Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.3. Нормативное правовое обеспечение реабилитации детей-инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
Размер льгот для ребенка инвалида
Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:
- Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
- Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
- Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
- Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
- Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.
Действующими законодательными документами определяется несколько разновидностей мероприятий для восстановления здоровья недееспособных детей.
Таковыми являются:
- Адаптация ребёнка в социуме, в домашних условиях, где несовершеннолетний пребывал до присвоения группы инвалидности;
- Реализация реадаптации при создании новых условий;
- Проведение оздоровительных мер в пределах реабилитационного центра.
Реализация мероприятий по реабилитации для детей инвалидов возможна только после того, как медико-социальная комиссия присвоит группу инвалидности и разработает персонифицированный план по восстановлению, основываясь на индивидуальных особенностях несовершеннолетнего ребёнка.
Прежде чем изучать нормативно-правовые документы, рекомендуется ознакомиться с основной терминологией, которая приведена в таблице ниже.
Термин | Особенности |
---|---|
Недееспособный | Физическое лицо, которое имеет отклонения по состоянию здоровья, полученное после заболевания, либо полученной травмы. |
Ограничение жизнедеятельности | Наличие отклонений в нормальном развитии ребёнка, которое возникло при нарушениях здоровья, что привело к неспособности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться или ориентироваться в пространстве. |
Аномальный ребёнок | Дети, имеющие серьезные отклонения в физическом и психоэмоциональном развитии. |
Гиперактивность | Общее расстройство двигательной системы и неусидчивость, сопутствующее нарушению концентрации внимания. |
Абилитация | Мероприятия по реабилитации, при которых развиваются отдельные системы организма, что неполноценно развиты по причине перенесенного заболевания, либо травматической ситуации. |
Действующим законодательством определены главные цели, которые преследует реализация мероприятий по восстановлению здоровья недееспособных детей.
Таковыми являются:
- Определение и раскрытие потенциала ребёнка;
- Постоянный контроль за развитием несовершеннолетних детей;
- Выявление степени надобности в проведении каких-либо оздоровительных мероприятиях;
- Разработка индивидуальной программы реабилитации и исполнение врачебных назначений.
Также, нормативно-правовыми документами определены основные принципы восстановления для недееспособных детей:
- Полномерная защита прав инвалидов гарантируется государством;
- Приоритетное положение интересов недееспособных детей;
- Доступность реабилитационных программ, для всех желающих;
- Вмешательство врачей является наиболее актуальным на ранних этапах заболевания, что позволяет не допустить развития серьезных последствий;
- Разрабатывается большое количество формы восстановления состояния здоровья;
- Все действия учреждений, что оказывают медико-социальную помощь для детей-инвалидов, контролируется государственными властями.
Выписка лекарственных препаратов
Существует перечень лекарственных препаратов для бесплатного обеспечения и рецепт врач может выписать только по действующему веществу либо по международному патентованному наименованию. Что это значит? Это значит, что вы вряд ли получите оригинальный препарат. Шансы, конечно, есть, но они стремятся к нулю. Скорее всего, это будут дженерики. Если же у вашего ребенка выявлены в стационаре противопоказания к приему препарата по МНН — так называемое международное непатентованное наименование, то врачебной комиссией может быть выписан препарат по торговому наименованию. Но для этого у вас должно быть заключение об имеющихся выявленных противопоказаниях, либо достижение стойкой ремиссии и невозможности замены препарата. Это характерно для эпилепсии, в основном. То есть, там смена препарата чревата срывом ремиссии, поэтому препарат замене, как правило, не подлежит.
Тем не менее, у вас, есть шансы получить препарат по торговому наименованию, но только по заключению врачебной комиссии. Если вы сможете комиссию убедить в том, что другой препарат – дженерик – вашему ребенку не подходит никак. Убедить их нужно не на словах, а документально. Должны быть зафиксированы побочные явления. Чаще всего они фиксируются, конечно, в стационаре.
Перечень лекарств, которые бесплатно выдаются всем категориям детей — детям до трех лет и детям-инвалидам, утверждаются территориальной программой государственных гарантий. В каждом регионе разрабатывается своя территориальная программа государственных гарантий. Федеральная программа утверждается Правительством Российской Федерации. На основании федеральной программы госгарантий каждый регион утверждает свою. Региональная программа не может быть меньше федеральной. Она может либо полностью соответствовать, либо быть расширена в каком-то сегменте. В Москве она, действительно, шире, чем федеральная программа. Но я знаю, что есть регионы, которые сильно ужались. К сожалению, невозможно обязать расширить эти программы без их добровольного участия, без их желания и, в первую очередь, без денег. Если деньги есть, то можно убедить, но если бюджет дефицитный, то убеждать…пока еще не получилось. Я не знаю дефицитных регионов, где смогли расширить программу госгарантий.
Итак, у нас выписываются рецепты по международному патентованному названию либо по действующему веществу — это Приказ Минздрава от 20 декабря 2012 года № 11-75н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Хотелось бы добавить, что в Приказе есть норма об обеспечении лекарственным препаратом, уже поставленного на обслуживание рецепта. Если вы сдали рецепт в аптеку, его взяли на обслуживание, в течение десяти дней, препарат должен быть получен. Поэтому аптеки стараются либо не ставить на обслуживание рецепт, не брать у вас его, отправлять в поликлинику, менять, дописывать, говорить, что лекарственного препарата сейчас нет, придите через месяц. Нет! В аптеке обязаны взять на обслуживание рецепт и в течение десяти дней обеспечить. Как они будут это делать – проблема не родителя. Это проблема аптеки, проблема поликлиники, которая выдала рецепт, но никак не проблема родителей, ребенка.
Повторюсь – препарат выписывается по торговому наименованию при наличии медицинских показаний — индивидуальная непереносимость, либо пожизненное показание, что характерно для эпилепсии, по решению врачебной комиссии медицинской организации. Только так. Только врачебная комиссия. Если вам отказывают, вам нужно написать заявление на имя главного врача, либо комплекса, либо самой поликлиники, если она не в комплексе о том, чтобы была собрана врачебная комиссия и был рассмотрен вопрос о рекомендации выдачи рецепта на лекарственный препарат по торговому наименованию.
В соответствии с пунктом № 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 9 августа 2005 года № 494 «О порядке применения лекарственных средств для больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом — Федеральной медицинской организацией, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором Федеральной медицинской специализированной организации.
Заключение консилиума врачей федеральной клиники является основанием для получения разрешения Министерства здравоохранения РФ на ввоз не зарегистрированного лекарственного препарата. Обращаю внимание на ключевые моменты. Первое — клиника должна быть федеральной. Не городской, не районной, не районной больничкой. Это должно быть Федеральное медицинское учреждение. Это первое. Второе: должен быть консилиум, который выдаст свое заключение с рекомендацией не зарегистрированного лекарственного препарата.
Если заключение консилиума у вас нет, а есть просто рекомендация врача в выписке, никто не сможет дать разрешение на ввоз. И третье: заключение консилиума должно быть подписано самим консилиумом, руководителем консилиума и директором федеральной клиники. Обращайте на это особое внимание. Как правило, в тех клиниках, где такие рекомендации выдают, все прекрасно известно, но когда вы привозите заключение консилиума в медицинское учреждение по месту жительства и просите ввезти препарат и обеспечить им ребенка начинаются метания: у вас не та подпись, у вас не та печать, тут у вас три человека, а расписался всего один. Вы должны понимать: кто должен расписаться, как все выглядит и каким образом вы дальше получаете препарат.
С заключением консилиума, с выпиской из Федерального медицинского учреждения, с заявлением на имя главного врача медицинского учреждения — как правило, это не поликлиника, а районная больница, куда вас и направит, в конце концов, ваш участковый педиатр, — вы должны представить эти документы и написать заявление о получении разрешения на ввоз Министерства здравоохранения РФ – ввозе препарата и обеспечении им ребенка. Только так.
Если вы что-то пропустите, то они могут получить разрешение ввезти — и дальше закончится все. Либо они могут сказать, что разрешение они получили, а ввозите сами. Вы, конечно, можете и сами. Но я бы не рискнула, как юрист, честно. Это удовольствие не из дешевых, условия хранения и доставки может обеспечить только медицинское учреждение. Обеспечивать препаратом вас должны медики, так же, как и следить за его приемом, реакцией ребенка на этот прием, т.е. вести динамическое наблюдение. При приеме такого препарата это — обязательное условие.
Первейшая цель реабилитационных мероприятий различного плана состоит, как отмечалось выше, в возобновлении или в формировании у человека с ограничениями по здоровью способностей к самостоятельной жизни.
По словам экспертов, в данной области помощь оказывается в таких видах, как:
— реабилитация — нужна для восстановления нормальной жизнедеятельности;
— абилитация — даёт возможность сформировать совершенно новые привычки, способности;
— реконвалесценция — позволяет скорректировать психологические и биологические функции, возобновить отношения «социум-инвалид».
Данный метод нужен инвалидам, которые не могут восстановить себя в личностном плане и не в состоянии организовать свою жизнь, так как оказались в тяжёлой ситуации. Условно программа соцреабилитации делится на несколько частей:
1) Абилитация в быту, важная для детей с ДЦП, а также для не способных разговаривать или видеть, причём это и взрослые инвалиды детства. Всем им дают возможность выработать необходимые навыки. Плюс, в рамках социально-бытовой абилитации подготавливают жильё для удобства человека с ограничениями и помогают семье эффективно взаимодействовать с больным.
2) Ориентация в социуме после наработки новых умений позволяет нормально адаптироваться к общественной жизни. То есть инвалид может обучаться, работать и стать ценной частью социума, а не просто получать гособеспечение и льготы.
Очень важна, помимо всего прочего, профессиональная реабилитация, подразумевающая создание и переоборудование рабочих мест, либо переквалификацию с учётом физических особенностей инвалидов.
Законодательное регулирование вопроса
Сегодня в нашей стране комплексная реабилитация и адаптация детей-инвалидов становятся одним из главных направлений в социальной политике государства, что связано во многом с увеличением количества таких детей и с интеграцией в мировой процесс, в котором соблюдение прав и свобод людей с ограниченными возможностями давно уже стало нормой цивилизованного общества.
Проведение мероприятий по реабилитации детей-инвалидов опирается в первую очередь на Декларацию о правах ребенка и Декларацию о правах инвалидов ООН, в которых утверждаются права несовершеннолетних инвалидов на социальное и экономическое обеспечение удовлетворительных условий жизни, на медицинскую и психологическую поддержку, возможность проявить свои способности в полной мере, на обучение и подготовку к трудовой деятельности.
Кроме того, комплекс мер по социальной защите и проведению реабилитации детей с ограничениями базируется на таких федеральных законодательных документах, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка», а также специальными указами Президента страны, федеральными целевыми программами, направленными на улучшение качества жизни и социальную поддержку инвалидов в стране.
Когда требуется реабилитация
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 200 млн. детей в мире нуждаются в восстановительной терапии. Индивидуальная программа должна подбираться для каждого отдельного ребенка, учитывая личные особенности организма и характер травмы. В зависимости от этого назначаются и средства реабилитации детей.
Ограничение движения может быть врожденное и приобретенное. Если малыш с рождения имеет некую патологию, то реабилитация – это основа лечения. Иногда ограничение движения возникает из-за полученной травмы. Дети очень подвижные и активные, а поэтому риск возникновения травматизма высок.
Термин «реабилитация» затрагивает медико-социальные, психолого-педагогические и социально-педагогические аспекты.
Включает медицинское, психологическое и педагогическое воздействие на детей и подростков, имеющих ограничения, которые могут быть врожденными или возникнуть после перенесенной травмы.
Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.
Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.
Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:
- Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
- Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
- Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
- Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
- Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
- За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.
Методики реабилитации
Существуют следующие методики реабилитации:
- Лечение водными процедурами: плавание в бассейне, применение гидротерапии.
- ПЭТ терапия или лечение животными: лечение лошадьми, дельфинами, кошками.
- Использование гимнастических тренажеров, мячей, лесенок включая средства реабилитации для детей инвалидов ДЦП.
- Грязевые и парафиновые аппликации, после которых повышается активность мышц.
- Массаж.
- Физиотерапевтические методы лечения с применением ультразвукового излучения, магнитного тока.
- Занятия с психологом и логопедом.
- Терапия Монтессори, которая помогает концентрировать внимание.
- Методика Бобат. Суть ее заключается в придании конечности противоположного положения тому, которое она принимает сама.
- При необходимости – хирургическое вмешательство.
- Санаторно-курортное лечение.
Медицинские мероприятия, направленные на реабилитацию детей-инвалидов, являются лишь основой для проведения длительной работы по социальной адаптации. Ребенок с ограниченными возможностями должен обрести свое место в обществе и проявить в полной мере собственные способности.
Методы социальной реабилитации детей-инвалидов разнообразны и включают в себя следующие виды деятельности:
- Подготовка к образованию и содействие в зачислении в специализированную школу;
- Развитие физических и духовных способностей ребенка;
- Создание для детей с возможностями обучения практическим навыкам условий, позволяющих участвовать в жизни общества;
- Установление наиболее комфортного контакта с внешним миром;
- Облегчение жилищных и бытовых условий;
- Организация и проведение досуга, а также полноценное участие в культурной и общественной жизни;
- Поддержка и восстановление моральных и физических сил;
- Включение в процесс реабилитации не только ребенка, но и его ближайшее окружение.
Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:
1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.
Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.
Организации по реабилитации
В специализированных центрах осуществляется комплексный подход к реабилитации. В организациях применяются все ее виды. Также проводится работа с родителями.
В центрах используются современные методики реабилитации и оборудование. Сотрудники отличаются профессионализмом и большим опытом работы.
Регулируется деятельность центров Федеральными законами о правах и защите инвалидов (ФЗ № 181, № 124). Нормативные документы включают национальные стандарты РФ (ГОСТ) о социальных услугах детям (52888-2013), семье (52885-2013), о их перечне и видах (52143-2013), контроле качества (52496-2005), требованиях к персоналу (52883-2007) и так далее.
Установленные правила определяют величину реабилитационного центра из расчета 100 мест на 1000 жителей местности. Право иметь такой статус может заведение с минимальной вместимостью 50 мест, максимальной — 300.
Большинство реабилитационных центров открыто в крупных городах России:
- Благотворительный фонд «Центр реабилитации ребенка» в городе Санкт-Петербурге. Организация работает с детьми с ДЦП, дефектами речи, осанки, сколиозом, плоскостопием, асимметрией конечностей. Применяются современные немедикаментозные способы восстановления;
- ФГБУ Реабилитационный . Расположен в Московской области. Организация работает с детьми, имеющими проблемы аутического спектра, с ЦНС, опорно-двигательной системой;
- Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности. Находится в Москве. Представлен широкий спектр заболеваний, по которым проводится реабилитация. В список входят ДЦП, состояние после гипоксии и родовых травм, нарушения восприятия, речи, зрения, слуха, умственная отсталость, аутизм и так далее.
Данная терапия проходит в специальной комнате – снузелен. В комнате создана мультисенсорная среда, направленная на либо стимулирование, либо подавление основных чувств пациента с помощью музыки, различных ароматов, цветов, изображений и прочих сенсорных объектов.
Среда является контролируемой, пациент предоставлен сам себе и в праве сам располагать своим временем и возможностью наслаждаться окружающей его средой. В такой комнате все 5 чувств человека могут быть активными. Среду можно подстроить и адаптировать под конкретного пациента, что очень эффективно влияет на реабилитацию в целом.
Сенсорная интеграция преследует следующие цели:
- расслабление, получение удовольствие и отдых без вмешательства интеллекта пациента и ожидания от окружающих людей, в среде нет неудач;
- лечение психосоматических отклонений;
- снижение агрессии, стресса и депрессивного настроения;
- активация всех человеческих чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния);
- повышение концентрации внимания;
- возможность для людей с ограниченными возможностями реагировать на стимулы в созданной среде или наоборот ограничить пациента от некоторых;
- помогает пациенту понять и распознать его тело в конкретном пространстве, улучшить координацию тела в движении по отношению в созданной среде и пространстве;
- уменьшение самостимуляции.
Данный метод нейроразвивающего лечения был назван в честь его создателей — Берты и Карела Бобат. Подход в лечении пациентов с ДЦП основывается на знании и развития нервной системы и ее патологий:
- сенсорно-двигательных;
- эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста;
- перцепционных;
Программа полностью индивидуализирована и применяется исключительно руками терапевта. Основное внимание сосредоточивается на естественной обратной связи сенсорно-питания и обучении управления опорно-двигательным аппаратом.
Принципами лечения являются:
- обучение ощущению движения;
- обучение двигательным моделям;
- облегчение способа естественной модели движения и сдерживание патологии;
- установка целей с учетом стадии, на которой находится двигательная способность, возраст и способности ребенка, происходит всегда в тесной связи с семьей;
- содействие в развитии нормальной моторики ребенка;
Успех достижения целей влияет на подготовку мелкой моторики и речи ребенка. Тесное сотрудничество с семьей – обязательный компонент.