Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за островок безопасности в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за проезд или разворот на островке безопасности останется прежним и составит 500 рублей. А вот штраф за остановку на островке безопасности будет неодинаковым для разных регионов России. В соответствии со статьей 12.19. КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Однако для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга штраф вырастает до 2500 рублей. Кроме того, местное законодательство позволяет эвакуировать неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянки.
Направляющие островки
С 1 марта 2023 года в текст правил дорожного движения вводится новое понятие «Направляющий островок»:
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
Напомню, что ранее в тексте ПДД использовался только термин «островок безопасности», который обозначает элементы благоустройства, предназначенные для остановки пешеходов, пересекающих проезжую часть.
В отличие от островков безопасности новые направляющие островки подобную функцию не выполняют. Они служат для того, чтобы сделать слияние или разделение транспортных потоков более удобным.
Думаю, ни для кого не секрет, что направляющие островки встречаются на российских дорогах уже в течение многих лет, так что сам по себе данный термин ничего нового не вводит. Однако, ниже пойдет речь о связанных ограничениях, которые, действительно, являются новыми.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Обновленный пункт 9.12 говорит о том, что если направляющий островок находится в центре проезжей части, то водитель должен объезжать его справа, если иной порядок движения не предписан дорожными знаками или дорожной разметкой.
12.4. Остановка запрещается:
…
на островках направляющих и островках безопасности.
Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.
Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.
Такая область разметки может выделяться:
- бортовым камнем, когда сам участок выступает над поверхностью дорожного полотна, что обеспечивает дополнительную защищенность пешеходов;
- дорожной разметкой белого цвета, когда участок находится на одном уровне с дорогой.
В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:
- в зонах пешеходных переходов;
- на участках дорог, где разделяются автомобильные потоки.
Штрафы за неправильный проезд
В Кодексе административных правонарушений РФ островки безопасности не упоминаются, как и нарушения за их проезд. Однако это не значит, что вас не оштрафуют, если вы проедете этот участок дороги неправильно. Следует учитывать, что островки безопасности с горизонтальной разметкой (1.16.1 – 1.16.3):
- не являются проезжей частью и допускают только нахождение и движение пешеходов;
- обычно ограничены по периметру сплошной линией, которую пересекать нельзя даже случайно.
Заехать или остановиться на островке автомобиль может только при непредвиденной аварийной поломке, резком ухудшении состояния водителя или при угрозе ДТП. В прочих случаях вы будете оштрафованы:
- за наезд на сплошную разделительную линию во время движения — в размере 500 рублей (1.12.6 КоАП);
- за разворот на разметке, которая является частью пешеходного перехода – в размере 500 рублей;
- за наезд на разметку при повороте или развороте – в размере 1000-1500 рублей (2.12.16 КоАП);
- за остановку или стоянку на разметке, которая не предназначена для движения и остановки, или на расстоянии менее 10 метров от пешеходного перехода – в размере 1000 рублей (3.12.19 КоАП) или 1500-3000 рублей (4-5.12.16).
Нарушение |
Штраф |
Наезд на разметку при движении вперед |
500 рублей за несоблюдение требований разметки |
Поворот или разворот на разметке |
500 рублей за наезд на разметку пешеходного перехода |
Поворот или разворот на разметке вне пешеходного перехода |
1000 (видеокамеры) или 1500 (автоинспектор) рублей за пересечение сплошной разделительной линии |
Остановку или стоянку на разметке |
1000 рублей за заезд на разметку, не предназначенную для стоянки, либо 1500 рублей за стоянку на разметке пешеходного перехода (3000 рублей в Москве и СПб) |
Важно! Из-за невнятного отражения правил проезда островков безопасности в ПДД и КоАП, между водителями и ГИБДД постоянно возникают разногласия в трактовке предполагаемых нарушений. Поэтому, при получении такого штрафа, вы можете попробовать его обжаловать в вышестоящем подразделении Госавтоинспекции или мировом суде.
Для чего нужен островок безопасности на дороге?
Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:
- 1.16.1 – это прямые параллельные линии разной длины. Используются для обозначения островков, разделяющих потоки разных направлений.
- 1.16.2 – ломаные полосы, чьи вершины направлены в сторону сближения потоков. Применяется для обозначения островков при разделении потока одного направления.
- 1.16.3 – так же ломаные, но их вершины противоположны сближению потоков. Обозначают слияние одностороннего потока.
В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.
Вспоминаем курс ПДД: можно ли парковаться на островке безопасности?
