Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие сроки ремонта по КАСКО и что делать если срок ремонта затягивается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки проведения ремонтных работ определяются договором, заключенным страховой компанией. Если же они не прописаны в договоре или соглашении сторон, то ориентироваться нужно на законодательство (на практике такое встречается редко, так как сроки выступают существенным условием договора).
Как происходит ремонт по КАСКО
Если автомобилю требуется ремонт, владелец обращается в страховую компанию за направлением на станцию технического обслуживания. Стандартный порядок действий выглядит так:
- Владелец пишет заявление о наступлении страхового случая.
- Сотрудники страховой компании проводят экспертизу транспортного средства, чтобы оценить ущерб.
- Владелец получает направление на СТО и доставляет машину в сервис. Новые автомобили обычно отправляют в официальные дилерские центры, потому что у них еще действует гарантия. Остальные могут быть направлены в СТО по выбору страховой.
- СТО и страховая компания согласуют сроки и стоимость работ.
- Автомобиль ремонтируют.
- Владелец забирает транспортное средство и подписывает акт выполненных работ.
Каждый из этапов занимает определенное время. Действия владельца тоже влияют на итоговые сроки. Важно быстро предоставить авто для экспертизы и отвезти его на ремонт по КАСКО сразу же при получении направления. В остальном все зависит от того, насколько качественно выстроено взаимодействие между страховой и СТО.
Типичные причины затягивания работ
Удлинять время ремонта по каско не выгодно никому. У страховщика страдает репутация, сервис теряет прибыль из-за занявшей место на станции застрахованной машины. Однако бывают обстоятельства, не зависящие от воли сторон:
- авто повреждено на 50-60% и предстоит большой объем работ;
- машина редкой марки, запчасти приходится заказывать, а некоторые (особенно оригинальные) буквально доставать;
- в новых реалиях меняются логистические цепочки, что существенно увеличивает время доставки комплектующих;
- образуется очередь в сервисный центр — проблема особенно актуальна, если страховщик сотрудничает с одной компанией, а восстановление авто необходимо в период пиковых нагрузок (например, во время первого осеннего гололеда);
- сроки согласования ремонта по каско затянуты из-за плохо налаженного взаимодействия автосервиса и страховщика, задержек в перечислении аванса.
Замена ремонта на денежную компенсацию
Если срок направления на ремонт по каско превысил 45 дней, а работы выполняются за счет средств страховщика, страхователь может ссылаться на Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 года № 20. В п. 42 этого документа сказано, что при невыполнении обязательств по восстановительному ремонту на СТО в определенные договором сроки страхователь имеет право делегировать соответствующие работы третьей стороне или выполнить их самостоятельно и потребовать от страховщика компенсации издержек в границах страховой выплаты. Статья 313 ГК РФ накладывает ответственность на страховщика за качество восстановления автомобиля сотрудниками автосервиса.
В помощь автовладельцу положения ст. 405 ГК РФ — должник, просрочивший исполнение, ответственен перед кредитором за причиненный урон. Если несоблюдение времени исполнения привело к потере интереса кредитора, он вправе заявить об отказе в принятии исполнения и требовать компенсации убытков. Аналогичной позиции придерживается ВС РФ в Обзоре судебной практики по добровольному страхованию имущества от 27 декабря 2017 года.
Внимание! Автовладелец вправе обжаловать некачественный ремонт. На это дается два года, а если недостатки значительные, претензия рассматривается на протяжении пяти лет.
Что делать, если ремонт произведен некачественно
Нередко причиной урегулирования претензий по КАСКО является некачественный ремонт автотранспорта. Впоследствии это может стать причиной того, что автомобиль при продаже потеряет свою стоимость, помимо этого, он опасен для жизни водителя и пешеходов.
В этом случае потерпевшая сторона должна составить в письменном виде претензию автосервису, а в случае отказа – страховщику. Если же и страховая компания отказывается проводить повторный ремонт, автовладелец вправе обратиться в суд.
Когда в ходе назначенной экспертизы будут обнаружены какие-либо недостатки или некачественное выполнение работ автосервисом, то владелец КАСКО может рассчитывать на положительное решение вопроса.
По решению суда страхователю в качестве компенсации полагается:
- Оплата услуг сторонних организаций или лиц – независимых экспертов, юристов и т.д.
- Проведение качественных работ по устранению последствий предыдущих некачественных ремонтных работ.
- Отплата всех расходов, потраченных на устранение последствий некачественно выполненных работ.
- Моральная компенсация (в некоторых случаях).
Особенности ремонта автомобиля по КАСКО
Для того, чтобы обеспечить выплату по КАСКО в случае аварии, необходимо соблюдать определенные правила. Это поможет избежать излишней волокиты и дополнительных разбирательств, а также полного отказа страховой компании выплачивать стоимость ремонта.
Действия водителя в случае аварии |
||
На месте происшествия |
После аварии |
В случае несогласия |
— Незамедлительно вызвать ГИБДД, МЧС или полиции; — Избегать перемещения автомобиля; — Отказаться от самостоятельного решения проблемы с другим участником аварии; — Изучить протокол ГИБДД, удостовериться, что в нем предоставлены все детали. |
— Обратиться в страховую компанию; — Предоставить компании все документы; — Предоставить доступ к автомобилю для экспертизы; — Уточнить номер дела, дату регистрации и сроки рассмотрения; — Постоянно напоминать о данном случае, в том числе до окончания сроков рассмотрения. |
— Оспорить решение страховой компании в суде; — В случае задержки выплаты написать претензию в страховую компанию; — В случае несогласия с суммой выплаты обратиться в экспертную компанию. |
Франшиза по КАСКО — сумма денежных средств, на которую уменьшается компенсация по страховке. Использование услуги регламентирует договор, который заключается между организацией и клиентом. Франшиза может составлять до 10% от максимальной величины компенсации. Особенности проведения ремонта по КАСКО в этом случае напрямую зависят от размера возмещения и франшизы.
Так, если величина франшизы по КАСКО составляет 10000 руб, а стоимость повреждений оценена в 7000 руб, клиент ничего не получит. Он должен будет оплатить ремонт самостоятельно. Если в той же ситуации стоимость повреждений составит 30000 руб, организация выплатит 23000 руб. Машина будет направлена на ремонт только после того, как клиент выплатит компании сумму франшизы. В ином случае клиент получит выплату по калькуляции страховщика за вычетом франшизы.
Действия в случае отказа в страховой выплате
На практике страховые компании не всегда соглашаются с требованиями клиентов и предоставляют возмещение по КАСКО. Если гражданин уверен, что его права были нарушены, он может обратиться с жалобой в Федеральную службу страхнадзор РФ. Эта организация занимается предоставлением лицензии страховщикам. Если подтвердится, что организация, продавшая полис КАСКО, отказала клиенту в возмещении незаконно, Страхнадзор РФ примет меры вплоть до отзыва лицензии у организации.
На практике граждане чаще всего обращаются в суд. С его помощью можно попытаться взыскать невыплаченную компенсацию. Для этого в 2023 году заявителю придётся составить исковое заявление и обосновать требования. В страховых компаниях работают грамотные юристы, ответственные за составление договоров. Потому доказать факт наступления страхового случая может быть проблематично. Если в договоре прописаны общие условия, а клиент хочет взыскать компенсацию за незначительную поломку, организация может сообщить, что подобная ситуация соглашением не предусмотрена. Однако если в документе четко прописано, что выплата полагается за повреждение кузова, риск уклонения компании от соблюдения обязательств при наступлении страхового случая существенно снижается.
Для получения своевременного и беспрепятственного восстановления транспортного средства, автомобилист должен учесть определенные условия. Чтобы не получить отказ от страховой фирмы необходимо:
- Незамедлительно после аварии проинформировать страховую организацию о случившемся. Также желательно сразу уточнить, какие документы необходимо предоставить для получения компенсации.
- В самый короткий срок подать в офис страховой фирмы установленный пакет документов и прошение с требованием о возмещении ущерба.
- Предоставить транспортное средство для проведения экспертизы. Важно не изменять внешний вид транспортного средства до проведения процедуры и не производить никаких ремонтных работ самостоятельно.
- При наличии франшизы в тексте КАСКО, необходимо сопоставить стоимость возвращения автомобиля к прежнему состоянию и размер невыплачиваемой суммы. Важно учитывать, что ремонт по полису добровольного страхования с франшизой предоставляется только в случае, если для возвращения автомобиля к первоначальному состоянию требуется большая сумма.
- Вовремя предоставить автомобиль в указанную точку СТО.
Что делать, если в ремонте не отказывают, но и не делают?
Если сроки, прописанные в договоре КАСКО уже прошли, а СК не выдает направления на ремонт, но и не отказывает в выплате возмещения, то собственнику необходимо обратиться к руководителю страховой компании. В случае отказа или затягивания сроков следует готовиться к подаче заявления в суд. Только таким образом владелец машины сможет получить положенную ему по закону компенсацию или направление на СТО.
Хорошим решением станет проведение независимой экспертизы. Она позволит оценить реальный ущерб, который в 90% случаев будет серьезно отличаться от данных, представленных страховой компанией. Приложить заключение независимой экспертизы следует к ходатайству в суд. А также попросить о возмещении расходов на ее проведение за счет страховой компании по КАСКО.
Франшиза – способ избежания проблем
Не все страховые компании добросовестно относятся к ведению своего дела и выполнению взятых на себя обязанностей. В некоторых случаях нужно надеяться только на себя. Потому, можем рекомендовать покупать КАСКО с франшизой.
При франшизе часть убытка застрахованное лицо будет отплачивать сам. Тем самым, автовладелец при незначительном повреждении авто часть ответственности переложит на себя. Это поможет избавиться от возможных конфликтов со страховой компании и СТО из-за неопределенности сроков восстановления авто в будущем.
Отметим, что полис с франшизой будет стоить дешевле, чем обычный.
Если статья Вам понравилась, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления и первыми узнавайте новости страхового рынка.
Если у вас возникли вопросы, запишитесь на бесплатную консультацию к нашему онлайн-юристу.
Необходимый пакет документов
Для того, чтобы получить направление на ремонт по КАСКО необходимо предоставить автостраховщику определённый набор документов, различающийся в зависимости от вида того или иного страхового случая. При этом в обязательном порядке потребуется:
- действительный страховой полис КАСКО, а также квитанции об его полной оплате;
- паспорт автовладельца;
- документы на автомобиль, а именно ПТС и СТС;
- удостоверение на право управления транспортным средством того человека, который управлял автомобилем на момент возникновения страхового случая, например, ДТП;
- диагностическая карта, с помощью которой можно подтвердить исправность застрахованного автомобиля до наступления страхового случая.
Ремонт автомобиля или денежная компенсация — что быстрее?
Еще на этапе заключения договора клиенту предложат выбор: выплата на счет СТО или наличными на руки?
В отличие от ОСАГО, где в основном производятся безналичные расчеты с СТО, по добровольным видам страхования всегда есть возможность выбора.
Чем дороже полис и чем больше у него дополнительных опций, тем больше вариантов выплаты возмещения.
Если вы изначально выбрали возможность получения выплаты деньгами, то в течение 45 дней или ранее (в зависимости от условий договора) вам должны компенсировать ущерб. В этом случае можно снять наличные со счета и оплатить ремонт самостоятельно в те сроки, которые вам удобны. Получается, что денежная выплата возможна в более короткие сроки, чем оплата ремонта, ведь окончания ремонта (плюс 1-1,5 месяца) еще нужно дождаться.
Выплата наличными производится по калькуляции. Сумма ущерба и стоимость восстановительных ремонтных работ определяется, исходя из средних цен в регионе на услуги СТО и запчасти. Естественно все выплаты проводятся только в рамках страхового лимита и за вычетом франшизы или износа, если это предусмотрено полисом КАСКО.
Может быть также предусмотрен вариант выплат наличными с агрегатной и неагрегатной страховой суммой. В первом случае лимит сокращается на сумму выплаты, а во втором остается несгораемым независимо от количества страховых выплат.
Даже если в вашем договоре предусмотрен ремонт по направлению на партнерском СТО, то клиент все равно вправе получить компенсацию наличными, если он этого хочет. Правда, за это придется побороться в суде, ссылаясь на ст. 929 ГК РФ.
От чего зависят сроки ремонта?
Сроки ремонта автомобиля по каско могут быть как установлены условиями договора, так и не предусмотрены ими. Стороны могут прийти к согласию в этом вопросе и включить в договор определенный срок, в течение которого машина страхователя должна быть отремонтирована. В случае, если такого условия стоять не будет, то услуги по проведению ремонтных работ должны быть оказаны в разумные сроки. Часто этот период затягивается по следующим причинам:
- Отсутствие необходимых деталей и запчастей для машины;
- Технически сложный ремонт или восстановление отдельных конструктивных элементов;
- Низкая квалификация автослесарей и иных специалистов автосервиса;
- Длинная запись на станцию техобслуживания;
- Искусственное затягивание сроков со стороны страховой организации или автосервиса.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо договориться со страховой организацией или лично с СТО, уточнить, сколько времени может занять ремонт по каско и составить в письменном виде заказ-наряд с мастерской. В документе должны быть перечислены все повреждения застрахованного автомобиля, которые он получил в дорожно-транспортном происшествии (или при иной ситуации) и время их восстановления. В случае, если график восстановительного ремонта машины, заверенный обеими сторонами, будет нарушаться, то клиент сможет составить претензию в адрес СТО или обратиться в суд.
Многие наши клиенты даже переплачивают по КАСКО за опцию «ремонт по выбору страхователя» чтобы ремонтировать автомобиль в сервисе у неофициального дилера, где годами качественно ремонтируют свой автомобиль. Это нонсенс, но в практике такое было не мало раз. А приходится это потому, что данный сервис также проходит аккредитацию страховой компаний по ряду важных норм и факторов. Перечислим некоторые из них: новейшее сервисное оборудование, организованный ремонтный цех, высокое качество работ, профессионализм мастеров, просторная клиентская зона, соблюдение сроков по договору на оказываемые услуги и прочие.
Таким образом, если страховая компания отправит на ремонт к не официалам гарантийный автомобиль, то вам придется побороться за свои права. Как это сделать мы описывали в статье КАСКО на гарантийный автомобиль — на что стоит обратить внимание?
А вот если авто свыше 3-х лет и вас направляют на неофициальное СТОА — не стоит переживать. Неофициальный дилер тоже может побороться за грант качества и сервиса. Но если вы все же против, то можете договориться со страховщиком, компенсируя разницу в цене напрямую в кассу страховой компании. И на следующий год страхования выбирать опцию «Направление на ремонт по выбору страхователя». Так вы сможете без разногласий со страховой компанией выбрать любую нужную вам СТОА.
Какие документы нужны
Для получения направления на ремонт необходимо в страховую компанию предоставить ряд документов, который зависит от вида страхового случая.
В любой ситуации потребуются:
- действующий полис КАСКО и квитанция об оплате стоимости страхового полиса;
- гражданский паспорт собственника автомобиля;
- регистрационные документы на автотранспортное средство (ПТС, СТС);
- водительское удостоверение человека, управлявшего автомобилем в момент дорожного происшествия;
- диагностическая карта, подтверждающая исправность застрахованного автотранспорта.