Конвенция мот № 132: отпуска по новым правилам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция мот № 132: отпуска по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Конвенция была принята на Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве 24 июня 1970 года. 1 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 139−ФЗ (далее — Закон № 139−ФЗ) о присоединении к данному международному документу.

Начнем с того, что нашим основным законом страны гарантируется право на отдых (п.5 ст.37 Конституции РФ). Сам же механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе порядок и условия предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, закреплен в ТК РФ.

Так, запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работнику в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п.4 ст.124 ТК РФ).

Согласно ст.10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.

Согласно ст. 3 Конвенции Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» №132 (далее по тексту – Конвенция), принятой на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24.06.1970 г., каждое лицо имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности. В силу положений п.1 ст.9 Конвенции непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящая из двух непрерывных рабочих недель, предоставляется и используется не позже чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже чем в течение 18 месяцев считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

Верховный суд РФ разъяснил, как оплачивается не полностью использованный отпуск

Согласно статье 17 Конвенции официальные документы о ее ратификации (в нашем случае — Закон № 139−ФЗ) направляются генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. На территории государства, присоединившегося к Конвенции, она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации (п. 3 ст. 18 Конвенции).

Таким образом, в России Конвенция будет применяться не раньше лета 2011 года.

Положения Конвенции применяются ко всем работающим по найму лицам, кроме моряков (п. 1 ст. 2 Конвенции). Для этой категории работников предусмотрена Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам, принятая МОТ в 1949 году, но не ратифицированная Россией на данный момент.

Отпуск по новым правилам

.

.

.

.

.

.

На протяжении последних лет профсоюзы провели значительную работу по продвижению вопроса о ратификации конвенций МОТ. Стоит отметить, что на сегодняшний день белорусское трудовое законодательство полностью соответствует требованиям Конвенции об оплачиваемых отпусках. Ее основные положения касаются минимальной продолжительности ежегодного трудового отпуска — не менее трех рабочих недель. В Беларуси минимальный порог отпуска — 24 календарных дня.

Кроме того, конвенция предусматривает исключение из трудового отпуска праздничных и нерабочих дней; включение в стаж работы периодов отсутствия работника по уважительным причинам (болезнь, несчастный случай, отпуск по беременности и родам); возможность разбивать отпуск на части и установление одной из частей на уровне не менее 2-х недель; запрет на отказ от права на ежегодный оплачиваемый отпуск; порядок замены отпуска компенсацией в денежной или иной форме.

«Профсоюзными инспекторами на постоянной основе проводятся мониторинги соблюдения нанимателями трудового законодательства. Профсоюзы всегда обращают свое внимание на соответствие условий коллективного договора, соблюдения сроков выплаты заработной платы, среднего заработка за время трудового отпуска, расчета при увольнении. Помимо мониторингов каждые полгода в организациях и на предприятиях осуществляются проверки», — рассказала начальник главного управления юридической работы и правового обеспечения Федерации профсоюзов Беларуси Марина Лазарь.

В целом за прошедший 2020 год специалисты отмечают положительную тенденцию в области соблюдения норм, касающихся трудовых отпусков.

Тем не менее по итогам проверок и мониторингов профсоюзами выявлены отдельные факты задолженности по трудовым отпускам, предоставления части отпуска менее 14 календарных дней, имелись факты задержки выплаты среднего заработка при уходе в трудовой отпуск, отзыва из отпуска в связи с производственной необходимостью при оставшейся части трудового отпуска менее 14 календарных дней в текущем году, замены отпуска денежной компенсацией при использовании в натуре менее 21 дня отпуска.

«Были и единичные случаи невыполнения тарифных и местных соглашений, коллективных договоров в части отпусков на некоторых предприятиях агропромышленного комплекса. Дополнительный трудовой отпуск за работу по контракту предоставлялся продолжительностью один календарный день. На основании рекомендаций были заключены дополнительные соглашения к контракту и установлен дополнительный трудовой отпуск за работу по контракту продолжительностью от трех до пяти календарных дней. Все зафиксированные нарушения были впоследствии устранены нанимателями по соответствующим рекомендациям профсоюзов», — добавили в ФПБ.