Парковаться на островке безопасности перед зеброй категорически запрещено. Оставленный там автомобиль будет перекрывать обзор как пешеходам, так и водителям транспортных средств. В итоге могут возникать опасные ситуации на дороге. Правила запрещают остановку автомобилей ближе 10 метров от перехода. Автомобилистов, нарушивших это требование, ждет наказание по статье 12.19 КоАП РФ.
Все вопросы, связанные с островками безопасности, регламентированы. Трактовку данного понятия можно изучить в ПДД, конкретно — в разделе «Определения», пункт 2.42. В Приложении 2 Правил описаны варианты разметок. Островки представляют собой геометрическую фигуру, стороны которой являются сплошной линией.
Использование материалов без согласия автора и прямой индексируемой гиперссылки на блог Игоря Смолина запрещено. Сейчас существует немало технических средств для реализации поставленных задач. На практике используется любой материал, который пригодится для остановки пешеходов во время пересечения проезжей части по оборудованному переходу.
Направляющие островки
С 1 марта 2023 года в текст правил дорожного движения вводится новое понятие «Направляющий островок»:
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
Напомню, что ранее в тексте ПДД использовался только термин «островок безопасности», который обозначает элементы благоустройства, предназначенные для остановки пешеходов, пересекающих проезжую часть.
В отличие от островков безопасности новые направляющие островки подобную функцию не выполняют. Они служат для того, чтобы сделать слияние или разделение транспортных потоков более удобным.
Думаю, ни для кого не секрет, что направляющие островки встречаются на российских дорогах уже в течение многих лет, так что сам по себе данный термин ничего нового не вводит. Однако, ниже пойдет речь о связанных ограничениях, которые, действительно, являются новыми.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки направляющие, островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
Обновленный пункт 9.12 говорит о том, что если направляющий островок находится в центре проезжей части, то водитель должен объезжать его справа, если иной порядок движения не предписан дорожными знаками или дорожной разметкой.
12.4. Остановка запрещается:
…
на островках направляющих и островках безопасности.
Могут ли на островках стоять полицейские машины?
Наверное, каждый водитель видел, что сотрудники ДПС часто стоят на этих островках безопасности, контролируя дорожное движение. Многие с ревностью задаются вопросом о том, почему же им можно, а обычным автолюбителям нельзя. Давайте разберемся.
В своей деятельности сотрудники ГИБДД руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ 2022 г. № 664. П. 87 данного документа гласит, что остановка служебного ТС должна производиться с учетом ПДД и принятием мер по обеспечению безопасности участников движения. В то же время пункт 88 регламента говорит о том, что исключения могут устанавливаться, если существует необходимость осуществления регулировочных, распорядительных действий, пресечения правонарушений, предотвращения угрозы причинения вреда здоровью, жизни и (или) имуществу участников движения.
Остановка перед зеброй
Существует несколько типов островков безопасности. Они создаются в местах разделения транспортных потоков попутного направления, перед пешеходными переходами или перед перекрестками. Зоны безопасности перед пешеходными переходами размещаются для того, чтобы отвести полосы движения как можно больше в стороны и подготовить для людей, не успевших перейти дорогу, место, где они могут переждать красный свет и дождаться зеленого.
Парковаться на островке безопасности перед зеброй категорически запрещено. Оставленный там автомобиль будет перекрывать обзор как пешеходам, так и водителям транспортных средств. В итоге могут возникать опасные ситуации на дороге. Правила запрещают остановку автомобилей ближе 10 метров от перехода. Автомобилистов, нарушивших это требование, ждет наказание по статье 12.19 КоАП РФ. За это деяние накладывается штраф в размере 1000 рублей. В особенных случаях островок безопасности выделяется желтой разметкой, запрещающей остановку и стоянку. Если она нанесена, то может последовать эвакуация автомобиля.
Что такое островок безопасности, и как он работает?
В новых Правилах дорожного движения об островках безопасности сказано мало, а в КоАП вообще нет никаких упоминаний. Однако это не значит, что при проезде этих элементов обустройства дороги нет никаких требований, ограничений и наказаний за нарушения.
Итак, островок безопасности – элемент обустройства автотрассы, который выполняет функции:
- разделения разнонаправленных дорожных полос или разделения/слияния нескольких автомобильных потоков (выделяется разметкой 1.16.1 – 1.16.3 ПДД);
- защиты пешеходов, переходящих многополосную дорогу (может быть частью пешеходной «зебры или выделяется бордюром).
Островки могут оборудоваться на проезжей части, разделительной полосе движения, перекрестке с круговым движением, въезде в населенный пункт или пешеходном переходе (регулируемом, нерегулируемом). По ГОСТ они должны иметь длину не менее 1.5 метров и ширину пешеходного перехода.
Дорожная разметка зависит от вида/назначения островка безопасности, размещается в пешеходной зоне, где нет автомобильного движения, и бывает трех видов:
- 1.16.1 — для разделения транспортных потоков или разнонаправленных полос;
Штраф за проезд или разворот на островке безопасности останется прежним и составит 500 рублей. А вот штраф за остановку на островке безопасности будет неодинаковым для разных регионов России. В соответствии со статьей 12.19. КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Однако для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга штраф вырастает до 2500 рублей. Кроме того, местное законодательство позволяет эвакуировать неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянки.
Постановление правительства вступит в силу сразу после его опубликования.
Останавливаться на островке безопасности можно только в экстренных случаях, ввиду крайней необходимости. Это может быть авария или поломка транспортного средства.
Штраф за заезд, остановку и пересечение островка безопасности
Здесь начинаются главные расхождения и трудности. Одну проблему мы уже уточнили – это пересечение сплошной полосы (нарушение действия разметки – ч.1 ст.12.16 КоАП). К санкциям по ней мы еще вернемся, пока же рассмотрим другие возможные нарушения:
- Можно ли парковаться на островке безопасности? Вспомним, что островок напрямую связан с пешеходным переходом. Соответственно, вторым нарушением может быть признана остановка / стоянка (парковка) на островке, как остановка / стоянка (парковка) на пешеходном переходе (ч.3 и 6 ст.12.19 КоАП).
- При этом вполне могут быть применены и санкции за парковку «далее правой полосы», что предусмотрено ч.3.2 той же статьи.
- Статья 8.1 ПДД РФ запрещает разворот на пешеходном переходе. Часть 2 ст. 12.14 КоАП РФ устанавливает за это штраф (к точным цифрам вернемся чуть ниже).
- Статья 11.4 ПДД РФ полностью запрещает обгон на пешеходном переходе. Это относительно недавние изменения в правилах, и в КоАП пока не выделено точной статьи для случая. Однако, в зависимости от обстоятельств, применяется либо уже упомянутое нарушение разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП), либо выезд на встречку (ч.4 ст.12.15 КоАП).
От указанных условий зависит и размер штрафов. В основном они такие:
Нарушение | Штраф | Примечание |
Нарушение действия разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП) | 500 руб. | Так может интерпретироваться выезд на островок безопасности, а также минимальное наказание за обгон по островку. |
Остановка / стоянка на переходе (ч.3 ст.12.19 КоАП) | 1 000 руб. | Внимание: при аналогичных нарушениях, произошедших в Москве или Санкт-Петербурге, применяется часть 6 данной статьи – штраф составит 3000 рублей. |
Остановка / стоянка «далее первого рада» (ч.3.2 ст.12.19 КоАП) | 1500 руб. | |
Разворот на «зебре» (ч.2 ст. 12.14 КоАП) | 500 руб. | К этому может быть приравнен разворот на островке безопасности. |
Выезд на встречную полосу (ч.4 ст.12.15 КоАП). | 5000 руб. или лишение прав до полугода | Таким образом может быть интерпретирован наихудший вариант обгона по островку безопасности. |
Кроме этого, в некоторых обстоятельствах может быть применен совокупный метод наказания по нескольким статьям.
Когда можно получить штраф за островок безопасности
Многие водители до сих пор думают, что остановка или стоянка на островке безопасности не является нарушением правил дорожного движения. При этом заезд на подобные «островки» попадает под разные статьи КоАП. Если авто остановилось на разметке – это является нарушением правил остановки-стоянки транспортных средств. А если машина проехала по ней – это нарушение правил расположения на проезжей части или нарушение правил разметки.
Штраф за пересечение островка безопасности положен, если вы решили припарковать автомобиль на таком участке или заблудились и решили остановиться и уточнить маршрут. При возникновении ДТП, в котором никто не пострадал, стоянка на такой разметке также запрещена. Машину нужно убрать как можно скорее либо своим ходом, либо с помощью эвакуатора.
Если же причиной остановки стали вынужденные меры или крайняя необходимость, например, поломка авто, заезд на разметку считается допустимым. При этом водители очень часто жалуются, что с развитием фото- и видеофиксации правонарушений ПДД, они все чаще стали получать штрафы за то, что ремонтировали машину или ждали помощи на вот таких «островках». Многие юристы отмечают, что при предоставлении доказательств экстренной стоянки, полученный штраф легко оспаривается и аннулируется.
В ситуации, когда водитель вынужден по разметке объезжать ДТП, особенно когда другие возможности попасть на нужный съезд заблокированы, пересечение островка безопасности не считается нарушением. Если ответственные лица все-таки не учли обстоятельства и прислали штраф, подобные случаи всегда можно оспорить в суде.
Штраф за заезд и пересечение островка безопасности
Штрафные санкции за нарушение предписаний разметки на дороге может накладываться на автомобилиста как при совершении правонарушения (если сотрудник ГИБДД поймал вас на горячем), так и намного позже, по почте. Последний вариант актуален в том случае, если нарушение было зафиксировано камерой дорожного слежения. Зачастую, сумма материального наказания за переезд линий или остановку на островке безопасности составляет 500 рублей и мало кто из автовладельцев спешит обжаловать его в суде, куда проще просто заплатить. Однако, если внимательно изучить ПДД РФ, то при аргументации штрафа служители Закона не могут ссылаться на пункты 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3, поскольку в этих пунктах ПДД описывается только сама разметка и о штрафах ничего не сказано.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.
Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.
В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.
Где разрешена стоянка, остановка и парковка в 2021 году?
Парковка в ПДД РФ упоминается лишь в качестве парковочного места. Определение понятия приводится в п. 1.2. Здесь говорится, что парковкой называют специально обозначенное и обустроенное место, предназначенное для стоянки автомобилей. На практике, говоря о парковке, водители обычно имеют в виду правила остановки и стоянки автомобилей. Процедура осуществляться в соответствии с нормами раздела 12 ПДД РФ.
В пункте 12.1 говорится, что водитель имеет право осуществить стоянку и остановку на правой стороне дороги. Транспортное средство необходимо припарковать на обочине. Если она отсутствует, можно оставить автомобиль у края проезжей части.В 2021 году парковаться на тротуаре разрешено только легковым машинам, мотоциклам, мопедам и велосипедам, если присутствует знак 6.4 и одна из следующих табличек:
- 4.7;
- 6.2;
- 6.3;
- 6.6;
- 6.7;
- 6.8.
Останавливаться на левой стороне можно лишь в населённых пунктах. На дороге должна присутствовать только одна полоса движения в каждую сторону без трамвайных путей посередине. Грузовые машины с загрузкой свыше 3,5 тонн могут останавливаться на левой стороне лишь для загрузки и выгрузки.
В п. 12.2 ПДД РФ говорится, что парковать автомобиль на проезжей части можно лишь в один ряд параллельно краю. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа можно размещать в два ряда.
Процесс длительной стоянки и отдыха в автомобиле регламентирует п. 12.3 ПДД РФ. В нем говорится, что если водитель планирует заночевать в машине вне населенного пункта, транспортное средство нужно припарковать на специально предназначенной для подобного действия площадке или за пределами проезжей части.
Требования к островку безопасности по ГОСТу
Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:
- Поток автотранспорта в местах установления островков составляет не менее 400 ед./ч.
- Ширина проезжей части от края островка до ближайшей обочины проезжей части – не менее 7,5 м.
- Островок не может быть меньше, чем ширина пешеходного перехода, а его минимальная длина – 1,5 м.
Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2021:
- Линия 1.1 «Сплошная» . Это белая непрерывная линия шириной 0,10 или 0,15 м.
- Разметка 1.16.1 «Внутренняя разметка островка». Белые наклонные сплошные полосы параллельные друг другу. Ширина каждой полосы (а) – 0,40 м. Расстояние между полосами (с) – 1,2 м. Угол наклона оси данных полос относительно оси сплошной (α) равен 45˚.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
При составлении протокола о правонарушении сотрудник ДПС должен привести веские доказательства произошедшего. Как правило, к делу прилагаются материалы по нарушению, сделанные при помощи видео- или фотосъемки.
Возможности современных технических устройств позволяют составить доказательную базу, которая предельно четко и ясно освещает картину произошедшего события. Если есть возможность, сотрудник ДПС непременно попытается запастись свидетельскими показаниями. Для этого непосредственно на месте составления протокола просят дать показания очевидцев нарушения.
В крупных городах нарушение правил разметки (пересечение островка безопасности) фиксируется с помощью автоматических видеокамер, установленных по городу. И в этом случае водитель получит постановление по почте в виде “письма счастья”.