Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если гражданин получил отказ в приватизации земельного участка, и считает такое решение необоснованным, ему следует подать соответствующее обращение в судебные органы. Конфликтные ситуации, связанные с такими случаями, рассматриваются районными судами, но если же в приватизации отказывают юридическим лицам, они должны подавать свое обращение в арбитражный суд.
Когда возможен отказ в приватизации земельного участка
Процедура оформления земельного участка в частную собственность предусматривает достаточно большое количество тонкостей и, в первую очередь, это касается правил, установленных действующим законодательством.
При нарушении каких-либо норм заинтересованное лицо рискует столкнуться с ситуацией, когда время и деньги, потраченные на проведение всех необходимых мероприятий, будут использованы впустую, так как государственные служащие просто ответят отказом на поступивший запрос.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Чтобы избежать подобных проблеем, следует разобраться заранее в том, какими могут быть основания для отказа в приватизации земельного участка и как их избежать.
Судебная практика: обжалование решение об отказе в приватизации
Роман Сидоров направил в областную администрацию заявление с просьбой предоставить ему возможность приватизировать участок земли в собственность. В просьбе Сидорову отказали, так как он, подчеркнули в администрации, ранее уже пользовался правом приватизации. Сидоров с таким решением не согласился и направил исковое заявление в суд.
В суде было установлено, что Роман Сидоров в 1993 году получил в собственность часть земельного участка бесплатно. Вторая часть участка, которая фактически стала предметом спора, может быть передана ему в собственность исключительно в формате выкупа. Суд удовлетворил исковое заявление Сидорова, посчитав отказ со стороны администрации незаконным. В суде ссылались на то, что в первый раз Сидоров воспользовался правом бесплатной приватизации в 1993 году – тогда нормы Земельного кодекса, в частности, однократная бесплатная приватизация, не распространялись на правоотношения, возникшие ранее.
В России земельное законодательство существенным образом изменилось в 2011 году, и отказ в приватизации участков по основаниям использования, возникшим до начала применения соответствующего права, не во всех случаях считается правомерным.
Соответственно, тот факт, что Роман Сидоров приватизировал земельный участок до принятия ЗК, юридического значения не имеет и не может быть учтен как причина для отказа в приватизации.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Причины отказа в приватизации земельного участка
Отказ в приватизации земельного участка обязательно должен быть мотивирован. При этом существует ряд причин, которые позволяют муниципальным или местным властям отказывать в приватизации земли вполне законно. Вот основные из них:
1. Земельный участок используется или зарезервирован для нужд федеральных или местных властей
например, если земля используется вооруженными силами, службой безопасности, используется (или будет использована согласно Генплану) для прокладки коммуникаций, систем связи, участок является парком или природоохранным комплексом и т.д.;
2. Надел является собственностью другого лица
если в реестре значится, что данный участок уже предан в собственность другому хозяину, повторная процедура приватизации невозможна;
3. Поданная документация не соответствует реальному положению дел
например, в документах площадь участка, границы отличаются от существующих, есть расхождение с данными межевания. В этом случае отказ может сопровождаться рекомендацией по проведению повторного межевания и определения площади земли перед подачей на приватизацию;
4. На земельном участке расположена недвижимость, не принадлежащая заявителю
если на земле находятся постройки, эта площадь не может быть передана в собственность третьему лицу;
5. Земельный надел, указанный заявлении, уже предоставлен в аренду
безвозмездное пользование другому лицу, кроме случаев, если заявитель и обладатель указанных прав – одно и то же лицо;
6. Участок находится на территории, изъятой из оборота земель
территории захоронений, заповедники, закрытые объекты, объекты атомной энергетики и т.д.;
7. Заявитель не имеет права на приватизацию земли
например, приватизировал другой участок ранее, на него наложены определенные ограничения и т.д.;
8. Площадь участка превышает разрешенную земельным законодательством для приватизации
в частную собственность может быть выделена определенная площадь (точные значения отличаются в разных регионах), и если в заявке указан больший надел, она не может быть удовлетворена.
Как видно, причин достаточно много, и это еще не полный список для отказа. Потому перед подачей документов на приватизацию нужно убедиться, что нет законодательных ограничений и запретов в конкретном случае.
Юридическая услуги по обжалованию отказа в приватизации земли
Чтобы снизить риск отказа в приватизации, лучше обратиться за консультацией юриста еще до подачи соответствующего заявления. В этом случае клиент получает возможность сэкономить собственные деньги и время, заранее узнать о перспективах разрешения его спора и поручить ведение дела опытному специалисту.
Однако если по тем или иным причинам вы не смогли этого сделать, и отказ государственных органов уже получен, сотрудники нашей компании найдут законный способ помочь вам и проведут бесплатную профессиональную консультацию.
В дальнейшем вы сможете либо самостоятельно вести процесс обжалования решения об отказе в приватизации, либо поручить его нашим юристам, избавив себя от хлопот и трудностей, связанных с участием в судебном разбирательстве.
Если гражданину или представителю ЮЛ отказали в приватизации земельного надела, сделали это правомерно, это значит, что на неодобрение существуют причины. Их полный список указан в законе:
- Земельный участок располагается на красных линиях. Это означает его нахождение на территориях общего пользования, включая пределы ЛЭП, коммуникационных связей, трубопроводов, дорог различного назначения, проездов и проходов.
- Полное или частичное нахождение земельного надела в природоохранительной зоне. Например, на территории заповедника.
- Расположение на территории, которая будет подвергнута реорганизации или ее планируют отнести к особо охраняемым объектам.
- Земельный участок находится в частном владении. То есть, он выступает собственностью организации или гражданина.
- Надел относится к имуществу, которое изъято или ограничено в обороте.
- Земельный участок находится на землях, которые входят в резервный перечень (государственный). Соответственно, недвижимость может потребоваться исключительно для государственных нужд.
- Участок не может быть выкуплен, передан в собственность частному лицу. Эти действия прямо запрещены законом.
- На земле находятся строения, которое было возведено ранее и не оформлено надлежащим образом.
Это перечень, который является основным и используется при формировании причин отказа. Неодобрение со стороны государственных органов, должно носить мотивированный характер. Это означает, что гражданин или компания, изъявившие желание купить участок у государства, должны понимать, по каким причинам они не смогут это сделать.
Существуют и иные основания, которые могут действовать в определенной ситуации. Они следующие:
- гражданин, ЮЛ использовали право на приватизацию;
- участок земли не имеет границ в СНТ;
- не были соблюдены формальные требования, предъявляемые к приватизации;
- отсутствие документов для приватизации;
- несоблюдение порядка покупки участка.
Какие наделы земли можно приватизировать, а какие нельзя?
В соответствии с законодательными нормами РФ, провести процедуру приватизации можно в отношении следующих типов земельных наделов:
- Участков земли, которые были предоставлены гражданам для строительства собственного жилья.
- Участки, выделенные гражданам для осуществления садоводческой или дачной деятельности, размещения гаражей, а также других объектов, предусмотренных законодательством РФ.
- Земель, которые были переданы гражданам на условиях безвозмездного пользования, при условии, что заключенный договор носит бессрочный или наследуемый характер.
В том случае, если на земельном участке находится дом или другое строение, собственником которого является частное лицо или компания, они имеют право на приватизацию указанного участка.
Если таких строений на участке нет – бесплатная приватизация может быть проведена лишь при условии, что у заинтересованного лица имеется право на бессрочное пользование указанным наделом или право пожизненного наследуемого владения.
Не подлежат приватизации следующие категории земельных участков:
- Зарезервированные для государственных нужд или изъятые из обращения (парки, заповедники, заказники и прочие особо охраняемые зоны).
- Участки, запрещенные для приватизации.
- Прибрежные земли.
- Земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования (улицы, дороги, площади и др.).
Исключительная природа права на приватизацию земельного участка
Необходимо учитывать особую природу права собственника здания на приватизацию земельного участка, предусмотренного ст. 36 ЗК РФ. Данное право является именно исключительным, а не преимущественным, как, к сожалению, оно нередко именуется многими юристами в правоприменительной практике.
На самом деле преимущественное право определенного субъекта гражданского оборота приобрести определенное имущество, не будучи реализованным, прекращается; имущество в этом случае может быть приобретено третьим лицом. Например, если акционеры закрытого акционерного общества не воспользовались правом преимущественного приобретения акций, продаваемых акционером этого общества, данные акции могут быть проданы третьему лицу (ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»).
В отличие от преимущественного права, исключительное право определенного субъекта гражданского оборота в отношении приобретения конкретного имущества означает, что только данный субъект может приобрести такое имущество и даже в случае нереализации им своего права имущество не может быть приобретено третьими лицами.
Право собственника здания приобрести государственный или муниципальный земельный участок, на котором оно находится, является исключительным, что подчеркивается в ст. 36 ЗК РФ. Таким образом, никто, кроме собственника здания, не может претендовать на приватизацию занятого этим зданием земельного участка. Данный тезис безоговорочно поддерживается и судебной практикой .
Порядок приватизации участка по упрощенной схеме
Во время приватизации земли под частным домом, собственнику придется контактировать со многими государственными службами — бюро техинвентаризации, налоговой инспекцией, Росреестром, местной администрацией. Предварительно необходимо подготовить пакет документов, изучить законодательные нюансы процедуры.
Порядок приватизации участка с объектом недвижимости:
- Подготовка документации и кадастровых сведений.
- Оформление заявления о регистрации права собственности.
- Обращение в районный муниципалитет.
- Заключение договора аренды с местной администрацией.
- Регистрация права собственности в Росреестре.
Кто может приватизировать ЗУ?
Право на приватизацию приобретают физические и юридические лица, участники арендных отношений по договору заключённому с администрацией населённого пункта в соответствии со статьёй 25 ЗК РФ.
Подробнее о частной форме собственности на земельные участки читайте здесь. В статье рассказаны основания для возникновения права на собственность и причины его отчуждения.
Данные полномочия устанавливаются в их адрес при условии:
- Нахождения ЗУ в аренде сроком не менее 3 лет, при условии её оформления на срок не менее 20-25 лет.
- Наличия капитальных строений, возведённых на арендуемой земле, оформленных в собственность согласно градостроительной и кадастровой документации.
- Не использования права на приватизацию земель ранее, в отношении иных участков.
○ Что говорит закон о приватизации и об отказе от нее?
В Законе РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сформулирован основной принцип приватизации гражданами жилищного фонда. Так, в соответствии со ст.2 Закона все граждане РФ имеют равное право пользоваться жилыми помещениями, в т.ч. и квартирами, на основании договора социального найма, а также право приобретать данные помещения в собственность.
Для оформления приватизации достаточно согласие всех жильцов и лиц, которые имеют право на участие в ней. В случае если нет времени заниматься бумажной волокитой либо имеются другие веские причины отказаться от приватизации, то следует оформить соответствующим образом отказ от приватизации, чтобы другие жильцы смогли приватизировать квартиру, все вопросы приватизации квартиры от стоимости до документов были нами рассмотрены в этой статье. Оформление отказа от приватизации надлежащим образом, а также анализ последствий такого отказа имеют существенное при приватизации. Поскольку это позволит не только ускорить сам процесс, но и защитить права граждан – жильцов приватизированной квартиры в будущем.
Куда обращаться для решения проблемы
Если гражданин получил отказ в приватизации земельного участка, и считает такое решение необоснованным, ему следует подать соответствующее обращение в судебные органы. Конфликтные ситуации, связанные с такими случаями, рассматриваются районными судами, но если же в приватизации отказывают юридическим лицам, они должны подавать свое обращение в арбитражный суд.
Исковые требования каждой из сторон должны отражаться максимально отчетливо, и в частности, в процессе оформления иска нужно указывать ссылки на различные правовые нормы, нарушенные по мнению заявителя.
При этом стоит отметить, что в заявлении должен указываться полный перечень оснований, выступающих в качестве причины для отказа в предоставлении земельного участка, а также возможность реализации земельных участков без проведения торгов, если она предусмотрена.
Уполномоченные сотрудники государственных органов проводят детальную проверку предоставленной документации на протяжении месяца с момента поступления полного пакета бумаг на приватизацию.
Законные основания и последствия
Основания от отказа на право владения могут быть разными: неплодородная земля, отсутствие возможности обрабатывать её и ряд других. Согласно действующему законодательству, гражданин не должен объяснить причину отказа, а просто заявляет об этом, соблюдая определенную процедуру.
Основанием для добровольного отказа от участка земли являются следующие факторы:
- на земле нет строений или сооружений, которые принадлежат собственнику участка;
- присутствуют обременения незначительного типа. В качестве примера можно привести сервитут – когда на законных основаниях через участок земли свободно могут передвигаться другие граждане;
- неудобное расположение.
ВАЖНО: в большинстве случаев от земли отказываются тогда, когда она не используется длительное время.
Отдельно следует сказать про последствия – если человек отказался от права владения участком земли, но его ещё не приобрело другое лицо, то “бывший” владелец продолжает нести все обязанности и права по отношению к земле.
То есть, добровольный отказ от земли не является фактом юридического характера, то есть он владеет землей, это не прерывается. Если собственник земельного участка совершает фактические действия, то окончательного характера они не носят, пока эта земля не будет приобретена в собственность другим лицом.