Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная накладная с 1 сентября 2022 года: что изменилось». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала потребуется бланк СМР утверждённой формы, с помощью которого будет осуществляться международная транспортная грузоперевозка. Эта накладная не самая сложная в плане заполнения для тех, у кого есть опыт работы с документом. Но если вы впервые доставляете на автомобильном транспорте товар в другую страну и отвечаете при этом за оформление CMR, тогда рекомендуется предварительно изучить все нюансы заполнения.
Регламент оформления документа
Нужно несколько слов сказать про образец для заполнения сопроводительной международной товарно-транспортной накладной, то есть CMR. Конкретный пример привести сложно. Дело всё в том, что типовой документ, утверждённый странами-участницами конвенции, имеет одинаковую для всех общую структуру. Своего рода скелет. Но при перевозках в бланк может вноситься разная информация, в зависимости от ТС, страны или груза. Поэтому необходимо отталкиваться от общих правил, а также учитывать конкретные особенности, характеристики и параметры доставляемого груза.
В России регламент по заполнению этого документа прописан в ФТС РФ No04-30/22006 от 02.05.2012 года.
Надо ли возвращать документ
Это такая же бумага, как акт о приемке передаче. Их нужно хранить у двух сторон сделки с подписями их представителей. Они подписываются и возвращаются, поскольку требуются для отчетности и бухучета. А также для удостоверения совершенных действий, что поможет отстаивать при необходимости свои права. Из сказанного выше понятно, что ТТ-накладная формируется в большом количестве различных вариаций. Она нужна для описания отправки и фигурантов. Всем в итоге достается свой экземпляр, на котором ранее расписались остальные действующие лица. Эта первичная документация идет в архив, а до того момента остается под контролем в бухгалтерии.
Мы рассмотрели, из каких разделов состоит и как заполняется товарно транспортная накладная. Если предприятие разработало собственный бланк, то, возможно, предстоит пояснить все его тонкости остальным участникам. Ведь многие до сих пор используют для удобства и достоверности принятый ранее стандартизированный документ.
Нужно ли возвращать документ?
Бумага по форме 1-Т необходима для учета товаров и осуществления расчетов за перевозку покупателю груза и перевозчику. Таким образом, перевозчик должен возвращать заверенный экземпляр накладной после осуществления доставки груза.
После отгрузки товара и подписи бланка ТТН, перевозчик берет ответственность за груз на себя до момента разгрузки товара. Подтверждением того, что товар доставлен, служит подписанная накладная грузополучателем.
В том случае, если подобный документ перевозчик не предоставляет, то это значит, что факт сдачи груза не подтвержден. Впоследствии возникают проблемы. В таком случае, можно предъявить перевозчику претензию на всю сумму товара. Если на выгрузке недостает какого-то количества товара, то ответственность за это несет также перевозчик.
Если ТТН заполнена грузоотправителем в соответствие со всеми требованиями, то законодательство РФ поможет разобраться с возникшими проблемами.
Обязанность по доставке лежит на поставщике
Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, акт оказанных услуг.
Рекомендуем также иметь оформленную транспортную накладную (по форме 1-Т до 25.07.2011 и по новой форме с 25.07.2011), однако это не обязательно. Доверенность на представителя грузополучателя на получение ТМЦ, скорее всего, экспедитор не выдаст.
Если экспедитор своими силами осуществляет перевозку, то наличие транспортной накладной обязательно. Ведь в данном случае экспедитор выступает перевозчиком, а не посредником.
Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.
В данном случае ТН обязательна, так как экспедитор в любом случае привлечет перевозчика и транспортная накладная оформляется.
Если же покупатель не является грузополучателем, то путевого листа и транспортной накладной у него не будет. В такой ситуации рекомендуем требовать от поставщика копии накладной в целях подтверждения доставки товара грузополучателю.
О порядке заполнения первичных документов в транзитной торговле
Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей в транзитной торговле применяется все та же форма первичной учетной документации — N ТОРГ-12 . Отметим, что указания по применению данной формы не предусматривают особенностей ее составления для транзитной торговли, поэтому следует пользоваться общими правилами. Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый — остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй — передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей. Так как торговля транзитом осуществляется в рамках двух отдельных договоров поставки, пакет документов тоже должен формироваться дважды.
Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
С первого взгляда, при заполнении строк первичной учетной документации может возникнуть путаница. На самом деле ничего сложного здесь нет. Итак, рассмотрим первый случай, где в роли участников сделки выступают поставщик (первоначальный продавец) и организация оптовой торговли, осуществляющая транзитную сделку (далее будем называть ее оптовая компания). Грузоотправителем и поставщиком (как и в общем случае продажи товаров) является компания-поставщик. В товарной накладной она отразит наименование своей организации, адрес, телефон, факс, банковские реквизиты. Плательщиком выступит ее партнер — оптовая организация, ну а в роли грузополучателя — конечный покупатель, на чей склад и поступит товар. Во втором случае (по договору купли-продажи между оптовой компанией и конечным покупателем) в роли грузоотправителя также выступит организация-поставщик (с чьего склада отгружается товар), в роли поставщика — оптовая компания, а в роли грузополучателя и плательщика — конечный покупатель. То есть в транзитной торговле в первичной учетной документации фигурируют вместо привычных двух участников сделки трое. Таким образом, оптовая компания должна представить поставщику все необходимые данные о конечном покупателе, чтобы тот смог заполнить первичные учетные документы по реализации. В строке «Основание» следует указать номер и дату соответствующего договора поставки.
Для наглядности отразим вышесказанное в таблице. Строки в схеме указаны в той очередности, в которой они стоят в Товарной накладной (форма N ТОРГ-12).
Наименование строки |
Договор заключили |
||||||
Поставщик - оптовая |
Оптовая компания - |
||||||
Грузоотправитель |
Поставщик |
||||||
Грузополучатель |
Покупатель |
||||||
Поставщик |
Поставщик |
Оптовая компания |
|||||
Плательщик |
Оптовая компания |
Покупатель |
|||||
Основание |
Номер и дата договора |
Номер и дата договора |
|||||
Если груз перевозится специализированной транспортной компанией, то по строке «Транспортная накладная» (в обоих пакетах документов) указываются номер и дата товарно-транспортной накладной (ТТН). Обратите внимание на то, кто должен заполнять итоговый раздел товарной накладной: подписи ответственных лиц, место печати. Так как грузоотправителем является организация-поставщик, а грузополучателем выступает организация — конечный покупатель, то на второй странице товарной накладной ставятся подписи ответственных лиц и печати именно этих организаций. То есть в случае осуществления транзитной торговли подписей лиц — представителей оптовой организации и печати предприятия-оптовика в транспортной накладной не будет вовсе. Несмотря на это, оба пакета документов (как на приобретение товара, так и на его последующую реализацию) должны быть в наличии у организации оптовой торговли в обязательном порядке.
Что такое электронная транспортная накладная
Электронная транспортная накладная — аналог бумажной версии документа. Она выполняет те же функции — подтверждает расходы на доставку груза.
Форма утверждена в приложении № 4 постановления правительства № 2200 от 21 декабря 2020.
В электронный формат также переводят заказ наряд и сопроводительную ведомость. В планах — ввести электронные путевые листы.
ЭТрН состоит из четырех обязательных файлов обмена. Их также называют титулами или разделами:
- Погрузка. Часть с данными о сторонах перевозки, условиями договора, сведениями о водителе, грузе и сопроводительных документах подписывает грузоотправитель. А часть о состоянии груза на его приеме к перевозке — перевозчик.
- Выгрузка. Файл с данными о приеме товара от перевозчика и состоянии груза подписывает грузополучатель, а данные о сдаче — перевозчик.
Новый бланк транспортной накладной
Изменения в составе транспортной накладной:
- Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
- Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.
В разделе 12 нужно указать:
- стоимость услуг перевозки без налога
- ставку и сумму налога, выставленного покупателю
- стоимость услуг перевозки с учётом налога
- сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.
Важно: все строки ТН обязательны для заполнения. Исключение составляют случаи, когда в бланке есть соответствующая отметка «(при необходимости)».
Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
…
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.
Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.
12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.
Бланк и образец заполнения товарно-транспортной накладной в 2022 году
Иногда в товарный раздел ТТН не вмещается вся информация, поэтому к ней можно приложить ещё одну накладную – по форме ТОРГ-12. Обычно это не самостоятельный документ, выступающий выступает в паре с ТТН. Однако, существует ситуация, когда требуется только он – если покупатель не пользуется услугами транспортировки третьей стороной и сам приезжает за грузом.
- Преамбула.
- Номер накладной.
- Дата заполнения.
- Данные отправителя и получателя товара – название ООО или ИП, адрес, телефон.
- Пункт «Плательщик» содержит данные о том, кто платит за грузоперевозки. Напротив всех организаций пунктах необходимо вписать код ОКПО.
- Товарная часть – практически полностью заполняется отправителем.
- Сначала бросается в глаза таблица. В первом столбце – номер товара при наличии.
- Следующие два — для номера прейскуранта и артикула. Если их нет, необходимо поставить прочерк, чистыми ячейки не оставляют.
- Столбец «Количество» заполняется всегда – здесь нужно число товаров по каждому названию, которые будут отгружаться.
- Остальные графы должны содержать – цену за единицу товара, наименование и подходящие единицы измерения, какая упаковка предусмотрена.
- Важно отметить также количество мест, которые займёт груз, общую массу в тоннах и стоимость по каждому виду. Здесь же отмечаются складские и транспортные расходы, наценки за объём и т. д.
- Номер товара по данным склада в конце таблицы.
- Далее есть специальные ячейки на случай дополнительных приложений к документу.
- После количество видов товара, его масса, стоимость дублируются вновь.
- Подписи отправляющей груз стороны – уполномоченного лица, ответственного за отгрузку, главного бухгалтера, кладовщика.
- Правее — данные о водителе.
- После того как груз придёт в пункт назначения и его целостность проверят, в этом блоке появится подпись кладовщика принимающей стороны.
- Транспортная часть.
- Сроки доставки груза.
- Название компании, занимающейся перевозками, а также контактные данные.
- Обязательно отметить всё о машине — марку и номер согласно правилам перевозок грузов.
- Справа вписываются номера путевого листа и ТТН.
- Информация о заказчике, его реквизиты в банке. Здесь же ФИО водителя и номер удостоверения.
- Информация о лицензионной карточке и её номере не заполняется, это сейчас не нужно.
- Вид перевозки указывается как «коммерческий».
- Адрес доставки, детали маршрута.
- В следующую таблицу вносятся данные с первой. В «способ определения массы» нужно вписать тип весов или сделать отметку, что он вписан по маркировке.
- Под таблицей справа – документы сопровождения, слева – подписи всех трёх сторон.
- Погрузочно-разгрузочные операции.
- Таблица, содержащая информацию о продавце и покупателе, с датами и подписями.
- Далее, в другой таблице, ниже – данные от водителя, то есть километраж, стоимость перевозки и штрафы, сведения о простое и т. д.
- Расчет стоимости сделает бухгалтер.
Документальное оформление
Бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственных операций.
Оформление купли-продажи товаров производится товарной накладной по форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. На основании этой накладной передающая сторона списывает товар, а получающая приходует.
Поскольку товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товара покупателю транзитом. Достигается эта цель путем правильного заполнения реквизитов накладной. Так, в строке «Грузоотправитель» указывается первый поставщик, а в строке «Поставщик» — наименование оптовой торговой организации. В строке «Основание» отражаются реквизиты договора между торговой организацией и покупателем товара, а в строке «Транспортная накладная» — реквизиты соответствующей транспортной накладной.
Все стороны транзитной сделки должны иметь копии транспортных и сопроводительных документов. В зависимости от вида транспорта, которым производится доставка, это будут:
товарно-транспортные накладные — при доставке автомобильным транспортом;
транспортные железнодорожные накладные — при доставке железнодорожным транспортом;
коносамент порта — при морских перевозках;
накладная отправителя и грузовая накладная — при доставке воздушным транспортом.
На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товар фактически получен покупателем. Кроме того, это необходимо для своевременного отражения операций принятия на учет купленного и реализации проданного товара в зависимости от условий перехода права собственности, закрепленных в договорах торговой организации с поставщиком и покупателем товара.
При обычной (нетранзитной) поставке продавец выписывает товарные накладные при отпуске товара со склада, а покупатель получает их вместе с товаром. Транспортные накладные покупатель получает от перевозчика вместе с товаром у себя на складе.
При транзитной торговле, когда торговая организация-покупатель и поставщик в ходе исполнения договора не встречаются, а товар на склад торговой организации не поступает, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо курьерской доставкой. Полученные по факсу копии документов не являются первичными. И вот по какой причине.
Гражданское законодательство допускает при заключении договора использование сторонами различных средств связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ). То есть договор признается действительным, даже если он получен по факсу или электронной почте.
Как оформлять документы при транзитной доставке товара
У торговых организаций в соответствии со ст. 320 НК РФ к прямым расходам относятся покупная стоимость товара и расходы по доставке товара до склада получателя, если доставка не включена в цену приобретения товаров. В данной статье речь идет о доставке товара на склад получателя-налогоплательщика, т.е. торговой организации. При обычных операциях все расходы по доставке покупателю приобретенного торговой организацией товара признаются косвенными и полностью принимаются в периоде их возникновения.
Необходимо обратить внимание, что Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 320 НК РФ внесены изменения, согласно которым организации вправе включать в стоимость приобретения товаров любые расходы, связанные с их приобретением, в частности стоимость доставки. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется организациями в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов. Статью 320 НК РФ в новой редакции предписано применять с 1 января 2005 г. В случае изменения налогового законодательства изменения учетной политики считаются допустимыми и в середине налогового периода (но не ранее чем с момента вступления их в силу). Однако сделать это можно и с нового налогового периода (с 2006 г.).
Поскольку организация производит реализацию товаров транзитом, без их поступления на собственный склад, расходы по оплате услуг транспортной организации и в бухгалтерском, и в налоговом учете могут рассматриваться как расходы, связанные не с приобретением, а с продажей товара. Поэтому, по нашему мнению, при транзитной торговле организация может полностью признать транспортные расходы на доставку товаров от склада первого поставщика до склада покупателя косвенными.
У торговой организации могут возникнуть расходы в виде потерь, связанных с повреждением или полным уничтожением товара во время его доставки от поставщика покупателю. Может ли она признать такие расходы в налоговом учете? Все зависит от условий договора и момента перехода права собственности. Если собственником товара во время доставки является торговая организация, то риск случайной гибели и повреждения товара будет нести она. И если в дороге с товаром что-то произойдет, в целях налогообложения прибыли такие потери будут для торговой организации внереализационными расходами (пп. 5 и 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Т.Панченко
Аудитор