Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавр или специалитет в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До 2003 года выбора, как такового, у студентов не было — все учились пять лет и получали диплом специалиста. Когда Россия присоединилась к международной Болонской системе, студенты смогли получать высшее образование по ускоренной программе. Она включает в себя базовые знания по направлению обучения, которое обычно длится четые года. Если студент стремится поднять уровень своих знаний, ему придётся ещё на два года поступить в магистратуру — главное, чтобы таковая была в выбранном вузе. Но можно продолжить обучение и в другом учебном заведении.
Возрождение специалитета и новая модель высшего образования в России
До того, как Россия внедрила Болонскую систему, студенты учились только на специалитете, в рамках которого готовили полностью квалифицированные кадры. Возрождение специалитета в вузах — это одно из главных изменений, вызванных отказом от Болонской системы. Быстрая перестройка образовательных процессов под мировые стандарты не удалась. Поэтому России нужен гибридный подход, объединяющий бакалавриат и специалитет: лучшие критерии образования будут взяты как из национальных образовательных наработок, так и из Болонской системы и других образовательных систем мира. Среди критериев этой новой системы называют:
- Нацеленность высшего образования на кадровые потребности основных сфер российской экономики.
- Реформирование советского специалитета, чтобы он соответствовал текущим реалиям внутри страны и за её пределами.
- Слияние двух степеней Болонской системы — магистратуры и бакалавриата — с целью сформировать новую сквозную ступень: нечто среднее между классическими специалитетом, бакалавриатом, магистратурой.
- Выработка новых учебных стандартов, призванных сохранить будущих работников и максимально повысить их уровень квалификации и потенциал.
Что такое бакалавриат?
У будущих бакалавров гораздо больший выбор в плане направлений — 187, зачётных единиц на треть меньше — около 240.
Летом 2022 года Россия вышла из Болонской системы. При этом в Министерстве науки и высшего образования РФ заявили, что отказа от бакалавриата и магистратуры не будет. Вузы сами смогут выбирать, какую программу обучения вводить для студентов. Кроме того, в России планируют создать собственную систему высшего образования, которая объединит лучшие отечественные и зарубежные практики.
Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.
Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.
Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.
Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.
Бакалавриат – начальная ступень получения высшего образования, занимающая 4 года. Программа направлена на получение стандартных знаний по профессии и освоение практических умений. Выпускник с дипломом бакалавра получает должности, на которых требованиями указвается высшее образование. Занятия проводятся очно и заочно. После окончания стандартного обучения, выпускник трудоустраивается или продолжает обучение, подавая заявление на магистратуру – программа рассчитана на 2 года.
Магистратура – следующая ступень высшего образования, предлагающая узкое изучение особенностей профессии. Для студента магистратуры предлагается больше программ, чем в бакалавриате. Студентам разрешено поступать на смежные профессии или менять область изучения научных исследований. Такой формат разрешает выпускать профессионалов, готовых работать в научных или технических направлениях.
Останется ли в стране европейская программа?
Обучение с уровнями бакалавр и магистр создавалось для интеграции страны с западным образованием, принятии дипломов, и разрешения выпускникам ВУЗов находить работу в Европе. Задачи государственного образования изменили направление, делая акцент на необходимости формирования отечественной программы. В стране ведутся разговоры об отказе Болонского формата, формировании национальной программы.
Министерство науки сообщило, что в заявлении не говорится о использовании системы, применявшейся до 1991 года. Планируется создать новую схему, учитывающую преимущества старого подхода и опыт европейских стран. Предположительно, ВУЗы продолжат проводить подготовку бакалавров и магистров, но параллельно, развития будет набирать национальная программа.
Возвращение специалитета: обновленная методика
До внедрения Болонской программы, студенты обучались только на специалитете, по правилам которого готовились полноценные кадры. Возвращение специалитетов в ВУЗы – главное событие, ставшее следствием отказа от Болонской системы. Оперативная смена образовательного процесса под требования Европейского стандарта провалилась. Стране требуется измененный подход, в котором совместятся оба направления: параметры обучения будут браться из национальных достижений и Болонской системы. Критериями формирования новой программы предоставления высшего образования называют:
- Направленность методики на кадровые пожелания главных профессий;
- Изменение устаревшего специалитета с целью соответствия новым требованиям;
- Совмещение двух ступеней обучения с целью создания сквозного этапа;
- Формирование новых стандартов, направленных на сохранение персонала, повышения уровня квалификации;
Эксперты утверждают, что новый подход в вопросе получения диплома о высшем образовании порадует преимуществами:
- Направленность на фундаментальное образование, обеспечивающееся специалитетом. Программы бакалавриата, магистратуры будут отсутствовать;
- Разработка критериев оценивания результатов обучения. В качестве результата ожидается отказ от тестирований;
- Смена ФГОС, методичек;
Чем отличается бакалавриат от специалитета?
- Продолжительность курса. Для бакалавра этот срок составляет 4 года, на специалитете учатся от 5 до 6 лет (в зависимости от выбранной специальности).
- После бакалавриата выпускник вуза может продолжить обучение в магистратуре. Специалитет условно приравнивается к степени магистра и позволяет поступить сразу в аспирантуру.
- Бакалавр может поступить в аспирантуру после получения степени магистра.
- Специалитет – обучение по узкому профилю. Бакалавры получают базовое образование по профессии и имеют возможность при трудоустройстве выбора профессиональной квалификации.
- Бакалавры могут учиться в магистратуре на бюджете (при условии успешного прохождения конкурса и сдачи вступительных экзаменов). Если дипломированные специалисты захотят стать магистром, они будут обучаться на коммерческой основе, потому что второе высшее образование по российским законам платно.
В российских вузах бакалавриат предлагают абитуриентам чаще, чем специалитет. Эта форма пользуется большим спросом, потому что во всем мире считается достаточным уровнем высшего образования.
Продолжение учебы в европейских странах. На каком уровне это возможно?
При обучении на бакалавра можно проучиться примерно пару лет в русском высшем учебном заведении и потом перевестись в университет за границей. Правда придется потерять 1-2 курса. Сразу после окончания школы поступить в европейский бакалавриат невозможно. В государствах Европы учатся 12-13 лет в школе, поэтому в русском аттестате нет нужного количества зафиксированных учебных часов. Можно поступить после специалитета и бакалавриата на программу магистерского обучения. В Европе бакалавриат обладает более общим характером и для студентов предусмотрено больше стипендий. Еще один вариант получения образования – это переход в докторантуру после магистратуры. Также, как и в российской аспирантуре в ней надо обучаться от двух до шести лет.
Особенности бакалавриата
Система высшего образования в мире постоянно эволюционирует, и в последние десятилетия наблюдается изменение в подходах к формированию квалификации студентов. В зарубежных вузах уже давно функционирует двухступенчатая модель высшего образования: бакалавриат и магистратура. Бакалавриат представляет собой первую ступень высшего образования и часто сравнивается с российским специалитетом.
Суть бакалавриата заключается в том, что студенты изучают основы выбранной специальности в течение 4 лет на очном обучении. После этого они получают степень бакалавра, что признается как законченное высшее образование. Как правило, бакалавриат более ориентирован на практические аспекты и позволяет студентам углубленно изучать свою профессию.
Сокращение сроков обучения на бакалавриате, однако, влечет за собой большую нагрузку на студентов, которым приходится уделить больше времени самостоятельному изучению предметов. Этот момент вызывает негативные реакции со стороны преподавателей и студентов, особенно в технических вузах, где принято жестко контролировать качество образования.
Одной из ключевых особенностей бакалавриата в зарубежных системах образования является практикоориентированный подход. Это означает, что программа обучения акцентируется на приобретении студентами практических навыков, которые могут быть непосредственно применены в рабочей сфере. Бакалавры получают не только теоретические знания, но и практический опыт, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Важно отметить, что в России бакалавр воспринимается несколько иначе. Часто его степень сравнивают со средним профессиональным образованием, но это неверно. Согласно Болонской декларации, бакалавриат признается как законченное высшее образование, и его владельцы могут гораздо успешнее устроиться на работу по специальности. Однако стоит иметь в виду, что в России бакалавры не имеют права на отсрочку от военной службы.
Бакалавриат также дает студентам возможность разнообразить свое образование, выбирая дополнительные курсы и формируя индивидуальную учебную траекторию. Это способствует гибкости в получении образования и позволяет студентам более глубоко исследовать те области, которые им интересны.
По сравнению со специалитетом, бакалавриат также имеет некоторые преимущества:
-
Сокращенный срок обучения: Бакалавриат, обычно длится 4 года, что может быть важным аргументом при поступлении на платное отделение.
-
Гибкость образовательного процесса: Студенты могут создать собственный учебный план, сочетая разнообразные курсы.
-
Вариативность учебного плана: До 30% предметов можно выбирать по собственному усмотрению.
-
Международное признание: Диплом бакалавра более понятен и ценится зарубежными работодателями.
Важным аспектом бакалавриата является возможность смены специализации после его завершения. Студенты могут выбрать магистратуру по другой специальности, даже в другой стране, что придает им конкурентное преимущество на рынке труда. Кроме того, студенты имеют возможность продолжить образование в магистратуре на бюджетной основе, даже если получили степень бакалавра на платной основе, хотя конкурс на бюджетные места чрезвычайно высок.
Бакалавриат успешно интегрируется в образовательные системы экономической и бизнес-направленности. Это позволяет создавать совместные программы с зарубежными вузами и присуждать совместные дипломы. Такие программы открывают перед студентами более широкие горизонты и возможности для карьерного роста.
Однако стоит отметить, что в России бакалавриат до сих пор не всегда полностью понят как преподавателями и студентами, а также работодателями. Отсюда возникают определенные недостатки:
-
Восприятие бакалавра как «недоученного»: В российском обществе бакалавры иногда воспринимаются как менее компетентные специалисты.
-
Ограничение карьерных возможностей: Для студентов, нацеленных на научную карьеру, бакалавриат не всегда является оптимальным выбором.
-
Ограничения в выборе специальности: Поступить в аспирантуру возможно только после окончания магистратуры, что ограничивает карьерные пути студентов.
Бакалавриат и специалитет: подробный сравнительный анализ
Факторы |
Специалитет |
Бакалавриат |
Квалификация |
Специалист – уровень квалификации высшего образования, используемый в странах постсоветского пространства |
Бакалавр – уровень квалификации высшего образования, основанный на Болонской системе (с 2003 года введена в Российской Федерации). Считается академической степенью |
Период обучения |
5 лет* |
4 года* |
Особенности трудоустройства |
Диплом предоставляет возможность официально трудоустроиться по специальности |
Диплом допускает официальное трудоустройство по специальности, кроме сферы образования и государственной службы |
Продолжение обучения |
Уровень квалификации позволяет студентам поступать в аспирантуру или магистратуру |
После окончания бакалавриата, студенты не могут поступить в аспирантуру без освоения магистерской программы. Преимущество – возможность выбрать другую специальность без необходимости начинать обучение с нуля |
Возможность продолжить образование в отечественных и зарубежных вузах |
Диплом принимается исключительно отечественными вузами. Возникают сложности с признанием иностранной системой образования |
Диплом признается зарубежными и отечественными образовательными учреждениями |
Отсрочка от армейской службы при поступлении в магистратуру |
Предоставляется на срок очного обучения |
Предоставляется на срок очного обучения |
Специалитет представляет традиционную для России форму высшего образования, срок которого – привычные для многих 5 лет. В программу специалитета входит получение базовых знаний по специальности, выбранной студентом, и узкая подготовка по профилю (в основном это медицинские, инженерные, военные специальности). Что идет после специалитета? В этом аспекте ничего не поменялось, за программой специалитета следует аспирантура.
- Специалисты больше востребованы российским рынком труда, чем бакалавры.
- Специалитет дает возможность преподавать в российских вузах и работать в государственных структурах власти.
- А вот за границей диплом специалиста не в почете, с ним претендент имеет меньше возможностей получить работу, да и в магистратурах к нему относятся предвзято.
- Юношам необходимо знать еще один нюанс специалитета: если выпускник вуза окончил специалитет и хочет продолжить обучение в магистратуре, он имеет все шансы оказаться не в магистратуре, а в армии. Диплом специалиста не дает отсрочки. А после окончания бакалавриата выпускник имеет право отучиться еще 2 года в магистратуре и не быть призванным в армию.
Многие перед поступлением думают, бакалавриат или специалитет, что выбрать, но обе формы обучения имеют и преимущества, и недостатки, поэтому ответ на этот вопрос будет зависеть от дальнейших жизненных целей будущего студента.
Что такое специалитет
Это классическое одноуровневое образование, по завершении которого выпускнику вручается диплом по специальности. Период обучения – 5 лет и более (например, в мединститутах 5,5–6 лет). В первые годы учащиеся овладевают базовыми знаниями, на последних курсах занимаются узкой профильной подготовкой. Результат – диплом по конкретной специальности, например: «Нефтегазовое дело и геология», «Информационная безопасность» и другие. Его обладатель может утроиться на работу, стать магистрантом или аспирантом.
Преимущества специалитета:
- узкая направленность квалификации;
- в некоторых случая приоритет при трудоустройстве, так как выпускники получают по профилю максимум знаний;
- обладатели диплома имеют право работать на госслужбе.
Специалитет и магистратура — отличия
Бакалавриат, специалитет и магистратура – все это является степенями обучения, где магистратура может быть только второй ступенью. То есть поступить туда сразу после школы невозможно (просто никто не возьмет).
В случае с бакалавром магистратура является вторым бесплатным этапом обучения, занимающим 2 года. Туда идут, чтобы углубить свои знания в конкретной специализации.
С одной стороны, это удобно. После защиты дипломного проекта бакалавр может какое-то время поблуждать, попробовать себя в разных направлениях профессии, определиться, чем конкретно ему интересно заниматься, и продолжить учиться.
С другой стороны, это лишний год обучения. Ведь все это можно получить, отучившись 5 лет на специалитете вместо 6 (бакалавриат и магистратура). Но тут есть риск разочарования в выбранной специализации и потом все равно придется переучиваться.
Чем отличается бакалавр от специалиста?
У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.
Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?
За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.
Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.