Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее уголовное законодательство РФ закрепляет лишь один состав преступления, потерпевшим в котором является журналист. Статья 144 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации. Однако в правоприменительной практике соответствующие дела почти не встречаются. В этом смысле мы ощущаем себя первопроходцами, ставя перед собой в качестве одной из приоритетных задач нашей работы попытку разобраться в причинах такого неприятия судами и правоохранительными органами указанной правовой нормы. Ведь отсутствие данных милицейской статистики о совершенных преступлениях, предусмотренных этой статьей уголовного законодательства, отнюдь не означает, что такие преступления не совершаются. Как показывает практика работы различных правозащитных организаций, в том числе и опыт зарубежных правозащитников, преступные посягательства на профессиональную деятельность журналистов происходят в нашей стране не так уж и редко, скорее наоборот, – их количество давно уже превышает все мыслимые пределы и создает угрозу демократическим принципам, провозглашенным Конституцией нашего государства.
Комментарии к статье 144 УК РФ
Статьей 29 Конституции РФ гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.
Объект преступления. Основным объектом рассматриваемого преступления является конституционное право на свободу массовой информации, а также установленный порядок профессиональной деятельности журналиста.
Дополнительным объектом выступает свобода печати и других средств массовой информации.
Потерпевшим от этого преступления может быть журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Профессиональная деятельность журналистов в РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). Статьей 47 Закона о СМИ предусмотрены права журналиста.
Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона о СМИ).
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.
Для исследования проблемы мы решили воспользоваться теоретико-методологическим принципом изучения предмета от общего к частному и прибегнуть к структурно-логическому анализу названной нормы.
Конструкция любой статьи Уголовного кодекса строится по единой, созданной наукой уголовного права теоретической модели, включающей в себя такие понятия, как «признаки» и «элементы» состава преступления. Составы преступлений всегда совпадают по элементам, но их признаки индивидуальны. Признаки характеризуют отличительные черты преступления и позволяют отграничить один состав от другого. В связи с этим, признаки состава делятся на четыре группы и соответствуют его четырем элементам, характеризующим: а) объект преступления; б) объективную сторону; в) субъективную сторону; г) субъект преступления.
Разберем конструкцию состава преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ, на его составляющие элементы, и рассмотрим каждый из признаков, характеризующих эти элементы, отдельно. Такой анализ поможет нам выяснить, какие именно квалифицирующие признаки этой статьи сформулированы законодателем неточно, или неполно, и затрудняют судам и правоохранительным органам ее применение. Начнем с объекта преступления, предусмотренного ст.144 УК РФ.
Объект.
Общий объект – един для всех преступлений. Преступление, предусмотренное ст. 144 УК РФ, как и любое другое, в конечном счете, посягает на всю совокупность благ общества, которые находятся под охраной уголовного закона. Понятие общего объекта наиболее полно раскрывается в ст. 2 УК РФ.
Родовой объект этого преступления охватывает достаточно широкий круг однородных общественных отношений, связанных с личностью. По этому признаку ст. 144 УК РФ занимает место в VII разделе Особенной части УК.
По видовому объекту названная статья располагается в 5 главе Особенной части, т. к. охватывает однородный круг отношений в сфере конституционных прав и свобод человека. И, наконец, исходя из более узкой совокупности правоотношений, затрагивающих политические права и свободы личности, место ст. 144 УК РФ во втором параграфе данной главы.
Таким образом, видовым объектом преступления, связанного с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов, являются конституционные и политические права и свободы личности.
При классификации объектов на общий, родовой и видовой мы исходим из их диалектического соотношения как «целого», «части целого» и «части части» («особенного»), постепенно приближаясь к «единичному» – непосредственному объекту преступления, на который, собственно, и происходит общественно опасное посягательство.
Следуя этой логике и используя в своих суждениях методологический принцип продвижения от общего к частному, мы приходим к пониманию того, что непосредственным объектом также является совокупность общественных отношений, но еще в более узком объеме. К ним мы относим отношения, обеспечивающие законную профессиональную деятельность журналистов, ставя под сомнение компетентное мнение большинства наших воображаемых оппонентов в лице авторов учебников по уголовному праву и комментариев к УК Российской Федерации. Впрочем, их толкования на этот счет также неоднозначны. Зачастую они носят противоречивый характер и не дают единого представления о предмете нашего исследования.
«Препятствуя законной профессиональной деятельности журналиста, виновный посягает на конституционные права и свободы, закрепленные в ч.5 ст. 29 Конституции РФ», – читаем мы в учебнике по уголовному праву РФ под редакцией профессора Б.В. Здравомыслова. – «Непосредственным объектом преступления является свобода печати и других средств массовой информации. Дополнительный объект – законные права и интересы профессионального журналиста».
В комментариях к ст. 144 УК РФ прямые ссылки на непосредственный и дополнительный объект, как правило, отсутствуют. Авторы стараются не заострять на этом внимания и прибегают к более широкому толкованию этого вопроса, не конкретизируя его и не выделяя из общего числа понятий. «Воспрепятствование законной деятельности журналистов ведет к ограничению трудовых прав журналиста, а также свободы печати и других средств массовой информации», – говорится в комментарии к ст. 144 УК РФ под редакцией В.М. Лебедева. Ответа на вопрос, какие отношения при этом являются непосредственным объектом преступления, а какие дополнительным, мы не находим.
«Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации. Статья 144 УК служит одной из гарантий этих прав и свобод», – убеждают нас авторы комментария под редакцией А.В. Наумова. Если строить свои выводы на этом толковании, то можно сделать предположение, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 144 УК, является ст.29 Конституции РФ, а свобода массовой информации – факультативным признаком, характеризующим этот объект. Законные права и интересы профессионального журналиста в данном случае остаются за кадром.
Единственным комментарием к Уголовному кодексу, в котором конкретизируется понятие объекта преступления, является комментарий под редакцией первого заместителя председателя Верховного суда Российской Федерации В.И.Радченко. «Объектом преступления, предусмотренного статьей 144, является свобода печати или других средств массовой информации, являющаяся одной из форм гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на свободу мысли, слова и убеждений, а также права поиска, получения и свободного распространения информации».
Как видим, единого понятия об объекте данного преступления не существует. Противоречивые толкования, вызванные отсутствием четко прописанных в диспозиции нормы квалифицирующих признаков состава, не отягощенные судебными прецедентами, лишний раз убеждают нас в том, что мы имеем дело с декларативной нормой закона, не имеющей практической перспективы. Однако, несмотря на разницу в интерпретации авторских суждений и оценок, все приведенные выше высказывания имеют одну, как нам кажется, общую направленность. Так или иначе, они подводят нас к мысли, что непосредственным объектом преступления является свобода печати или других средств массовой информации, а законные права и интересы профессионального журналиста относятся к дополнительному объекту – факультативному признаку, который законодатель использует, чтобы выделить специфические свойства данного преступления, дополнительно характеризовать объект и объективную сторону. Такой подход полностью совпадает с утверждениями авторов учебника под редакцией профессора Б.В. Здравомысло-ва, но, как мы уже отмечали, идет вразрез с нашими убеждениями. Достаточно поставить себя на место следователя, судьи или прокурора, чтобы представить, с какой неразрешимой проблемой мы столкнемся при квалификации данного преступления, если примем за панацею предлагаемые нам трактовки.
Объективная сторона преступления выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение к распространению информации либо к отказу от распространения информации.
Принуждение возможно путем применения насилия, угрозы насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантажа, ущемления трудовых прав журналиста, принятия мер к приостановлению или прекращению деятельности средства массовой информации.
Преступление является оконченным с момента совершения действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналиста.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Более строгое наказание предусмотрено за совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 144 УК).
Комментарии к статье:
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 УК; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
Другой комментарий к статье 144 УК РФ
1. Объективная сторона преступления выражается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Способом воспрепятствования является принуждение к распространению информации либо к отказу от распространения информации.
Принуждение может быть выражено в указаниях, угрозах распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам журналиста или его близких, в совершении действий, намеренно препятствующих реализации профессиональных планов (увольнение, отстранение от работы и проч.).
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналиста.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Более строгое наказание предусмотрено за совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 144 УК).
5. Особо квалифицирующее значение имеет воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Статья 144 Ч 2 Ук Рсфср
Грабеж, совершенный в крупных размерах, или организованной группой, или особо опасным рецидивистом, -. Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:. Средствами массовой информации и пропаганды СМИ являются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.
Преступление нарушает право граждан на достоверную и полную информацию о происходящих в стране и за рубежом событиях, явлениях и процессах. Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников. Красильникова Елена Валерьевна. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов ст. Глава 1- Понятие и средства законодательной техники и дифференциации уголовной ответственности Глава II. Проблемы уяснения признаков основного состава воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов ст.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 года/Особенная часть. Глава 10
Указов Президиума ВС РСФСР от 04.08.66, от 11.03.77, Законов РФ от 20.10.92 N 3692-1, от 29.04.93 N 4901-1 — Ведомости ВС РСФСР, 1966, N 32, ст.
769; 1977, N 12, ст. 255; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 47, ст. 2664; N 22, ст. 789) Статья 207. Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, — наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев, или исправительными работами на срок до одного года, или общественным порицанием либо влечет применение мер общественного воздействия.
Статья 208. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем Заранее не обещанное приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, — наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК). Каждому гражданину Российской Федерации Конституцией предоставлено право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Нормативную базу реализации избирательного права, права участвовать в референдуме, а также деятельности избирательной комиссии составляет совокупность федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выбоpax Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации», а равно иные нормативные акты, устанавливающие порядок, сроки и оформление проведения выборов, а также регламентирующие деятельность избирательных комиссий (например, Временное положение о проведении выборов депутатов органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ), не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за посягательства в сфере осуществления указанного права, что является одной из гарантий его реализации.
Объект преступления: основной — совокупность общественных отношений, связанных с реализацией гражданином предоставленного ему Конституцией РФ избирательного права. В качестве факультативного объекта посягательства может выступать здоровье личности (ч. 2 ст. 141 УК).
Объективная сторона выражается, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав; во-вторых, в воспрепятствовании реализации права участвовать в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Воспрепятствование означает создание различных преград, помех осуществлению избирательного права или деятельности избирательных комиссий. Оно может совершаться путем активных действий (например, создание препятствий явке избирателя на избирательный участок, создание препятствий деятельности избирательных комиссий и др.) и путем бездействия (например, несообщение избирателям о перемене места голосования, непредоставление необходимых средств избирательной комиссии и т.д.). Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в диспозиции ч. 1 ст. 141 УК деяния.
Субъективная сторона — вина в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 141 УК предусматривает ответственность за названные деяния,если они:
а) соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения. Подкуп — предложение гражданину каких-либо материальных благ или обещание их в будущем за поведение, угодное виновному (например, за неявку на избирательный участок для голосования, за выдвижение указанного виновным кандидата в депутаты и др.). Обман — введение в заблуждение гражданина, что создает помехи в осуществлении им своих избирательных прав (например, введение в заблуждение относительно порядка заполнения избирательных документов, листа проведения выборов, референдума и т.д.). Насилие — физическое воздействие на потерпевшего различной интенсивности, препятствующее осуществлению избирательного права, права участвовать в референдуме или в работе избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума. Это может быть незаконное лишение свободы, нанесение побоев, вреда здоровью той или иной степени тяжести, убийство. Составом рассматриваемого преступления охватывается нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью, неквалифицированное лишение свободы. Причинение более тяжкого вреда здоровью и убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Угроза применения насилия — обещание применить его при нежелательном поведении потерпевшего;
б) совершены лицом с использованием своего служебного положения, т.е. должностными лицами, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных негосударственных организациях;
в) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК). Объект преступления аналогичен основному объекту деяния, предусмотренного ст. 141 УК. Предмет посягательства — избирательные документы и документы референдума. К ним относятся списки избирателей, избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, подписные листы и другие, перечень, форма и порядок оформления которых устанавливается законом.
Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в диспозиции ст. 142 УК действий:
а) фальсификация избирательных документов;
б) фальсификация документов референдума;
в) неправильный подсчет голосов;
г) неправильное установление результатов выборов, референдума;
д) нарушение тайны голосования.
Фальсификация документов предполагает внесение в них заведомо ложных сведений, изготовление поддельных документов, внесение в них исправлений, составление их от имени вымышленных лиц и т.д.
Неправильный подсчет голосов означает искажение результатов голосования, т.е. заведомо неверное определение количества голосов, поданных «за» или «против».
Неправильное установление результатов выборов, референдума — это заведомо неверный вывод об итогах выборов, референдума.
Нарушение тайны голосования —это совершение деяния, в результате которого создается возможность ознакомления соответствующих лиц с волеизъявлением избирателя или гражданина, участвовавшего в референдуме. Например, отсутствие кабин для голосования на избирательном участке, наблюдение за действиями граждан в избирательных кабинах, опрос голосующих или участвующих в референдуме.
Состав преступления формальный, т.е. оно является оконченным в момент совершения одного из вышеперечисленных деяний.
Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект специальный: члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума.
Другой комментарий к статье 144 Уголовного Кодекса РФ
1. Статья 29 Конституции РФ провозглашает право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это важнейшее политическое право граждан имеет первостепенное значение для печати и других средств массовой информации. Ущемление их свободы влечет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
В комментируемой статье речь идет об опасности и наказуемости действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов.
2. Непосредственный объект данного преступления — свобода печати и других средств массовой информации. Под журналистом понимается лицо, занимающееся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средства массовой информации, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по его уполномочию.
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.
3. Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), характеризующемся: а) в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов; б) в принуждении их распространять определенную информацию; в) в принуждении к отказу распространять определенную информацию.
Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов понимается противодействие со стороны различных лиц: установление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановка деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Принуждение журналистов распространять или, наоборот, не распространять информацию может выражаться в шантаже, обещаниях продвинуть по службе либо, наоборот, угрозах затормозить такое продвижение и т.д.
4. Состав данного преступления формальный: оно считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий независимо от последствий, т.е. независимо от того, удалось ли виновному фактически принудить журналиста распространять (или не распространять) информацию в интересах виновного, а также независимо от наступления иных последствий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями пытается воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналиста, и желает совершить эти действия. Мотивы могут иметь как личный, так и иной характер (ложно понятые служебные интересы, политические симпатии или антипатии, сочувствие лицам, заинтересованным в распространении либо, наоборот, в нераспространении данной информации и т.д.). На квалификацию деяния они не влияют.
6. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если лицо действовало от имени какого-то органа, учреждения и организации, оно несет лишь персональную ответственность за свои действия независимо от административной или иной ответственности данной организации.
7. Часть 2 ст. 144 устанавливает повышенную уголовную ответственность, если преступление совершено с использованием виновным своего служебного положения. Под использованием служебного положения следует понимать использование возможностей, вытекающих из должностного статуса виновного, а также служебных связей и действий, выходящих за рамки непосредственных служебных полномочий, т.е. их превышение (например, руководитель учреждения или предприятия издает приказ не допускать журналистов на территорию соответствующего учреждения или предприятия).
Комментарий к статье 144 УК РФ
1. Статьей 29 Конституции гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.
Потерпевшим от этого преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации») (в ред. от 14.06.2011) .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.
Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
2. Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста, а также характеризуется способом воспрепятствования — принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации.
Воспрепятствование — это противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может быть осуществлено как путем воздействия на орган массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, так и путем воздействия на самого журналиста. В частности, принуждение может выразиться в применении к самому журналисту или его близким насилия, в угрозе его применения, в уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнением, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространения сведений, порочащих журналиста и его близких), и т.д.
Причинение вреда иным объектам при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов потребует квалификации по совокупности преступлений.
Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, по телевидению и т.п.
3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект основного состава преступления — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе субъект специальный — должностное лицо СМИ, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.
6. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрен особо квалифицированный состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. К особо квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления законодатель отнес применение насилия к журналисту или его близким либо повреждение или уничтожение их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.
Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера и причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
По ч. 3 комментируемой статьи следует квалифицировать деяние не только в тех случаях, где насилие реально применено, но и тогда, когда имело место угроза применения насилия.
Под уничтожением имущества следует понимать приведение его в полную негодность для использования по целевому назначению при невозможности восстановления имущества. Повреждение же предполагает приведение имущества в частичную негодность или полную негодность, но при возможности восстановления.
При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:
- Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
- Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
- Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
- Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
- Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
- Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
- Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).
В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.
В чём заключается воспрепятствование деятельности репортёров согласно закону?
В статье № 29 Конституции РФ сообщается, что каждому гражданину предоставлено право на сбор, получение, передачу, производство и распространение различных сведений любым доступным методом в рамках закона, не считая сведений, которые расцениваются как государственная тайна. Также граждане имеют конституционное право на свободу массовой информации.
Такая свобода может быть реализована различными способами:
- при помощи письма;
- используя устную речь;
- посредством СМИ;
- с привлечением других законных методов.
Наиболее популярным способом для реализации прав, закреплённых 29 статьёй основного документа государства, выступают средства массовой информации.
Препятствование нормальной работе прессы встречается очень часто и касается как газетчиков, так и работников телерадиовещания.
Так, свобода слова репортёров может быть ущемлена следующими способами:
- Установка цензуры.
- Осуществление прекращения работы СМИ незаконным путём.
- Вторжение в работу и помеха профессиональной независимости редакций.
- Принуждение представителя прессы к распространению или отказу от распространения каких-либо сведений.
Несмотря на то, что в создание помех СМИ в осуществлении их непосредственной работы рассматривается в Уголовных и Административных правовых нормах, криминальную ответственность за ущемление свободной деятельности средств масс-медиа предусматривает лишь 144 статья Уголовного кодекса РФ.
Какие законодательные меры предусмотрены за совершённое правонарушение?
В Уголовном кодексе первой частью статьи 144 УК РФ предусмотрено наказание за склонение корреспондентов к освещению каких-либо данных или же к отказу от огласки сведений в виде:
- взыскания, сумма которого не превышает 80 тыс. руб. либо же равна полугодовой зарплате или любой прибыли осуждённого за указанный период;
- выполнения обязательных работ в течение срока, не превышающего 360 часов;
- выполнением исправительных работ в течение одного года или меньше.
Объективный приговор будет вынесен судом после рассмотрения всех материалов дела.
В ч. 2 статьи 144 УК России указаны меры пресечения для лиц, совершивших те же нарушения, которые описаны в части первой, но с той поправкой, что виновный человек использовал своё служебное положение для совершения преступного деяния.
В этом случае наказание может быть таким:
- Выплата штрафа в объёме от 100 до 300 тыс. руб. или же в количестве зарплаты либо денежных средств злоумышленника, полученных из других источников за период от одного до двух лет.
- Выполнение обязательных работ длительностью до 480 ч.
- Выполнение исправительных работ в течение 2 лет и менее.
- Принудительный труд на протяжении 2 лет, а также лишение возможности работать на определённых постах или заниматься конкретной деятельностью в течение 3 лет.
- Заключение сроком до двух лет с запретом работать в должностях и быть задействованным в деятельности, указанной судом.
Ограничение в виде запрета на ведение осуждённым определённой деятельности применяется не всегда.
Статья 144 Уголовного кодекса РФ в своей третьей части определяет меру пресечения за совершение ранее описанных действий, осложнённые дополнительными обстоятельствами в виде насилия или угрозы насилия над работником СМИ или над его семьёй, а также в виде порчи или уничтожения имущества потерпевших.
Другой комментарий к Ст. 144 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста одним из двух указанных в законе способов: а) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к распространению информации либо б) путем незаконного принуждения (в любой форме физического или психического воздействия, включая угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества, шантаж) к отказу от распространения информации. Объектом воздействия при этом может выступать как сам журналист, так и его близкие.
2. Преступление является оконченным с момента совершения действий по воспрепятствованию законной профессиональной деятельности журналиста независимо от их фактической успешности.
3. Части 2 и 3 предусматривают квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. Реально примененное к журналисту или его близким насилие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности со ст. 111 Уголовного кодекса России; менее тяжкие виды вреда здоровью охватываются ч. 3 комментируемой статьи.
Комментарий к статье 144 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношения, связанные с осуществлением конституционных, политических профессиональных прав журналистов на свободное распространение информации;
2) объективная сторона: заключается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов, а именно в принуждении к распространению или принуждению к отказу от распространения информации, в т.ч. с применением насилия, уничтожением имущества или угрозой их применения;
3) субъект: физическое лицо, достигшее 16 лет, а по ч.2 ст. 144 УК РФ субъект специальный — лицо, использующее свое служебное положение;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он своими действиями препятствует законной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, и желает совершить эти действия.
Квалифицированными составами преступления являются:
— то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч.2 ст. 144 УК РФ);
— деяния, предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия (ч.3 ст. 144 УК РФ).
2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.5 ст. 29);
2) Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст. 2, 58, 59, 60 и др.).
Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста
В России каждый свободен искать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом и государственная монополия на средства массовой информации недопустима. Единственная прерогатива государства в данной области — надзор за соблюдением прав других граждан, а также отнесение законодателем определенной части информации к разряду «закрытой», секретной1. Речь идет о конфиденциальной информации, государственной, коммерческой или иной, специально охраняемой законом, тайне, что налагает особые обязанности на представителей СМИ. Однако более всего нас интересует конечная форма государственных гарантий свободы мысли, слова, выражения своего мнения — свобода массовой информации и запрет цензуры, закрепленные в ст. 29 Конституции РФ.
Свобода массовой информации распространяется на любые виды средств массовой информации, вне зависимости от организационно-правовой формы их редакций, частной, общественной, муниципальной или государственной принадлежности.
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме с чьей бы то ни было стороны законной деятельности СМИ закон расценивает, как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, административную, дисциплинарную и иную, предусмотренную законом, ответственность (ст. 25, 58 Закона о СМИ). Так, в 2002 году КоАП Российской Федерации установил административную ответственность за воспрепятствование законному распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (ст. 13.16 КоАП РФ)2. Однако прочие права редакции СМИ и журналистов так и не были защищены законодателем в административном порядке. Мы считаем данное обстоятельство существенной недоработкой при подготовке нового российского кодекса об административных правонарушениях.
Некоторые иные, наиболее грубые нарушения профессиональных прав журналистов, наиболее значимые факты нарушения свободы информации вообще и свободы средств массовой информации в частности, подпадают под признаки уголовно-наказуемого деяния.
Отечественное уголовное законодательство вплоть до принятия в 1960 году УК РСФСР, не содержало норм об уголовной ответственности за нарушение принципов, составляющих свободу массовой информации1.
В 1992 году в Уголовном Кодексе РСФСР появилась ст. 140.1 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» (введенна в действие Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. N 945-1., измененна впоследствии Законом РФ от 20 октября 1992 г. N 3692-1)2, которая предусматривала уголовную ответственность за «…злостное воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналистов, а равно принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации с целью ограничения свободы печати или других средств массовой информации» (ч. 1 ст. 140.1 УК РСФСР). Эта универсальная формулировка позволяла обеспечить действенную защиту свободы информационного обмена, как важнейшей части общественных отношений. Кроме того, такая «универсальность» диспозиции статьи 140.1 соответствовала требованиям «переходного периода» в становлении Российского государства и не позволяла представителям постсоветского бюрократического аппарата вернуть себе контроль над СМИ.
Часть вторая статьи 140.1. предусматривала «квалифицированный» состав воспрепятствования, совершенного должностным лицом, а часть третья — «особо квалифицированный» состав, то есть совершение действий, указанных в частях первой и второй ст. 140.1. УК РСФСР, но уже соединенных с насилием над журналистом или его близкими, либо с повреждением или уничтожением их имущества, либо с угрозой насилия над ним или его близкими, повреждением или уничтожением их имущества, а равно совершенные путем подкупа.
В данном случае, при наличии соответствующих признаков, не требовалось квалификации воспрепятствования по совокупности, например, со ст. 149 («Умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан») УК РСФСР, поскольку ч. 3 ст. 140.1 УК РСФСР выступала в качестве более специальной нормы. В настоящее время этот порядок законодателем изменен.
Признак злостности при квалификации воспрепятствования в УК РСФСР не раскрывался. Вопрос о том, являются ли указанные действия злостными, должен был решаться судом в каждом конкретном случае с учетом причин, продолжительности и динамики преступных действий виновного1. О злостности могли свидетельствовать повторность и форма воспрепятствования, а также сопряженность таких действий с «квалифицирующими» или «особо квалифицирующими» признаками, указанными в ч. 2 и ч. 3 ст. 140.1 УК РСФСР.
К этому следует добавить, что под признаки злостного воспрепятствования подпадало противозаконное поведение лица, которому соответствующим органом (к примеру, прокурором, вышестоящим руководством и т.д.) было сделано письменное предупреждение о недопустимости повторения подобных действий (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания») .