Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельные участки под фермерское хозяйство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.
Процесс регистрации КФХ
Создать КФХ на территории Российской Федерации имеет право все жители государства:
- Гражданские лица;
- Лица без гражданства, иностранцы.
Согласно закону организатор КФХ может добавить в его состав не более 3 своих родственников, которые достигли 16 летнего возраста. При этом в образовании могут состоять до 5 человек не имеющих родственной связи с главой предприятия. Также необходимо соблюдение следующих параметров:
- Участвующим сторонам необходимо приложить к бумагам копии удостоверений личностей, и подтверждение родственных связей, если такие имеются.
- Главный документ соглашения, не ограничивает подписантов в изменении форм деятельности хозяйства. Возможны обновления документов исходя из новых задач.
- Требуется в начальном образце соглашения, заранее оговаривать возможность изменения документа.
- Все участники соглашения должны подписать утвержденный документ регулирующий работу фермерского хозяйства.
Кто может получить землю
По законодательству РФ земельный надел может приобрести как физическое лицо, так и юридическое. Физлицо может заниматься там земледелием или животноводством. А вот начать бизнес по продаже полученной продукции фермер имеет право лишь в том случае, если оформит статус индивидуального предпринимателя (ИП) или создаст крестьянское фермерское хозяйство (КФХ).
Выгоднее всего оформить КФХ: его владелец может принять участие в программе получения грантов для начинающих фермеров. Сумма – до 1,5 миллионов рублей. Законодательство строго регламентирует, на что их можно потратить, и покупка земли – один из разрешенных пунктов.
На что обратить внимание при покупке земельного участка
Земельный участок под организацию фермерского хозяйства может быть приобретен у частных лиц, взят в аренду на длительный срок или получен в бесплатное пользование от органов местного самоуправления.
В любом случае получения земли следует обращать внимание на ряд нюансов.
- Земельный участок должен относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Только на таких землях по закону можно непосредственно заниматься фермерством. Поэтому внимательно следите за использованием земли по целевому назначению.
- Проверьте наличие обременений на земельный участок. При покупке территории неожиданно может оказаться, что ее часть находится в аренде у третьих лиц, которые по закону имеют определенные права на ее использование. Чтобы не дать себя обмануть, внимательно изучайте сведения правоудостоверяющих документов (выписку ЕГРН или иные).
- При покупке участка из сельскохозяйственных земель следует помнить главное правило: на дату заключения сделки местная администрация должна быть уведомлена о попытке владельца продать участок и направить письмо о желании его приобрести или об отказе в приобретении. Местный муниципалитет имеет преимущественное право на покупку таких земель и если его не уведомить, сделка может быть признана незаконной.
Выделение земли под КФХ может осуществляться только, если в орган с соответствующей компетенцией было подано специальное заявление, в котором должны быть указаны следующие аспекты и моменты:
- Цель получения фермерского угодья.
- Объем полномочий субъекта, собирающегося приобрести данный участок.
- Платные или бесплатные условия, на которых участок будет предоставляться.
- Удостоверение приобретения указанных размеров земельного участка с учетом вида дальнейшей деятельности и количества человек, которые будут находиться на данном участке.
- Соглашение на обустройство фермерского хозяйства.
- Его предположительное месторазмещение.
После отправления заявления самостоятельно следует дать приглашение на топографическую съемку, установление границ и конкретного размера участка, а также межевания, организацию землеустроения.
Для защиты сельских земель от массовой застройки жильем существует ряд ограничений по строительству дома:
- на таком участке можно построить только один дом. Он должен быть не выше трех этажей, а его площадь не должна превышать 500 кв. м;
- площадь застройки под домом должна составлять не более 0,25% от площади земельного участка. То есть речь идет об участках примерно от 8 до 20 га, пояснили в ведомстве;
- запрещается образование нового земельного участка (земельных участков) из участка, на котором расположен такой жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходной земли;
- региональные власти своими законами могут определить территории, на которых не допускается строительство жилых домов на сельхозземле. Эту информацию стоит уточнять у местной администрации или муниципалитета.
Земля под фермерское хозяйство
Итак, в ваших планах организовать собственное КФХ, и вы желаете стать успешным фермером. Кроме того, вы можете планировать использование земель под постройку и приобрести завидный статус владельца колоритного загородного поместья.
Исходя из вышеуказанных желаний и амбиций, следует остановиться на пояснении некоторых аспектов, которых вы непосредственно коснетесь, реализуя столь интересную затею.
Участки земли под ведение хозяйства фермерского характера. Основная терминология
Опираясь на имеющуюся классификацию, участки для фермерского и крестьянского хозяйства отнесены к категории земель сельхоз назначения. Они могут быть представлены с правомочностью пользования, как обычным физическим лицам, так и учреждениям, предприятиям, организациям различных форм.
Согласно ЗК России, фермерская земля – участок местности, который находится вне пределов населенных пунктов и имеет сельскохозяйственное предназначение.
Земли под фермерское хозяйство бывают в виде сельхоз угодий, лесонасаждений, дорог и коммуникаций хозяйственного назначения, а также сооружений-хранилищ для с/х продукции.
КФХ – объединение лиц, которые владеют в общей собственности землями, используемыми в производственных либо хозяйственных целях.
Согласно «букве» законодательства, создать и вести фермерское хозяйство в России можно на землях с/х предназначения.
Относительно типа собственности участков, существует альтернатива: либо приобретенные в личную собственность, либо же участки, взятые аренду на определенный срок.
Земли под хозяйство предоставляются в собственность или арендуются согласно решению, принятому органом исполнительной власти либо же местным самоуправлением, наделенным должной компетенцией и полномочиями.
Порядок, согласно которому земли предоставляются под фермерское хозяйство
Вопросы по продаже земель под фермерское хозяйство регулируются ЗК России, а также ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Земля сельхозназначения в Подмосковье от собственника
Во многих районах Московской области традиционно развито сельское хозяйство. Если раньше основой АПК были колхозы, то сейчас на лидирующие позиции выходит ферма. Инвестиционная привлекательность КФХ растет — это доказывает появление новых программ поддержки как регионального, так и федерального значения.
Если Вы решили организовать бизнес, связанный с КФХ, в Подмосковье — для начала необходимо найти участки земли для фермы, которые можно было бы взять в аренду или купить. Второй вариант предпочтительнее первого, поскольку, получая землю в собственность, фермер освобождает себя от лишней статьи расходов и приобретает ценный актив. В Подмосковье не так много хороших земельных участков для крестьянско-фермерского хозяйства. Существует целый ряд критериев, по которым легко понять подходит ли та или иная земля под КФХ:
- местоположение участка (район);
- наличие подъездных путей;
- удаленность от МКАД;
- расстояние до крупных населенных пунктов;
- наличие инфраструктуры.
Земля — в дело, а дело — по закону
Земельный кодекс не затрагивал конкретный вопрос приобретения и аренды земли для развития крестьянского хозяйства (КФК). Процесс передачи государственных угодий регламентировал ФЗ (№74):
- земля может быть передана в собственность или в аренду (срочную и бессрочную);
- право на открытие фермы имеют граждане РФ и иностранцы без российского гражданства.
В 2015 году вступили в силу некоторые изменения. Теперь алгоритм выделения земель для аренды под КФК определяется ЗК (не ФЗ). Речь идет об официальном статусе хозяйства.
Принята четкая терминология!
Закон относит такие участки к категории земель сельскохозяйственного назначения. Их передают в пользование физическим и юридическим лицам. Это может быть аренда или приобретение в собственность.
Фермерская земля находится за чертой населенного пункта. Арендатор должен использовать выделенный надел строго по назначении.
Если это не противоречит договору и закону, допускаются постройки, в том числе жилой дом.
Площадь участка определяется местным законодательством. Исключения земли определенных назначений:
- для садоводства;
- для овощеводства;
- для птицеводства;
- для пчеловодства;
- для рыболовства;
- для цветоводства;
- для виноградников.
Зато появляется возможность арендовать государственный участок в упрощенном порядке и получить субсидию на развитие своего фермерского хозяйства.
Понятие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) закреплено Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ. Это форма непредпринимательской деятельности, связанной с производством и переработкой продукции, выращенной самостоятельно. Она может вестись несколькими людьми, но всех их должны объединять семейные связи и целью получения сельхозпродукции являться удовлетворение личных потребностей.
Земли с разрешением ЛПХ могут быть в пределах поселения и за его границами. В соответствии со ст. 4 Закона № 112-ФЗ они могут быть использованы:
- под производство с/х продукции, а также строительства жилого дома и хозяйственных построек, если расположены в границах поселения (приусадебный участок);
- только для целей выращивания с/х продукции, если надел находится за пределами поселения (полевой участок).
Таблица отличий ЛПХ от КФХ
Сравнительная таблица покажет различия земель с категориями ЛПХ и КФХ:
Показатель | ЛПХ | КФХ |
---|---|---|
Виды работ | Выращивание сельскохозяйственной продукции и скота только для удовлетворения собственных нужд | Производство, хранение, переработка продукции сельского хозяйства для личных нужд и реализации |
Форма правления | Не является предпринимательством | Предпринимательство без образования юридического лица. Из состава членов КФХ выбирается его глава и регистрируется в качестве ИП |
Членство | Только из состава членов семьи, близких родственников. Использование труда наемных работников запрещено | Членами КФХ могут быть родственники главы, а также посторонние граждане, но не более 5 человек |
Право собственности | Имущество личного подсобного хозяйства и получаемая продукция принадлежит только членам семьи | Имущество фермерского хозяйства, продукция и прибыль распределяются между его членами в долевую собственность. Размер долей может устанавливаться соглашением |
Период существования | Действует до момента прекращения существования участка земли | Возникает при регистрации главы КФХ и внесения соответствующей записи в ЕГРИП. Прекращает свое действие по заявлению главы |
Размер земельного надела | Максимальное значение составляет 0,5 га, минимального не установлено | Максимально для КФХ выделяются участки до 5 га, минимальная площадь составляет 1 га |
Возможность субаренды
Субаренда – процесс, когда арендатор передает земельный участок третьему лицу. В ст. 22 Земельного Кодекса РФ сказано, что субарендатором является любое лицо, ставшее приемником прав и обязанностей арендатора в пределах действия срока договора аренды.
С точки зрения законодательства необходимо не только уведомить арендодателя надлежащим способом, но и заручиться его согласием. Нередко такая схема используется хозяйствующими субъектами, зарабатывающими на разнице между выплатами субарендатора и стоимостью аренды.
Инициатором сделки выступает арендатор, повторно сдающий надел предприятию или частному лицу. Чтобы оформить договор, потребуются документы:
- оригинал договора аренды земельного участка;
- подтверждение, что земля имеет сельскохозяйственное назначение;
- при длительной аренде – свидетельство о регистрации договора в Росреестре.
Крестьянско-фермерские хозяйства появились в начале 1990-х годов. Стала модной тема фермерства, и под эту деятельность крестьяне могли получить участок в несколько гектаров. «Обещали дать кредиты на технику, семена, но, как всегда, обманули», — так объясняют крестьяне, почему фермерство не прижилось. Сегодня обижаться на судьбу фермерам грешно: после того как в 2001 году был принят Земельный кодекс, многие, продав бесплатно полученные и давно необрабатываемые земельные участки, стали богатыми людьми. Особенно повезло фермерам Красногорского и Истринского районов Московской области: цена за их участки может доходить до 200-300 тыс. долларов.
Сколько стоят земли КФХ? Непростой вопрос. Дело в том, что рынка земель КФХ нет. Каждый фермер продает землю по своей цене. И стоимость сильно зависит от того, насколько сильно фермеру нужны деньги и как умеют торговаться покупатель и его представитель. В целом разброс цен на земельные участки КФХ очень велик: от 20-30 долларов за сотку (Шаховской район, 120 км от Москвы) до 17 тыс. долларов за сотку на престижном Ильинском шоссе.
В борьбе за деньги инвесторов конкурентом землям КФХ выступают сельхозземли от крупных лендлордов. Эти обычно никуда не спешат и спокойно ведут свою игру на повышение рынка. У них цена сотки начинается от 50-100 долларов за кв. м. Однако отметим, что такие участки обычно значительно крупнее (от 20 га), а стало быть, и дороже в абсолютном выражении.
В отсутствие сформированного рынка земель КФХ трудно говорить о средней прибыльности вложений в этот актив. Понятно, что предыдущие несколько лет стоимость земли быстро росла, цены конкретных КФХ формировались хаотично, а значит, прибыль инвесторов могла быть высокой. В частности, мои знакомые риэлтеры впечатляются подвигом своего коллеги. Тот по случаю прикупил КФХ за 25 тыс. долларов и через год продал… за 100 тыс. И вот уже более полутора лет удачливый риэлтер и его соратники методично прочесывают подмосковные окрестности, но найти хоть что-то приличное им не удается. Это говорит и о том, в частности, что период сверхприбылей с землями КФХ все-таки прошел и каждая удачная сделка — уже скорее дело случая.
Высокие прибыли есть отражение больших рисков. Так, законодательство по КФХ юристы числят среди наименее подробно прописанных. Спорных моментов и «белых пятен» в нем множество. Например, не прописано, что считать сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород, газон или улей — это деятельность или нет? Нет ответа и на важнейший вопрос: можно ли на землях КФХ строить жилой дом? Принято считать, что можно. Называются следующие ограничения: не более пяти построек, и застроить можно не более 20% участка. Правда, никто из юристов не может найти, откуда появились эти цифры, в законодательных актах их нет. А некоторые специалисты категорически отрицают возможность строительства жилья на землях КФХ. «На землях КФХ можно построить конюшню или сарай. Но жилой дом — нельзя. Тем, кто не верит, советую попробовать получить технические условия на присоединение коммуникаций для жилого дома на земле КФХ, — отмечает юрист крупной земельной фирмы. — Старый Закон о КФХ прямо позволял фермеру строить жилой дом, а новый, введенный с 2003 года, — нет». Так что владельцу поместья нужно быть готовым, что по документам его роскошный особняк будет проходить как сарай N1.
Кто может получить участок земли
Закон разрешает предоставлять землю под КФК (крестьянско-фермерское хозяйство):
- частным лицам, достигшим совершеннолетия;
- товариществам, кооперативам и обществам хозяйственного предназначения;
- муниципальным предприятиям;
- государственным унитарным предприятиям;
- религиозным и коммерческим организациям;
- сообществам с научной, исследовательской, учебной, опытной и производственной целью;
- казачьим меньшинствам;
- учебным заведениям с с/х профилем;
- малочисленным народностям для сохранения своей самобытной культуры и образа жизни.
Фермерство – это деятельность, которую может осуществлять как один человек, так и группа людей, состоящих в родственных связях друг с другом (см. Как открыть КФХ с нуля?). Основателем фермерской предпринимательской деятельности должен быть работоспособный совершеннолетний гражданин. Этот же человек является председателем КФК. В его обязанности будет входить ведение отчётности перед органами власти, заключение сделок, деловых соглашений и других юридических законных действий.
Членами КФК можно становится с 14 лет. Но это не могут быть люди, работающие на данном фермерстве по контракту. В состав группы людей, занимающихся с/х производством, должны входить ближайшие родственники председателя (супруг, родители, дети, внуки, бабушки, дедушки, двоюродные родственники, племянники, приёмные родители, приёмные дети). Для вхождения нового члена фермерства – обязательно вносятся соответствующие изменения в Устав (в нём указываются названии и месторасположение фермерства, цель деятельности, состав членов управления, правила входа и выхода из предприятия, печать и штамп).
Причины для отказа к получению земли
Если было отказано в получении разрешения на владение участком, то такой отказ обязан быть обоснованным. Отказ может быть из-за несоответствий между нахождением фермерского участка с нормативно-правовой документацией, требованиями законов, генпланов землеустройства или угрозе охраны данной земли. Заявление будет отклонено, если размеры участка превышают допустимые или правом на эту территорию обладает другой человек. Когда не хватает требуемых документов, а в имеющихся, были найдены ошибки – последует отказ.
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, объекта недвижимости
Любой отказ или не рассмотрение заявлений со стороны органов власти, можно обжаловать в суде. Правда, это длительный и не всегда успешный процесс.
Ключевые замечания экспертов по законопроекту
Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ» Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку («то же через то же» или «idem per idem»). По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться. Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным. Определение порядка их использования предполагается передать на уровень субъектов РФ, но закрепленная сейчас в проекте формулировка не указывает на такое исключение.
Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования. При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.
Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:
- не ясна корректировка п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, согласной которой установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований исключается из полномочий органов местного самоуправления, в то время, как это полномочие является их ключевым инструментом влияния на развитие территорий;
- нуждается в изменении формулировка п. 6 ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, согласно которой в случаях, если эксплуатация не соответствующих регламенту использования земель участков и находящихся на них зданий, сооружений опасна для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование – представляется, что при наличии указанных рисков речь должна идти об обязанности (а не о праве) наложения уполномоченными органами запрета на использование таких участков или зданий, сооружений;
- не совсем понятен смысл планируемых изменений подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предполагающих исключение земельных участков, на которых располагаются отличные от многоквартирных домов здания, сооружения, из числа участков, которые образуются в границах жилых районов и микрорайонов исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
- вызывает вопросы п. 15 ст. 1 законопроекта, согласно которому п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ планируется дополнить формулировкой о том, что при отчуждении собственником зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, у других участников долевой собственности не возникает права на преимущественную покупку доли в праве собственности на участок – не ясно, для чего делается такая оговорка, учитывая то, что и без этого действует принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Василий Корякин согласился с необходимостью корректировки законопроекта в части уточнения терминологии и формулировок. В отношении некоторых замечаний он дал свои пояснения.
Во-первых, он отметил, что установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований не исключается из полномочий органов местного самоуправления, поскольку в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения не вносятся. Соответствующая поправка, предусмотренная законопроектом, носит технический характер.
Во-вторых, он пояснил, что предполагаемые изменения подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ нацелены на обеспечение возможности образования в жилых районах земельных участков правообладателями зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным жилым домам, на основании схем территориального планирования, а не исключительно на основании проекта межевания территории, как это предусмотрено сейчас. В жилых районах могут располагаться не только жилые дома, но и иные объекты – магазины, аптеки, точки предоставления бытовых услуг и т. д. В настоящее время правообладатели таких объектов вынуждены самостоятельно осуществлять подготовку проекта межевания территории при отсутствии уже утвержденного проекта, если хотят образовать земельный участок. При этом подготовка проекта межевания может обойтись хозяйствующим субъектам в несколько млн руб. Планируемыми поправками предлагается облегчить положение таких правообладателей, разрешив им образовывать участки на основании схем территориального планирования при условии отсутствия утвержденного проекта межевания территории. Как ожидается, это благоприятно повлияет и на развитие жилых районов в целом.