Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что представляют собой саморегулируемые организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
Стоит ли вступать в СРО?
Имеет ли смысл вступать в саморегулируемую организацию? Если деятельность подлежит обязательному получению допуска, вступать в объединение нужно. Работа без свидетельства – опасное мероприятие. Если правонарушение будет обнаружено, ЮЛ может быть привлечено к ответственности. Но стоит ли вступать в СРО добровольно? Преимущества вступления приведены выше. Это юридическая, консультационная, информационная поддержка, защита интересов, постоянное взаимодействие с другими участниками. Однако нужно учитывать и минусы:
- Большой размер вступительных взносов (могут составлять 200 000 – 400 000 рублей).
- Необходимость ежемесячно выплачивать членские взносы.
- Необходимость прохождения ежегодных проверок СРО.
- Если другой участник объединения нанесет ущерб третьему лицу, средства (в том числе совокупность компенсационных взносов фирмы) будут направлены на выплату компенсации.
Основной вопрос, который стоит перед потенциальным участником СРО – финансовый. Однако если компания располагает соответствующими средствами, вступить в объединение рекомендуется. Это поможет закрепиться на рынке.
История и назначение законодательства по СРО
Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.
Допуск СРО – это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624). Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс. рублей) и даже уголовная ответственность.
Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации. Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.
Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы. Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO. Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.
Для вступления в СРО организация или индивидуальный предприниматель должны выполнить ряд требований:
1.Подготовить необходимый пакет документов. В качестве примера приведем перечень документов одной из СРО:
- заявление для получения свидетельства о допуске;
- копии Устава, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства ИНН, протокола о назначении директора;
- сведения о количестве руководителей и специалистов;
- копии трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, удостоверений о повышении руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю заявляемой деятельности;
- сведения о количестве рабочих с квалификацией не ниже 3 разряда;
- схему производственной структуры организации;
- сведения о технических средствах, в том числе привлекаемых на договорной основе;
- сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, используемых для осуществления заявленных видов работ (в том числе временных и вспомогательных);
- сведения об обеспечении заявленных видов работ нормативно-технической и технологической документацией;
- сведения о видах строительной деятельности, выполняемые организацией на объектах капитального строительства;
- сведения о системе контроля качества СМР, строительных материалов конструкций и изделий.
Дополнительно СРО может запрашивать бухгалтерскую и налоговую отчетность, локальные документы об охране труда, сведения о строительной деятельности и профессиональной репутации кандидата, свидетельства об аттестации собственной лаборатории или договора с такой лабораторией и др.
2.Пройти проверку представленных документов контрольным управлением СРО. Некоторые саморегулируемые организации не ограничиваются только камеральной проверкой (чисто документальной), а устраивают выездную проверку для проверки реальной деятельности кандидата.
3. Оплатить взносы для участия в СРО: вступительный, членский, целевой, а также взнос в компенсационный фонд.
Добровольное и обязательное саморегулирование
По общему правилу членство в СРО является добровольным, однако согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 315-ФЗ возможно установление федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. Как отмечают некоторые специалисты, модель обязательного саморегулирования применяется российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию [11].
На сегодняшний день обязательное членство в СРО для возможности осуществления профессиональной деятельности установлено в отношении следующих категорий лиц:
- арбитражных управляющих;
- оценщиков;
- аудиторов и аудиторских организаций;
- строительных, проектных и изыскательских организаций;
- субъектов, осуществляющих энергетическое обследование.
В связи с этим уместно подчеркнуть, что вопрос об обязательности членства в СРО был рассмотрен Конституционным Судом РФ. Одним из результатов этого рассмотрения стало Постановление от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева». Так, согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» одним из требований, необходимых для осуществления полномочий арбитражного управляющего, является членство в СРО арбитражных управляющих. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ заявитель указал, что данная норма противоречит ст. 30 Конституции РФ, в силу которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Понятие саморегулирования и саморегулируемой организации
Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.
Саморегулирование и юридическая ответственность
Как верно отмечается в литературе, «саморегулируемые организации наделены важнейшей в рыночных условиях хозяйствования функцией обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами»’. Действительно, к основным задачам государства при внедрении саморегулирования в ту или иную сферу предпринимательской или профессиональной деятельности относятся повышение качества осуществления этой деятельности, ужесточение ответственности за ее результаты перед заинтересованными лицами и перед обществом в целом. Обобщая цели создания СРО в сферах, для которых создание СРО является обязательным, В. В. Кванина выделяет «предупреждение причинения вреда, повышение качества работы членов СРО, обеспечение условий осуществления деятельности членов СРО, регулирование и контроль деятельности членов СРО»^. Следует также согласиться, что главенствующим принципом создания СРО должен стать принцип содействия в предпринимательстве и защиты прав и законных интересов своих членов^ Исходя из этого, необходимо рассмотреть особенности юридической ответственности членов СРО, а также самой СРО.
Ни одна саморегулируемая организация не может существовать без взносов со стороны участников. Точный состав и размер платежей определяется локальными актами СРО. Это могут быть:
- разовые взносы при вступлении (некоторые организации допускают бесплатное вхождение в состав);
- периодические членские взносы (например, ежемесячные, ежеквартальные и т.д.);
- взносы в компенсационные фонды;
- целевые взносы на определенные цели (например, на плановую аттестацию руководителей);
- взносы на коллективное или индивидуальное страхование;
- дополнительные платежи и взносы (например, за подключение к информационным системам).
Многие СРО позволяют оплачивать вступительные и иные взносы на условиях рассрочки. Если участник решит выйти из состава организации, ранее уплаченные взносы ему не вернут.
Права и обязанности организации
СРО имеет право оспаривать решения госорганов, идущие вразрез с интересами ее участников. Правление организации уполномочено принимать участие в подготовке законодательной базы, связанной со сферой ее деятельности, и выносить на рассмотрение собственные законопроекты. В отношении своих членов СРО имеет полномочия применять дисциплинарные меры, если был установлен факт нарушения принятых в организации правил и норм.
Саморегулируемое объединение обязано:
- проверять качество работы компаний-участников;
- готовить нормативную документацию, регулирующую деятельность членов СРО;
- создавать условия для повышения квалификации и обучения сотрудников компаний;
- рассматривать жалобы, поступающие от третьих лиц в адрес участников организации.
Некоторые СРО также занимаются сертификацией услуг и продукции, выпускаемой входящими в ее состав ИП и юридическими лицами.
Что такое СРО: понятие
Термин расшифровывается так: СРО — это объединение ИП и юридических лиц, занимающихся общим видом деятельности. Тот, кто строит здания, вступает в строительные СРО. Кто проектирует — в проектное, изыскатели — в изыскательское.
Строительные СРО появились в 2009 году, придя на замену государственному лицензированию. Обязательными они стали с 2011 года. Основные законы, связанные с ними — это ФЗ № 315 и 372.
Указанные три вида СРО регистрируются в Ростехнадзоре и регулярно планово проверяются на соблюдение требований.
Идея создания таких объединений в том, чтобы уйти от не всегда эффективного госрегулирования и повысить качество контроля за участниками рынка.
За что могут исключить из саморегулируемой организации
Все основания для изгнания строительной, проектной или инженерно-изыскательской компании из СРО описаны в статье 55.7 Градостроительного кодекса РФ. Приведем их в полном объеме:
- двукратное невыполнение требований Госстройнадзора в течение года;
- нанесение ущерба клиентам или другим лицам из-за несоблюдения технических регламентов, установленных СРО и законодательством РФ;
- неоднократное нарушение стандартов и регламентов СРО в течение одного года (либо одно нарушение грубого характера);
- многократные задержки либо неуплата взносов (как регулярных, так и в компенсационный фонд).
По собственной инициативе можно выйти из СРО, если вас не устраивает размер членских взносов или вы прекратили деятельность. Также членство в саморегулируемой организации прекращается в случае ее реорганизации, присоединения к другой СРО либо расформирования.
Решение об исключении участника из СРО принимает общее собрание. В трехдневный срок это решение должно быть доведено до исключенного ИП или юрлица. Если принято решение о возврате средств из компенсационного фонда, деньги возвращаются также в день вступления в силу решения об исключении.
1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие корпоративные организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.
3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
ФЗ О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ в общем виде устанавливает правовой статус, порядок создания, условия членства в них.
Сущность саморегулирувания – передача определённых государственных функций регулирующих предпринимательскую деятельность, непубличным органам с целью создания, в особом порядке, особых правил допуска к деятельности, особый контроль, об отмене допуска + обеспечение имущественной ответственности, правила предпринимательской и корпоративной этики. Помимо государственных требований свои профессиональные, новые требования к членам СРО.
Организация на рынке ценных бумаг
СРО арбитражных управляющих
Строительные организации (1. Собственное строительство, 2. Проектные работы, 3. Изыскательные работы – участие обязательно )
При обязательном участии, исключении = утрата правоспособности.
Саморегулирусмые организации — специальная разновидность некоммерческих юридических лиц Однако в ряде сфер отдельные саморегулируемые организации наделены полномочиями, не характерными для некоммерческих организаций В качестве примера можно привести право предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах третьих лиц, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства (см ст 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г № 38-Ф3 «О рекламе»). Саморегулируемые организации (СРО) возникают в различных промышленных и производственных отраслях в результате роста самосознания у участников деловых отношений. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним. Цель создания СРО — дебюрократизация российской экономики и формирование новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- На основе норм действующего российского законодательства разрабатывать и принимать нормативные документы, которые регулируют прием в члены СРО и правила поведения членов организации;
- Саморегулируемая организация должна обеспечить беспрепятственный допуск к информации о своей деятельности и функционированию ее членов, к списку допуска работ всех членов сообщества;
- Организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО;
- Сертифицирует продукцию (товары, услуги), выпускаемую членами саморегулируемой организации;
- Контролирует деятельность всех членов СРО в части ее соответствия правилам и стандартам нормативно – правовым документам всех государственных и муниципальных органов и нормативам организации;
- Рассматривает жалобы на действия членов СРО, повлекшие за собой нарушение нормативно – правовых документов РФ или правил и стандартов саморегулируемой организации.
Решения любой саморегулируемой организации, ее руководящего органа могут быт обжалованы согласно норм действующего законодательства. Это право записано в статье 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Изначально предполагаем, что данная статья пишется не для фирм – однодневок, а для предпринимателей, которые будут трудиться на основании норм действующего законодательства.
На какие факты необходимо обращать внимание в первую очередь:
Не ленитесь собирать информацию о деятельности администрации саморегулирующей компании. Участники СРО отвечают за деятельность СРО солидарно. Если вы станете участников СРО, в которой руководство компании думает только о личном благополучии, тогда вам спокойной работы не видать, «как своих ушей».
Многие юридические компании специализируются на предоставлении качественных услуг по вступлению в СРО. Они следят за всей базой данных, регулярно отслеживают поступающую информацию о деятельности различных саморегулирующих компаний в многочисленных отраслях экономики (их около 20), где членство в СРО является обязательным. И в зависимости от желания клиента (потенциального участника СРО) предлагают достоверную информацию о деятельности СРО в различных регионах России.
- Является партнерством некоммерческого типа;
- Объединяет предпринимателей, ЮЛ и ФЛ работающих определенной отрасли;
- Имеет строго регламентированный законом состав.
Условно все функционирующие организации СРО на российском рынке можно разделить на четыре крупные группы.
Первая (около 20 первых созданных объединений) – включившая в себя наиболее крупные и организационно грамотные и богатые, но и обладающие хорошими связями компании. Учитывая их требования (квалификационные, финансовые), попасть в них довольно сложно.
Вторая, состоящая преимущественно из региональных и отраслевых СРО, с небольшой примесью обладающих высокой репутацией коммерческих. Требования для получения допуска у них более лояльны в сравнении с первой группой, но, тем не менее, тоже достаточно высоки. Принято считать с 20-140 номера от регистрации. Третья группа (приблизительно до 200 номера) объединяет вышедшие на рынок достаточно поздно, и наращивающие число членов нередко за счет услуг консалтинговых компаний. Условия вступления достаточно либеральны.
Четвертая группа (с датой регистрации не ранее 2012 года) – исключительно коммерческая и преследует цель максимально увеличить размер компенсационного фонда, которым оперирует узкая группа лиц. Вступления сюда носит, в основном, формальный характер.
- Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
- Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
- Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
- Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
- 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
Идея предпринимательства предполагает возможность проявления инициативы и самостоятельности как отдельных предпринимателей, так и их объединений. Вместе с тем полный отказ от государственного регулирования предпринимательской деятельности, в частности в сферах, где затронуты права потребителей, а также общества в целом, невозможен. Указанные факторы обусловили появление в современном праве такого института, как саморегулирование. Саморегулирование позволяет профессиональным сообществам и бизнес-сообществам самостоятельно определять правила осуществления своей деятельности без чрезмерного вмешательства государства, с одной стороны, и сохранить определенный государственный контроль в тех сферах и в той мере, в которой он необходим для сбалансированного развития экономики и защиты интересов общества — с другой.
Понятие саморегулируемой организации
Как уже отмечалось, термин «саморегулируемая организация» был заимствован из англо-американского права. На какие конкретно положения и концепции права Великобритании и США опирались при разработке Федерального закона «О рынке ценных бумаг» сказать невозможно, поскольку сложившаяся в связи с принятием названного закона система регулирования с участием СРО не является идентичной модели регулирования, сложившейся в США или Великобритании. Общей тенденцией при формировании модели рынка ценных бумаг было заимствование опыта США , однако фондовые биржи не получили в России статус СРО. Поэтому иногда делается вывод, что в России заимствована англо-саксонская модель97. Однако такое утверждение не вполне конкретно, поскольку в Великобритании для законодателя в рамках проводимых в Великобритании в 1980-е гг. реформ было важно максимально обеспечить негосударственные механизмы признания в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, и, прежде всего, в силу членства в СРО, что в настоящее время в России невозможно.
В Великобритании Закон о финансовых услугах 1986 определил саморегулируемую организацию (self-regulating organisation) как орган (body), который регулирует ведение инвестиционной деятельности (investment business) любого рода путем издания правил, которые обязательны для лиц, ведущих такую деятельность, поскольку они или являются членами саморегулируемой организации или подпадают под ее контроль. Саморегулируемой организацией может являться как инкорпорированных орган (body corporate), так и неинкорпорированная ассоциация (unincorporated association). Таким образом, в отличие от законодательства Российской Федерации, в Великобритании саморегулируемой организаций в принципе могло быть не только юридическое лицо98. Таким образом, понятия саморегулируемой организацией в Великобритании и США различны. Если в США в федеральном законодательстве дается перечисления тех организаций, которые в силу закона признаются саморегулируемыми организациями, то в Великобритании приведен список условий, при удовлетворении которых и при отсутствии иных ограничений, установленных законом, юридическое лицо или неинкорпорированная ассоциация могут быть признаны саморегулируемыми организациями.
Перевод на русский язык «self-regulatory (self-regulating) organization» как «саморегулируемая организация» является не совсем корректным. Буквальное толкование «саморегулируемая организация» означает то, что организация сама что-то регулирует, и, вероятно, прежде всего свою собственную деятельность, что в конечном итоге может привести к выводу, что любое юридическое лицо является саморегулируемой организацией, поскольку гражданское законодательство позволяет организации самостоятельно решать некоторые вопросы своей организационной структуры и взаимоотношений органов юридического лица.
Так, Н. В. Сухарева, относя к саморегулируемым организациям «некоммерческие организации, объединяющие по профессиональному признаку субъектов некоммерческой деятельности; основанные на членстве физических лиц общественные объединения, преследующие социальные цели и не ориентированные на извлечение прибыли (общественные организации, политические партии); некоммерческие, организации, объединяющие по профессиональному признаку субъектов коммерческой детальности; общественные объединения, объединяющие по отрасли либо по рынку субъектов коммерческой деятельности»99, фактически считает саморегулируемой организацией любую некоммерческую организацию, основанную на членстве.
Кроме того, в литературе стал использоваться и термин «саморегулирующиеся организации»100 как синоним «саморегулируемой организации». По нашему мнению правильным переводом является «саморегулирующая организация», поскольку цель такой организации не регулирование своей собственной деятельности, а регулирование деятельности своих членов. Тем не менее, в связи с тем, что термин «саморегулируемая организация» является устоявшимся а законодательстве и юридической литературе, мы в настоящем исследовании используется этот перевод.