Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно строить предложения в русском». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.
XLII. Порядок слов в предложении
Различаются п р я м о й п о р я д о к слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и контекстом, и о б р а т н ы й
п о р я д о к, являющийся отступлением от обычного порядка и выполняющий чаще всего функцию
и н в е р с и и, т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.
Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:
1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);
2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).
Постановка других членов предложения
Перед сказуемым употребляют наречие на — о и — е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».
Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.
Всякое предложение состоит из словосочетаний, организованных одним из следующих способов: согласование – утренняя заря, управление – читать письмо, примыкание – весело смеялась; в пределах словосочетания действует грамматический порядок слов. Он предопределен грамматической природой вступающих в словосочетание слов.
1. Согласование – такой вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое принимало те же грамматические формы в которых оно само употреблено. Такая связь возникает между определяемым и определением, то есть между существительным и прилагательным, а также другими частями речи, которые могут выступать в, функции прилагательного; причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным. Зависимое слово во всех этих случаях стоит перед главным, начавшийся процесс, первые успехи, наши огорчения. Если к главному слову относится несколько согласующихся с ним определений, то порядок расположения зависит от их морфологической природы:
1) определения, выраженные местоимениями, стоят впереди определений, выраженных другими частями речи, например: в этот торжественный день, все замеченные опечатки;
2) определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям, например: все эти поправки, каждое ваше замечание. Но местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: эти самые возможности, тот же самый случай;
3) определения, выраженные качественными прилагательными, стоят впереди определений, выраженных относительными прилагательными (последние» как выражающие более существенный или постоянный признак, стоят ближе к определяемому существительному), например: новый исторический роман, поздняя осенняя пора;
4) если неоднородные определения выражены только качественными прилагательными, то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак, например: огромные черные глаза, приятный легкий ветерок;
5) если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации (от более узкого понятия к более широкому), например: ежедневные метеорологические сводки, антикварные бронзовые изделия.
2. Управление – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенном падеже. В качестве зависимых слов выступают существительные и местоимения-существительные, а главных – глаголы, существительные, прилагательные, причастия, деепричастия: читать книгу, читать ее; чтение книги, верный долгу, читающий книгу, читая книгу. В таких сочетаниях, где главное слово предшествует зависимому, дополнения и несогласованные определения, выраженные существительными или местоимениями, стоят после слов, от которых они зависят. Например: интересоваться историей, мнение рецензента.
Лексико-грамматическое значение главного слова предопределяет необходимость управляемого слова (одного или нескольких) и их форму. Например, глагол резать обозначает действие, котороедолжно быть на что-то направлено (объект действия) и чем-то производиться (орудие действия). Объект, на который распространяется действие, имеет форму винительного падежа, аорудие действия – творительного. Причем обязательность объекта и инструмента при этом глаголе неодинакова: объект обязателен (класс переходных глаголов), поэтому управление между глаголом и существительным здесь сильное; орудие действия менее обязательно, поэтому управление слабое. Если у главного слова несколько зависимых, как в вышеприведенном примере, то, естественно, что сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем менее обязательное (слабое управление), поэтому предполагается следующий порядок слов: резать (что?)бумагу (чем?) ножницами; приезд (кого?) сына (к кому?) к родителям.
Отступление от этого порядка обусловлено семантикой зависимых слов: если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным – предмет, то слово, обозначающее лицо (несмотря на точто это слабое управление), может стоять впереди слова с сильным управлением, обозначающего предмет: писать письмо брату – писать брату письмо. Если же слабо управляемое слово выражено личным местоимением, то оно обязательно ставится сразу после управляющего им слова: писать ему письмо, преподнести нам сюрприз.
3. Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не выражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения. Примыкают наречие, прилагательное в сравнительной степени, деепричастие, инфинитив, притяжательные местоимения 3 лица и другие неизменяемые слова и формы. Примыкающие качественные наречия на -о и -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову: радостно сообщил, вызывающе смотрел, вполне взрослый; остальные, как правило, следуют за ними: говорить по-английски, езда верхом, приезжать вечером, наговорил сгоряча. Предшествует главному слову примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица: его, ее, их мнение.
Основное требование к порядку слов в предложении выражается в том, чтобы не разрушать (без достаточных на то оснований) естественных лексико-грамматических связей внутри словосочетания. Разрушение ведет к ошибке. Так, в предложении Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие артиста порядок слов нарушен и требует правки: слово широкопримыкает к глаголу отметить, а не готовится. Следует: готовится широко отметить. Необходимо исправить порядок слов в предложении Пить воду запрещено из рек и водоемов нашей области.Следует: Запрещено (что?) пить (что?) воду (какую? откуда?) из рек и водоемов (чего? каких?) нашей области.
4. Подлежащее и сказуемое образуют предикативное словосочетание, построенное по типу согласования. Но это словосочетание особого типа: оно не называет, а сообщает. Предмет речи обычно бывает подлежащим (выражается существительным или частями речи, его заменяющими), а сообщение о нем передается сказуемым, выраженным глаголом или сочетанием глагола с другими частями речи. Поэтому строго грамматически подлежащее в предложении предшествует сказуемому (сначала называется предмет речи, потом нечто о нем сообщается). Например: Жизнь шла своим чередом; Он прошел через гостиную в библиотеку. В авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим иной порядок: Не спеши, – сказал отец, – успеешь; иной порядок слов предпочтителен также при семантической нерасчлененности подлежащего и сказуемого, выраженного глаголами бытия или протекания действия: идет дождь, пролетело лето, вспыхивает молния.
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
Настя шла, а туман застилал ей дорогу.
[-=],а [-=].
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
Снег падал, и ветер усилился.
[-=],и [-=].
Сложносочиненное бессоюзное:
Снег падал, темнело.
[-=],[=].
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Насте рассказали, что ее ждет испытание.
[-=],(что…).
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.
[-=],(что…),(которое…).
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
[-=],
(что…),
(которое…).
Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой: Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.
(когда…),[-=],(чтобы…).
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:
[-=],
(когда…), (чтобы…).
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.
Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.
[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.
Нарушение синтаксических норм
Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.
Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах:
- читая её, возникает вопрос;
- поэме характерен синтез лирического и эпического начал;
- выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Чтобы получить представление о важности изучения синтаксических норм, можно привести лишь несколько самых распространенных нарушений синтаксических норм:
- Читая современную прессу, возникают сомнения в нашем будущем.
- Русской литературе ХХ характерен стиль модернизм и постмодернизм.
- Попросив меня подождать, никто не остался в дураках.
При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.
Слова в предложении: порядок и согласование
Порядок слов в предложении является важным аспектом синтаксиса языка. Он определяет правильную структуру предложения и позволяет передать нужное значение и смысл.
Основные правила порядка слов в предложении:
- Субъект предложения (тот, кто действует) обычно стоит перед сказуемым (то, что делается). Например: Мама готовит обед.
- Определение следует за определяемым словом. Например: У меня есть красивая машина.
- Прямое дополнение (то, на что действует субъект) стоит после сказуемого. Например: Я читаю книгу.
- Косвенное дополнение (кому или чему) может стоять как перед сказуемым, так и после него. Например: Я дал подарок другу / Я дал другу подарок.
- Обстоятельства места и времени могут быть расположены в начале или в конце предложения. Например: Вчера я посетил музей / Я посетил музей вчера.
Согласование слов в предложении также является важным аспектом синтаксиса. Оно означает, что слова в предложении должны согласовываться по роду, числу и падежу.
Основные правила согласования слов в предложении:
- Существительное должно согласовываться с определением по роду, числу и падежу. Например: Красивая девушка (единственное число, именительный падеж).
- Прилагательное должно согласовываться с существительным по роду, числу и падежу. Например: Красивая девушка (единственное число, именительный падеж).
- Глагол должен согласовываться с субъектом по числу и лицу. Например: Я читаю книгу (первое лицо, единственное число).
- Местоимение должно согласовываться с определяемым словом по роду, числу и падежу. Например: Я вижу его (мужской род, единственное число, винительный падеж).
Соблюдение правильного порядка и согласования слов в предложении позволяет избежать недоразумений и передать нужную информацию.
Пунктуация и знаки препинания в предложениях
Пунктуация и знаки препинания играют важную роль в организации предложений. Они помогают структурировать текст, выделять его части и передавать разные смысловые оттенки.
В русском языке используются следующие знаки препинания:
- Точка (.)
- Запятая (,)
- Точка с запятой (;)
- Двоеточие (:)
- Вопросительный знак (?)
- Восклицательный знак (!)
- Тир (—)
- Многоточие (…)
- Кавычки (» » и ‘ ‘)
Точка ставится в конце повествовательных и некоторых вопросительных предложений:
Примеры:
- Он пошел в магазин.
- Ты уже закончил работу?
Запятая используется для разделения однородных членов предложения, перечисления, выделения обращений, вводных слов и фраз:
Примеры:
- Я купил яблоки, груши и бананы.
- Дорогой друг, я хочу поздравить тебя с днем рождения.
- Кстати, я вчера видел твоего брата.
Точка с запятой используется для разделения частей сложносочиненных предложений:
Пример:
- Он ушел на работу; она осталась дома.
Двоеточие используется для выделения прямой речи, перечисления и объяснения:
Примеры:
- Он сказал: «Я приду позже».
- На столе лежали разные фрукты: яблоки, груши, апельсины.
- Он знал, что такое дружба: взаимовыручка, поддержка и понимание.
Вопросительный знак ставится в конце вопросительных предложений:
Примеры:
- Ты знаешь, где находится ближайшая аптека?
- Сколько стоит эта книга?
Восклицательный знак используется для выражения сильных эмоций, удивления или восклицания:
Примеры:
- Какой прекрасный день!
- Он сделал это!
Тир используется для выделения дополнительной информации или вводных слов и фраз:
Примеры:
- Моя сестра — врач.
- Вчера я встретил его — друга моего брата.
Многоточие обозначает незавершенность высказывания, паузу или размышление:
Пример:
- Я думал… но, в конце концов, решил не делать этого.
Уроки мастерства. Правильно строим предложения
Одна из распространенных ошибок авторов ПрозыРу — злоупотребление сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Они не только усложняют чтение, но и лишают читателя удовольствия. Ему постоянно приходится продираться сквозь смысловые нагромождения, как через бурелом.
А кому это понравится? В итоге помучаешься, помучаешься в попытках уяснить смысл нескольких абзацев — да и закроешь страницу. Хватит, дорогой автор. Не обессудь, утомил. Прости уж, пойду к другому…
Читателей надо уважать! Поэтому не изливайте на него поток сознания, как это делают любители слишком длинных предложений. А пишите так, чтобы человеку было легко и удобно читать ваше произведение. И главное, чтобы он смог ПОНЯТЬ смысл того, что вы написали.
Рассмотрим примеры (все они взяты из вещей, размещенных на ПрозеРу).
«Вот потому-то я попытаюсь рассказать эту историю — романтическую историю любви ветерана Чеченской кампании, орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки, и еще историю любви к Родине, и к большой Родине, и к малой, и историю о юношеском бесстрашии и героизме, и о Великой Национальной Идее, я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».
Разобьем это предложение на несколько более коротких:
«Вот потому-то я попытаюсь рассказать романтическую историю любви. Любви ветерана Чеченской кампании орденоносца Пашки и сестры милосердия Людки. А еще историю о любви к Родине — большой и малой. Историю о юношеском бесстрашии и героизме и о Великой Национальной Идее. Я попытаюсь рассказать эту очень сложную историю от своего лица».
Сейчас отрывок воспринимается лучше. Нам уже не приходится тратить больших усилий, чтобы «выудить» оттуда смысл, верно?
Исправим текст. Вот что получилось:
«Я так переполнена любовью, что готова дарить ее всем. Курочкам, трамваям, смешному рекламному негру-бутерброду с Тушинской. Симпатичному старикану с бородкой-эспаньолкой (наверное, именно так выглядит значительная часть моей Интернет-аудитории). Низкозадой девочке-официантке с личиком, отмеченным многими наследственными пороками, характерными для московских рабочих окраин».
Теперь текст выглядит более грамотно и профессионально, согласны?
Еще один отрывок. Вот как было у автора:
«Для «сопровождавших» своих подопечных офицеров-воспитателей это тем более был дополнительный отпуск, поскольку, вроде бы все их воспитанники были на месте и никуда деваться с корабля не могли; контроль за ними, хотели они того, или нет, все равно, как и за всеми находившимися на борту, осуществляла дежурно-вахтенная служба; худо-бедно, но все они были расписаны по боевым постам и должны были исполнять какие-то обязанности (а если они этого не делали, по обыкновению филоня), то уж за это отвечали те, в чьи подразделения они были расписаны, и дублерами кого они являлись…».
А теперь текст выглядит так:
«Для офицеров-воспитателей, сопровождавших своих подопечных, это был дополнительный отпуск. Все воспитанники были на месте и не могли никуда деваться с корабля. Контроль за ними, как и за всеми находившимися на борту, осуществляла дежурно-вахтенная служба. Худо-бедно, но все они были расписаны по боевым постам и должны были исполнять какие-то обязанности. А если они этого не делали (по обыкновению филоня), то за это отвечали те, в чьи подразделения они были расписаны и чьими дублерами являлись».
Думаю, с перегруженными предложениями все ясно.
Теперь несколько слов еще об одной любимой «мульке» прозовцев — многоточиях. Они, дескать, символизируют недосказанность, глубокий смысл, призывают додумывать самим и пр.
А на самом деле получается засорение текста.
Частенько сюда еще добавляется множество восклицательных и вопросительных знаков, смайликов и т. д. Плюс неоправданно частое написание слов большими буквами.
Поверьте, я не против многоточий, восклицательных и вопросительных знаков. Но все должно быть в меру!
Вот когда вы пишете посты на форумах, в чатах — нет проблем. Там пишите, как хотите.
Но ведь здесь вы претендуете на художественное произведение. Тогда оформите его, как произведение, а не как сообщение на форуме. Иначе создается впечатление, что это записка экзальтированной барышни. Такие вещи выглядят крайне непрофессионально.
Вот как выглядит этот отрывок после исправления:
«Первый этаж, иду на выход. Вдруг сзади быстрые шаги нагоняют меня. И голос: «Гитару — на помойку?». Я оборачиваюсь и вижу мужчину, лет 37-40. До сих пор теряюсь — сосед или нет. Да и не важно — человек. «Ну да, туда именно… А, может она вам нужна? — предложила я, — тут, правда, одной струны нет».
Вы бы видели это лицо: на долю секунды оно приобрело выражение, как будто он миллион выиграл. «Что? Серьёзно?». — «Да, конечно — нате!». Он её взял. Смотрел на неё, не веря, что она так легко может прийти в его жизнь — надо только протянуть руки и взять. «Спасибо», — только и сказал он. Взял её, сел в машину и уехал».
Дорогие авторы! Свои тексты надо редактировать! Иначе складывается впечатление, что автор просто изливает поток сознания, не видя и не слыша ничего вокруг. Как тетерев на току.
Ну хорошо, можно впадать в творческий транс, когда пишешь первый вариант текста.
Но ведь потом его надо РЕДАКТИРОВАТЬ! Причем, много-много раз. Переставлять слова, заменять, если надо, убирать лишнее. Короче, шлифовать текст, чтобы он был удобным и понятным. Не красивеньким, а КРАСИВЫМ.
Как научиться грамотно разговаривать на русском языке
- Если вы хотите научиться разговаривать грамотно и красиво возьмите в привычку читать хотя бы 15 минут в день. Отлично подойдет классика, поскольку она яркий образец художественной речи. Это поможет вам расширить словарный запас, обогатит вашу речь и научит ясно излагать мысли. Вы невольно запомните некоторые слова и выражение, которые потом сможете без труда воспроизвести.
- Изучайте синонимы, они позволят вам удивительно разнообразить вашу речь и избежать частых повторений, а так же слов-паразитов и междометий, которые коверкают речь, делая ее малопонятной и раздражающей.
- Не используйте незнакомые слова. Учите новые словами, это поможет вам увеличить запас слов и правильно расставить ударения в словах.
- Говорите чаще и как можно дольше. Если в эту минуту нет подходящих собеседников, включите телевизор и постарайтесь воспроизвести речь диктора. В результате этих упражнений вы научитесь правильно расставлять интонационные паузы, и ваш лексический запас пополнится новыми формами. Помните, говорить нужно обязательно вслух.
- Следите за «чистотой» речи: искореняйте слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
- Рассказывайте о просмотренном фильме или прочитанной книге кому-нибудь. Попытайтесь сделать вашу речь интересной для слушателя.
- Отсутствие длинных пауз и общая связность речи добавит вашему повествованию благозвучности и красоты.
- Не все умеют красиво и грамотно преподносить информацию, но для этого есть упражнение. Называется «разговор ни о чем». Выбираете любой предмет и в течении пяти минут много и вдохновенно описываете его, потом переключаетесь на другой. Это научит вас легко говорить обо всем на свете.
- Избегайте жаргонных, нецензурных слов, а так же понятный одному вам слэнг и научные термины. Старайтесь обойтись без шаблонных фраз.
- Одного словарного запаса будет недостаточно, чтобы строить предложения грамотно. Нужно еще умение четко и лаконично выражать свои мысли, умение правильно строить предложения. Для развития этих навыков попробуйте к любому слову подобрать определение. Или пишите слова и пробуйте составить из них предложения. Чем больше получится – тем лучше.
- Добивайтесь совершенства речи, рассказывая самому себе, как прошел ваш день. Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь, следя за жестами и мимикой.
Корректная, правильная речь создаст вам имидж человека умного и образованного. Учитесь владеть вашей речью, все в ваших руках!
Лексические, морфологические и синтаксические особенности
Далее мы приведем описание разговорного стиля через ряд характеристик.
Сфера применения — непринужденное общение, противопоставление литературной книжной речи. Форма — устная.
Специфика:
- Спонтанность и неподготовленность.
- Сопровождается жестикуляцией, мимикой, различной интонацией.
- Неструктурированность.
- Осуществляется в основном в форме диалога.
Функции:
- коммуникативность;
- экспрессивность;
- репрезентативность;
- аппелятивность;
- эстетичность.
Фонетика: динамическая неустойчивость: изменение или потеря ударений, смена слогов, разнообразный темп.
Морфологический разбор:
- смысловая нагрузка превалирует над грамматикой;
- слова без форм, то есть частицы, междометия;
- слова-реакции («в этом-то и дело», «и что с того» и т.п.);
- оценочные предикативы («ужас», «ничего так», «сойдет» и т.п.);
- специфическая форма обращения («па», «ма» и т.д.);
- разные виды окончаний («чайку»);
- нет изменений числительных и имен собственных;
- специфический суффикс –ану- («хватануть»);
- активация местоимения;
- минимальное наличие пассивных конструкций, деепричастных оборотов, действительных страдательных причастий настоящего времени.
Синтаксическая характеристика:
- Наличие контекстуальных высказываний («и он тоже»).
- Не всегда весь смысл отражается в словах.
- Вместо сложных конструкций с союзными соединениями используются конситуативные выражения без союзов («Я дал ему сотку. На столе лежит»).
- Мало сочинительных и подчинительных союзов, превалирует союз «и».
- Специфическая связь слов в пределах одного предложения («Надо идти, дел полно, пока»).
- Инверсия — то есть самое важное чаще всего говорится в начале.
- Наличие незамещенной позиции, сигналами которой являются:
- личная форма глагола;
- предикативность сказуемого («Подать?»);
- существительное, выступающее в роли подлежащего;
- числительные («дайте два»).
Лексическая характеристика:
- Свободное и ничем не ограниченное сочетание слов.
- Частое употребление оценочных выражений и слов, понятных только по контексту («он не очень»).
- Перифразы («у него нет, чем писать»).
Когда человек высказывает свою точку зрения, это его личный выбор. Можно дать возможность собеседнику выразить свое мнение, тогда это будет монолог. Или можно ответить, тогда разговор станет диалогом.
Какие еще выделяют жанры разговорного стиля помимо диалога.
Диспут, дискуссия. Участники обмениваются мнениями, чтобы выяснить правду или принять верное решение. Каждый приводит свое мнение.
Уроки мастерства. Правильно строим предложения
- Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору.
Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему слову, не создавая инверсии, например: Книга мне понравилась; Это зрелище его поразило; Мать что-то заметила в выражении лица дочери; Я вам рад.
Постановка дополнения впереди управляющего слова обычно имеет характер инверсии, например: Аптекаршу, быть может, увидим (Чехов); Душа к высокому тянется (В. Панова). Ср. в живой разговорной речи: Вас кто-то спрашивает; Всех своих друзей позабыли; А телевизор вы можете починить?
Обычна препозиция дополнения со значением лица в безличных предложениях, например: Ему нужно поговорить с вами; Сестре нездоровится; Всем хотелось отдохнуть.
- При наличии нескольких дополнений, относящихся к одному управляющему слову, возможен различный порядок слов:
1) обычно прямое дополнение предшествует другим дополнениям, например: Возьмите рукопись у корректора; Обсудите вопрос со своими сотрудниками; Вошедший подал руку всем присутствующим;
2) косвенное дополнение л и ц а, стоящее в дательном падеже, обычно предшествует прямому дополнению п р е д м е т а, например: Сообщите нам свой адрес; Мать подарила ребёнку красивую игрушку; Эта женщина спасла Бекишеву жизнь… (В. Панова).
Точно так же родительный падеж со значением действующего лица (несогласованное определение) предшествует другому падежу (в роли дополнения), например: приезд сына к родителям, памятная записка автора для редактора.
- Прямое дополнение, совпадающее по форме с подлежащим, ставится, как правило, после сказуемого, например: Мать любит дочь; Весло задело платье; Лень порождает беспечность; Суды защищают законы. При перестановке подлежащего и дополнения меняется смысл предложения (Дочь любит мать; Платье задело весло) или возникает двусмысленность (Беспечность порождает лень; Законы защищают суды). Иногда в подобных случаях инверсии сохраняется нужный смысл, вытекающий из лексического значения названных членов предложения (Велосипед разбил трамвай; Солнце закрыло облако), но правильное понимание таких предложений несколько затрудняется, поэтому рекомендуется или сохранять прямой порядок слов, или действительный оборот заменять страдательным (Велосипед разбит трамваем; Солнце закрыто облаком).
- Не являясь членами предложения, вводные слова свободно располагаются в нем, если относятся к предложению в целом; ср.: Казалось, он уснул. – Он, казалось, уснул. – Он уснул, казалось.
Вместе с тем следует отметить, что смысловая нагрузка вводного слова в приведенных вариантах неодинакова: в большей степени она отмечается в первом из них, где в начале предложения слово казалось по значению приближается к простому предложению в составе бессоюзного сложного предложения; последние два варианта равноценны.
Если вводное слово по смыслу связано с отдельным членом предложения, то оно ставится рядом с ним, например: Стала появляться настоящая птица, дичь, по выражению охотников (Аксаков); Наше ветхое судёнышко наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, на неглубоком месте (Тургенев).
