Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.
  1. ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.
  2. По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.
  3. Для постановки диагноза мало одного доктора, нужно собрать ПМПК.
  4. Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.
  5. На родителей со стороны членов комиссии не должно оказываться никакого давления.
  6. За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.
  7. Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!
  8. Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Проявления аутизма по возрастным группам

Если болезнь не сопровождается каким-либо дополнительным диагнозом, внешне аутичный ребёнок может ничем не отличаться от остальных детей.

Аутизм – это болезнь неизлечимая. Более того, не существует никаких медикаментов для помощи больным. Медицинские препараты назначаются только для подавления агрессии, регулирования проблем со сном и желудочно-кишечным трактом. В некоторых случаях назначается безглютеновая диета, но её эффективность на данный момент не доказана. Для решения проблем со сном используется фитотерапия. Медикаментозное лечение проводится под строгим контролем медицинского персонала.

Помочь человеку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

  • Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
  • Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
  • Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
  • Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
  • Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;
  • Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья строится на определении типа нарушения на максимально раннем этапе. Если помощь такому ребёнку будет оказана в раннем дошкольном возрасте, в ряде случаев к 7 годам эффективное дошкольное развитие ребёнка подготовит его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Сегодня есть несколько моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы. Чаще всего это выделение в общеобразовательной школе отдельных коррекционных классов, для которых предусмотрена специальная программа. В других случаях дети с ОВЗ могут обучаться и в классах с обычными детьми, однако данная модель интеграции внедряется только в некоторых регионах страны и является экспериментальной.

Любой тип интеграции избавляет родителей от необходимости помещать ребёнка на длительное время в специализированные интернаты, таким образом сохраняя общение в семье. Кроме того, обучение ребёнка в обычной школе обеспечивает его контакт с другими детьми, у которых отсутствуют отклонения в развитии, создавая необходимые предпосылки для дальнейшей социальной адаптации.

Особенности детского слабоумия

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

Читайте также:  Рекомендации ВС РФ по делам об административных правонарушениях

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.

Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.

Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:

  • мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
  • зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
  • устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
  • внимание, самоконтроль;
  • функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
  • понятие неправильного поведения;
  • слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.

В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.

Таня знает на собственном опыте, какие минусы бывают у обучения дома. После операций Таня не могла стоять и сидеть, только лежать, и ей приходилось оставаться дома. Так, например, пойти в первый класс девочка смогла не сразу. В августе того года у нее распухла стопа — очередной рецидив, опухоль пяточной кости. Лечение и восстановление растянулось на весь учебный год.

Таню даже не хотели отпускать на школьную линейку 1 сентября, но Наталье удалось уговорить врача. После линейки Таня сразу вернулась в палату. Потом ее перевели в другую больницу, затем в третью. В октябре Таня проходила обследование в Москве, а в ноябре ее прооперировали и наложили на ногу гипс на полгода. Все это время она была на домашнем обучении. Только зимой девочка могла присутствовать на уроках в классе, когда мама по снегу отвозила ее на санках в школу.

Домашнее обучение проходит во второй половине дня, и педагоги к тому времени приходят уставшие после уроков. А бывает, что учитель не приходит вообще — из-за педагогических советов и других мероприятий.

Все это сказывалось и на качестве Таниного образования. Когда девочка училась в начальной школе, было проще, потому что ее посещал один учитель и вел все учебные предметы. Во время обучения Тани в старших классах ситуация ухудшилась. Домой приходили только учитель русского языка и литературы, а также учитель математики. Остальные педагоги старались отделаться 15-минутными «уроками» в Skype.

Все это заставляло Таню желать вернуться в школу при первой же возможности. Она скучала по учителям, по своей классной руководительнице, по одноклассникам. Но больше всего она скучала по возможности общаться со сверстниками, принимать участие во внеклассной активности, быть частью коллектива.

Буллинг в школе — это серьезная проблема, с которой сталкиваются многие дети. Причиной неприязни одноклассников может стать все что угодно — другая национальность, необычное поведение, полнота, заикание… Люди с инвалидностью также часто сталкиваются с буллингом, так как их «непохожесть» на обычных людей сразу бросается в глаза.

Однако Тане повезло. В школе ей было комфортно, учителя относились к ней с пониманием, уважением и любовью. Хотя она нравилась не всем одноклассникам, открытой агрессии и неприязни они не проявляли. Это была заслуга классного руководителя и руководства школы.

«Таню недолюбливали по нескольким причинам, — делится Наталья. — Во-первых, она была отличницей, а дети, как правило, негативно относятся к „ботаникам“. К тому же у нее были особые привилегии. Например, в нашей школе в первый месяц лета дети обязательно должны работать в палисаднике — копать, сажать, поливать, ухаживать. Таню от этого освобождали по состоянию здоровья, и некоторые дети возмущались». Наталья считает, что если бы Таня передвигалась на инвалидной коляске, то дети ее жалели бы и лучше бы к ней относились. Однако Таня передвигалась на костылях, и на ноге был гипс. Внешне она выглядела обычной, поэтому сверстники не понимали, насколько серьезная у нее болезнь. Таня старалась тщательно скрывать свой недуг.

«Если ребенок столкнулся с буллингом, его нужно «вытащить» из этой ситуации, — считает Антон Анпилов. — Не нужно делать из детей солдат, не нужно заставлять их терпеть. Также не надо «тянуть» ребенка в школу против воли. Опыт буллинга не нужен никому, от него нет пользы ни ребенку, ни взрослому.

Когда ребенок становится жертвой травли, прежде всего его родителям не надо игнорировать ситуацию. Нужно незамедлительно отвести ребенка к психологу, а также забрать его из коллектива, где он столкнулся с буллингом. При этом ни в коем случае не нужно проявлять негативных эмоций, кричать, плакать, говорить ребенку: «Ты не справился». Надо обязательно донести до ребенка, что это не его вина».

Читайте также:  Очередное пенсионное изменение введут в 2024 году. Рассказываем подробности

«Нет никаких рычагов влияния»

– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.

Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».

Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.

– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.

Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»

В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.

– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.

Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.

Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.

Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.

Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.

Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.

Экзамен для людей с проблемами зрения

Чтобы проверить знания у таких учеников, задействуют задания рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и допосвещение специальными светодиодными лампами.

Еще до экзамена ученик должен связаться с организаторами и предупредить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.

К таким детям на экзамен приставляют ассистента, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.

При вынесении решения о сдаче экзамена создают тифлокомиссию, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под четким наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.

Мини-лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Долгий путь развития человеческой цивилизации характеризуется противоречивым отношением к детям с ограниченными возможностями. По другому можно сказать, что это был путь духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Читайте также:  муниципального образования город-герой Новороссийск

С сожалением приходится констатировать динамику увеличения людей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено ухудшением экологической обстановки, высоким уровнем заболеваемости родителей (особенно матерей), рядом нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, что актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Главная проблема ребенка с инвалидностью заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего общества по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у каждого человекатолерантности, т.е. способности понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
  • обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
  • осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
  • своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

Ведь помочь наполнить черно-белый мир ребенка с инвалидностью яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Николай Иванович Головин, папа 8-летней Кати, девочки, с особенностями в развитии:

– Формально все, что я читал и слышал об инклюзивном образовании, выглядело интересно и очень гуманно, пока я со своей семьей не столкнулся с реальностью. У нашей дочери тяжелый недуг, но нам хотелось, чтобы она общалась с другими детьми, поэтому и решили отдать ее в инклюзивную школу. Но, наверное, учреждение оказалось недостаточно подготовленным к такого рода деятельности. Психологи и педагоги не понимали до конца, что им предстоит, и поначалу все видели в розовом цвете. Но ведь инклюзивное – это не просто совместное пребывание детей с особыми потребностями и здоровых детей в одном школьном учреждении. Дети должны не только присутствовать, но и участвовать в процессе, да и не только дети, а и их родители, но мнения родителей были часто противоположными, а дети вообще не понимали, чего от них хотят. Не хватало знаний и педагогам о проблемах инвалидности. Постепенно приветливые улыбки педагогов стали меняться на сочувствующие взгляды, а потом и вовсе стало казаться, что дети с особыми потребностями стали обузой для персонала. Раньше других это заметил наш ребенок, стала отказываться ходить в школу. В скором времени мы вернулись в специализированную школу.

Инвалидность – распространенное явление, с которым сталкиваются многие люди на своем жизненном пути. Она является результатом взаимодействия между определенными состояниями здоровья (деменция, слепота, травма спинного мозга и т. д.) и рядом факторов среды и индивидуальных факторов. В настоящее время, согласно оценкам, значительными ограничениями возможностей здоровья страдают 1,3 миллиарда человек, или 16% мирового населения. Повышение распространенности неинфекционных заболеваний и старение населения ведут к увеличению их численности. Люди с инвалидностью представляют собой разнообразную группу населения, на жизненный опыт и медико-санитарные потребности которых влияют такие факторы, как пол, возраст, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, религиозная, расовая и этническая принадлежность, а также экономическое положение. По сравнению с остальной массой населения люди с инвалидностью раньше умирают, имеют худшие показатели здоровья и сталкиваются с большими ограничениями в повседневной деятельности.

Международные документы

Страны, в соответствии с международно-правовыми нормами в области прав человека и в ряде случаев внутренним законодательством, обязаны устранять проявления несправедливости в отношении здоровья, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Принцип справедливости в отношении здоровья для людей с инвалидностью затрагивается в двух международных документах.

Конвенция о правах инвалидов накладывает на государства-участники обязательство по обеспечению людям с инвалидностью того же набора, качества и уровня бесплатных или недорогих услуг по охране здоровья, что и другим лицам.

В резолюции WHA74.8 Всемирной ассамблеи здравоохранения о наивысшем достижимом уровне здоровья для людей с инвалидностью содержится призыв к государствам-членам обеспечить, чтобы люди с инвалидностью получали эффективные медицинские услуги в рамках всеобщего охвата услугами здравоохранения; равную защиту в условиях чрезвычайных ситуаций; и равный доступ к межсекторальным мероприятиям общественного здравоохранения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *