Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Во-первых, практически все должности государственной-гражданской службы являются конкурсными, а значит, ваш трудовой договор изначально имел свой срок окончания. Поэтому, устраиваясь на такую работу, нужно уже было быть готовыми к будущим переменам. Хотя сокращение, конечно, могло стать неприятной неожиданностью.

Государственный служащий, может ли заниматься частной деятельностью: Заниматься коммерцией или быть фрилансером

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как рассматривает совместительство законодатель?

Законодатель не ограничивает госслужащего в возможности реализации его трудовых прав. Таким образом, стать исполнителем трудовых функций у другого работодателя госслужащий может только в то время, которое будет свободным от его основного места трудоустройства.

Правило установлено в нормах федерального законодательства, а именно ФЗ № 79, который был принят еще в 2004 г.

Законодатель вменил госслужащему, намеревающемуся приступить к работе по совместительству, одну важную обязанность, которая заключается в заблаговременном информировании текущего работодателя о наличии желания к осуществлению совместительства.

Право разрешить или отказать в совместительстве возложено на работодателя. В каждом конкретном случае руководитель работника обязан рассмотреть вопрос конфликта интересов у уже существующего места работы и того, которое будет считаться совместительством. Только отсутствие такого конфликта может стать основой положительного решения вопроса о совместительстве.

Существование конфликта интересов характеризуется такими признаками, как снижение качества выполняемых обязанностей или наличием иных негативных последствий, которые будут присущи трудовой деятельности на первом месте трудоустройства.

С целью недопущения безосновательного отказа в совмещении, который может исходить от основного работодателя, предусмотрена возможность обжалования такого решения через суд.

Единственным неоспариваемым отказом в совместительстве служит решение антикоррупционной комиссии. Данная комиссия наделена правом рассмотрения вопросов о совместительстве госслужащих с точки зрения наличия конфликтов тех интересов, которые возникают у работодателей.

Принятое комиссией решение должно быть оглашено работнику представителем комиссии на протяжении нескольких дней, отсчет которых необходимо начинать с момента предъявления письменного запроса, содержащего просьбу о согласовании совместительства.

Изложенные в ст. 284 ТК правила дают возможность работнику использовать с целью совмещения не более половины того времени, которое признано за норму рабочего времени для определенной должности. Такое время может быть сокращено, однако не должно превышать его.

Другими словами, должны быть соблюдены нормы, которые для стандартного количества рабочего времени занятости будут равны не более чем 4 часам в день и 20 часам совместительства в неделю.

В тех случаях, когда работник временно не исполняет свои функции по основному месту работы (отстранение, нахождение в длительном отпуске и пр.), он имеет возможность посвящать своей работе по совместительству полный объем рабочего времени, который составляет 8 часов ежедневно (при пятидневной системе труда).

Для того чтобы приступить к такому выполнению работ, с работодателем дополнительного рабочего места необходимо заключить обновленный договор.

Читайте также:  Учёт расходов на ОС при УСН в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0

Все меры гарантий, которые определены для работников положениями трудового законодательства, должны быть соблюдены со стороны обоих работодателей. Как и на первоначальном рабочем месте, работнику должно быть предоставлено право отдыха, оплачиваемого отпуска, а также нахождения на больничном и пр. Важно знать, что дополнительный работодатель должен обеспечить возможность оформления отпуска одновременно с тем, который предоставлен на основном месте выполнения труда.

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

Уведомление о трудоустройстве муниципального служащего

Статья 64.1 ТК РФ закрепляет за работодателем обязанность при заключении договора с гражданином, состоявшим на государственной службе, оповестить об этом соответствующее служебное учреждение. Однако это касается исключительно бывших госслужащих. На служащих работающих в государственных учреждениях в настоящий момент, эта законодательная норма не распространяется.

Что же касается самого работника, то он обязан перед оформлением на работу по совместительству написать заявление в антикоррупционную комиссию, курирующую его основную деятельность. Заявление пишется на стандартном бланке на имя руководителя государственного учреждения. Чуть ниже в «шапке» указываются ФИО и должность соискателя. Само заявление содержит просьбу о рассмотрении вопроса, связанного с трудоустройством по совместительству. Затем пишутся будущая должность и название организации, где хочет работать соискатель. В самом низу проставляются дата и подпись.

Примечательно, что ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни какой-либо Федеральный Закон не требуют при устройстве на работу по совместительству предъявления документа, подтверждающего согласие на это основного работодателя.

Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти?

Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.

На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).

Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».

Читать дальше: Исковое заявление о снижении процента по алиментам

Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.

Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.

При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.

Совместительство сотрудников ОВД

Служба в органах внутренних дел регламентирована Положением, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 25.12.2008). Статьей 10 установлены ограничения для работы сотрудников ОВД по совместительству. Им запрещается:

  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Постановлением N 720 (ред. от 01.12.2007) установлены дополнительные ограничения на работу по совместительству сотрудников ОВД. Так, согласно п. 4 не допускается работать по совместительству руководителям ОВД, подразделений, предприятий, учреждений и организаций системы МВД и их заместителям. Исключение составляет осуществление по совместительству творческой, научной и преподавательской деятельности.

Постановление Правительства РФ от 23.07.1993 N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (применяется в части, не противоречащей ТК РФ).

Остальным категориям сотрудников ОВД запрещено осуществлять совместительство, если должности по основной и замещаемой службе (работе) находятся в подчиненности или подконтрольности.

Сотрудникам ОВД предоставлена возможность осуществления в свободное от основной службы (работы) время (п. 1 Постановления N 720) совместительства в системе МВД на вакантных должностях:

  • рядового и начальствующего состава;
  • работников.

Что такое работа по совместительству

Совместительство — это когда у человека помимо основной работы есть дополнительная, и он занимается ей в свободное время. Например, гончар работает с 9 до 18, в это время он лепит посуду на продажу. А после своего основного рабочего дня — с 18 до 20 — он дополнительно ведет кружок по лепке из глины для детей.

Читайте также:  Как вернуть налоговый вычет при покупке квартиры?

Трудоустроиться по совместительству можно как к своему работодателю, так и в другую организацию.

В первом случае это называется внутренним совместительством — тогда сотрудник в нерабочее время подрабатывает на другой должности внутри своей компании.

Во втором — внешнее совместительство, когда работодатели разные.

Закон не ограничивает в количестве работ по совместительству. Если работник успевает, может работать сразу в нескольких местах.

Когда компании подходит работник по совместительству

Работодателю сотрудник по совместительству может понадобиться в разных ситуациях — приведем примеры.

Потребность в работнике есть, но задач на полную ставку для него нет. Например, в магазине цветов посменно работают два продавца. Днем поток клиентов небольшой, и одного продавца достаточно. Но вечером покупателей много, и один сотрудник не справляется. Тогда работодатель нанимает дополнительного продавца, который будет помогать в вечернее время.

Сотрудник внезапно уволился или заболел. Например, в компании работали два курьера, один из них уволился, и ему не успели найти замену. Второй курьер не справлялся в одиночку, и руководитель компании предложил менеджеру по продажам после 18:00 самому развозить заказы клиентам и получать за это доплату.

Нужный сотрудник уже трудоустроен в другой компании. Например, вам нравится, как работает маркетолог, но он уже трудоустроен в другом месте и переходить к вам на постоянную работу не хочет. Зато он согласен выполнять ваши задачи во время, свободное от основной занятости.

Чтобы трудоустроиться по совместительству, не нужно разрешение руководителя с основного места работы. Главное, чтобы вторая работа была в свободное время от основной. Исключение — если совместитель уже работает генеральным директором в другой фирме. Такие работники должны получить согласие участников компании или совета директоров.

Нужно ли сообщать работодателю о трудоустройстве в другую организацию?

автор ответа,

Вопрос

Должен ли сотрудник сообщить по основному месту работы информацию о том, что он устраивается в другую организацию по совместительству?

Ответ

Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работника представлять какие-либо документы (информацию) основному работодателю при приеме на работу по совместительству к другому работодателю.

Обоснование

В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя. Выполнение такой работы является внешним совместительством. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются гл. 44 ТК РФ.

Законодательством Российской Федерации определены категории работников, для которых установлены запрет или ограничения на работу по совместительству. Например, не допускается работа по совместительству для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если работа по совместительству связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ).

Если работник организации по основному месту работы не имеет ограничений, установленных законодательством и препятствующих выполнению им работы по совместительству, то он может трудиться по совместительству в свободное от основной работы время.

Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работника представлять какие-либо документы основному работодателю при приеме на работу по совместительству к другому работодателю. Однако такому работнику следует помнить о том, что по смыслу ст. ст. 60.1 и ст. 284 ТК РФ режим работы по основному месту работы не должен совпадать или пересекаться с режимом работы по совместительству, и что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

В соответствии со ст. 284 ТК РФ в те дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.

Необходимость согласовывать свой режим работы по совместительству с основным работодателем законодательством не предусмотрена. При этом при трудоустройстве на работу по совместительству нужно самостоятельно определить с работодателем время начала и окончания работы по совместительству, чтобы это не привело к несоблюдению или нарушению правил внутреннего трудового распорядка как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.

На вопрос отвечала: Ольга Яковлевна Решетова, консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти?

Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.

На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).

Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».

Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.

Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.

При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.

Иная деятельность работников прокуратуры

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Статьей 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) установлено, что прокурорские работники не вправе, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ:

  • совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая при этом не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.
Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Как при увольнении доказать, что работа выполнялась, если работник и работодатель не заключили письменное соглашение о дистанционной работе?

В деле, рассмотренном Первым кассационным судом общей юрисдикции 6 , работодатель зафиксировал факт отсутствия работника на рабочем месте и уволил его по ст. 81 ТК РФ (грубое нарушение работником трудовых обязанностей – прогул). Суд установил, что по устной договоренности с работодателем сотрудник работал дистанционно, так как в офисе ему не предоставили рабочее место с необходимым оборудованием и программными средствами. Работник добросовестно исполнял свои обязанности, что подтверждается его активным общением с работодателем: он вел переписку в скайпе, в том числе в те дни, которые указаны как дни прогула. Явиться в офис его не просили, отчеты о работе не запрашивали.

Суды первой и апелляционной инстанций не учли эти обстоятельства и отказали работнику в удовлетворении исковых требований, так как по документам его рабочее место находилось по адресу организации-работодателя. Подтвердить, что место работы было определено за пределами офиса, работнику не удалось.

Однако кассационный суд принял во внимание доводы работника и указал, что для оценки правомерности увольнения нижестоящие суды должны были выяснить:

  • определил ли работодатель рабочее место на территории офиса;
  • предоставил ли он работнику оборудование и программное обеспечение;
  • где находилось фактическое место исполнения должностных обязанностей;
  • как осуществлялось информационное взаимодействие с работодателем, как работник получал задания и передавал результаты выполненной работы.

Если работнику удастся подтвердить, что работал он дистанционно, то увольнение необходимо признать незаконным. В данном случае суды первой и апелляционной инстанций не учли обстоятельства, имевшие значение для дела, а потому оно было возвращено на новое рассмотрение. Такой подход продиктован позицией Верховного Суда РФ 7 , который указал, что ненадлежащее оформление соглашения об изменении условий трудового договора может свидетельствовать о допущенных работодателем нарушениях порядка оформления изменений условий труда.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.

Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.

Совместительство допустимо в том случае, если это никак не скажется на качестве основной работы сотрудника. При этом дополнительная работа не занимает более 4 часов в сутки. То есть, здесь работают точно такие же правила, как и для всех остальных работников.

Вопросом о разрешении совместительства будет заниматься специальная антикоррупционная комиссия. В нее направляется запрос, и в течение трех дней данный вопрос решается. Комиссия дает свое согласие на дополнительную работу служащему или отклоняет заявку, если решит, что, возможно, такая деятельность повлечет за собой различного рода конфликты. Это же правило касается людей, которые работают в муниципальных учреждениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *