Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.4. Постоянное (бессрочное) пользование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Правовые основания переоформления и вопрос сохранения права
Земельное законодательство, закрепив в Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (далее — Вводный закон) требование о необходимости переоформления юридическими лицами рассматриваемого права до 1 января 2006 года, не определило последствий невыполнения этого требования. У землепользователей сразу же возникают вопросы в отношении перспектив сохранения данного титула :
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Вопрос нагнетается и опасениями землепользователей, связанными с ситуацией по аналогичному, в некоторой степени, праву хозяйственного ведения в период введения в действие Гражданского кодекса РФ. Передача имущества на праве хозяйственного ведения частным организациям соответствовала действовавшему ранее законодательству (ст. 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»). Однако со вступлением в силу части первой Гражданского кодекса РФ применение права хозяйственного ведения было ограничено. Так, в соответствии со ст. 294 и 299 ГК РФ обладать имуществом на праве хозяйственного ведения могут лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, а также пунктами 11, 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было специально разъяснено, что за акционерным обществом не может быть признано право полного хозяйственного ведения. Таким образом, принятие Гражданского кодекса создавало ситуацию, при которой организации как бы автоматически лишались права полного хозяйственного ведения на находящееся у них имущество.
- прекратится ли он автоматически без возможности переоформления на другие титулы в преимущественном порядке;
- сохранится ли без ограничений лишь при наличии на участке надлежащим образом оформленных на праве собственности зданий, строений или сооружений;
- будет ли принудительно переоформлен в аренду;
- будет ли принудительно переоформлен в собственность;
- сохранится ли без ограничений;
- повлечет ли сохранение права (как до 1 января 2006 г., так и после) невыгодные для землепользователя условия.
Ответы на эти вопросы следует выводить из действующего законодательства, а также судебной практики по схожим ситуациям, поскольку непосредственная практика появится лишь после 1 января 2006 года. Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. С другой стороны, в соответствии со ст. 3 Вводного закона юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления) обязаны переоформить данное право на право аренды или приобрести участки в собственность до 1 января 2006 года . Таким образом, из смысла приведенных норм в их системной взаимосвязи следует вывести положение, закрепляющее возможность гарантированного сохранения права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам лишь до 1 января 2006 года; физическим же лицам — бессрочно.
Физические лица, у которых в собственности есть участки земли, или которые пользуются ими, обладая правом бессрочного пользования, имеют статус землепользователей, что регламентировано в п. 3 ст. 5 ЗК РФ. Землепользователи имеют право использовать участки в тех целях, в которых они изначально им предоставлялись, например, строить дома, дачи, хозяйственные сооружения. Все, что построено на таких участках, считается их собственностью.
Равно как и право наследуемой собственности, право бессрочного (постоянного) пользования участком земли не возникает после начала действия Земельного кодекса РФ (30.10.2001г.), однако права по отношению к участкам, возникшие до этой даты, сохраняются – речь идет о земле в муниципальной и в государственной собственности.
Как происходит наследование участков
Получение и оформление наследства ничем не отличается. Такой участок можно даже завещать. Правда, чтобы разделить этот участок, наследникам придется все же оформить на него собственность и уже после этого разделить, если его размер позволяет.
Чтобы оформить участок в наследство, необходимо обратиться в течение полугода к нотариусу с документами, подтверждающими право на наследство:
- свидетельство о смерти предыдущего владельца;
- паспорт наследника и другие документы, подтверждающие родство;
- документы, подтверждающие, что у умершего было право на пожизненное наследуемое владение;
- кадастровый паспорт участка;
- выписка ЕГРП;
- заявление наследника.
Что такое бессрочное постоянное пользование
По своей сути: постоянное бессрочное пользование — это аренда.
Как известно, при СССР частной собственности на землю не было, была только государственная собственность. Поэтому земля, предоставленная на таком виде права находится в собственности государства, а не в собственности гражданина. Значит, это право подразумевает не настоящую собственность, а только лишь пользование. То есть совсем не РАСПОРЯЖЕНИЕ, как разрешается при праве СОБСТВЕННОСТИ.
Правообладатель участка на праве постоянное бессрочное пользование по своей сути — временный арендатор. В любой момент собственник (государство) потребует свое имущество себе.
Например, вы — собственник кофемашины дали во временное пользование её своему другу. То есть дело обстоит так: вы — собственник, а друг — пользователь (арендатор), причем временный. Прошло какое-то время, и просите вернуть вашу кофемашину обратно: из рук друга (пользователя). И он вам её возвращает в первоначальном виде или с компенсацией естественного износа данной кофемашины. Возможно, что за каждый день нахождения кофемашины у вашего друга, вы брали с него арендную плату, ведь он использовал её для извлечения прибыли. Так же обстоят дела и с земельным участком полученным на праве бессрочного постоянного пользования.
Комментарии к ст. 45 ЗК РФ
1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.
Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).
2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.
Отличия состоят в следующем:
перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;
в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.
Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.
Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.
Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).
Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.
Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.
Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.
Таким образом, для полноценного пользования и владения земельным участком нужно переоформить право с бессрочного (постоянного) на право собственности (в некоторых случаях допускается оформить договор долгосрочной аренды). Процедура выглядит следующим образом:
- Гражданин (или представитель юридического лица) обращается в местную Администрацию (или МФЦ) и подает пакет документов:
- паспорт;
- кадастровый паспорт;
- выписка из ЕГРН, если на территории есть капитальные строения, которые предполагается оформить в собственность;
- документ, который подтверждает получения права бессрочного пользования;
- в случае с юридическим лицом дополнительно предоставляется свидетельство о госрегистрации;
- в случае с индивидуальным предпринимателем – свидетельство о регистрации ИП.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Может обратиться не только сам гражданин, но и его представитель – тогда нужно предоставить свой паспорт и доверенность, заверенную нотариусом.
- Исполнительный орган принимает соответствующее решение (не более 30 календарных дней) и выпускает распоряжение с разрешением на приватизацию или отказом.
- После этого вместе с указанным пакетом документов, а также с решением органа власти гражданин отправляется в Росреестр и осуществляет процедуру регистрации права собственности. В итоге он получает свидетельство, которое в настоящий момент заменено другим документом – выпиской из ЕГРН. Выписка удостоверяет право собственности, фиксирует факт отсутствия обременения (арест, залог и т.п.) и приводит детальные сведения об участке (площадь, адрес и др.).
Бывают также случаи, когда кадастровый паспорт еще не был получен – т.е. граждане пользуются землей, в отношении которой еще не было установлено официальных границ. Тогда нужно сначала провести процедуру межевания, после чего обратиться в Кадастровую палату (Росреестр) для получения кадастрового паспорта. Все расходы по межеванию, а также оплата госпошлины осуществляются за счет заинтересованного лица.
Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:
- добровольному отказу собственника;
- принудительному изъятию.
Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.
Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ | При добровольном отказе
(ст.53 ЗК РФ) |
При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ) |
---|---|---|
Инициатор прекращения | собственник | административный орган |
Основание прекращения | заявление о добровольном отказе | неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства |
Кто выносит решение о прекращении | исполнительный комитет местной администрации | судебный орган |
Перечень документов |
|
|
Срок рассмотрения | 30 дней с даты подачи документов | в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу |
Действия уполномоченного органа |
|
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии |
Особенности | административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела |
|
Как выкупить землю из постоянного бессрочного пользования юридическому лицу?
Переоформление права бессрочного пользования участком проводится за четыре последовательных этапа. Для некоторых организаций законом предусмотрен предельный срок, когда они должны выкупить землю (до начала 2024 года), иначе им грозит штраф. Данное правило обозначено в п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ. Производится выкуп по следующим правилам.
- Нужно собрать комплект документации на землю и недвижимость, расположенную на ней. Эти бумаги прикладывают к заявлению и направляют либо в местный муниципалитет, либо в орган гос. власти (зависит от формы собственности на участок). На рассмотрение ходатайства дается месяц.
- Чтобы оформить право собственности, юридическое лицо должно выкупить надел у органов власти. Стоимость сделки определяется ведомством, к которому относится конкретная территория.
- Когда уполномоченный орган рассмотрит заявление, выносится распоряжение о переоформлении. Данный документ направляют заявителю. В нем подтверждается, что на определенный участок переоформляется право использования на право собственности.
- Получив распоряжение, надо составить ходатайство в Росреестр. Заявление о гос. регистрации права собственности направляется через МФЦ или напрямую в управление Росреестра.
Сколько времени займет ожидание?
Подавая заявку, человек должен подготовиться к ожиданию. Длительность ее рассмотрения составляет 30 дней. За этот срок работники государственных органов принимают решение о предоставлении участка или об отказе на поступившую заявку. Если вердикт положительный, составляется договор купли-продажи объекта и отправляется на подпись заявителю. Манипуляция выполняется в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.
Государственные органы не всегда выносят положительное решение по заявке. Они могут отклонить прошение или предложить гражданину взять участок в аренду. В сложившейся ситуации заявитель имеет право попытаться обжаловать принятое решение, обратившись в суд. Чтобы начать разбирательство, нужно составить исковое заявление. В нем необходимо указать требование об обжаловании принятого решения. Право на подобные действия закреплено Конституционным судом в Определении №187-0.
Регистрация прав собственности на земельный участок
Необходимая документация, требуемая для госрегистрации земельного объекта, описана в статьях 16 и 17 Закона о госрегистрации прав. Здесь включены:
- Заявление о госрегистрации в одном экземпляре;
- Подписанный договор о приобретении надела (купли-продажи);
- Документация с подтверждением возникновения прав. В представленной ситуации к такой документации можно отнести свидетельство о праве бессрочного пользования, договор купли-продажи;
- Квитанция уплаты госпошлины;
- Вся имеющаяся учредительная документация юр. лица (можно копии, предварительно заверенные у нотариуса);
- Любой документ-подтверждение (оригинал или копия, заверенная у нотариуса) о законности действий представителя от юр. лица.
Госпошлина существенно отличается. Так, физлицо платит 1000 руб., в то время как юр. лицо – 15 000 руб. Сумма уплачиваемой для рассмотрения заявки госпошлины прописана в пп.22 п.1 ст.333.33 НК РФ. |
Отсылка к законодательству
Нормы переоформления бессрочного пользования владельцы земель часто путают со статьей 36 (п. 1) ЗК, где сказано, что собственники строений имеют исключительное первоочередное право выкупать недвижимость, на которой они расположены, или брать в аренду.
Установленные законодателем порядки в отношении переоформления бессрочных прав и выкупа участков собственниками строений, − практически идентичны. Но у них разные основания для того, чтобы реализовывать права.
У лиц, которые имеют ПБП, более широкий круг прав, например:
- Им разрешено выкупать участки или брать в аренду независимо от наличия или отсутствия на них строений.
- Если на земле расположено здание, то согласно ст. 36 (ЗК) его собственник может претендовать на площадь земли, которая под ним расположена и требуется для эксплуатации строения. Фактически собственник здания может выкупить только часть участка. Владелец земли на ПБП может выкупить весь участок, даже если строения на нем занимают маленькую часть территории.
- Землепользователям возможно приобретение земли, где находятся объекты незавершенного строительства.
- Обычно при передаче прав на участок он считается сформированным, т. е. должен быть поставлен на учет в Госкадастре. Но если даже участок в свое время на учет поставлен не был, это не может служить поводом для окончательного отказа в переоформлении прав с бессрочного пользования на аренду или в собственность.
- В некоторых случаях разрешается даже переоформление участка, если на нем расположен незарегистрированный строительный объект, т. е. самострой. Хотя по закону на строение необходимо сначала оформить права на собственность, а затем законный хозяин может претендовать на саму землю.
Землевладельцам, а в большей степени коммерческим предприятиям и простым гражданам непонятно, возможно ли, если срок до начала 2012 г. пропущен, по-прежнему оформить права собственности на участок или заключить договор аренды, при условии, что ранее они владели им на ПБП? Например, это требуется сделать в 2021 году. В законодательстве нет прямого ответа на этот вопрос.
Эксплуатация земли юридическим лицом
Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года. Для этого необходимо было подать заявления на оформление аренды или с правом выкупа в земельные отделы исполкомов.
Иначе организации получают штрафы, а также уведомления, что вверенная им ранее земля изымается и для них могут быть завершены привилегии на применение земельных участков.
Важно! Перечисленные выше штрафные санкции проводятся согласно статье 7.24 КоАП РФ в административном порядке. Этот документ регламентирует ответственность за невыполнение предписаний и сроков оформления наделов, которыми юр. лица пользуются на правах постоянного использования.
Величина штрафа составляет 20-100 тысяч рублей. Ответственность, отраженная в КоАП, распространяется не только на юр. лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.
Какие документы нужны, чтобы стать полноправным владельцем
Регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком начинается с подготовки такого пакета документов:
- Паспорт претендента. Если его интересы представляет доверенное лицо – нотариально заверенная доверенность;
- Для юридических лиц потребуется выписка из ЕГРЮЛ и учредительные документы;
- Выписка о постановке участка на учёт кадастровой службы;
- Подписанное решение от административных органов о передаче участка;
- Свидетельство, что объект числится в Госреестре.
Все копии документов следует заверить у нотариуса и предоставлять вместе с подлинниками. Гражданам страны сегодня дано право перевести такой участок в частную собственность при условии соблюдения алгоритма действий.
Для начала необходимо уточнить границы территории, проведя межевание. Для этого следует обратиться в лицензированное кадастровое бюро, инженер которого выполнит все необходимые работы. Затем участок ставится на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера и получением паспорта. Совершать любые сделки без этого документа попросту не получится. Далее человеку нужно посетить отделение Росреестра по месту расположения участка или пойти в ближайший МФЦ, куда передать документы для регистрации права собственности. Процесс отнимает около 3 недель.
По итогам рассмотрения документов гражданину может быть отказано в регистрации. Такое случается по ряду причин:
- Обращение (заявление) составлено ненадлежащим образом;
- Акт, полученный от местных органов самоуправления, недействителен;
- Поданные документы не соответствуют нормам закона, пакет неполный, в нём обнаружены неточности;
- У заявителя нет прав распоряжаться этим объектом;
- Информация об участке не была внесена в реестр, т.е. территория неучтённая.
Полученные после 2001 года земли можно использовать только на основании договора аренды и лишь потом переоформить как свою собственность.
Как перевести землю из аренды в собственность?
Документы для оформления земли в собственность Скачать образец заявления о регистрации права собственности на земельный участок можно здесь Чтобы закрепить право собственности на конкретную землю, соберите пакет бумаг, который состоит из:
- вашего общегражданского паспорта;
- надлежащим образом заполненного заявления;
- документов-оснований предоставления правомочий на объект недвижимости;
- правоутверждающей документации (при переоформлении ранее полученного права — это свидетельство о государственной регистрации);
- документации, являющейся доказательством того, что кадастровые работы в отношении землевладения исполнены (при первичной процедуре кадастрового учета).
Процедура оформления земли в собственность при различных способах ее приобретения может отличаться (при покупке, аренде, наследовании и тому подобное).
В настоящее время физическим лицам участки в бессрочное землепользование не выделяются. Подобной привилегией обладают лишь некоторые организации в рамках категорий, определенных Земельным кодексом РФ:
- органы государственной власти и местного самоуправления (администрации, муниципальные управления, комитеты и т.п.);
- государственные и муниципальные учреждения (школы, ВУЗы, детские сады, музеи, больницы, учреждения соцзащиты, физкультуры и спорта и многие другие);
- казенные предприятия (управляемые государством заводы, фабрики, исследовательские институты и др.);
- центры исторического наследия президентов РФ, прекративших свое полномочие.
По сути, этот список представляет собой перечень организаций, подконтрольных государству.
Предприятия с частной формой собственности лишены возможности бесплатного получения от муниципалитета земельных территорий для бессрочного использования.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.
К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.
Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.