Важно отметить, что Беларусь находится в числе лидирующих стран — участниц Международной организации труда по количеству ратифицированных основных конвенций, где закреплены социально-трудовые права работников. Участниками МОТ являются 187 государств.-0-

В мае года Верховный суд РФ установил, что отпуск , своевременно не использованный работником, имеет срок давности, а именно: компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая работнику при увольнении, не может предоставляться более чем за 49 дней отпуска Определение Верховного суда РФ от 16 мая г.

Мы подробно писали об этом. Своим решением в мае года Верховный суд РФ поставил точку в многочисленных спорах и признал, что у отпуска есть срок давности. Многие работники, получив в нижестоящих судах отказ в удовлетворении их требований о взыскании компенсации за все дни неиспользованного отпуска, пытались обжаловать решения судов. Некоторые особенно настойчивые даже обратились в Конституционный суд РФ и потребовали признать неконституционными статьи и Трудового кодекса РФ, полагая, что они имеют правовую неопределенность и препятствуют гражданам в реализации их права на получение при увольнении компенсации за все неиспользованные отпуска, тем самым нарушая их конституционное право на отдых.

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы ежегодных отпусков, является Трудовой кодекс РФ. Наряду с определением условий и порядка предоставления отпуска Трудовой кодекс в статье установил, что в случае увольнения работникам, не использовавшим по каким-либо причинам причитающиеся им отпуска, должна выплачиваться компенсация за все неиспользованные отпуска.

Статья не устанавливает никаких ограничений по количеству дней отпуска, за которые полагается компенсация. Напротив, прямо и недвусмысленно указывается на необходимость выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Данное положение Трудового кодекса РФ полностью согласуется со статьей 11 Конвенции МОТ, в силу которой работнику после прекращения трудовых отношений с работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный периоду его работы, за который отпуск ему не был предоставлен, либо выплачивается денежная компенсация.

Статья 11 Конвенции МОТ при этом также не ограничивает количество дней отпуска, за которые компенсация должна быть выплачена. Статья же 9 Конвенции МОТ, та самая, которая вызвала столько споров и разных толкований своим указанием на необходимость использования отпуска не позднее 18 месяцев после окончания того года, за который этот отпуск предоставляется, на самом деле распространяется лишь на тех работников, которые продолжают трудиться, и не рассчитана на применение ее к увольняющимся работникам.

Таким образом, у работника при увольнении есть право на получение компенсации за все неиспользованные дни отпуска. Если же работодатель отказывает работнику в выплате компенсации в полном размере, то у работника, в соответствии со статьей Трудового кодекса РФ, есть один год с даты прекращения трудового договора, чтобы обратиться за защитой своего права в суд.

При этом Конституционный суд РФ особенно подчеркнул, что толкование статей и Трудового кодекса РФ, приведенное им в Постановлении от Тем самым Конституционный суд РФ запретил нижестоящим судам при рассмотрении споров о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск ограничивать размеры этой компенсации какими-либо сроками давности.

Но в то же время, во избежание возможных злоупотреблений и в целях сохранения назначения отпуска как времени отдыха, а не способа получения дополнительных доходов, Конституционный суд призвал суды оценивать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, включая причины, по которым работник своевременно не воспользовался правом на ежегодный отпуск, наличие или отсутствие вины работодателя в этом, специфику правового статуса работника например, не идет ли речь о генеральном директоре, имеющем возможность самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем и ходить в отпуск без его должного документального оформления и другие обстоятельства.

Этот документ внес серьезные изменения в правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, определение их продолжительности, перенос на следующие годы, возможность замещения денежной компенсацией. Тем не менее, согласно п. Что изменится? Предоставление отпусков По правилам Конвенции МОТ продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может составлять менее трех недель за один год работы п. По правилам п. ТК РФ такой возможности не предусматривает, устанавливая в ч.

Выходные и праздничные дни По правилам п. Российское законодательство, в свою очередь, в ч. Из этого следует, что теперь, если работник берет отпуск на две недели, то из него должны быть исключены выходные, то есть продолжительность отпуска в данном случае будет не 14 календарных дней, а Эти дни просто не должны быть засчитаны в ежегодный отпуск в силу нормы действующего международного договора РФ, и принудить работника писать заявления на отпуск, включая туда и нерабочие периоды, работодатель не сможет.

Читайте также:  Материнский капитал на улучшение жилищных условий в 2023 году

Время предоставления отпуска В п. При этом должны быть учтены два фактора: потребность работодателя в сотрудниках на данный период времени; возможности отдыха, доступные работнику. Деление отпуска на части В соответствии с ч. Здесь необходимо обратить внимание, что речь идет именно о рабочих неделях, а не о 14 календарных днях.

Как избавиться от накопленных отпусков

1. Государственные и национальные праздники и нерабочие дни, независимо от того, приходятся они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

2. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, периоды нетрудоспособности, вызываемые болезнью или несчастным случаем, не могут засчитываться в качестве части минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичный подход, конечно, действует и в сфере трудовых отношений (ст. 10 ТК РФ).

24.06.1970 в г. Женева (Швейцария) на 54-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) была принята Конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках».

Данная Конвенция, применяемая ко всем работающим лицам, за исключением моряков, закрепляет право работников на ежегодный оплачиваемый отпуск (п. 1 ст. 3 Конвенции). При этом минимальная продолжительность такого отпуска указывается в заявлении каждого члена МОТ при ратификации этой Конвенции и не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы (п.п. 2, 3 ст. 3 Конвенции).

Приведем некоторые положения, которые действуют в Конвенции МОТ 132 об оплачиваемых отпусках в 2017 году:

  • государственные и национальные праздники и нерабочие дни не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 1 ст. 6 Конвенции);
  • каждое лицо, пользующееся отпуском, получает за полный период этого отпуска, как минимум, свою обычную или среднюю заработную плату (п. 1 ст. 7 Конвенции);
  • разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране (п. 1 ст. 8 Конвенции);
  • если иное не предусмотрено в соглашении работодателя и работника, одна из частей отпуска должна составлять, по меньшей мере, две непрерывные рабочие недели (п. 2 ст. 8 Конвенции);
  • работнику, проработавшему минимальный период, после прекращения трудовых отношений с работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или выплачивается денежная компенсация или предоставляется эквивалентное право на отпуск в дальнейшем (ст. 11 Конвенции).

В РФ международная Конвенция об оплачиваемых отпусках была ратифицирована 01.07.2010 (Федеральный закон от 01.07.2010 № 139-ФЗ ) и вступила в силу с 06.09.2011 (п. 3 ст. 18 Конвенции). При этом минимальная продолжительность отпуска в РФ установлена в количестве 28 календарных дней. К слову, иная продолжительность отпуска установлена при ратификации Конвенции в Бельгии (24 календарных дня), в Германии (18 рабочих дней), в Украине (24 календарных дня), в Швеции (5 недель).

Можно сказать, что положения 132 Конвенции МОТ о ежегодных оплачиваемых отпусках во многом перекликаются с положениями действующего ТК РФ.

В то же время, действие Конвенции МОТ об оплачиваемых отпусках может потребовать внесения изменений в ТК РФ (Письмо Роструда от 09.09.2010 № 2725-6-1 ).

Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках

КС РФ определил смысл ч. 1 ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» (Определение Конституционного суда РФ от 28.06.2018 № 26-П): при установлении размера заработной платы работодатель должен учитывать не только количество и качество труда, но и условия работы.

КС РФ разъяснил, как оплачивать труд работников, зарплата которых помимо месячного или должностного оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты. Оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна включать не только тарифную часть заработной платы, но и все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В Постановлении № 26-П КС РФ закрепил такой подход общеобязательным при исчислении оплаты за работу в выходные или нерабочие праздничные дни. Иное истолкование ст. 153 ТК РФ в правоприменительной практике исключено.

Вывод: с 29 июня 2018 года — с даты официального опубликования Постановления КС РФ № 26 — при оплате работы в выходные или нерабочие праздничные дни учитывайте не только тарифные ставки, оклады, но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда.

В КС РФ обратились несколько уволенных работников, получивших компенсацию за неиспользованный отпуск не в полном объеме, а за последние полтора года.

Работодатели и суды общей юрисдикции по-своему поняли норму п.1 ст. 9 Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках». В ней сказано, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 14 дней предоставляется и используется в течение года. Остаток — в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск, не позже.

КС РФ отметил, что Конвенция МОТ № 132 не ограничивает срока, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием взыскать компенсацию. Работники имеют право на компенсацию за все неиспользованные отпуска. И не важно, сколько времени прошло с окончания рабочего года, за который предполагался неиспользованный полностью либо частично отпуск.

Вывод: помните, что трудовое законодательство не разрешает накапливать задолженность по отпускам. Предоставляйте оплачиваемые отпуска ежегодно (ч. 1 ст. 122 ТК РФ). В ст. 124 ТК РФ указаны причины, по которым можно перенести отпуск в рабочем году или на другой год. ТК РФ запрещает не предоставлять отпуска в течение двух лет подряд. Если работодатель нарушает эти нормы и не предоставляет работникам отпуска, при увольнении он обязан выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

В КС РФ обратилась работница, уволенная с должности воспитателя детского сада из-за несоответствия новым требованиям к образованию, установленным законом и профессиональным стандартом. Ее уволили по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, несмотря на большой опыт работы. КС РФ такую практику не поддержал и отметил: «… цель введения профессиональных стандартов, так и их предназначение не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций» (Постановление КС РФ от 14.11.2018 № 41-П).

При принятии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что работодатели будут требовать наличие профессионального образования у педагогических работников, которые уже в трудовых отношениях и успешно осуществляют профессиональную деятельность. Подразумевается, что вопрос о продолжении профессиональной деятельности надо решать с учетом длящегося характера трудовых отношений. Проводят аттестацию и оценивают, способен ли работник выполнять порученную ему работу.

Ранее Минтруд России в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 также разъяснял, что вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием увольнять работников. Однако по итогам проверок прокуратуры работодатели получали распоряжение уволить работников, у которых квалификация не соответствует требованиям закона. Поэтому Постановление КС РФ № 41-П важно для правоприменительной практики.

С 1 января 2015 года установлена административная ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 5.27 КоАП РФ). Как разграничить трудовые отношения и гражданско-правовые? В законе четких правил нет. Ориентируйтесь на Определение ВС РФ от 22.10.2018 № 56-КГ18-29. Характерные признаки трудовых отношений:

  • стороны достигли соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
  • работник подчиняется действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы, сменности;
  • работодатель обеспечивает условия труда;
  • работник выполняет трудовую функцию за плату;
  • работник выполняет работу в соответствии с указаниями работодателя;
  • работодатель признает права работника на еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • работодатель оплачивает расходы, связанные с поездками работника в целях выполнения работы;
  • работник периодически получает выплаты, которые являются для него единственным или основным источником доходов;
  • работодатель предоставляет инструменты, материалы и механизмы.

Недопустимо включать в договор гражданско-правового характера наименование должностей, специальностей, профессий. Косвенный признак трудовых отношений — в договоре прописаны условия труда исполнителя, подрядчика или агента.

В другом Определении ВС РФ от 10.09.2018 № 80-КГ18-9 рассмотрены ключевые отличия трудового договора от договора возмездного оказания услуг:

  • предмет договора — исполнитель или работник выполняет не конкретную разовую работу, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника. По трудовому договору важен процесс исполнения этой трудовой функции, а не оказанная услуга;
  • самостоятельность исполнителя — по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя;
  • риск — по договору возмездного оказания услуг исполнитель работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного со своим трудом.

Вывод: избегайте признаков трудовых отношений в гражданско-правовом договоре. При заключении гражданско-правового договора учитывайте признаки трудовых отношений, названные в ст. 15 ТК РФ, и сложившуюся судебную практику, характеризующую отличия трудового договора от договора гражданско-правового характера.

Положения конвенции, аналогичные нормам российского законодательства

Перейдем к рассмотрению других положений Конвенции, которые корреспондируют с российским трудовым законодательством. Они сведены в табл. 2.

Таблица 2. Положения Конвенции, аналогичные нормам Трудового кодекса

Положение Конвенция ТК РФ

Выходные и нерабочие праздничные дни не включаются в период отпуска

Пункт 1 статьи 6

Часть 1 статьи 120

Периоды временной нетрудоспособности во время отпуска не включаются в него

Пункт 2 статьи 6

Часть 1 статьи 124

За время отпуска работник получает среднюю заработную плату

Пункт 1 статьи 7

Статья 114

Отпуск можно разделить на части, одна из которых должна быть не менее двух недель

Статья 8

Статья 125

Стороны трудового договора оговаривают момент ухода работника в отпуск

Статья 10

Статья 123

Совместителям оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе

Статья 13

Статья 286

Читайте также:  Безвизовые страны для россиян в 2023 году

Конвенция об отпусках: что ждать Россиянам

Недавно Россия присоединилась к Конвенции об оплачиваемых отпусках. В нашем обществе это событие вызвало мощный резонанс. Многие посчитали, что теперь права и работников, и работодателей могут быть ущемлены. Постараемся разобраться, что дает нам ратификация данного международного соглашения.

Как только Россия ратифицировала Конвенцию об оплачиваемых отпусках N 132 (далее — Конвенция), печатные издания, телевидение и Интернет стали активно муссировать эту тему. Какие только интригующие версии развития событий не всплывали в СМИ: всех работающих граждан заставят отгуливать отпуска в принудительном порядке, неистраченные дни отпуска будут «сгорать», компенсации за неиспользованные отпуска теперь при увольнении не положены и т.п. Проясним ситуацию.

1. Для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы.

2. Продолжительность такого периода работы определяется компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой отдельно взятой стране, но не должна превышать шести месяцев.

3. Метод подсчета продолжительности периода работы в целях признания права на отпуск устанавливается компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

4. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, отсутствие на работе по таким причинам, не зависящим от заинтересованного работника, как болезнь, несчастный случай (травма) или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы.

Списание отпуска конвенция

Всякое соглашение об отказе от права на ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска считается недействительным.

Соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции, или о не использовании такого отпуска с заменой его компенсацией, или иным образом, в соответствии с национальными условиями, признаются недействительными или запрещаются.

В настоящей статье рассмотрим основные положения регулирования ежегодно оплачиваемых отпусков. Приведен сравнительный анализ норм международного акта и трудового законодательства о времени отдыха. Уделено внимание вопросам порядка предоставления отпуска и его оплате. Также выявлено некоторые пробелы в правовом регулировании и пути их разрешения.

В нашей стране еще КЗоТ 1971 г. предусматривал, что ежегодный отпуск составляет 24 рабочих дня плюс 4 выходных. Согласно ныне действующему Трудовому кодексу 2001 г., продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней (ч. 1 ст. 115 ТК РФ). Почему же тогда Конвенция была ратифицирована нашей страной более чем через 40 лет после ее принятия МОТ?

Проблема заключалась в правилах разделения отпуска на части и переноса неиспользованной части отпуска на последующие годы. Согласно Конвенции, разделение может быть разрешено компетентным органом страны – участницы Конвенции, но при этом продолжительность одной из частей не может быть менее двух непрерывных рабочих недель (ст. 8 Конвенции).

Подобного положения не было в КЗоТ, и его введение не представлялось целесообразным. Это обусловлено тем, что в условиях командно-административной экономической системы разделение отпуска и его использование работниками в различные периоды рабочего года не соответствовало интересам предприятий и учреждений.

Интересно отметить, что из 183 стран – участниц МОТ к Конвенции № 132 на данный момент присоединились только 35 стран. В их число не входят такие страны, как США, Канада, Франция, Великобритания и пр.

Помимо России, к Конвенции присоединились некоторые развитые европейские страны – Германия, Италия, Испания, Швеция. Кроме того, участниками также являются такие развивающиеся государства, как Йемен, Мальта, Армения, Украина и др.

Большинство развитых стран не готово поставить перед бизнесом жесткое требование предоставить работникам хотя бы трехнедельный оплачиваемый отпуск. С другой стороны, для стран-лидеров мировой экономики важно сохранить взаимопонимание с мировым сообществом по вопросам социально-трудового характера и избежать возможных санкций.

Использование оставшейся части отпуска

Одним из важных нововведений Конвенции стало следующее положение. Остаток ежегодного отпуска, не использованный в текущем году, может быть использован не позже, чем в течение 18 месяцев после окончания года, за который он предоставляется. Например, если работник принят 1 ноября 2011 г., то в первом рабочем году (до 1 ноября 2012 г.) нужно использовать как минимум 14 дней отпуска, а оставшиеся дни – не позднее 1 мая 2014 г.

В связи с этим возникло опасение, что работники утратят право на использование остатков отпусков после указанных 18 месяцев, в том числе тех, которые накопились к моменту вступления Конвенции в силу. Однако российское право предоставляет в данном случае более широкие гарантии работникам, поскольку ч. 1 ст. 125 Трудового кодекса не устанавливает предельный срок использования оставшейся части отпуска.

Основные конвенции МОТ действующие в РФ.

Международная организация труда ведет активнуюнормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ . В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций .

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
  • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
  • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ .

В целом можно выделить следующиеосновные направления правового регулированияМОТ:

  • основные права человека;
  • занятость;
  • социальная политика;
  • регулирование вопросов труда;
  • трудовые отношения и условия труда;
  • социальное обеспечение;
  • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

Читайте также:  Образец заполнения заявления на гражданство рф 2023 по браку

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

  • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
  • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
  • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
  • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция МОТ № 150 О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 7 июня 1978 года на свою шестьдесят четвертую сессию, отмечая положения существующих международных конвенций и рекомендаций в области труда, в частности Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, Конвенции 1948 года об организации службы занятости, в которых предусматривается осуществление некоторых конкретных видов деятельности, относящихся к урегулированию вопросов труда, считая желательным принять акты, устанавливающие руководящие принципы относительно всей системы по регулированию вопросов труда, напоминая о положениях Конвенции 1964 года о политике в области занятости и Конвенции 1975 года о развитии людских ресурсов; напоминая также о цели создания полной и должным образом вознаграждаемой занятости и подтверждая необходимость того, чтобы программы регулирования вопросов труда были направлены на достижение этой цели и на осуществление целей указанных Конвенций, признавая необходимость полного соблюдения автономии организаций работодателей и работников, напоминая в этой связи о положениях существующих международных конвенций и рекомендаций в области труда, гарантирующих право на объединение, организацию и ведение коллективных переговоров, и в частности Конвенцию 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенцию 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, запрещающих всякое вмешательство государственных органов власти, которое бы ограничивало эти права или препятствовало их законному осуществлению, и считая, что организации работодателей и работников играют главную роль в осуществлении целей экономического) социального и культурного прогресса, постановив принять ряд предложений относительно регулирования вопросов труда: роль, функции и организация, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят восьмого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1978 года о регулировании вопросов труда:

Статья 1

В целях настоящей Конвенции:

a) термин “регулирование вопросов труда” означает деятельность по государственному управлению в области национальной трудовой политики;

b) термин “система по регулированию вопросов труда” охватывает все государственные административные органы, несущие ответственность за регулирование вопросов труда и/или занимающиеся этими вопросами — независимо от того, являются ли они министерствами, ведомствами или другими государственными учреждениями, включая полугосударственные и региональные или местные учреждения или любую другую форму децентрализованной администрации — а также любую организационную структуру, созданную для координации деятельности таких органов и для обеспечения консультаций с работодателями и работниками и их организациями, а также их участия в деятельности этих органов.

Статья 2

Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, может, в соответствии с национальным законодательством или правилами или национальной практикой, передавать или поручать определенную сферу деятельности в области регулирования вопросов труда неправительственным организациям, в частности организациям работодателей и работников или, при необходимости, представителям работодателей и работников.

Статья 3

Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, может рассматривать отдельные области своей национальной трудовой политики как вопросы, которые, в соответствии с национальным законодательством или правилами или национальной практикой, регулируются путем использования прямых переговоров между организациями работодателей и работников.

Статья 4

Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обеспечивает методом, отвечающим нацональным условиям, организацию и эффективное функционирование на своей территории системы по регулированию вопросов труда, функции и обязанности которой должным образом скоординированы.

Статья 5

1. Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, проводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между государственными органами власти и наиболее представительными организациями работодателей и работников или, при необходимости, представителями работодателей и работников.

2. В той мере, насколько это совместимо с национальным законодательством и правилами и национальной практикой, такие меры проводятся на национальном, региональном и местном уровнях, а также на уровне различных секторов экономической деятельности.

Статья 6

1. Компетентные органы в рамках системы по регулированию вопросов труда несут, в случае необходимости, ответственность за подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр национальной трудовой политики или участвуют в перечисленных видах деятельности, а в сфере регулирования вопросов труда они являются в пределах компетенции государственной администрации инструментом подготовки и применения законов и правил, через которые осуществляется такая политика.

2. В частности, с учетом соответствующих международных трудовых норм, эти органы:

a) участвуют в подготовке, проведении, координации, проверке и пересмотре национальной политики в области занятости, в соответствии с национальным законодательством и правилами и национальной практикой;

b) изучают и обследуют положение полностью и не полностью занятых, а также безработных, учитывая национальное законодательство и правила и национальную практику относительно условий труда и трудовой жизни и условий занятости, указывают на недостатки и нарушения в таких условиях и представляют предложения относительно средств их исправления;

c) предоставляют свои услуги работодателям и работникам и их соответствующим организациям, в соответствии с национальным законодательством или правилами или практикой, с целью содействия — на национальном, региональном и местном уровнях, а также на уровне различных секторов экономической деятельности — эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и учреждениями и организациями работодателей и работников, а также между такими организациями;

d) предоставляют работодателям и работникам и их соответствующим организациям, по их просьбе, технические советы.

Статья 7

Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, содействует, если национальные условия этого требуют в целях удовлетворения потребностей возможно самого большого числа работников и в той мере, в какой такая деятельность еще не предусмотрена, расширению, и если это необходимо — поэтапно, функций системы по регулированию вопросов труда так, чтобы включить в нее деятельность, осуществляемую в сотрудничестве с другими компетентными органами, касающуюся условий труда и трудовой жизни таких категорий работников, которые по закону не являются лицами, работающими по найму, а именно:

a) арендаторов, не использующих постороннюю рабочую силу, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных работников;

b) лиц, работающих не по найму, не использующих постороннюю рабочую силу, занятых в неформальном секторе, как он понимается в национальной практике;

c) членов кооперативов и предприятий, управляемых работниками;

d) лиц, работающих согласно обычаям или традициям.

Статья 8

В той мере, в какой это отвечает национальному законодательству и правилам и национальной практике, компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда участвуют в подготовке национальной политики, касающейся международных связей в области труда, в представлении государства в этой области, а также в подготовке мер, которые следует принять на национальном уровне в этих целях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *