Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество юридических лиц в Екатеринбурге в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схема признания льгот по имущественному налогу также была изменена: сейчас те же категории граждан, которые имели льготы, будут продолжать пользоваться ими, но в отношении лишь одного объекта недвижимости каждого типа (выбирается самостоятельно). Например, ветеран владеет двумя коттеджами, двумя квартирами и двумя гаражами; он вправе выбрать один коттедж, одну квартиру и один гараж, налог на которые начисляться не будет, тогда как раньше ветеран мог вообще не перечислять налог ни по одному объекту недвижимого имущества.
Законодательные акты по теме: «Налог на имущество Свердловская область»
В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:
Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» | О расчете налога по кадастровой стоимости имущества |
Решение от 15.11.2016 № 162 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц в Новоуральском городском округе на 2017 год» | Актуальные ставки по имущественному налогу для физлиц в Свердловской области |
Закон Свердловской области от 27.11.2003 года N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (с изменениями на 17 февраля 2017 года) | О налогоплательщиках, ставках налога на имущество в Свердловской области и льготах по нему |
Налоговые ставки и список предоставляемых льгот
Базовые ставки налога на недвижимые объекты регулируются ст. 380 Налогового кодекса РФ. Согласно статье, размер налогового сбора не может превышать 2,2% от балансовой стоимости объекта. Органы местной власти в Екатеринбурге могут снижать базовые ставки, подписывая соответствующие законодательные нормативные документы. При этом в НК РФ также прописан ряд льгот:
- для недвижимости с определённой кадастровой стоимостью — 2%;
- для ж/д путей, а также объектов имущества, являющихся их неотъемлемой частью — в 2020 год — 1,3%, за 2023 год — 1,6%;
- для магистральных трубопроводов ЛЭП, а также объектов, являющихся их неотъемлемой частью — 1,9%.
Данные об авансовых платежах необходимо отправить в течение одного месяца после окончания расчётного периода. Например, за 1 квартал, отчёт следует сдать до 30 апреля, а годовая декларация подается в Налоговую инспекцию до 30 марта года, следующего за отчётным.
Налог начисляется на остаточную стоимость объектов налогообложения в Екатеринбурге, определяемой в соответствии с правилами бухгалтерского учёта. Когда объект имеет официальную кадастровую стоимость, при вычислении величины налога берётся именно данный показатель.
Период перечисления авансовых платежей и имущественного налога после окончания отчётного года определяются нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Оплатить налог через МФЦ или сайт Госуслуги нет возможности.
Ставки транспортного налога в Свердловской области
Диапазон мощности авто | Ставка транспортного налога в рублях за 2021 год | Ставка транспортного налога в рублях за 2022 год |
---|---|---|
От 0 до 100 л.с. | 2.5 | 2.5 |
От 100 до 150 л.с. | 9.4 | 9.4 |
От 150 до 200 л.с. | 32.7 | 32.7 |
От 200 до 250 л.с. | 49.6 | 49.6 |
От 250 до 999 л.с. | 99.2 | 99.2 |
Начисление и сроки уплаты налога для организаций
Свердловская область — один из немногих регионов РФ, где плательщики транспортного налога из числа организаций освобождены от необходимости оплачивать транспортный налог путем перечисления авансовых платежей. Полностью вся сумма за минувший год должна поступить по реквизитам казначейства до 1 марта года, следующего за отчетным.
При произведении расчета ЮЛ нужно учитывать не только ставку и период владения, но и возможный повышающий коэффициент, а также собственное право на получение льгот.
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2022 году:
- за 2022 год — не позднее 1 марта 2022 года
- за 2022 год — не позднее 1 марта 2023 года
Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота | Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации | Основания предоставления льготы | Размер | Ед. изм. | Условия предоставления льготы | ФЛ, ЮЛ, ИП |
организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, предназначенные для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, — за каждое из таких транспортных средств; | п.п. 1 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) документов, подтверждающих, что зарегистрированные на организации транспортные средства предназначены для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, по форме, утверждаемой Правительством Свердловской области. | 100 | % | ЮЛ | |
органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство; | п.п. 2 п.1 ст. 4 | письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу | 100 | % | ЮЛ | |
государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпри- нимательской или иной деятельности, приносящей доход, — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство | п.п. 3 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий учредительных документов; 3) документа, выданного органом, исполняющим бюджет, за счет средств которого финансируется учреждение, об отсутствии у государственного учреждения Свердловской области, муниципального учреждения доходов от предпри- нимательской или иной деятельности, приносящей доход, в налоговом периоде, в котором возникло право на получение налоговой льготы по транспортному налогу. | 100 | % | ЮЛ | |
организации и граждане, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, — за каждый такой зарегистрированный на них легковой автомобиль | п.п. 3-1 п.1 ст. 4 | сведения, представляемые в соответствии с федеральным законом органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы | 100 | % | ФЛ ЮЛ ИП | |
организации и граждане, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, — за каждый такой зарегистрированный на них автобус | п.п. 4 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий паспортов транспортных средств с указанием экологического класса. | 100 | % | ФЛ ЮЛ | |
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внутригородские и (или) пригородные перевозки пассажиров автобусами, если количество лет, прошедших с года их выпуска, не превышает 7, — за каждый такой зарегистрированный на них автобус | п.п. 5 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий паспортов транспортных средств; 3) документов, подтверждающих осуществление этими автобусами в истекшем налоговом периоде внутригородских и (или) пригородных перевозок. | 100 | % | Количество лет, прошедших с года выпуска автобуса, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска автобуса. | ЮЛ ИП |
организации — резиденты особых экономических зон, созданных на территории Свердловской области, на которых после регистрации этих организаций в качестве резидентов особых экономических зон зарегистрированы транспортные средства, — за каждое такое транспортное средство в течение одиннадцати последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором оно зарегистрировано на эту организацию | п.п. 6 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копии свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, созданной на территории Свердловской области; 3) копий паспортов транспортных средств. | 100 | % | ЮЛ | |
пенсионеры — за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно | п.п. 7 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспор��ному налогу; 2) пенсионного удостоверения, удостоверения об инвалидности или справки, подтверждающей факт установления инвалидности. | 100 | % | ФЛ | |
инвалиды — за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно | п.п. 8 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) пенсионного удостоверения, удостоверения об инвалидности или справки, подтверждающей факт установления инвалидности. | 100 | % | ФЛ | |
один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий ребенка-инвалида, — за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно | п.п. 9 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий документов, подтверждающих факт установления инвалидности; 3) копии свидетельства о рождении ребенка; 4) документов, подтверждающих факт установления опеки или попечительства. | 100 | % | ФЛ | |
один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (без учета детей, объявленных полностью дееспособными, и детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе детей, принятых в семью на воспитание, — за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно | п.п. 10 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) удостоверения многодетной семьи Свердловской области, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки; 3) копий свидетельств о рождении детей; 4) документов, подтверждающих факт установления опеки или попечительства. | 100 | % | ФЛ | |
один из усыновителей, воспитывающий усыновленного ребенка в возрасте до восемнадцати лет, — за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно | п.п. 11 п.1 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копии решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка; 3) копии свидетельства о рождении ребенка. | 100 | % | ФЛ | |
общественные организации инвалидов — за каждое зарегистрированное на них транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно | п.п. 1 п. 2 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий учредительных документов. | 35 | % | ЮЛ | |
организации, учрежденные единственным учредителем — общественной организацией инвалидов, не менее 50 процентов работников которых являются инвалидами, — за каждое зарегистрированное на таких организациях транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно | п.п. 2 п. 2 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) копий учредительных документов; 3) документов, подтверждающих, что среднесписочная численность инвалидов в организации за год составляет не менее 50 процентов от среднесписочной численности работников организации за соответствующий год. | 35 | % | ЮЛ | |
транспортный налог в размере 40 процентов суммы исчисленного налога уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные автомобильные перевозки, — за каждое зарегистрированное на таких организациях и индивидуальных предпринимателях транспортное средство, используемое для осуществления международных автомобильных перевозок. | п.п. 3 п. 2 ст. 4 | 1) письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу; 2) документов, подтверждающих совершение в истекшем налоговом периоде международных автомобильных перевозок. | 60 | % | ЮЛ ИП |
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Физически лица и ИП сразу получают уведомление об уплате, предприятия производят подсчеты самостоятельно. ИФНС тоже рассчитывает налог по своим данным, но юридическое лицо письменно уведомляется об этом уже после оплаты. Поэтому важно правильно рассчитать сумму. Ставка налога на имущество организаций определяется региональными законодательными актами.
Этапы расчета налога:
- определить перечень налогооблагаемого имущества;
- проверить право на возможные льготу в местном законодательстве;
- рассчитать налоговую базу;
- сделать окончательный расчет суммы к уплате.
Налоговой базой является кадастровая стоимость недвижимости либо среднегодовая остаточная цена имущества по бухгалтерскому балансу.
Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам
С 1 января 2022 г. заработают единые сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему.
Налог будем платить не позднее 1 марта по итогам отчетного года. Авансовый платеж – не позднее последнего числа месяца по итогам отчетного периода (п. 1 ст. 383 НК РФ в новой редакции).
Таким образом, региональные власти больше не будут устанавливать сроки уплаты налогов в своих законах. А вот какие категории плательщиков вносят авансы, а какие –нет, по-прежнему определяют регионы (п. 6 ст. 382 НК РФ).
С 2022 г. в статье 382 НК появится новый пункт 4.1. Пропишут, что организации не платят налог с 1 числа месяца гибели или уничтожения имущества. Для этого нужно подать в налоговую заявление о гибели/уничтожении объекта. Форму заявления, порядок его заполнения и формат представления ФНС утвердила приказом от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668.
Налоговая рассмотрит заявление в порядке, который предусмотрен сейчас для транспортного налога, в течение 30 дней со дня обращения (п. 3.1 ст. 362 НК). Результат – плательщик получит от ИФНС уведомление о прекращении исчисления налога.
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
- в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
- по Почте России заказным письмом;
- лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.
При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.
Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).
В 2020 году новый налог на имущество начислят более 300 торговым и бизнес-центрам Урала
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев утвердил перечень объектов недвижимости, которые в 2020 году будут платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. В него вошло 347 торговых центров и бизнес-центров, в том числе 32 новых объекта. Решение было принято на заседании регионального правительства.
Ранее депутаты екатеринбургской думы направили обращение к господину Куйвашеву с просьбой установить налоговую ставку на недвижимость организаций – 0,15%. Сейчас ставка налога составляет 2%. Депутаты и бизнес сообщество уверены, что установление 2% ставки нанесет «большой удар по бизнесу и задушит его».
В Свердловской области переход на кадастровую систему оценки имущества запланирован с 1 января 2020 года.
Подробнее об обращении депутатов думы Екатеринбурга к региональным властям — в материале “Ъ-Урал” «Кадастр вступает в права»
Свердловские депутаты одобрили поправки в закон о налоге на имущество организаций
ЕКАТЕРИНБУРГ, 24 декабря. /ТАСС/. Депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли поправки в закон «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций». Закон в новой редакции предполагает налоговые льготы на имущество организаций, для которых базой для расчета налога является кадастровая стоимость, сообщили во вторник ТАСС в пресс-службе Законодательного собрания во вторник.
В соответствии с текстом документа, размещенном на сайте Заксобрания, налоговая ставка составит 0,5% для объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию после 31 декабря 2016 года и 1% — до указанной даты.
При этом, в соответствии с предыдущей редакцией закона от 21 ноября 2020 года, размер налоговой ставки составлял в 2015 году 1%, в 2016 году — 1,5%, в 2020 году и в последующие годы — 2%.
Как говорится в пояснительной записке к закону, изменения вносятся для оптимизации налоговой нагрузки в связи с актуализацией кадастровой стоимости на 2020 год. В соответствии с пояснением и. о. министра экономики и территориального развития Свердловской области Татьяны Гладковой, в регионе завершена государственная кадастровая оценка объектов недвижимого имущества, в отношении которых такая стоимость признается налоговой базой для расчета налога на имущество. В области это крупные административно-деловые и торговые центры площадью более 5 тыс. кв. м, на 2020 год новый список включает в себя 347 объектов.
Ставки и сроки уплаты налога на имущество организаций по регионам на 2021 год
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.
Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.
Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.
Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.
В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.
Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Налог на имущество организаций. Три свежих изменения
Налог на имущество организаций уплачивается на следующие КБК:
В отношении какого имущества уплачивается налог/аванс | Что уплачивается | КБК |
---|---|---|
В отношении имущества, не входящего в Единую систему газоснабжения | Налог/аванс | 182 1 06 02010 02 1000 110 |
Пени | 182 1 06 02010 02 2100 110 | |
Штраф | 182 1 06 02010 02 3000 110 | |
В отношении имущества, входящего в Единую систему газоснабжения | Налог/аванс | 182 1 06 02020 02 1000 110 |
Пени | 182 1 06 02020 02 2100 110 | |
Штраф | 182 1 06 02020 02 3000 110 |
Если организация имеет в собственности здание (или помещение в здании), которое используется в качестве торгового, офисного, бытового обслуживания или общественного питания, и это здание включено в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области у № 760-ПП от 07.11.2019 г., то в том случае организация будет платить налог на такое имущество от кадастровой стоимости.
Если у организации имеются в собственности жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – то налог на данное имущество организация будет также платить от его кадастровой стоимости.
Размер налога на имущество организаций установлен законом Свердловской области № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» от 27 ноября 2003 года, и составляет 2 процента от кадастровой стоимости объекта.
Налог от кадастровой стоимости на имущество организаций с 2020 года
Согласно Налоговому кодексу РФ, ставка налога на жилье, гаражи, машино-места для физлиц определяется муниципальным властями. В Екатеринбурге она составляет 0,1% независимо от типа и стоимости объекта. А, например, гордума Верхней Пышмы установила дифференцированные ставки для жилья от 0,25% для квартиры, части квартир, комнаты до 0,3% для жилых домов, их частей, гаражей и машино-мест.
Особенностью нового налога является применение налогового вычета — своеобразной «скидки». При расчёте налога из общей площади объекта вычитается 50 кв. метров для дома, 20 кв. метров для квартиры и части жилого дома, а для комнаты и части квартиры — 10 кв. метров.
Отдельные послабления появились и для многодетных семей, у которых трое и более несовершеннолетних детей. За каждого несовершеннолетнего ребенка предусмотрен дополнительный вычет 5 квадратных метров (если речь идет о налоге на квартиру и часть квартиры) и 7 кв. метров (когда рассчитывается налог на дом).
Общая формула начисления налога с учетом кадастровой стоимости выглядит так:
Сумма налога = (площадь объекта — налоговый вычет) х кадастровая стоимость 1 кв.м х налоговая ставка
Чтобы методика расчетов по формуле стала понятнее, в ГК Априори по нашей просьбе произвели расчеты на конкретном примере. Инвентаризационная стоимость 3-комнатной квартиры улучшенной планировки общей площадью 87 кв. м. составляет 1 459 810 руб. Соответственно сумма налога за 2019 год, рассчитанного по старым правилам, составит 12 098 руб.
Кадастровая стоимость этой квартиры составляет 4 890 705 рублей (56 215 руб за 1 кв. м). Получается, сумма налога за 2020 год будет меньше: (87-20) * 56 215*0,001 = 3766,4 руб.
В три раза меньше!
Сергей Козлов, руководитель ГК Априори, член совета СОСПП:
— Новая система начисления налога приведет к снижению налогов для собственников квартир в относительно новых домах. При этом, разница может быть существенной — в несколько тысяч рублей и даже в несколько раз.
А вот собственники квартир в старых домах находятся в менее выигрышной ситуации: для них налог, скорее всего, увеличится. Зачастую инвентаризационная стоимость таких объектов была в десятки раз ниже рыночной, поскольку учитывался износ и цена устаревших материалов.
Если вы не согласны с кадастровой стоимостью, во-первых, убедитесь, что фактические характеристики объекта недвижимости совпадают с данными, содержащимися в ЕГРН. Для этого вы можете заказать выписку из ЕГРН. Неправильно может быть указана площадь квартиры, материал, из которого построен дом и тому подобное. Все это влияет на кадастровую стоимость и сумму налога в дальнейшем.
Существует 3 способа корректировки кадастровой стоимости:
1. Обратиться непосредственно в «Центр государственной кадастровой оценки». Специалисты центра рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
2. Обратиться в комиссию Росреестра. Для этого необходимо будет получить заключение независимого оценщика, сам порядок прописан в Федеральном законе № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года.
Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:
— Росреестр достаточно взвешенно подходит к разрешению таких споров, как правило, соглашаясь с заключением оценщика, если оно выполнено корректно. По статистике самого Росреестра, за январь-декабрь 2019 года было рассмотрено 31 тысяча 345 заявлений в отношении 50 тысяч 852 объектов недвижимости. Доля решений, принятых комиссиями в пользу заявителей, составила 64,85 % (за 2018 год — 59,39 %). В итоге общая кадастровая стоимость недвижимости снизилась на 35 %.
Считается, что обращение в комиссию Росреестра позволяет снизить кадастровую стоимость до 50 %. Если же хочется снизить стоимость более значительно, то придется обращаться в суд, добавляет Роман Речкин.
3. Подать иск в суд. Это самый сложный и долгий путь — придется потратить и время, и деньги. Комиссия принимает решение в течение 30 дней, суд рассматривает этот спор только по первой инстанции — не менее двух месяцев. Материальные затраты тоже будут весьма ощутимыми.
Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:
— Оспаривание кадастровой стоимости имеет смысл только в случае, если сумма экономии по налогу заметно превысит сумму затрат на это оспаривание. Затраты на оформление мотивированного заключения оценщика по рыночной стоимости квартиры составляют 8-10 тысяч рублей, а в случае судебного оспаривания — добавятся 300 рублей государственной пошлины и затраты на оплату услуг юристов. Поэтому, на наш взгляд, оспаривание кадастровой стоимости квартиры экономически целесообразно только в случаях, когда сумма налога увеличилась на 5-7 тысяч рублей в год или более.
Эксперты сходятся в том, что вряд ли оспаривание кадастровой стоимости квартир будет массовым явлением.
Сергей Козлов, руководитель ГК Априори, член совета СОСПП:
— Оспаривание кадастровой стоимости в суде — довольно затратная процедура. Мы наблюдаем большой спрос на эту услугу со стороны юридических лиц, а вот в отношении простых граждан подобных судебных процессов не ожидаем. Некоторые дома начинают решать этот вопрос через свою управляющую компанию.
Мы провели краткий анализ и не увидели существенного завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости в собственности у физлиц. Если такие ситуации и произойдут, то, скорее всего, речь будет идти об ошибках в характеристиках объекта. Исправить их несложно и без обращения в суд.
Все ранее существующие льготы сохранятся. По-прежнему будут освобождены от уплаты налога пенсионеры, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, дети-инвалиды и иные категории граждан.
Более того, с переходом на расчет налога по кадастровой стоимости, дополнительные привилегии получают многодетные семьи. Как мы писали раньше, на каждого несовершеннолетнего ребенка в семье будет распространяться дополнительный налоговый вычет (см. пункт 3).
Новые правила распространяются на все объекты недвижимости. По закону налог начисляется на жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места (даже если их строительство не завершено), а также на любые иные здания, строения, сооружения и помещения.
Здесь следует добавить, что те физлица, которые и ранее платили налог с кадастровой стоимости (это индивидуальные предприниматели) с 1 января 2020 года могут ожидать коммерческие ставки налога до 2%, если их помещения попадут в особый перечень.
Если вы не согласны с кадастровой стоимостью, во-первых, убедитесь, что фактические характеристики объекта недвижимости совпадают с данными, содержащимися в ЕГРН. Для этого вы можете заказать выписку из ЕГРН. Неправильно может быть указана площадь квартиры, материал, из которого построен дом и тому подобное. Все это влияет на кадастровую стоимость и сумму налога в дальнейшем.
Существует 3 способа корректировки кадастровой стоимости:
1. Обратиться непосредственно в «Центр государственной кадастровой оценки». Специалисты центра рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
2. Обратиться в комиссию Росреестра. Для этого необходимо будет получить заключение независимого оценщика, сам порядок прописан в Федеральном законе № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года.
Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:
— Росреестр достаточно взвешенно подходит к разрешению таких споров, как правило, соглашаясь с заключением оценщика, если оно выполнено корректно. По статистике самого Росреестра, за январь-декабрь 2019 года было рассмотрено 31 тысяча 345 заявлений в отношении 50 тысяч 852 объектов недвижимости. Доля решений, принятых комиссиями в пользу заявителей, составила 64,85 % (за 2018 год — 59,39 %). В итоге общая кадастровая стоимость недвижимости снизилась на 35 %.
Считается, что обращение в комиссию Росреестра позволяет снизить кадастровую стоимость до 50 %. Если же хочется снизить стоимость более значительно, то придется обращаться в суд, добавляет Роман Речкин.
3. Подать иск в суд. Это самый сложный и долгий путь — придется потратить и время, и деньги. Комиссия принимает решение в течение 30 дней, суд рассматривает этот спор только по первой инстанции — не менее двух месяцев. Материальные затраты тоже будут весьма ощутимыми.
Роман Речкин, старший партнер юридической фирмы INTELLECT:
— Оспаривание кадастровой стоимости имеет смысл только в случае, если сумма экономии по налогу заметно превысит сумму затрат на это оспаривание. Затраты на оформление мотивированного заключения оценщика по рыночной стоимости квартиры составляют 8-10 тысяч рублей, а в случае судебного оспаривания — добавятся 300 рублей государственной пошлины и затраты на оплату услуг юристов. Поэтому, на наш взгляд, оспаривание кадастровой стоимости квартиры экономически целесообразно только в случаях, когда сумма налога увеличилась на 5-7 тысяч рублей в год или более.
Эксперты сходятся в том, что вряд ли оспаривание кадастровой стоимости квартир будет массовым явлением.
Сергей Козлов, руководитель ГК Априори, член совета СОСПП:
— Оспаривание кадастровой стоимости в суде — довольно затратная процедура. Мы наблюдаем большой спрос на эту услугу со стороны юридических лиц, а вот в отношении простых граждан подобных судебных процессов не ожидаем. Некоторые дома начинают решать этот вопрос через свою управляющую компанию.
Мы провели краткий анализ и не увидели существенного завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости в собственности у физлиц. Если такие ситуации и произойдут, то, скорее всего, речь будет идти об ошибках в характеристиках объекта. Исправить их несложно и без обращения в суд.
Налог на имущество платят организации по ставкам, выбранным региональными властями. Значит ли это, что кто-то платит много, а кто-то – ничего? На самом деле, ставки прописаны в Налоговом кодексе и не могут превышать указанный максимум.
Таблица 1. Ставки налога (максимум, НК РФ, по состоянию на 2023 год)
На что платят? | Показатель, % |
На любое имущество, исключая нижеперечисленные виды | 2,2% |
Недвижимость в Москве | 1,4% |
Недвижимость в других городах РФ | 2% |
Ж\Д и сооружения общего пользования, попадающие под список постановления Правительства РФ № 504. | 1% |
Магистральные трубопроводы, ЛЭП, части их инфраструктуры | 1,6% |
Магистрали газодобычи, производства и хранения гелия; | — (не платится налог) |
Объекты общего пользования, входящие в перечень распоряжения №2188-р Правительства РФ | — (не платится налог) |
Для различных категорий имущества ставки могут отличаться и в различных субъектах РФ.