Программа вводного инструктажа по охране труда в ДОУ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа вводного инструктажа по охране труда в ДОУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если члены профсоюза – штатные сотрудники, им проводят все нужные инструктажи (раздел II Порядка обучения № 2464). Если члены профсоюза – внештатные сотрудники, например, технические инспекторы областных комитетов, им проводят вводный инструктаж для сотрудников сторонних организаций (п. 10 Порядка обучения № 2464).

Какие правила и нормативы по охране труда применяются в ДОУ и ОУ?

Межотраслевые правила по охране труда — это такие нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования безопасности при проведении однотипных или различающихся видов работ, эксплуатации оборудования, на предприятиях или в организациях, которые относятся к различным отраслям экономики. Таким образом деятельность любой организации может регулироваться различными правила по охране труда, вне зависимости от её профиля.

Посмотрим на правила по охране труда, которые могут касаться именно образовательных организаций, т.е. это детские сады, школы, колледжи, институты, ВУЗы и т.д. Тем не менее, для каждой организации список этих правил будет разный, потому что условия в каждой организации разные. Но из 40 правил по ОТ можно выделить несколько основных, применямых в ОУ.

1. На транспорте и в дорожном хозяйстве на транспорте;
2. При эксплуатации тепловых и электрических установок: при эксплуатации тепловых энергоустановок;

при эксплуатации электроустановок;

3. При производстве специальных работ: при погрузочно-разгрузочных работах;

при работе на высоте;

4. При эксплуатации инструментов и оборудования: при работе с инструментом и приспособлениями;

при эксплуатации технологического оборудования;

5. Другие правила: в жилищном хозяйстве;

в театрах и концертных залах;

С кем и когда проводить

Чтобы провести обучение, нужен план. Для этого используется примерная программа проведения инструктажа на рабочем месте, утвержденная ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Учтите: предложенный в ГОСТе текст – это лишь заготовка, которую необходимо адаптировать под производственные условия. Вследствие этого в документе заявлено, кем утверждается программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте – руководством конкретной организации, где и проводят такие мероприятия.

Разъяснения в сфере безопасности дают до начала работы:

  • всем вновь принятым сотрудникам;
  • перемещенным или переведенным (вне зависимости от того, временный это перевод или постоянный);
  • прикомандированным лицам;
  • стажерам и другим лицам по решению работодателя.

Программы инструктажей по охране труда

В ДОУ сотрудники учреждения должны проходить обязательные инструктажи по охране труда (после приёма на работу и в процессе трудовой деятельности).

Программа вводного инструктажа – разрабатывается и утверждается одна общая программа инструктажа для всех принимаемых в учреждение сотрудников. В программе должно быть отражено рассмотрение следующих вопросов в ходе инструктажа:

1. Сведения об образовательной организации. Политика и цели работодателя в области охраны труда.
2. Общие правила поведения работающих на территории организации в помещениях и на прилегающей территории. Источники опасности, действующие на всех работников, находящихся на территории образовательной организации
2.1 Опасности, источниками которых являются персональные электронно-вычислительные машины (персональные компьютеры), аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иная офисная организационная техника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе
3. Расположение рабочих мест, вспомогательных помещений в ДОУ. Средства обеспечения производственной санитарии и личной гигиены.
4. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на аналогичных предприятиях из-за нарушения требований охраны труда.
5. Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций.
6. Оказание первой помощи пострадавшим.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ДОУ

Во всех помещениях и кабинетах детского сада должны быть инструкции по охране труда.

Состояние здания детского сада ежегодно подлежит оценке при весеннем и осеннем осмотре, которые осуществляются членами комиссии по охране труда и подтверждаются оформлением соответствующих актов.

Лестничные марши должны иметь поручни для детей у стен или на ограждении: высота поручней для детей – 0,5 м, для взрослых – 0,85 м.

Наружные входы должны иметь тёплый тамбур глубиной 1,6 м. Выходы из пищеблока, изолятора и прачечной должны быть отдельными. Изолятор размещается на первом этаже.

Полы в помещениях ДОУ должны быть тёплыми – иметь покрытия с низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утеплённой основе).

Полы в пищеблоке, прачечной, гладильной и туалетных комнатах выстилаются керамической плиткой.

Читайте также:  Как в Крыму получить звание «Ветеран труда»

Стены помещений детского сада должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую мокрую уборку и дезинфекцию.

В учреждении систематически должен производиться технический осмотр состояния штукатурки потолков, прочности балок и ровности полов, состояния лестниц и оконных рам, водопровода и канализации, физкультурного оборудования и мебели. Картины, стенды, шкафы, вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к полу или стене.

Для каждой возрастной группы отводятся изолированные помещения, в состав которых входят: групповая, спальня, туалетная, буфетная и раздевалка.

В детских помещениях должен соблюдаться температурный режим. Температура в дошкольных групповых комнатах должна быть +20…+21 С, в ясельных группах — +21…+22 С, в спальнях — +19 С. В отсутствие детей проводится проветривание помещений, которое заканчивается за 10 минут до возвращения воспитанников.

Уборка помещений производится ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах не менее чем два раза в день. Полы в туалетных комнатах моются два раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Шкафчики для одежды детей ежедневно протираются и один раз в неделю моются. Столы в столовой промываются горячей водой с мылом до и после каждого приёма пищи. Ежедневно горячей водой с мылом протираются стулья. Один раз в неделю проводится генеральная уборка помещений по графику.

Уровень естественного и искусственного освещения в ДОУ должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению здания. Неравномерность естественного освещения игровых, групповых и спальнях с верхним и комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1.

Спальни ДОУ должны оборудоваться стационарными кроватями, размеры которых должны соответствовать требованиям ГОСТа, относящимся к детской дошкольной мебели. В дошкольных группах допускается использование раскладных кроватей с жестким ложем, встроенные одноярусные кровати.

В групповых комнатах столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом, т.е. одной группы и маркировки. Подбор мебели проводится с учетом роста детей согласно таблице 1 (СанПиН 2.4.1.3049-13 раздел VI, п. 6.6.)

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм)
До 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 400 220
с 1000 до 1150 1 460 260
с 1150 до 1300 2 520 300
с 1300 до 1450 3 580 340
с 1450 до 1600 4 640 380

Особенности детского сада с точки зрения охраны труда

🐣 Чем же так отличается набор документов по охране труда для детского сада от других предприятий? В первую очередь, его состав обусловлен (почему-то) обязательным наличием профсоюза. Несмотря на то, что профсоюзы — дело добровольное, они присутствуют практически в каждой государственной организации. А значит, есть и в детском саду. А значит, нужно быть готовым к коллективному договору, комитетам по охране труда, бесконечным заседаниям, совещаниям и согласованием.

Кстати, о согласовании. Без учета мнения профсоюза будет не издать инструкции, положения и процедуры по охране труда — приготовьтесь все согласовывать.

🐣 Во-вторых, это непосредственная работа с детьми. Поэтому приготовьтесь увидеть в списке документы, которые нацелены на охрану здоровья воспитанников. Безусловно, есть четкое разграничение: охрана труда занимается вопросами безопасности работников, а не детей. Впрочем, опять же: так повелось, что инструкции по безопасности, которую зачитывают детям, составляют… да, специалисты по охране труда.

С кем и когда проводить

Чтобы провести обучение, нужен план. Для этого используется примерная программа проведения инструктажа на рабочем месте, утвержденная ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Учтите: предложенный в ГОСТе текст – это лишь заготовка, которую необходимо адаптировать под производственные условия. Вследствие этого в документе заявлено, кем утверждается программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте – руководством конкретной организации, где и проводят такие мероприятия.

Разъяснения в сфере безопасности дают до начала работы:

  • всем вновь принятым сотрудникам;
  • перемещенным или переведенным (вне зависимости от того, временный это перевод или постоянный);
  • прикомандированным лицам;
  • стажерам и другим лицам по решению работодателя.

Пересмотр инструкций по охране труда

Инструкции по охране труда необходимо поддерживать в актуальном состоянии. В новом порядке отсутствует конкретный срок пересмотра инструкций.

Чтобы обеспечить соответствие инструкций современным требованиям в области охраны труда, их следует подвергать периодической проверке. При этом определяется необходимость пересмотра инструкций по охране труда и внесения в них изменений.

Инструкции по охране труда для работников должны пересматриваться в следующих случаях:

  • при изменении государственных нормативных требований охраны труда;
  • при пересмотре правил по охране труда, разработанных внутри организации;
  • при изменении условий труда работников;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по предписанию специалиста по охране труда на основании проверки;
  • по требованию представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда.
  • если структура ИОТ не соответствует требованиям Порядка.

Мероприятия по охране труда для ДОУ

Для каждого отдельного учреждения – свои мероприятия, в зависимости от рода деятельности, но есть неизменные вещи, о которых мы и расскажем.

Читайте также:  Льготы на проезд в электричках в 2023 году

Работа с учетной документацией

Проведение инструктажей сопровождается заполнением журналов. Документация имеет типовое исполнение, соответствует ряду требований.

  • Записи располагаются в хронологическом порядке.

  • Информация о процедурах вносится без сокращений.

  • ФИО и должность работников указываются согласно штатному расписанию.

  • Обязательно указание типа проводимого инструктажа.

  • Каждая запись подтверждается 2 подписями: инструктора и инструктируемого.

  • Заполнение документа осуществляется разборчивым почерком. Недопустимо использование букв, обозначений и сочетаний с двойственной трактовкой.

  • Журнал имеет шнуровку. Концы последней выведены на тыльную сторону обложки, закреплены вкладышем с печатью. На вкладыше присутствует фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица.

  • Страницы документа подвергаются сквозной нумерации.

  • Последний лист содержит данные о количестве прошнурованных и пронумерованных страниц.

При заполнении журнала стоит проявлять аккуратность. Ошибки и исправления вызовут вопросы у представителей контролирующих органов.

Корректно заполненный журнал содержит следующие сведения:

  • данные о специалистах, проводивших мероприятия;

  • типы проведенных инструктажей;

  • даты проведения процедур;

  • сведения о должностях и ФИО инструктируемых;

  • подписи участников процедур.

Как подготовить инструкторов?

Обращение в Учебный центр СТБШ обеспечит качественную подготовку инструкторов по пожарной безопасности. Мы работаем с государственными и коммерческими организациями, предлагаем выгодные условия сотрудничества для всех категорий клиентов.

  • Удобный график. При разработке графика занятий учитывается специфика деятельности предприятия. Это минимизирует временные издержки со стороны слушателей, позволяет обучаться в комфортных условиях.

  • Актуальные программы. Подготовка учащихся предполагает использование прогрессивных программ. Они соответствуют отраслевым нормативам, содержат подробные сведения по требуемым темам.

  • Практика. В состав большинства курсов входят практические занятия. С их помощью улучшается закрепление материала, приобретаются необходимые навыки.

  • Опытные преподаватели. Со слушателями работают квалифицированные преподаватели. Они регулярно проходят аттестацию, имеют многолетний стаж, внимательны к потребностям учащихся.

  • Доступные цены. Посещение курсов не связано с избыточными тратами. Обеспечить качественное обучение персонала смогут организации со скромным бюджетом.

Программа первичного инструктажа воспитателей ДОУ

2.1. Групповые ячейки (комнаты) проверено администрацией, специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении и соответствует нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
2.2. Группа принята комиссией по приемке детского сада к новому учебному году.
2.3. Мебель, электронные средства обучения и оргтехника проверены на безопасность, пожарная сигнализация находятся в рабочем состоянии.
2.4. В группе в обязательном порядке имеется огнетушители и аптечка первой помощи с описью медикаментов, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для дошкольных групповых ячеек.
2.5. Оборудование, учебные наглядные пособия и материалы, таблицы (карты) располагаются в шкафах согласно классификации и правилам хранения. Имеется картотека учебного оборудования и материалов, в которой обозначены места их расположения.
2.6. В групповой ячейке имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила поведения воспитанников в помещениях детского сада.
2.7. На видном месте в групповой ячейке размещен уголок охраны труда, где находятся инструкции по охране труда с условиями безопасной работы и правила поведения в детском саду и группе.
2.8. Требования к размещению и хранению учебного материала
2.8.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования и наглядных пособий и материалов, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время воспитателя на подготовку занятий. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования и материала — по видам, с учетом частоты использования и правил безопасности.
2.8.2. Карты, плакаты, таблицы и рисунки хранят в рулонах или наклеивают (по выбору педагога) на картон или ткань и расставляют их в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.9. Выполняя трудовые обязанности, педагогический работник детского сада обязан соблюдать следующие требования охраны труда:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения;
  • строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
  • оперативно сообщать заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, воспитанников и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт дошкольного образовательного учреждения;
  • сообщать заведующему детским садом (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
  • добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
  • проходить в установленном порядке медицинские осмотры, инструктаж по вопросам пожарной безопасности;
  • выполнять установленные нормы труда и отдыха;
  • бережно относиться к имуществу дошкольного образовательного учреждения;
  • содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
  • при передвижении по территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
  • пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
  • знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
  • выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
  • соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории детского сада;
  • не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
  • знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.
Читайте также:  На пенсию раньше срока: кому нужно поспешить с заявлением в ПФР

2.10. Общее руководство работой по охране труда в ДОУ осуществляет заведующий. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист (инженер) по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
2.11. Основными направлениями деятельности детского сада в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников;
  • административное управление охраной труда;
  • административный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.12. В целях реализации социальной политики в сфере охраны труда в дошкольно�� образовательном учреждении оборудован кабинет (уголок) охраны труда.
2.13. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда являются:

3.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.2. Оперативно сообщать заведующему о любом несчастном случае, происшедшем в групповой ячейке, иных помещениях и на территории детского сада, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
3.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории детского сада.
3.4. При заболевании или травмировании, как на работе, так и вне ее, необходимо сообщить об этом заведующему ДОУ и обратиться в лечебное заведение.
3.5. При несчастном случае следует оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой помощи, вызвать медицинского работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии. 3.7. При обнаружении неисправности демонстрационного оборудования, электронных средств обучения, компьютерной и оргтехники, приспособлений отключить их и убрать в места хранения, сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование, электронные средства обучения, компьютерную и оргтехнику, приспособления запрещается.
3.8. Не допускать использование сломанной мебели, стендов, подставок под цветы, полок. Их необходимо изъять и передать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе для организации их ремонта.
3.9. Педагогический работник обязан:

  • обеспечить здоровые и безопасные условия пребывания воспитанников в детском саду, соблюдение санитарно-гигиенического режима и утвержденных правил;
  • иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
  • участвовать в разработке инструкций по охране труда;
  • инструктировать практикантов на рабочем месте;
  • проводить инструктажи воспитанников по охране труда и технике безопасности;
  • оформить в групповой ячейке уголок охраны труда, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
  • перед началом занятий проверять исправность электрооборудования, компьютерного оборудования и оргтехники, ЭСО. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, сообщать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе, работу с их использованием не проводить до устранения неисправностей;
  • по окончании работы проверять выключение электрооборудования, закрытие водопроводных кранов;
  • оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
  • оперативно извещать руководство ДОУ о каждом несчастном случае;
  • организовать эвакуацию воспитанников из помещения в случае возникновения пожара, а также при возникновении ЧС и угрозы теракта.

3.10. Не оставлять воспитанников одних без присмотра, не допускать их к включению и выключению ЭСО, персонального компьютера и оргтехники.
3.11. Не загромождать проходы и эвакуационные выходы из помещения.
3.12. Не допускать скапливания бумаги на рабочем месте.

4.1. При выполнении должностных обязанностей на воспитателя воздействуют следующие опасные и вредные факторы:

  • повышенное психо-эмоциональное напряжение;
  • значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
  • преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
  • большой объем интенсивной зрительной работы;
  • высокая плотность эпидемических контактов.

4.2. Опасными зонами на территории дошкольного образовательного учреждения являются:

  • системы коммуникаций: тепло-, водоотведения, в т.ч. на прилегающей территории;
  • электрооборудование, электроустановки, электрощитовые;
  • лестницы при использовании обуви на высоком каблуке и скользкой подошве;
  • прилегающие к зданиям организации территории, находящиеся в зоне схода с крыш снега и падения сосулек;
  • территории подъезда специального транспорта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *