
Возвращаясь к типичным случаям возникновения «излишне уплаченных сумм НДС», перечисленных в начале статьи, следует признать, что в ситуации, когда налоговый агент заплатил НДС в отношении неправильно указанного, то есть несуществующего налогоплательщика, то эту сумму НДС невозможно считать средствами, принадлежащими несуществующему лицу. Эти средства не являются уплатой налога, принадлежат и должны быть возвращены именно организации перечислившей их в качестве налогового агента. Вернее сказать, организации, ошибочно полагавшей, что существуют основания выступать в роли налогового агента в отношении несуществующей организации.
Точно так же, и в случае с уплатой НДС в отношении операций, не облагаемых НДС, и в случае уплаты «агентского» НДС в отношении контрагента-налогоплательщика, самостоятельно исполняющего обязанности по уплате НДС в бюджет: суммы, перечисленные налоговым агентом, при очевидном отсутствии оснований для такого порядка уплаты НДС, уплачены из средств, принадлежащих налоговому агенту и подлежат возврату именно ему.
В свете предлагаемого автором подхода, следует определиться с правовой природой платежей, совершаемых в треугольнике: налоговый агент, налогоплательщик, бюджет. Для того, чтобы продолжить рассуждения, необходимо обозначить отправную точку. И такой отправной точкой для автора является концепция «НДС всегда в цене».
Не вдаваясь в подробности, эту концепцию можно условно сформулировать как понимание, что рыночная цена на товары, услуги облагаемые НДС, то есть цена, формируемая на рынке спроса и предложения, всегда включает в себя НДС, даже если продавец и покупатель об этом специально не договаривались.
Именно так, и особенно наглядно, это происходит при розничной купле-продаже или оказании услуг физическим лицам. Эта концепция в полной мере применима и к сделкам, совершаемым с иностранными организациями.
Кстати, если российская организация приобретает, например, гостиничные услуги для командированного сотрудника в иностранном государстве, то эта российская организация приобретает услугу именно по рыночной цене. И даже если в счете гостиницы выделен НДС, российская организация иностранный НАЛОГ не платит, а платит цену как таковую.
Здесь же следует упомянуть и о том, что достаточно распространена практика, когда стороны договариваются о цене, специально оговаривая, что сумма, о которой стороны пришли к соглашению не включает НДС (а иной раз и другие налоги). Такую ситуацию, по мнению автора, следует трактовать как соглашение не о цене, а соглашение о способе расчета окончательной рыночной цены, когда оговоренная сумма должна быть использована как база для расчета.
Что же происходит в ситуации, когда налоговый агент ошибочно уплачивает за налогоплательщика в бюджет НДС?
- сумма, уплаченная налоговым агентом в бюджет не является налогом, ее следует расценивать как ошибочно перечисленные в бюджет средства, принадлежащие налоговому агенту и подлежащие возврату налоговому агенту;
- сумма, удержанная налоговым агентом и не перечисленная контрагенту-налогоплательщику не является «необоснованно удержанной суммой налога», как это указывается в проекте Постановления Пленума ВАС, а является суммой необоснованно удержанной части цены, и должна быть перечислена контрагенту в рамках гражданско-правовых отношений.
- Контрагенту-налогоплательщику следует учитывать то обстоятельство, что ошибочное перечисление налоговым агентом средств в бюджет, не является основанием для неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС по сделке.
В заключение хотелось бы отметить, что применение изложенного автором подхода для защиты прав налогового агента возможно и в условиях действующей редакции Налогового Кодекса. Подход согласуется с базовыми принципами Налогового Кодекса и лишь выводит ситуацию из-под пресса подхода, основанного на оценке принадлежности средств, уплаченных в бюджет в качестве НДС.
Ну и конечно, было бы большим подспорьем для налогоплательщиков, да и для налоговых органов, если бы Пленум ВАС сформулировал свою позицию с учетом несовершенства положений Налогового Кодекса, регулирующих возврат излишне уплаченных сумм.
Как заполнить заявление на возврат налога
Заявление на возврат налога заполняется по аналогичным правилам. Обратите внимание, что сама обновленная форма КНД 1150058 уже содержит детальные инструкции и подсказки к заполнению.
Документ может быть оформлен только в отношении конкретного фискального платежа. Объединить несколько видов переплат в одном заявлении на возврат нельзя. Даже если налогоплательщик возвращает излишне уплаченные пени и штрафы по одному сбору, то придется подготовить два заявления на возврат. Одно — для пени по налогу, второе заявление — на возврат штрафа. Так как для каждого платежа определяется соответствующий код бюджетной классификации — КБК.
Заявление на возврат налога подавайте именно в то отделение ФНС, в котором налогоплательщик поставлен на учет. Если переплаченная сумма выявлена по обособленному подразделению, заявите о ней в ИФНС по месту постановки на учет ОП.
Инструкция по заполнению заявления на возврат налога, ключевые аспекты:
- КПП следует указывать код, присвоенный организации либо обособленному подразделению в налоговом органе, в который подаете заявление на возврат налога.
- Верно укажите причину образования переплаты. Доступно несколько вариантов на выбор. Например, при излишней уплате укажите в заявлении на возврат налога код «1». Если же налогоплательщик претендует на возмещение НДС или акцизов из бюджета, то впишите «3».
- Детализируйте вид платежа, по которому оформляете возврат денежных средств из бюджета. Если возвращаете сумму по основному обязательству, пропишите в заявлении на возврат «1», для возмещения излишне уплаченных пеней — «4», по штрафам — «5».
- В раздел «Сведения о счете» заявления на возврат налога внесите необходимую информацию о банковской организации, в которой открыт соответствующий расчетный счет. Затем укажите вид счета, согласно расшифровке, обозначенной в пункте 6 правил заполнения (смотри саму форму КНД 1150058). Получатель — это организация-заявитель.
Обратите внимание, что для учреждений бюджетной сферы предусмотрены исключительные правила заполнения. Так, к примеру, бюджетное учреждение в пункте «Наименование банка» должно указать наименование органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет. Номер счета — это стандартные 20 знаков. А вот получатель платежа для бюджетников — это не наименование организации, как например, должны прописать НКО или коммерческие фирмы. В данном пункте необходимо указать код «3» и вписать наименование органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов. В большинстве случаев это территориальное отделение органа Федерального казначейства.
Номер лицевого счета и КБК зачисления НКО и коммерческие фирмы не указывают. А вот учреждениям госсектора заполнять пункты обязательно. Номер лицевого счета — это уникальный номер (может содержать не только цифры, но и латинские буквы). А вот КБК определяется для каждого типа учреждения в индивидуальном порядке:
- автономные проставляют нули в коде бюджетной классификации;
- бюджетные — указывают КБК 00000000000000000130;
- казенные — заполняют КБК в соответствии с Приказом Минфина № 132н.
Последний раздел заявления на возврат налога заполнять не нужно. Он предназначен для физических лиц.
Иногда происходит излишняя уплата по федеральному налогу и недоплата по тому, который регулируется субъектом, то есть платежи осуществляются на разные уровни бюджетной системы. Это называют нарушением межбюджетного регулирования, и такие случаи регулируются не статьей 78 НК РФ, а Приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н и Бюджетным кодексом.
Прежде всего в такой ситуации необходимо уточнить платеж по налогу, из-за которого возникла проблема. А затем для исправления положения написать и направить в налоговую инспекцию письмо об уточнении реквизитов платежного поручения в части кода бюджетной классификации. Составляется оно в свободной форме, а подается в письменном или электронной виде.
Зачесть переплату по разным октмо 2021
В файле , который мы предварительно скачали , со сверкой с бюджетом есть только две строчки с новым ОКТМО 40313000. А где остальные, ведь мы перешли на новый адрес 2019-11 , а сейчас 2020-03. С 2019-11 все декларации и налоги платили (по закону) с новым ОКТМО.
И тут похоже приходим осознание, что эти декларации и оплаты еще где-то в пути ! А это немало почти 4 месяца!
И тут еще один нюанс : похоже пока строчка с новым ОКТМО НЕ появится , на него зачет сделать не удастся.
Ждем результатов….
Орловский Павел
В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.
Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:
- Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2021 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
- Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).
-
Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.
Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя (поля 14,15).Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:
Обстоятельства, в связи с которыми организации оплачивают налог сверх положенного, могут быть разными. Они могут быть вызваны банальными техническими ошибками специалистов отдела бухгалтерии, переплатами по авансовым платежам, неправильно рассчитанной налогооблагаемой базой и т.д. У предприятий в таких случаях есть два пути: либо запросить возврат денежных средств, либо написать заявление об их зачете.
Переплату может обнаружить как сам налогоплательщик, так и работники налоговой инспекции.
Зачет является наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы чрезмерных налоговых перечислений.
Не все виды налоговых платежей могут корректироваться в случае переплаты по ним, и наоборот, не на все виды платежей можно эту переплату перенаправить. В таблице представлены виды разрешенных к корректировке переплат с соответствующими им возможностями направления средств.
№ | Разновидность налоговой переплаты | Куда разрешено перенаправить деньги |
---|---|---|
1 | Федеральное налогообложение (переплата по НДС, по ЕНВД, налогу на прибыль и т.п.) | В счет будущей уплаты по любому федеральному налогу, штрафа или пени по такому налогу |
2 | Региональное налогообложение (транспортный сбор, налог на имущество организаций и т.п.) | В счет будущей уплаты по этому же налогу или другому региональному сбору, пени, штрафа или недоимки по региональным налогам |
3 | Местные налоги (земельный). | В счет этого же налога или пени. |
Как видим, перезачет средств может происходить только между налогами одинакового уровня.
Подоходный налог рассчитывается налоговым агентом. В отношении него действуют различные ставки, это прямой платеж, поэтому есть определенные тонкости, касающиеся возврата или зачета по его переплате. Ее не может осуществить владелец этих средств – работник, а только его работодатель как налоговый агент, но по выражению воли сотрудника – письменному заявлению. Если переплата выявлена в отношении уже уволенного работника, это не освобождает от обязанности ее вернуть, если бывший сотрудник того пожелает.
Если декларацию-НДФЛ сдавал в ИНФС сам налогоплательщик, например, ИП, перезачет или возврат по выявленной переплате будет сделан инспекцией. При этом сроки считаются не от подачи заявления, а от времени проверки его декларации.
Сроки уплаты фиксированных взносов в 2023 году
Фиксированные платежи ИП может перечислять любыми платежами: ежемесячно, поквартально или одним платежом в конце года. Главное, чтоб к последнему дню оплаты на балансе ЕНП находилась нужная сумма.
Взносы ИП перечисляются по общим правилам – не позднее 31 декабря 2023 года. Но поскольку это будет выходной день, то внести платеж нужно до первого рабочего дня 2024 года.
Обычно предприниматели на УСН-6% или с объектом «доход-расход» предпочитают платить взносы поквартально для уменьшения налоговой базы или единого налога за счет суммы уплаченных взносов.
Дополнительные взносы с суммы свыше 300 тыс.р. перечисляют не позднее 1 июля 2024 года.
В 2023 году ФНС вводит единый платежный день – 28 числа каждого месяца. В этот день ИП обязаны перечислить все налоги за квартал или месяц. Но взносы предпринимателей за себя изменения не затронули – они переводятся ИП в прежние сроки.
Как и когда подавать заявление
Распоряжаются налоговой переплатой не позднее трех лет с момента ее образования, согласно статье 78 НК РФ. Для налогоплательщиков доступны три способа предоставления заявок на зачет и возврат:
- руководитель организации, индивидуальный предприниматель или физическое лицо либо их законные представители (на основании доверенности) обращаются в территориальное отделение налоговой инспекции лично;
- заполненный документ отправить по почте. В таком случае отправку осуществите ценным письмом с обратным уведомлением и описью вложенных документов;
- организовать отправку электронно через защищенные каналы связи, которые используются для отправки отчетности. Отправляя электронный вариант обращения, не забудьте подписать его усиленной электронной подписью.
Общие правила ведения учета на ЕНС
Для обобщения информации о совокупной обязанности и перечисленных денежных средствах путем уплаты ЕНП в Плане счетов программы предназначен счет 68.90 «Единый налоговый счет». Аналитический учет расчетов по ЕНС организован в специальных регистрах накопления:
-
Расчеты по единому налоговому счету;
-
Расчеты по налогам на едином налоговом счете;
-
Расчеты по санкциям на едином налоговом счете.
При этом порядок учета и расчета налогов и взносов, действующий в программах 1С, не изменился. Налоги и взносы продолжают учитываться на соответствующих субсчетах счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Как и прежде, расчет налогов и взносов выполняется автоматически регламентными операциями, входящими в обработку Закрытие месяца. Начислять штрафы, пени и другие налоговые санкции следует с помощью документа Операция.
Для переноса задолженности по начисленным налогам, взносам и санкциям на счет учета ЕНС в программе используются документы:
-
Уведомление об исчисленных суммах налогов — в случаях, когда требуется представлять в ИФНС уведомления об исчисленных суммах налогов;
-
Операция по ЕНС — в случаях, когда уведомления об исчисленных суммах налогов представлять в ИФНС не требуется.
Уведомление об исчисленных суммах налогов утверждено приказом ФНС России от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@. Уведомление необходимо представлять не позднее 25-го числа соответствующего месяца уплаты налогов и взносов в случаях (п. 9 ст. 58 НК РФ):
-
если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата налогов (авансовых платежей) сборов и взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета);
-
если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в текущем месяце отсутствует.
Сформировать и заполнить документы Уведомление об исчисленных суммах налогов и Операция по ЕНС в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно:
-
автоматически — по данным учетной системы с помощью встроенных в программу помощников по расчету и уплате налогов. Методологи и разработчики 1С рекомендуют использовать именно этот вариант;
-
вручную, воспользовавшись соответствующими документами раздела Операции (группа Единый налоговый счет).
Нужна ли уточненная декларация по НДС, если была переплата налога
Материал предоставлен редакцией бератора «НДС от А до Я»
Если у вас возникла переплата в бюджет по НДС, вы можете зачесть ее в счет уплаты других налогов или вернуть на расчетный счет. Как это сделать, зависит от причины переплаты: вы сами ошиблись и заплатили больше, чем нужно, или излишнюю сумму взыскала с вас налоговая инспекция.
Что делать, если вы сами переплатили налог?
Переплатить налог можно по ошибке: например, бухгалтер ошибся при расчете налога или при заполнении платежного поручения.
Если ошибка произошла в расчете налога, то Налоговый кодекс (ст. 81) требует подать в налоговую инспекцию исправленную декларацию по этому налогу.
НДС уплачивается в федеральный бюджет, поэтому в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса переплату НДС можно:
- зачесть в счет будущих платежей по НДС;
- зачесть в счет других платежей в федеральный бюджет – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
- вернуть на расчетный счет.