Не следует ставить вводное слово между предлогом и тем словом, которым предлог управляет, например: «Дело находилось в, казалось бы, верных руках» (вместо: Дело находилось, казалось бы, в верных руках).
- Обращения также свободно располагаются в предложении, однако для смыслового и интонационного их выделения не безразлично место, занимаемое ими в предложении: обращение, стоящее в начале или в конце предложения, логически подчеркивается. Ср.: Доктор, скажите, что с моим ребёнком. – Скажите, доктор, что с моим ребёнком. – Скажите, что с моим ребёнком, доктор.
В призывах, лозунгах, воззваниях, приказах, ораторских выступлениях, официальных и личных письмах обращение, как правило, ставится в начале предложения.
То же в поэтической речи, причем обращение нередко выделяется в самостоятельное предложение, например: Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов); Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, край, страдающий в плену! Я приду – лишь дня не знаю, но приду, тебя верну (Твардовский). Ср. разорванное обращение с основной частью в конце предложения: За кровь и слёзы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачёв).
- Частицы, как правило, стоят перед словом, к которому они по смыслу относятся. Ср.:
а) Эта книга трудна даже для него (речь идет о трудности для квалифицированного человека);
б) Эта книга даже трудна для него (подчеркивается неожиданность трудности);
в) Даже эта книга трудна для него (речь идет о неподготовленном читателе).
Частица -таки постпозитивна (довольно-таки, настоял-таки), но для подчеркивания смысла иногда в разговорной речи ее ставят перед глаголом, например: Статский советник хоть и сам пропал, но таки упёк своего товарища (Гоголь); Елена промолчала, и я таки запер её и в этот раз (Достоевский).
- Неудачен отрыв предлога от управляемого существительного в конструкциях типа: «Я приду с ещё несколькими товарищами» (вместо: Я приду ещё с несколькими товарищами); «Объем экспорта сократился с примерно…; увеличился до примерно…» (вместо: …сократился примерно с…; увеличился примерно до…).
Не следует ставить подряд два предлога, например: «В одном из от вас полученных писем…» (вместо: В одном из полученных от вас писем…); «Обратить внимание на во всех отношениях выдающуюся работу» (вместо: Обратить внимание на выдающуюся во всех отношениях работу).
В сочетаниях имени существительного с именем числительным, обозначающих приблизительное количество, предлог ставится между названными частями речи (минут через десять, шагах в двадцати), а не перед всем сочетанием («через минут десять», «в шагах двадцати»).
Как правильно составить предложение
А теперь будем варьировать. Сначала пара коротких предложений, чтобы задать ритм. Хорошо. Дальше несколько длинных, и можно даже разбить их коротким для большего контраста, но это необязательно. Главное — варьировать. Уверенно ведите читателя по длинному предложению, показывайте достопримечательности, дайте его разуму отправиться в свободное плавание. Даже два длинных предложения не будут вам помехой, если не вдаваться в сложные параллельные перечисления.
В художественном или публицистическом тексте в начале предложения логично задать место и время действия, то есть начать с обстоятельства:
Утром 1 января Марина начала новую жизнь.
Чтобы сделать текст напряжённее, писатель нагородит обстоятельств и сложноподчинённых конструкций до того, как сдаст подлежащее и сказуемое:
Задолго до того, как его комнату перевернут вверх дном агенты «Креста», задолго до его шествия через рыночную площадь, когда его, побитого и опустошённого, с цепями на руках, проведут под вой грязной толпы, задолго до его прощальной речи перед расстрелом, и тем более задолго до того, как картинку с его казни расхватают все телеканалы, Саава проснётся ярким солнечным утром под белой, всё ещё хрустящей простынёй, и попросит апельсинового сока.
То же, но из Маркеса, и проще:
Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.
В новостной журналистике принято после заголовка и введения давать суть новости. Это может быть подлежащее, дополнение или обстоятельство. Причём начало статьи сразу отвечает на вопрос, который возникает у читателя после заголовка и введения:
Пенсии воровали еноты
В Перми найдены виновники махинаций со счетами Пенсионного фонда.
