Налог, сбор и пошлина. Сравнительно-правовая характеристика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог, сбор и пошлина. Сравнительно-правовая характеристика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

Проанализировав нормы налогового законодательства, можно выделить следующие отличия между налогами и сборами.

Налоги

Сборы

Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании.

Сбор уплачивается единожды.

Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона.

Платить или не платить сбор – лицо может решить самостоятельно.

У налогов просматривается безвозмездный характер.

Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие.

Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы.

Размер сбора фиксированный.

Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика.

Размер сбора одинаков для всех.

Отличия между налогом и сбором существенны. Объединяет их главное: при помощи этих двух инструментов государство пополняет бюджет. Поэтому за неуплату как налога, так и сбора предусмотрена ответственность.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).

Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.

Налоги и сборы — это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Читайте также:  Как получить пособия малоимущим семьям в Перми в 2023 году

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ. Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Налог

Сбор

Субъект

Физические и юридические лица

Физические и юридические лица

Природа возникновения обязательства

Является индивидуально безвозмездным платежом

Является условием совершения юридически значимых действий

Обязанность по уплате

Обязателен в силу закона

Относительно доброволен

Цель

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Соотношение налога и сбора по условиям

Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия для установления и тех и других. Для платежей налогового характера это:

Также возможны разнообразные льготы (например, вычеты). Применяются они по основаниям, обоснованным законодательно. Для каждого конкретного типа платежа устанавливаются лишь плательщики и элементы обложения.

Таким образом, в отличие от сбора, налог является более регламентированным законодательно в вопросе его сущности.

Еще один важный момент — размер платежей. Существуют определенные налоговые ставки, закрепленные в процентах. Так, например, если у двух людей разные зарплаты, то и отчисления на НДФЛ в абсолютном выражении у них будут отличаться.

Взносы за юридически значимые действия, как правило, привязываются к МРОТ. Отличаться они могут лишь во времени — по мере пересмотра минимального размера оплаты труда. В один и тот же день все заявители по одинаковому основанию уплатят идентичные суммы.

Функции налога и сбора

Функции налога и сбора являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Функции налога — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

Статья 57 Конституции РФ закрепляет принцип законности установления налогов. Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции налогов комплексно отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.

В функциях налогов проявляются специфические свойства налогового права, присущие ему как подотрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.).

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Читайте также:  Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие, виды, особенности

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Виды отчислений в НК РФ

Чтобы понять, чем отличается одно понятие от другого, важно разобраться в их сути. Все требования и условия, которые затрагивают отчисления предпринимателей в бюджеты, регулируются Налоговым Кодексом РФ.

Тут присутствует положение о том, что отдельные вопросы, которые касаются налогообложения, могут решаться на уровне местной или региональной власти. Это значит, что на конкретной территории могут устанавливаться свои правила и нормы. При этом в НК присутствуют основные требования, а местные законодательные акты их конкретизируют.

Таким образом каждый из видов отчислений можно отнести к следующим группам:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

При введении законодательством определенного вида налога или сбора он будет относиться к одному из трех типов. Потому становится понятно, кто может менять налоговые ставки, периоды отчетности, сроки уплаты и прочие моменты, которые касаются формирования платежа.

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Налоги при разных режимах налогообложения

Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:

  • ОСНО — общий режим налогообложения;
  • УСН — упрощенная система налогообложения;
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).

Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.

При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:

  • УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
  • УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.

Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Читайте также:  Какие региональные законы вступают в силу с 1 января 2023 года

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Понятие сбора: сходство и отличие от налога.

Понятие и признаки сборов

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов. 1. Индивидуальная определенность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован

(выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства

на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Виды налогов.

Выбирая минерал, смотрят его при дневном свете. При искусственном освещении не виден фиолетовый оттенок.

Следует обратить внимание на насыщенность. Если минерал кажется темным, не стоит его покупать

При недостаточном освещении корунд будет смотреться черным. Кашмирский сапфир не меняет окрас при разном освещении, он имеет характерный блеск и сияние шелка.

Западная система оценки отличается от российской. Для определения качества геммолог использует такие приборы:

  1. Полярископ.
  2. Рефлектометр.
  3. Фильтр Челси.
  4. Тестер Gem.

Определить подлинность самоцвета можно при помощи полярископа. Второй прибор — рефлектометр. Благодаря ему получают данные о величине преломления минерала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *