Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление права пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Комментарии к ст. 7.1 КОАП РФ
1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.
2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.
3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).
4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.
5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).
7. Субъективная сторона — умышленная вина.
8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.
9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Какие существуют виды пользования землёй
Права на земельный участок могут иметь такие формы, как:
- Аренда. Наиболее распространенная форма узаконивания, которой могут пользоваться и граждане, и компании за определенную плату на условиях, прописанных в договоре;
- Сервитут. Это ограничение права использовать землю лицом, который не является ее собственником, но имеет на это законные основания (например, право размещения газопровода, водопровода; право прохода);
- Безвозмездное использование на срочной основе. Это самый редкий вид правоотношений, возникающий, когда заключается договор, и земля является собственностью его сторон;
- Постоянное (бессрочное) пользование и право пожизненного наследуемого владения землей. Эти виды прав есть только у лиц, получивших такую привилегию до 2001 года, то есть до принятия ЗК РФ. Теперь земля подобным образом не оформляется, и эти формы постепенно утрачивают актуальность.
При каких обстоятельствах может возникнуть необходимость признания права пользования земельным участком в судебном порядке
- при отсутствии или утрате правоустанавливающих документов, например, землеотводных документов, подтверждающих законное занятие земельного участка;
- при отсутствии документов о соответствии ранее предоставленного и ныне занимаемого земельного участка, например, несоответствие их площади и границ;
- при отсутствии доказательств перехода права от одного лица к другому;
- в ситуации, когда пользование земельным участком в отведенных ранее площадях и границах затруднительно в связи с изменениями в законодательстве;
- в случаях необходимости предоставления права пользования земельным участком в связи с наличием права собственности на строение, расположенное на данном земельном участке.
Комментарии к статье 7.1 КоАП РФ, судебная практика применения
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Что понимается под самовольным занятием земель?
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Вс уточнил, какими документами можно подтвердить право на наследство недвижимости
Высшая инстанция изучила дело жителя Новороссийска, который безуспешно пытался получить по завещанию жилой дом и земельный участок. Камнем преткновения послужило, что наследодатель при жизни не оформила это имущество должным образом.
- Суть дела
- Несмотря на то, что принадлежность недвижимости наследодателю подтверждалась выпиской из похозяйственной книги местной администрации, суд отказался включить жилой дом и землю в состав наследства, поскольку нотариус не выдала свидетельство о праве на это имущество, ограничившись лишь свидетельством о праве на средства на банковском счете.
- При этом суд указал, что представленная выписка из похозяйственной книги не является правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности.
Суды апелляционной и кассационной инстанций эти выводы поддержали. Однако ВС счёл, что решения сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя.
Позиция ВС
«Если право на объект недвижимого имущества возникло до 31 января 1998 года — даты вступления в силу закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации», — разъясняет ВС.
Таким образом, для правильного разрешения спора надо было установить момент возникновения права собственности на спорный жилой дом, поясняет высшая инстанция. Однако суды этого не сделали.
- Судами также оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки то обстоятельство, что в выписке из похозяйственной книги, выданной органом местного самоуправления — администрацией сельского округа, указано о принадлежности наследодателю спорного жилого дома на праве личной собственности.
- При этом законодательство РСФСР предусматривало ведение поселковыми советами нехозяйственных книг и учет населения и передачу отчетности в вышестоящие государственные органы, в этих «подшивках» в том числе отражались данные о собственниках домашних хозяйств и построек (пункт 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года), напоминает ВС.
- Нехозяйственные книги как учетный документ личных подсобных хозяйств продолжают существовать в сельской местности до настоящего времени, что предусмотрено статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», указывает высшая инстанция.
- «Исходя из приведенных нормативных положений выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что не было принято во внимание судами», — отмечает ВС.
- В связи с чем ВС определил состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа о включении жилого дома в состав наследственной массы отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
- Алиса Фокс
Кому и когда были предоставлены участки на праве постоянного (бессрочного) пользования?
Множество земельных участков (так же и лесные участки) были предоставлены гражданам и юридическим лицам очень давно, еще до вступления в действия Земельного Кодекса РФ, еще при советской власти, когда частной собственности на землю не было.
Несмотря на давность предоставления — право это действующее, законное, государство его не прекращает. Такое право сохраняется за землепользователями. Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: «Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется«.
Пользование земельным участком без наличия правоустанавливающих документов определяется законом таким понятием, как самовольный захват земли. За такое правонарушение действующим законодательством предусмотрено наказание в виде административной ответственности (ст. 7.1. КоАП РФ).
На лиц, пользующихся землей без правоподтверждающих актов, а также осуществляющих хозяйственную деятельность при отсутствии разрешающих документов, накладываются штрафные санкции. Размеры штрафов представлены в таблице:
Физическое лицо | Юридическое лицо | Должностное лицо | |
Сумма штрафа при установленной кадастровой стоимости | 1-1,5% от стоимости, но не менее 5 000 рублей | 2-3% от стоимости, но не менее 100 000 рублей | 1,5-2% от стоимости, но не менее 20 000 рублей |
Сумма штрафа при отсутствии кадастровой стоимости | 5 000-10 000 рублей | 100 000-200 000 рублей | 20 000-50 000 рублей |
Самовольным захватом признается ситуация, когда без имеющихся на то оснований используется чужая земля без оповещения об этом собственника. Это может быть не только незаконная постройка объектов недвижимости, но и складирование мусора, посадка деревьев и др.
Что подходит именно вам?
Есть несколько причин, по которым вы можете захотеть провести земельную съемку или план участка. Они используются людьми, которые владеют участком земли по разным причинам, и они также могут быть реализованы на участке земли, который вы собираетесь купить.В последнем случае план земельного участка или план участка могут помочь вам, , принять решение о покупке.
В этом руководстве мы обсудим , подходит ли вам топографическая съемка или план участка , а также ответим на такие вопросы, как что включает в себя землемерная съемка? Какой план сюжета? И сколько вы можете рассчитывать заплатить?
Итак, если вы хотите узнать больше по этой теме, читайте сейчас.
Связанный: Полное руководство по исследованиям ALTA
На сегодняшний день таким законодательным актом является федеральный закон о государственной регистрации права на недвижимое имущество и земельные участки. Также в нем прописан полный перечень всех необходимых документов, которыми должен обладать владелец земли, в котором присутствует как правоустанавливающая документация, так и правоудостоверяющая.
Следует особо подчеркнуть, что эти Свидетельства, так же как и Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сами по себе правоустанавливающими документами не являются (хотя многие склонны так считать) и имеют силу только вместе с соответствующим постановлением (решением, распоряжением) о выделении земли, договором купли-продажи, свидетельством о праве на наследство и пр.
Горноуральский городской округ
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11, при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения необходимо учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Возведение самовольной постройки на земельном участке, не принадлежащем застройщику, влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, согласно которой самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Это те бумаги, которые подтверждают(удостоверяют) право лица на земельный участок. Наиболее известный из них – это свидетельство о праве собственности. Прежде оно выдавалось на гербовой бумаге, имело «мокрую» печать и иные знаки, по которым можно было доподлинно определить его действительность. Свидетельства имели одинаковый вид , хотя выдавались на разные виды недвижимости. Бумажное свидетельство бережно хранилось у собственника наряду с правоустанавливающими документами. Теперь такое свидетельство бывает только электронным. Оно не распечатывается, не подтверждается печатью и не имеет никаких специальных знаков. Электронное свидетельство хранится в базе Росреестра. Собственник может получить только выписку из единого реестра недвижимости, сведения из которой будут актуальны на дату выдачи. Такую выписку запрашивают риэлторы, арендаторы, покупатели, чтобы не терять время и не связываться с несобственниками. При этом Росреестр самостоятельно устанавливает собственника при проверке сделок с землей. Самому Росреестру такая выписка не нужно, что логично.
Каждый вид документа должен соответствовать определенным требованиям, поэтому оформлять их следует должным образом, чтобы не получить потом отказ в регистрации права по причине несоответствия документа установленным нормативам.
Фактическое использование земельного участка это
Очень важно, чтобы учётные записи старой регистрации соответствовали новым записям, внесённым в государственный кадастр.
Если за этот период произошли те или иные изменения, их необходимо оформить, в соответствии с установленными требованиями.
Поэтому при перерегистрации будут затребованы акты согласования границ участка и межевой план.
Земельный участок в обязательном порядке должен использоваться при наличии оформленных документов в установленном законом порядке. В Гражданском кодексе РФ ст. 131 говорится, что права на недвижимое имущество, а также разного рода сделки и ограничения должны пройти обязательную государственную регистрацию.
Следовательно, располагая на руках постановлением о предоставлении в собственность земельного участка, договором аренды или каким-либо иным документом, надо в обязательном порядке посетить органы Росреестра и произвести регистрацию права на предоставленный земельный участок.
То есть правоустанавливающие документы, независимо от их вида, должны пройти регистрацию в установленном порядке.
Законодательное регулирование того, что означают правомочия владеть, распоряжаться и пользоваться имеющимся участком, содержится в Гражданском и Земельном кодексах. Анализируя имеющиеся в них сведения, можно выявить, что право пользования участком земли:
- это правомочие, отличное от права собственности;
- возникает из некоторых видов договоров;
- означает, что пользователь участка земли может пользоваться им по своему усмотрению (но согласно целевому назначению), извлекать выгоду из такого пользования, плоды и т.п.
Права, возникшие до 31 января 1998 г., признаются государством юридически действительными без регистрации в ЕГРН.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:
- если земельный участок был предоставлен до 25 октября 2001 г. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок;
- в случае если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности;
- граждане, к которым перешли в порядке наследования права собственности на строения, расположенные на таких земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, в соответствии со ст. 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;
- принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В случае если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Какими документами можно подтвердить принадлежность прав наследодателя на земельный участок до 1998 года?
С 31 января 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который установил единый порядок регистрации прав на недвижимое имущество.
До 31 января 1998 г. принадлежность земельного участка наследодателю в целях оформления наследственных прав может быть подтверждена наследником:
- постановлениями территориальных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков (выдавались в период с 1991-го по октябрь 1993 года, госрегистрация прав не производилась);
- государственными актами на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
- постановлениями глав местной администрации с обязательной последующей регистрацией их в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству (с октября 1993 года на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767);
- свидетельствами на землю, которые выдавались комитетами по земельным ресурсам и землеустройству или сельсоветами (на право собственности, пожизненного наследуемого владения землей);
- гражданско-правовыми договорами о приобретении наследодателем прав на землю, удостоверенными нотариусом (например, купчая, договор мены).
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
Документы, подтверждающие право на земельный участок
В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.
- право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;
- земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; n права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;
- иные установленные законом случаи.
Как видно, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.
Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.
В этом деле суд отклонил доводы Росреестра, отказавшего заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались.
Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в данном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.
В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.
Документы, удостоверяющие права собственников на тот или иной объект, утверждены современным законодательством РФ, а именно, ст. 26 ЗК РФ. Это связано с тем, что регистрация права собственности на земельный участок подразумевает внесение измененных сведений о собственники земли в единый государственной реестр.
Именно в рамках реестра скапливается вся необходимая информация по сделкам недвижимости, в том числе и с земельными участками, которая фиксируется правоустанавливающими документами о собственности и общей книгой документов.
После того как будет получено уполномоченным органом заявление от гражданина на оформление земельного участка, открывается новое дело, которое включает в себя все удостоверяющие документы, необходимые для завершения процедуры регистрации прав.
Что касается книги документов, то в ней хранится полный перечень бумаг, которые содержат сведения:
- о принятых и выданных собственнику документах;
- о недвижимом имуществе (в том числе и земельных участках), которое подлежит регистрации;
- о новом собственнике, который будет наделен правом собственности на земельный участок;
- о справках и дополнительных выписках, которые были заказаны в едином государственном реестре;
- о наличии квитанции, которая свидетельствует о том, что была заплачена госпошлина за регистрацию права собственности.
При необходимости в дело подшиваются иные документы о правах на земельные участки, которые требуются для свершения сделки.
Все правоустанавливающие документы вступают в силу только после регистрации в Росреестре, это требование обязательно. Оно регламентировано действием ст. 131 ГК РФ. Без проведения регистрации, сведения о приобретении ЗУ не будут внесены в кадастровые записи ГКН.
- Административные акты о выделе земель, выписки из административных актов или постановления правления колхозов (совхозов) о предоставлении ЗУ.
- Договора имущественных сделок: дарственная, купчая или договор мены. Если надел приобретался в результате проведения гражданско-правового действия.
- Свидетельство о вступлении в наследство – для земель, полученных по завещанию или в результате перехода имущественных прав от умершего собственника.
- Договора аренды – для арендаторов ЗУ.
- Выписка из решения суда, если право собственности оспаривалось в судебном порядке.
В этом федеральном законе регулируется порядок регистрации прав собственности на участки (и другие объекты), а также приводятся требования к соответствующим документам. Текст должен быть написан разборчиво, слова употребляются в полном виде, без сокращений. Договоры составляются минимум в 2 экземплярах – по 1 для каждой стороны (на практике их составляют в 3 экземплярах, поскольку еще 1 договор остается в органе регистрации сделки – Росреестре). Каждый из этих экземпляров составляется в оригинальном виде (не копия) и имеет одинаковую юридическую силу.
*** Решение может принято федеральным, региональным органом власти, а также органом местного самоуправления (например, Администрацией конкретного района). Земля предоставляется на конкурсной или внеконкурсной основе (в первую очередь льготным категориям граждан – многодетным семьям, Героям СССР и РФ, инвалидам разных групп и др.).
Судебная практика в сфере частных и публичных земельных правоотношений
Конституция РФ закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36). Однако земля является жизненно-важным объектом, не отделимым от самого существования человека, поэтому нeвoзмoжнo позволить собственнику осуществлять в отношении земли неограниченные правомочия, как это может быть позволено в отношении других объектов гражданского права. В связи с этим Конституция закрепляет право свободного пользования, владения и распоряжения землей, но лишь постольку, поскольку это «не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36). Более того, в основах конституционного строя РФ закрепляется, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9).