Двенадцать енотов‑полоскунов задержала пермская полиция вчера утром в зоопарке по подозрению в финансовых махинациях и хищении пенсий на сумму 14 миллиардов рублей.
Нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется, чтобы открыть дверцу машинки во время стирки.
Чтобы открыть дверцу машинки во время стирки, нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется.
Но уже следующее предложение придётся начать с главной части:
Не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется, чтобы не повредить ручку и барабан.
Опытные писатели (в примере — Ильф и Петров) разрывают привычный порядок слов вводными конструкциями, чтобы развлечь читателя и поиграть масштабом:
Смахнув с седых (волосок к волоску) усов оставшиеся после умывания росинки, Ипполит Матвеевич зверски пошевелил усами, в нерешительности попробовал шероховатый подбородок, провел щеткой по коротко остриженным алюминиевым волосам пять раз левой и восемь раз правой рукой ото лба к затылку и, учтиво улыбаясь, двинулся навстречу входившей в комнату тёще — Клавдии Ивановне.
Порядок слов — не набор формальных правил, а инструмент редактора.
Как правильно составить предложение в русском языке? Какие есть правила?
Необходимо заниматься своей мимикой и жестикуляцией. Для этого разговаривайте сами с собой перед зеркалом, можете записать монолог или разговор на видео и затем просмотреть его, найти слабые места. Сначала вам может показаться, что ваша жестикуляция глупая, однако с течением времени это ощущение уйдет. Занятия не означают, что вам нужно научиться на лице держать маску робота, нужно просто понять, как вы выглядите со стороны. Это займет немало времени, однако результат того стоит.
Без стремления и твердого желания добиться красиво разговаривать, невозможно.
Когда у вас появятся первые трудности или вы не будете видеть хоть какого-то результата, то у вас может не хватить мотивации, поэтому перед началом тренировок поймите, что это не просто “поговорить, посидеть, почитать”, а действительно ежедневный и упорный труд.
Если же у вас сейчас не много свободного времени, тогда стоит отложить занятии до более благоприятного времени.
Если именно ваша природная стеснительность мешает вам красиво говорить, тогда есть смысл позаниматься над самоуверенностью. Даже если у вас получиться научиться красиво излагать мысли перед зеркалом, то не факт, что вы сможете также красиво и связно изложить мысли перед зрителями. Умение держать себя в руках и контролировать свои мысли пригодится вам во многих жизненных ситуациях, поэтому не пренебрегайте этим.
Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.
- У Нади и слоны Димы папы — водолазы.
- На дне зоопарк океана звезда.
- Полез Денис дрова на забор.
- По рекам водный плывут суда.
- Папа Тимы река работает на заводе.
- Мы были в скакала парке.
- Белка брала баранки у осина нас из рук.
- Белые бараны били в зубры барабаны.
- В парке растут липы, сосны, компот , осины.
- Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.
Шестой урок. Как строится испанское предложение
Удивительно быстро летит время, еще совсем недавно, мы с Вами изучали алфавит испанского языка, а теперь мы уже готовы приступить к построению целых предложений на испанском языке. Давайте подойдем к этому делу максимально серьезно, так как это важная основа, которая поможет Вам говорить и писать без помощи переводчиков. Стоит так же отметить, что это огромный прорыв к новым знаниям, и всего-то за пять уроков. Главное не теряйте хватку, ведь уже скоро мы с Вами будем составлять не только простые предложения, но и сложносочиненные.
Хотите быстрее изучить испанский язык? Старайтесь периодически просматривать предыдущие уроки и закреплять пройденный материал.
Если вы думали, что в Испанском языке есть строгие правила для построения предложений, как в английском, то вы ошибались, здесь все намного проще. Но мы все же внесем некую схему, которая будет способствовать Вашим навыкам и помогать на начальном этапе. Для того, чтобы Вам было понятно, предлагаю взглянуть на табличку: