Какие налоги больше всего кормят бюджет РФ?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги больше всего кормят бюджет РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Помесячная уплата авансов

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Сколько налогов и взносов приходится на 100 рублей

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Читайте также:  Продление срока уплаты налога по УСН

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Если пять регионов приносят бюджетной системе России 47,6% всех налогов, а 10 регионов — уже 61,5%, то далее, среди оставшихся регионов, концентрация сборов сокращается еще сильнее, и размеры налоговых поступлений все меньше отличаются друг от друга. В абсолютном большинстве регионов, 64 из 85, размер налоговых сборов не превысил 1% от общероссийской суммы.

Самые скромные налоговые отчисления были собраны на территории Ингушетии (0,02% от общероссийских сборов, или 5,9 миллиарда рублей), Еврейской автономной области (0,03%, или 7,4 миллиарда рублей), Тывы (0,03%, или 8,3 миллиарда рублей), Калмыкии (0,04%, или 10,3 миллиарда рублей), Республики Алтай (0,04%, или 11,1 миллиарда рублей), Карачаево-Черкесии (0,04%, или 11,4), Кабардино-Балкарии (0,06%, или 17,8 миллиарда рублей), Северной Осетии (0,07%, или 19,9 миллиарда рублей), Чукотки (0,07%, или 20,2 миллиарда рублей) и Чечни (0,08%, или 21,7 миллиарда рублей).

Сколько налогов платит ИП по УСН

Рассмотрим простой случай, если бы вы работали как ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), без наемных сотрудников. Какие налоги вам пришлось бы заплатить? И сравним их с налогами работников по найму.

Налог ИП по УСН за год:

  1. Предприниматель обязан уплатить 6% от общего дохода за год. Именно с дохода, а не с прибыли. Неважно, сработали вы в плюс или получили убыток.
  2. Обязательные взносы за себя в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Размер этих выплат привязан к показателю МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и составляет 26 и 5,1% соответственно. В сумме 31,1%.
  3. Если совокупный годовой доход превысит 300 000 рублей, все что сверху этой суммы облагается дополнительно 1% налога в виде взносов по пункту 2.

Размер 6% налога может быть уменьшен на суммы обязательных страховых и пенсионных выплат.

Чтобы понять разницу в уплачиваемых налогов между ИП и физическими лицами, давайте сравним с доходами, получаемыми наемным сотрудником, из примера выше, с зарплатой 40 тысяч в месяц. Для простоты будем рассмотрим работу фрилансера, которому перечисляется вознаграждение за выполненную работу и не имеющего никаких дополнительных расходов, например дизайнер или программист.

На данный момент МРОТ составляет 7500 рублей.

В нашем случае годовой доход работника с учетом всех начисляемых налогов (грязными) составляет:

52 000 х 12 месяцев = 624 000 рублей.

Какие налоги обязан будет уплатить наш условный фрилансер при таком же уровне доходов?

  • 6% от дохода — 37 440 рублей;
  • взнос в ПФ и ФФОМС — 31,1% от МРОТ — 7500 х 31,1% х 12 месяцев = 27 990 рублей;
  • дополнительно 1% с суммы выше 300 тысяч в ПФ и ФФОМС — (624 000 — 300 000) х 1% = 3 240 рубля;
  • налог в 6% от дохода уменьшается на размер обязательных платежей. В итоге налогооблагаемая база составит 592 770. С нее и уплачивается налог 6% — 35 556 рублей.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2015 год

Комментируемая статья посвящена определению перечня налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативов соответствующего зачисления.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46

      «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 22.09.2009 N 218-ФЗ (ред. от 30.09.2010)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О науке и государственной научно-технической политике»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

    Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

    Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

    • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
    • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
    • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

    Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

    Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

    Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

    Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

    Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

    Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

    Вид обязательства

    Наименование

    Федеральные

    • акцизы;
    • НДФЛ;
    • НДС;
    • на прибыль;
    • водный;
    • госпошлина;
    • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
    • страховые взносы;
    • на добычу полезных ископаемых;
    • сборы за пользование объектами животного мира.

    Региональные

    • на имущество организаций;
    • транспортный;
    • на игорный бизнес.

    Местные

    • на имущество граждан;
    • земельный;
    • торговый сбор.

    Все, что следует знать о бюджете страны

    Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.

    При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.

    Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

    1. Венесуэла: −38,1.

    2. Бруней: −21,6.

    3. Оман: −13,0.

    4. Бахрейн: −11,3.

    5. Алжир: −10,6.

    6. Куба: −10,1.

    7. Египет: −9,8.

    8. Катар: −8,1.

    9. Таиланд: −8,0.

    10. Бразилия: −7,8.

    Все источники пополнения казны России

    Ну а теперь давайте рассмотрим состав консолидированного бюджета РФ , который учитывает все поступления, в том числе и от федерального.

    Консолидированный бюджет — совокупность всех бюджетов субъектов РФ (федеральный, региональный и местный).

    Он отражает все поступления в бюджеты России за 2017 год.

    Самые значительные источники доходов:

    • Страховые взносы на ОСС — 6 784 млрд. руб — 22% от всего бюджета
    • Нефтегазовые доходы — 5 971,9 млрд. руб — 19% от всего бюджета
    • НДС — 5 137,6 млрд. руб — 17% от всего бюджета

    Здесь уже более отчётливей видно, что доля доходов от нефтегазовой промышленности в РФ составляет всего — 19% за период 2017 года.

    Но дефицит того же бюджета за 2017 год составил — 1 349,1 миллиард рублей .

    Структура расходов бюджета России в 2021 году

    Самое интересное всегда — то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

    В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке — это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

    Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

    Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год — это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” — это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

    Раздел “Социальная политика” — это 5,6 трлн руб, или 26% всех расходов. Фактически ровно столько, сколько получат армия, полиция и спецслужбы.

    Не забудем о расходах на чиновников. Раздел “Общегосударственные вопросы” — это 7,4% расходов, или 1,6 трлн руб. Справедливости ради отметим — именно по этой статье расходов в 2021 году планируются самые серьёзные сокращения. В 2020 году на это уйдёт более, чем вдвое большая сумма — 3,6 трлн руб.

    Огромный раздел расходов — “Национальная экономика”. На него планируется потратить 3,3 трлн руб., или 15,5% расходной части бюджета.

    Всем прочим расходным статьям достаются крохи:

    • ЖКХ — 322 млрд руб. (1,5%).
    • Охрана окружающей среды — 335 млрд руб. (1,6%).
    • Образование — 1,1 трлн руб. (5%).
    • Культура — 135 млрд руб. (0,6%).
    • Здравоохранение — 1,1 трлн руб. (5,2%).
    • Физическая культура и спорт — 65 млрд руб. (0,3%).

    Отдельно обращает на себя внимание раздел расходов “Средства массовой информации”. Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай — пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт.

    Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб. Russia Today получит дополнительные 776 миллионов.

    Показатели прошлых лет

    Конечно, государственные средства внутри страны не распределялись одинаково по годам. Каждый год вносились правки в общую экономическую картину. Источники для бюджета городов и бюджета регионов мало отличимы друг от друга.

    Ключевыми показателями при формировании государственного бюджета в 2016 году стали показатели стоимости одного барреля нефти марки Brent. Расчеты политиков показали, что стоимость одного барреля этой нефти доходила до 50 долларов США, при этом курс американской валюты по отношению к рублю составил 63,3 рубля. Для 2016 года характерны следующие показатели:

    • Доходная часть составляла 13 738,5 млрд рублей. Увеличение объема сохраненных сбережений было принято реализовывать за счет увеличения прибыли с нефтегазовой промышленности.
    • Расходная часть составляла 16 098, 6 млрд рублей.
    • Предполагаемая величина резервного фонда страны доходила до 5 507,1 млрд рублей.

    Сколько платят налогов в развитых странах

    Во многих развитых странах действует немного другая система налогообложения, чем принятая в России. Существует минимальный уровень годового дохода, который не облагается налогом. Например, для Франции — это 7 000 долларов в год, Великобритании около 15 тысяч, США и Германия — 9 000.

    Все, что получено свыше этих сумм, подлежит налогообложению. Причем чем больше получаемый доход, тем по более высоким ставкам он облагается и может доходить до 45%, а некоторых странах и выше. Но как правило, при средней заработной плате, налоги не очень большие: в США — 10%, Германии — 2,5%, Франции — 5,5, Великобритания — 20%.

    Структура бюджета России представлена в его проекте, который составляется на каждый финансовый год. Это считается исключительной прерогативой российского Правительства. Работы начинаются уже за 10 месяцев до начала грядущего финансового года.

    Основание проекта российского бюджета — это комплекс документов:

    • Бюджетное послание от имени Президента.
    • Прогноз экономического и социального развития страны на грядущий год.
    • Основные векторы как налоговой, так и бюджетной политики на следующий год.
    • Прогноз финансового сводного баланса по всей территории РФ, составленный на очередной год.
    • Планы по развитию государственного сектора экономики.

    Следующий этап — непосредственно составление проекта бюджета. Оно происходит в два этапа.

    Теперь рассмотрим расходы бюджета России:

    • Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
    • Функционирование судебной федеральной структуры.
    • Осуществление государственной международной деятельности.
    • Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
    • Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
    • Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
    • Поддержка государством атомной энергетики.
    • Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
    • Исследование космического пространства, использование его.
    • Формирование собственности государства.
    • Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
    • Статистический официальный учет.
    • Инвестиционные федеральные программы.

    Федеральные, региональные и местные налоги

    С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

    Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

    Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

    Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

    Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

    С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

    Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

    Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.

    Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.

    Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:

    1. виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
    2. основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    3. порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
    4. права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
    5. формы и методы налогового контроля;
    6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    7. порядок обжалования актов налоговых органов.

    Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.

    Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.

    Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.

    Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.

    «Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6

    «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

    1. объект налогообложения;
    2. налоговая база;
    3. налоговая ставка;
    4. налоговый период;
    5. порядок исчисления налога;
    6. порядок и сроки уплаты».7

    Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.

    Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *