Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земли с 1 января 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Основания для изъятия
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Каков порядок изъятия неспользуемых земель сельхозназначения?
Комиссия, установившая факт неиспользования земли, либо использования с нарушением закона, сначала даст землевладельцу шанс исправиться. Ему будет выдано предписание на устранение нарушения – и указан срок, в течение которого землю следует привести в порядок. Одновременно с этим комиссии отправит заявление в Росреестр: в ЕГРП будет внесена особая запись, согласно которой любые сделки с участком запретят до устранения выявленных нарушений.
- Если в указанный срок землевладелец приведёт участок в порядок, ограничение в ЕГРП будет снято в течение пяти рабочих дней.
- Если же хозяин участка мер не примет, ему будет назначено административное наказание, земля так и останется под запретом, а орган государственной власти инициирует торги по продаже участка.
Если публичные торги дважды будут признаны несостоявшимися, то в течение следующих двух месяцев орган исполнительной власти будет обязан провести ещё одни торго – посредством публичного предложения.
Собственник, который приобретёт участок через процедуру торгов, обязуется в течение года начать использовать участок по назначению.
Изменения в процедуре изъятия земельных участков
Если ранее для изъятия земельного участка требовалось наличие обоснованных оснований и получение согласия собственника, то теперь государство имеет право изымать участки без согласия собственников, просто уведомив их об этом. Это связано с необходимостью более активного использования земельных ресурсов и обеспечения национальных интересов.
- Более строгие требования к документации. При изъятии земельного участка необходимо предоставить более подробную и точную документацию, подтверждающую наличие оснований для изъятия.
- Увеличение сроков изъятия. Введены новые сроки на проведение процедуры изъятия земельного участка, что предоставляет больше времени для согласования и решения всех вопросов.
- Экономические компенсации. При изъятии земельного участка государство обязуется выплатить собственнику экономическую компенсацию в размере его стоимости или договоренной суммы.
В целом эти изменения направлены на более эффективное использование земельных ресурсов, увеличение контроля государства и защиту национальных интересов. Поэтому владельцам земельных участков необходимо быть готовыми к более строгим требованиям и процедуре при изъятии своего имущества.
Этапы процесса изъятия земельных участков
- Предварительная подготовка — первый этап, на котором проводится анализ ситуации и подготовка необходимых документов и материалов. В эту стадию входит определение целей и объектов изъятия, проведение оценки земельных участков, разработка плана действий.
- Уведомление — на этом этапе землевладельцы получают уведомление о намерении государственных органов изъять их земельные участки. Уведомление должно содержать информацию о причинах изъятия и правах собственников на возмещение ущерба.
- Публичные слушания — на этом этапе проводятся публичные слушания, на которых граждане и организации имеют возможность высказать свое мнение относительно изъятия земельного участка. Учитываются предложения и замечания участников, а также доказательства о необходимости или ненужности изъятия.
- Принятие решения — после проведения публичных слушаний государственные органы принимают решение о изъятии земельных участков. Решение должно быть обоснованным и основываться на нормативных правовых актах.
- Возмещение ущерба — после изъятия земельного участка, собственники имеют право на получение компенсации за ущерб, причиненный им изъятием. Возмещение ущерба может быть осуществлено в форме денежной компенсации или предоставлении альтернативного земельного участка.
Все эти этапы являются обязательными и служат для обеспечения прозрачности и законности процесса изъятия земельных участков. Они позволяют учесть мнение и интересы собственников земельных участков и обеспечить справедливое возмещение ущерба.
Последствия для владельцев при изъятии земельных участков
Изъятие земельных участков с 1 января 2024 года может иметь серьезные последствия для их владельцев. Участники этого процесса могут столкнуться с рядом проблем и неудобств, включая следующие:
- Финансовые потери: При изъятии земельных участков владельцы могут потерять свои инвестиции, вложенные в развитие и использование этих участков. Кроме того, возможно получение компенсации за изъятие с учетом только рыночной стоимости земли, что может значительно отличаться от ее текущей стоимости и потенциальной стоимости в будущем.
- Юридические проблемы: Изъятие земли может столкнуть владельцев с юридическими проблемами, связанными с переоформлением прав собственности или приведением документации в соответствие с новыми законодательными требованиями. Это может потребовать времени и дополнительных затрат на услуги юристов.
- Потеря возможности использования земли: Владельцы земельных участков могут лишиться возможности использования своей земли в собственных целях, включая строительство, аграрную или коммерческую деятельность. Это может негативно сказаться на планах и перспективах развития владельцев и их бизнеса.
- Смена места проживания или работы: Изъятие земли может принудить владельцев участков к смене своего места проживания или работы. Если земельный участок использовался как дом или хозяйственный объект, его потеря может потребовать переезда и поиска новой недвижимости или бизнеса в другом месте.
Могут ли изъять земельный участок принудительно
Да, могут — по решению суда. У правообладателя есть 90 дней, чтобы договориться об условиях и подписать соглашение. Если он этого не сделал, то орган, принявший решение об изъятии, вправе обратиться в суд, который может принять решение о принудительном изъятии земельного участка. При этом собственнику всё равно обязаны предварительно выплатить компенсацию (её размер устанавливается судом на основании рыночной оценки изымаемой недвижимости).
Если предложенные условия соглашения не устраивают, а договориться мирно не удалось, владелец участка тоже вправе искать решения в суде. Оспаривать в судебном порядке можно не только сам факт изъятия земельного участка, но и его условия — если собственник готов предоставить убедительное обоснование своих требований.
Изъятие недвижимости для государственных и муниципальных нужд может коснуться любого собственника — никто от этого не застрахован. Но если понимать, как грамотно действовать в подобной ситуации, то можно отстоять свои интересы и свести возможный ущерб к минимуму.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Как происходит изъятие земли
Изъятие земли для государственных нужд проходит как принудительный выкуп земли у граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. То есть вашу землю покупают — выплачивают компенсацию (согласно части 4 ст. 281 ГК РФ). Это происходит точно так же, как и при изъятии жилого помещения (будь оно расположено на земле и в многоквартирном доме), согласно ч. 5, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ: «Возмещение (то есть сумма) за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения».
Закон предоставляет право (а не обязанность) органу исполнительной власти в начале выявить и найти собственника участка. Но власти не намерены тратить рабочее время чиновников на поиски владельцев участков — чтобы не выплачивать компенсацию. Собственникам «лакомых» земельных участков нужно самим следить за всеми объявлениями в газетах и в Интернете. К сожалению, государство не обязано адресно уведомлять каждого собственника о том, что их участок необходим государству.
Чиновники поступают просто. Согласно пункту 3 статьи 56.5 Земельного кодекса РФ, не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд они размещают в средствах массовой информации (газетах, специально предназначенных для опубликования нормативных актов соответствующего уровня), и на официальном сайте органа местного самоуправления — в сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Если собственник вовремя узнает эту важную информацию, и заявит о своем существовании, то администрация муниципалитета направит ему заказным письмом с уведомлением о вручении проект соглашения (по сути, это — договор купли-продажи земельного участка). Вы его читаете, смотрите предлагаемую выкупную цену за участок и дом, думаете.
Выгодное ли это предложение, или такая компенсация не принесет вам ничего кроме разорения и неудобств, ведь приобретали вы свой земельный участок для того, чтобы пользоваться им с максимальной пользой и прибылью, а не для того, чтобы неожиданно лишиться его, да еще и остаться с долгами (как пример) или нести затраты по переезду или передислокации своего предприятия.
Все рассчитав и обдумав, вы либо соглашаетесь с предложенной суммой выкупа участка для государственных нужд, либо нет, и в ответе пишете, что вы оцениваете ваш дом и землю вот за такую-то стоимость. Администрация рассматривает ваш ответ и делает второе предложение — либо соглашается на вашу цену, либо повторно предлагает ту же самую выкупную цену.
Как будет проходить процесс изъятия земли
Процесс изъятия земли вступит в силу с 1 января 2024 года и будет проходить по установленной законодательством процедуре. Согласно новым правилам, государство имеет право изъять земельные участки у частных лиц или организаций в целях реализации проектов национальной важности.
Первым шагом в процессе изъятия земли будет определение земельных участков, подлежащих изъятию. Для этого будет проводиться анализ земельных участков и составление списков объектов, которые соответствуют критериям для изъятия. Критерии могут быть различными в зависимости от проекта и региональных особенностей.
После определения земельных участков будут проводиться переговоры с владельцами этих участков. Государство будет предлагать компенсацию владельцам земли за ущерб, связанный с изъятием земельного участка. Компенсация может быть в форме денежных средств или других земельных участков, имеющих аналогичную стоимость и характеристики.
В случае отсутствия согласия на продажу земли от владельцев, государство может применить принудительные меры для изъятия земли. Это может включать в себя судебное разбирательство, в результате которого будет принято решение об изъятии земли. В этом случае, компенсация владельцам земли будет определена судом.
Воздействие изменений на рынок недвижимости
Ввод новых правил по изъятию земли с 1 января 2024 года имеет значительное воздействие на рынок недвижимости. Планируемые изменения вызвали оживленные обсуждения и волнение среди заинтересованных сторон, включая владельцев недвижимости, разработчиков и инвесторов.
Усиление регулирования
Одним из ключевых изменений является усиление регулирования процесса изъятия земли. Теперь государство получает больше контроля над земельными участками и может легче осуществлять изъятие для общественных нужд или реализации инфраструктурных проектов.
Это может создать неопределенность и неуверенность среди владельцев недвижимости, которые могут опасаться за сохранность своих прав и интересов.
Изменение цен на недвижимость
Введение новых правил на рынке недвижимости может существенно повлиять на цены на недвижимость. Некоторые владельцы недвижимости могут заинтересоваться продажей земельных участков до вступления изменений в силу, чтобы избежать возможной потери собственности или снижения стоимости.
Обратная сторона медали заключается в возможности для инвесторов приобрести недвижимость по более выгодным ценам, в предвкушении будущих изменений на рынке.
В чём суть ужесточения закона?
До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.
Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.
На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.
Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.
Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.
Ожидаемые результаты изъятия неиспользуемых земельных участков
Изъятие неиспользуемых земельных участков в 2024 году имеет огромный потенциал в достижении нескольких важных результатов. Во-первых, этот шаг позволит более эффективно использовать существующие земельные ресурсы, что особенно актуально в условиях ограниченности земельных площадей. Таким образом, будет создана возможность для строительства новых объектов, развития инфраструктуры и реализации различных проектов, способствующих экономическому и социальному развитию страны.
Во-вторых, изъятие неиспользуемых земельных участков позволит улучшить территориальное планирование и оптимизировать использование земельных ресурсов. Это позволит улучшить благоустройство и развитие территорий, а также повысить качество жизни населения. Кроме того, освобождение земель от неиспользуемых участков способствует борьбе с земельной спекуляцией и неэффективным использованием земли, что является одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе.
Итак, ожидаемые результаты изъятия неиспользуемых земельных участков в 2024 году связаны с оптимизацией использования земельных ресурсов, развитием строительства и инфраструктуры, улучшением благоустройства территорий и качества жизни населения, а также борьбой с земельной спекуляцией. Этот шаг сыграет важную роль в достижении устойчивого и эффективного развития страны, внедрении современных технологий и стимулировании экономического роста.
Основания для изъятия
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2024 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.