Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В помощь руководителю физического воспитания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Состави площади служебно-бытовых помещений
САНПИН 2.4.2.2821-10 Спортивные залы
III. Требования к территории общеобразовательных организаций
3.2. На территории общеобразовательной организации выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.
(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)
При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха.
3.3. Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.
Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Физкультурно-споргивная зона размещается на расстоянии не менее 25 метров от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону) оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже школьного здания и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача или в пристройке. При спортивном зале устраиваются раздевальные и душевые для мальчиков и девочек оборудованные вешалками для одежды.
Распорядок дня и время работы воспитателя
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2022 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Образовательные и физкультурные занятия с детьми
Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).
При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
Максимально допустимый объём занятий:
- ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
- младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
- средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
- старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
- подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.
Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:
- для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
- для детей 5-го и 6-го годов жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
- для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2023 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2023 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
4.1 Залы для гимнастики и акробатики
4.1.1 Для занятий спортивной и художественной гимнастикой и акробатикой наиболее рациональны размеры залов 24 ´ 12, 30 ´ 18, 36 ´ 18 м, а для крупных соревнований возможны залы 42 ´ 24 м. Эти залы предназначаются для использования мужскими, женскими или смешанными по полу группами спортсменов.
В зале 24 ´ 12 м возможны только попеременные занятия мужских или женских групп, использовать его для спортсменов I разряда и более высокой квалификации не рекомендуется, так как размер ковра для вольных упражнений уменьшен до 10 ´ 10 м, сокращены длина разбега при опорных прыжках (до 16 м), а также зоны безопасности вокруг отдельных снарядов и между ними; кроме того, оборудование, необходимое для занятий групп одного пола, в зале не размещается и его можно устанавливать только попеременно.
Планы размещения спортивного оборудования приводятся в различных вариантах их использования (для занятий мужских, женских и смешанных групп) на рисунках 4.1 — 4.13.
Все указанные на рисунках залы обеспечивают использование их также для учебно-тренировочных занятий и соревнований по художественной гимнастике и акробатике (попеременно).
4.1.2 Следует стремиться к такому размещению гимнастических снарядов, чтобы свести к минимуму трансформацию при перемене состава занимающихся. Возможность проведения в каждом из залов всех вариантов занятий (мужских, женских или смешанных по полу групп) рекомендуется обеспечивать установкой всех закладных деталей, предусмотренных для зала данного размера. Габаритные схемы и спецификация оборудования и инвентаря, а также его установки даются на рисунках 4.10 — 4.13. Табель-экспликацию оборудования и инвентаря см. в приложениях А и Б.
4.1.3 Характерной особенностью залов для гимнастики и акробатики (для учебно-тренировочных занятий) является наличие заполненных обрезками поролона ям, размещаемых в местах возможного падения спортсмена при выполнении упражнений (рисунок 4.14).
Ямы могут устраиваться также для размещения в них батутов с расположением их рабочей поверхности заподлицо с полом зала, что предпочтительнее для страхующего и тренера.
4.1.4 В связи с наличием ям для приземления при соскоке залы для спортивной гимнастики и акробатики не должны располагаться на перекрытии над другими помещениями. Ямы под батутами и для приземления устраивают глубиной 1,1 — 1,5 м. При этом ямы для приземления оборудуют съемными мягкими бортами, съемными крышками и заполняют упругим материалом (обычно кусками поролона), укладываемым с отрывом от пола ямы (для естественного проветривания) по сетке или решетке.
4.1.5 Для страховки спортсменов, выполняющих (разучивающих) травмоопасные упражнения, устраиваются лонжи с потолочной подвеской. Устройство конструкций подвески, как правило, осуществляется по индивидуальным проектам в зависимости от размеров и конструктивных особенностей здания.
Рекомендуется высота зала 6 м до низа выступающих конструкций. Меньшая высота не позволяет крепить подвесное оборудование (кольца, канаты) на требуемой высоте, а большая осложнит крепление этих снарядов на нужной высоте.
4.4 Универсальные залы и помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
4.4.1 Помещения и залы для физкультурно-оздоровительных занятий (со вспомогательными помещениями для их обслуживания) могут размещаться в отдельно стоящих зданиях физкультурно-оздоровительного назначения, входить в составы зданий спортивного назначения, центров досуга, а также быть пристроенными или встроенными в здания другого назначения (в том числе и жилые).
4.4.2 Наряду с физкультурно-оздоровительными занятиями и тренировками универсальные залы могут использоваться для проведения локальных соревнований по спортивным играм, для массовых мероприятий, танцев. Зрительские места в зале рекомендуется проектировать нестационарными, на балконах и зрительских галереях. Перечень досуговых мероприятий, осуществляемых в универсальных залах спортивных игр, следует определять в задании на проектирование.
4.4.3 Физкультурно-оздоровительные залы могут быть разных типов: залы ОФП с элементами игр, залы ОФП без элементов игр (для основной гимнастики), залы для подвижных и спортивных игр, залы ритмической, женской гимнастики и хореографии, залы настольного тенниса, залы для занятий на общеразвивающих тренажерах и силовой подготовки, залы для начальных занятий по борьбе.
Размеры залов ОФП могут быть меньше, чем спортивных. Примерные размеры и пропускные способности помещений и залов для различных видов физкультурно-оздоровительных занятий приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Виды занятий |
Размеры помещения, м |
Высота от пола до низа выступающих конструкций (потолка) не менее, м |
Пропускная способность, чел. |
|
Длина |
Ширина |
|||
Групповые занятия по общей физической подготовке (включая игры с мячом) |
24 |
12 |
6 |
25 |
18* |
12* |
4,8 |
20 |
|
18* |
9* |
4,8 |
15 |
|
Ритмическая гимнастика, хореография, женская оздоровительная гимнастика |
12 |
12 |
3,9 |
25 |
9 |
9 |
3,9 |
15 |
|
Настольный теннис (на 1 стол) |
6 |
4 |
2,7 |
4 |
Элементы борьбы |
15 |
9 |
3,9 |
15 |
12 |
9 |
3,9 |
12 |
|
Занятия с использованием тренажеров и снарядов для развития силы и выносливости |
Из расчета 4,5 м2 на каждый вид оборудования или снаряд, но не менее 25 м2* |
3,9 |
1 на каждую единицу оборудования или снаряда |
|
* Во встроенных помещениях и при реконструкции существующих помещений допускается: изменение размеров, приведенных в настоящей таблице, но с тем, чтобы площадь зала была бы не менее 140 м2, при этом пропускная способность принимается из расчета 11 м2 на 1 занимающегося, уменьшение высоты до 4,2 м. Примечания 1. Во встроенных помещениях и при реконструкции существующих помещений высота при соответствующем спортивно-технологическом обосновании может уменьшаться до высоты этажа здания. 2. В случаях когда проведение физкультурно-оздоровительных занятий, указанных в настоящей таблице, предусмотрено в проекте в спортивных залах или в помещениях, размеры которых превышают приведенные в таблице, пропускная способность для этих занятий принимается 25 чел. (1 группа). 3. Площадь помещения с тренажерами принимается не менее 25 м2 из расчета 4,5 м2 на каждый вид оборудования или снаряд. 4. При отсутствии в здании зала для общей физической подготовки или иного помещения, позволяющих проведение в них разминки перед занятиями на тренажерах, площадь помещений с тренажерами принимается из расчета 6 м2 на каждый тренажер (снаряд), но не менее 70 м2 (на помещения, встраиваемые в жилые здания, приведенное условие не распространяется). |
4.7 Инвентарные при залах
4.7.1 При спортивных залах следует предусматривать инвентарные для хранения переносного спортивного оборудования и инвентаря. Инвентарные должны располагаться смежно с залами. Пол инвентарной предусматривается на одном уровне с полом зала и порога.
4.7.2 Размеры инвентарных наиболее распространенных залов при размещении их в одном помещении следует принимать по таблице 4.12.
Таблица 4.12
Назначение спортивного зала по виду (видам) спорта |
Размер зала (в строительных осях), м |
Площадь инвентарной, м2 |
Рекомендуемые размеры инвентарной, м |
|
Длина |
Ширина (глубина) |
|||
Для бадминтона, баскетбола, гандбола, волейбола и тенниса |
42 ´ 24 |
36 |
6 |
6 |
Для спортивной гимнастики |
36 ´ 18 |
18 |
6 |
3 |
Для бадминтона, баскетбола и волейбола |
30 ´ 18 |
24 |
6 |
4 |
Для бокса |
30 ´ 15 |
7,5 |
2,5 |
3 |
18 ´ 12 |
6 |
2 |
3 |
|
Для борьбы |
30 ´ 18 |
9 |
3 |
3 |
24 ´ 15 |
6 |
2 |
3 |
|
Для тяжелой атлетики |
24 ´ 12 |
7 |
3,5 |
2 |
18 ´ 9 |
5 |
2,5 |
2 |
|
Для атлетической гимнастики, шейпинга |
18 ´ 10 |
6 |
3 |
2 |
Для занятий аэробикой |
12 ´ 12 |
|||
24 ´ 12 |
8 |
|||
Многофункциональные залы: |
||||
аэробика и борьба |
15 ´ 10 |
12 |
4 |
3 |
спортивные игры и аэробика |
24 ´ 15 |
18 |
6 |
3 |
Примечания 1. Инвентарная может предусматриваться в виде двух или трех помещений; приведенная в таблице площадь является суммарной. 2. Площадь уточняется заданием на проектирование. |
Дополнительный инвентарь
Батут и мягкие модули уже были упомянуты выше, но отдельно следует сказать о матах, которые не только помогают сделать занятия разнообразными, но и повышают безопасность детей на физкультуре. На них можно учить малышей кувыркаться, прыгать и выполнять различные сложные для них приемы.
Дополнительно можно купить раздаточный материал, многообразие которого поражает воображение:
- обычные мячи;
- игольчатые мячи для массажа;
- валики и кольца;
- следки с шипами;
- скакалки;
- мешочки с песком и так далее.
Все эти вещи предотвращают плоскостопие, способствуют развитию мелкой моторики, помогают выполнять увлекательные и полезные упражнения.
Методические рекомендации «Наполняемость физкультурного центра в группе»
2.14.1. Перед поступлениемребенка в ДОУ, в т.ч. и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводятпрофилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативнымидокументами.
2.14.2. При поступленииребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностяхразвития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического,нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка идоводит до сведения воспитателей групп.
Врач наблюдает за ребенком впериод адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию иоздоровительным мероприятиям.
2.14.3. Ежедневный утреннийприем дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашиваютродителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниямосматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей вясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование.Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры.Выявленные при утреннем фильтре больные и дети, с подозрением на заболевание, вДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. Взависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей илигоспитализируется.
2.14.4. Один раз в неделюмедицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотразаносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженныхпедикулезом, их отправляют домой (для санации).
2.14.5. После перенесенногозаболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в ДОУ только приналичии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительностизаболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта синфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка- реконвалесцента на первые 10 – 14 дней.
2.14.6. При переводе ребенкаиз одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковыйпедиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.
2.15.1. Все работники ДОУпроходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке,профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Каждый работник ДОУ должениметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинскихобследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенныхинфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки иаттестации.
Работники, уклоняющиеся отмедосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личноймедицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров ипрофессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.
При отсутствии сведений опрофилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты всоответствии с национальным календарем профилактических прививок.
2.15.2. Персонал ДОУ долженсоблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви;оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафудля одежды; коротко стричь ногти.
Перед началом работынеобходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальныйкостюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У техническогоперсонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартукдля мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
Перед входом в туалетнуюкомнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом;пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.
Перед выходом из ДОУперсонал убирает халат в шкаф для спецодежды.
2.15.3. Все работникипищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин,гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличиекатаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой вжурнале установленного образца.
Персонал пищеблока не долженво время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками,принимать пищу и курить на рабочем месте.
Для персонала ДОУ следуетпредусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.
2.15.4. Не допускают илинемедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционныезаболевание работников.
2.1.1. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.
2.1.2. Дошкольные образовательные учреждения следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При строительстве ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500 м.
По условиям аэрации участки ДОУ во всех климатических районах размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.
В районах Крайнего Севера необходимо обеспечивать ветро- и снегозащиту территории ДОУ.
Уровень шума на участке для вновь строящегося ДОУ не должен превышать 60 дБА.
2.1.3. Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.
На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка ДОУ для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка — не менее 10 лк на земле.
2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м2 на 1 место, при вместимости до 100 мест — 35 м2 на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест — не менее 29 м2 на 1 место.
В климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА площадь земельного участка по согласованию с территориальным центром Госсанэпиднадзора может быть уменьшена, но не более чем на 30 %.
В крупных городах в условиях высокой плотности застройки при реконструкции зданий, при организации участка на сложном рельефе уменьшение площади участка допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.1.6. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
· зона застройки;
· зона игровой территории;
· хозяйственная зона.
2.1.7. Зона застройки включает основное здание ДОУ, которое размещают в границах участка. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДОУ, не допускается.
2.1.8. Здания ДОУ проектируют отдельно стоящими. При затесненной многоэтажной застройке в городах, а также при строительстве ДОУ в городах-новостройках допускается пристройка здания вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание ДОУ следует отгородить от жилого здания капитальной стеной.
2.1.9. При недостаточной или неинсолируемой территории ДОУ часть или всю игровую территорию, по согласованию с центром госсанэпиднадзора, допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.
2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:
· групповые площадки — индивидуальные для каждой группы — из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста;
· общую физкультурную площадку.
Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно
- Обустройство канализации и водопроводной системы внутри вашего зала описывается СП 30.13330.2016 (свод правил принят 17 июня 2017 года). Предыдущим документом, по которому организовывались эти системы был СП 30.13330.2012 (актуализация для СНиП 2.04.01-85*). Вероятнее всего, именно этим документом руководствовались строители при возведении/реконструкции приобретенного/арендованного вами здания. Если вы нашли сооружение, «заточенное» под фитнес-услуги (ФУ), согласуйте необходимость внесения изменений с местными органами СЭС. Возможно, они не понадобятся.
- Освещение нужно организовывать согласно СНиП 23-05-95 (актуализирован как СП 51.3330.2011).
- Шум, в вашем зале должен нивелироваться согласно своду правил 51.13330.2011 (актуализация СНиП 23-03-2003). Действует с изменениями №1 от 06.11.17 (Приказ Минстроя №770/пр от 05.05.17). ПДК описаны в таблице №1 п. 19.
- СП 118.13330.2012* — актуализация для СНиПа31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), содержащая описания требований к общественным сооружениям.
- В таком помещении, как тренажерных зал (ТЗ) обязательно потребуется система кондиционирования, хорошее отопление и качественная вентиляция. Поможет правильно провести данные системы СНиП 41-01-2003 (в актуализацииСП 60.13330.2012).
- Взаимоотношения между клиентом и тренажерным заведением определяются ГОСТом Р 52024-2003 по ПП №80-ст от 18.03.03.
Положение о физкультурном зале ДОУ
Состав сухого пайка для детей с ОВЗ
В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).
- ГИА
- Основной государственный экзамен
- Единый государственный экзамен
- Всероссийская проверочная работа
- Учреждения образования
- Электронная очередь в детский сад
- Нормативные документы
- Конкурсы отдела образования
- Всероссийская олимпиада школьников
- Приказы отдела образования
- Общая информация
- Мониторинг трудоустройства выпускников
- Независимая оценка качества
- Объявления отдела образования
- Психолого-медико-педагогическая комиссия
- Информация об отделе образования
- Профилактика употребления психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни
- Повышение качества образования
- Цифровая образовательная среда
- Механизмы управления качеством образовательных результатов
- Механизмы управления качеством образовательной деятельности
- Функциональная грамотность
- Муниципальная методическая служба
- Методическое объединение учителей
- Целевая модель наставничества
- Учитель года
- Обновленный ФГОС
- Проект 500+
- ноября, 2020
- сентября, 2020
- июля, 2020
- июня, 2020
- мая, 2020
- апреля, 2020
- марта, 2020
- февраля, 2020
- января, 2020
- декабря, 2019
- октября, 2019
- сентября, 2019
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Группы для детей в возрасте до 3 лет |
Группы для детей в возра- сте от 3 до 7 лет |
Раз- ново- зраст- ные груп- пы |
Санаторные группы |
||||
Воз- раст- ная груп- па |
от 2 меся- цев до 1 года (первого раннего возрас- та) |
от 1 года до 2 лет (второ- го раннего возрас- та) |
от 2 до 3 лет (первая млад- шая) |
(вторая млад- шая, средняя, старшая группы) |
от 1 года до 7 лет |
от 2 меся- цев до 3 лет |
от 3 до 7 лет |
Коли-чество воспи-танни-ков |
не более 7 |
не более 10 |
не более 15 |
не более 20 |
не более 12 |
не более 10 |
не более 15 |
Основные положения СанПиН 2.4.1.2660-10
Батут и мягкие модули уже были упомянуты выше, но отдельно следует сказать о матах, которые не только помогают сделать занятия разнообразными, но и повышают безопасность детей на физкультуре. На них можно учить малышей кувыркаться, прыгать и выполнять различные сложные для них приемы.
Дополнительно можно купить раздаточный материал, многообразие которого поражает воображение:
- обычные мячи;
- игольчатые мячи для массажа;
- валики и кольца;
- следки с шипами;
- скакалки;
- мешочки с песком и так далее.
Все эти вещи предотвращают плоскостопие, способствуют развитию мелкой моторики, помогают выполнять увлекательные и полезные упражнения.
Спортивная площадка в детском саду.
Методическое пособие
Полноценное и разностороннее, физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможны без правильно организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. Чтобы обеспечить их, необходимо в дошкольном учреждении создать физкультурную базу, т. е. соответствующие условия как в помещении, так и на участке.
Для ДОУ общеразвивающей направленности.
Ясельный возраст:
- от 2 месяцев до 1 года — не более 10 человек;
- от 1 года до 3 лет — не более 15 человек;
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 человек.
Дошкольный возраст:
- для детей 3 — 7 лет — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек);
- в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 — 7 лет) — не более 10 человек;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 — 7 лет) — не более 20 человек (оптимальная — 15 человек).
В комбинированных ДОУ и ДОУ компенсирующей направленности количество детей регулируется отдельно.
Места для настольных игр и занятий должны быть оборудованы с учётом предпочтения ребёнком правой или левой руки (для левшей освещение правостороннее).
При организации занятий детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
Максимально допустимый объём занятий:
- ясельная группа (от 1,5 до 3 лет) — 10 занятий продолжительностью 8-10 мин. каждое;
- младшая группа (четвёртый год жизни) — 11 занятий продолжительностью не более 15 мин. каждое;
- средняя группа (пятый год жизни) — 12 занятий продолжительностью не более 20 мин. каждое;
- старшая группа (шестой год жизни) — 15 занятий продолжительностью не более 25 мин. каждое;
- подготовительная группа (седьмой год жизни) — 17 занятий продолжительностью не более 30 мин. каждое.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной — трех. Перерывы между занятиями — не менее 10 минут. В середине занятия проводят физкультминутку.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 — 3 раз в неделю.
Количество дополнительных занятий (кружков, секций, студий и т.п.) в неделю:
- для детей 4-го года жизни — не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.;
- для детей 5-го и 6-го годов жизни — не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 мин.;
- для детей 7-го года жизни — не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 мин.
Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Продолжительность уменьшается после перенесённого ребёнком заболевания.
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.
Эти занятия не могут проводиться вместо сна или прогулки.
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин.
Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе — 15 мин.,
- в средней группе — 20 мин.,
- в старшей группе — 25 мин.,
- в подготовительной группе — 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 — 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе.
Самостоятельная деятельность детей 3 — 7 лет занимает не менее 3-4 часов.
Паспорт физкультурного зала
2.9.1. Для профилактикиэнтеробиоза и гименолепидоза проводят: меры по оздоровлению источников инвазиии предупреждению передачи возбудителя, гигиеническое воспитание и обучениемедицинского и другого обслуживающего персонала.
2.9.2. Выявлениеинвазированных контагиозных гельминтозами следует осуществлять одновременнымобследованием всех детей и всего персонала ДОУ один раз в год. На пораженностьострицами проводят троекратное обследование детей и сотрудников через 1 – 3дня; на пораженность карликовым цепнем – через 10 – 20 дней.
2.9.3. Всех выявленныхинвазированных регистрируют в журнале «Инфекционные заболевания» и проводятмедикаментозную терапию силами медицинского персонала ДОУ.
2.9.4. При однократномобследовании детей и сотрудников и выявлении 20 % и более инвазированныхострицами – проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала ДОУ. Одновременнопроводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и ихоздоровление в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.
2.9.5. При неблагополучнойситуации по контагиозным гельминтозам профилактические мероприятия проводят какв период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этомнеобходимо:
- ежедневно2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применениеммыльно-содового раствора;
- пропылесоситьили обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерициднымилампами в течение 30 мин на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушкии убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
- втечение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушкиобрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать впомещении;
- вгруппах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячимутюгом нательное, постельное белье и полотенца;
- ногтина руках детей и персонала должны быть коротко острижены;
- осуществлятьнадзор за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены.
2.9.6. Заключительнаядезинвазия проводится на третий день после окончания курса лечения.Одновременно производят замену песка в песочницах.
2.14.1. Перед поступлениемребенка в ДОУ, в т.ч. и в группы кратковременного пребывания, в ЛПУ проводятпрофилактический осмотр ребенка в соответствии с действующими нормативнымидокументами.
2.14.2. При поступленииребенка в ДОУ врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностяхразвития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического,нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка идоводит до сведения воспитателей групп.
Врач наблюдает за ребенком впериод адаптации и дает индивидуальные рекомендации по режиму дня, питанию иоздоровительным мероприятиям.
2.14.3. Ежедневный утреннийприем дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашиваютродителей о состоянии здоровья детей. Медицинская сестра по показаниямосматривает зев, кожу и измеряет температуру тела ребенка. Прием детей вясельные группы осуществляется лицом, имеющим медицинское образование.Ежедневно осматривается зев, кожные покровы, проводится измерение температуры.Выявленные при утреннем фильтре больные и дети, с подозрением на заболевание, вДОУ не принимаются; заболевшие, выявленные в течение дня, изолируются. Взависимости от состояния ребенок остается в изоляторе до прихода родителей илигоспитализируется.
2.14.4. Один раз в неделюмедицинские работники проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотразаносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженныхпедикулезом, их отправляют домой (для санации).
2.14.5. После перенесенногозаболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в ДОУ только приналичии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительностизаболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта синфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка- реконвалесцента на первые 10 – 14 дней.
2.14.6. При переводе ребенкаиз одного ДОУ в другое врач учреждения, которое он посещал, или участковыйпедиатр составляет выписку из медицинской карты ребенка.
2.15.1. Все работники ДОУпроходят медицинские осмотры и обследования в установленном порядке,профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
Каждый работник ДОУ должениметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинскихобследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенныхинфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки иаттестации.
Работники, уклоняющиеся отмедосмотров, профессиональной и гигиенической подготовки, не имеющие личноймедицинской книжки установленного образца с результатами медосмотров ипрофессиональной гигиенической подготовки, к работе не допускаются.
При отсутствии сведений опрофилактических прививках лица, поступающие в ДОУ, должны быть привиты всоответствии с национальным календарем профилактических прививок.
2.15.2. Персонал ДОУ долженсоблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви;оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафудля одежды; коротко стричь ногти.
Перед началом работынеобходимо тщательно вымыть руки, надеть чистый халат или другой специальныйкостюм, иметь сменную обувь; аккуратно подобрать волосы. У техническогоперсонала дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартукдля мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.
Перед входом в туалетнуюкомнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом;пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.
Перед выходом из ДОУперсонал убирает халат в шкаф для спецодежды.
2.15.3. Все работникипищеблока ежедневно осматриваются медсестрой на наличие порезов, ссадин,гнойничковых заболеваний на кожных покровах и опрашиваются на наличиекатаральных явлений верхних дыхательных путей с осмотром зева, с отметкой вжурнале установленного образца.
Персонал пищеблока не долженво время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками,принимать пищу и курить на рабочем месте.
Для персонала ДОУ следуетпредусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.
2.15.4. Не допускают илинемедленно отстраняют от работы больных или при подозрении на инфекционныезаболевание работников.
ДОУ могут функционировать:
- до 5 часов в день — в режиме кратковременного пребывания,
- 8 — 10-часового пребывания — режим сокращенного дня,
- 10,5 — 12-часового пребывания — режим полного дня
- 13 — 14-часового пребывания — режим продленного дня
- 24 ч. – режим круглосуточного пребывания детей.
При организации режима пребывания детей в ДОУ более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон.
При организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.
- Для питания детей в ДОУ не оборудуется отдельное помещение, а организуется в помещении групповой.
- Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется помощником воспитателя в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях.
- По СанПиНу, на пищевых емкостях должна быть нанесена маркировка, которая предусматривает групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье).
- По СанПиНу в ДОУ для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды.
- Допускается установка посудомоечной машины в буфетных групповых ячейках.
- В строящихся помещениях ДОУ буфетная в групповой комнате должна быть запланирована еще при строительстве.
Поскольку пищевые продукты могут являться причиной развития многих инфекционных болезней, то к питанию детей в ДОУ уделяется максимум внимания. Так, на ДОУ возлагаются такие обязанности:
- поиск и подбор надежных поставщиков;
- контроль за правилами доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- соблюдение правил хранения продуктов;
Внимание! Каждое готовое блюдо детского меню должно иметь технологическую карту.
С 2018 года по СанПин выделены отдельные требования по дизайну игровых площадок ДОУ. К ним относятся:
- выделение территории для спортивных занятий (физкультурная зона);
- площадь прогулочной территории должна быть приведена в соответствие с нормативом: 7 кв. м на одного ребенка;
- для прогулочных зон должно быть организовано травянистое покрытие, утоптанный грунт или искусственное покрытие, безопасное для здоровья детей;
- на прогулочной территории должен присутствовать теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.
- необходимо предусмотреть дополнительную зону для хранения санок, лыж, детских колясок и другого транспорта с защитой от осадков.
Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм) | Группа мебели | Высота стола (мм) | Высота сиденья стула (мм) |
до 850 | 00 | 340 | 180 |
свыше 850 до 1000 | 400 | 220 | |
с 1000 — 1150 | 1 | 460 | 260 |
с 1150 — 1300 | 2 | 520 | 300 |
с 1300 — 1450 | 3 | 580 | 340 |
с 1450 — 1600 | 4 | 640 | 380 |
Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
и оборудования должна проводиться один раз в месяц. Если в детском саду имеет место быть эпидемиологическая ситуация, то генеральную уборку проводят вне планово. Во время генеральной уборки проводится обработка всех поверхностей, предметов мебели, жалюзи, горшков, унитазов при помощи дезинфицирующего раствора. Он храниться в помещении для персонала. Доступ детей к раствору должен быть исключен.
Сооружения и тренажеры
Требования к конструкциям и игровым комплексам детской площадки во дворе должны соответствовать условиям, прописанным в государственных стандартах:
- Все комплексы и отдельно стоящие аттракционы должны иметь сертификат качества, который предоставляется поставщиком или производителем.
- Использующиеся для её возведения древесные материалы, обработаны специальной защитной пропиткой, предотвращающей гниение и возгорание.
- Углы закруглены, а поверхности отшлифованы (отполированы).
- При размещении на территории, дети (в том числе и инвалиды) должны иметь свободный доступ ко всем конструкциям.
- Острые грани метизов (шурупов, болтов, саморезов) должны быть скрыты специальными шляпками. Делается это для минимизации вероятности травматизма.
- Сварочные швы зашлифованы и окрашены.
Размер площадки должен соответствовать количеству детей
Очевидно, что небольшая спортивная площадка не подойдет для большой группы детей. По стандарту на каждого ребенка должно прилагаться не менее одного квадратного метра пространства. По требованиям САНПИНа 2.4.1.1249-03, в ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 кв.м., при вместимости свыше 150 мест предполгается строить две спортивне площадки размером 150 кв.м. и 150 кв.м.. Основное пространство фикультурной или спортивной площадки, как правило, остается свободным. Стоит грамотно рассчитывать не только размеры спортивной площадки в детском саду, но и ее месторасположение. Специалисты рекомендуют строить такие объекты вблизи участков, предназначенных для детей постарше. В таком случае она будет служить не только местом заранее спланированных мероприятий, но и площадкой для самостоятельных игр дошкольников.