Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)

Номер (поля) реквизита платежного документа

Наименование (поля) реквизита

платежного документа

Значение

13

Наименование банка получателя средств

ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА

БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула

14

БИК банка получателя средств (БИК ТОФК)

017003983

15

№ счета банка получателя средств

(номер банковского счета, входящего в

состав единого казначейского счета)

40102810445370000059

16

Получатель

Управление Федерального

казначейства по Тульской области

(МИ ФНС России по управлению

долгом)

61

ИНН получателя

7727406020

103

КПП получателя

770801001

17

Номер казначейского счета

03100643000000018500

101

Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика)

01

24

Назначение платежа

Единый налоговый платеж

104

КБК

18201061201010000510

105

ОКТМО

Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.

Преимущества нововведения:

  • Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
  • Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
  1. Проще платить:
  • один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
  • в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Читайте также:  Составление апелляционной жалобы по гражданскому делу

Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.

  1. Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
  • нет ошибочных платежей;
  • при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
  • нет зачетов;
  • один день для поручения на возврат;
  • положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
  • нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
  1. Будет проще разобраться с долгом:
  • один день на снятие приостановления/ареста со счета;
  • единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
  1. Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.

Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.

Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:

  • НДФЛ, патентов,
  • сборов за пользование объектами животного мира,
  • сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
  • НПД,
  • госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
  • страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.

Появился новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

В целях получения образования, иностранцы-студенты могут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.

Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.

При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).

Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

РВПО выдаётся по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

Уплата налога на прибыль и представление налоговой декларации

Уплата налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность в России через постоянные представительства, производится в следующем порядке:

  • налоговая база по налогу на прибыль, рассчитанная одним из двух указанных выше способов, умножается на установленную ставку налога на прибыль, которая составляет 24% (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 6,5%, зачисляется в доход федерального бюджета РФ; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 17,5%, зачисляется в доход бюджета соответствующего субъекта РФ;
  • доходы от долевого участия в других организациях (дивиденды) и доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам облагаются налогом на прибыль отдельно от других доходов по ставкам, установленным пп. 2 п. 3 и п. 4 ст. 284 НК РФ.

Уплата авансовых платежей и налога на прибыль может производиться иностранной организацией, осуществляющей деятельность в России через постоянное представительство, одним из двух способов, предусмотренных ст. 286 НК РФ, а именно:

  1. путем уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов (I квартал, первое полугодие и девять месяцев) и суммы налога на прибыль по итогам налогового периода (календарного года);
  2. путем уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли и суммы налога на прибыль по итогам налогового периода (календарного года).
Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Воронеже и Воронежской области в 2023 году

Ответственность налогового агента

Для налогового агента предусмотрены следующие виды ответственности за исполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на него обязательств:

  • неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
  • влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ);
  • в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки
  • начисляются пени в порядке, установленном ст. 75 части первой НК РФ;
  • за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (в том числе налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов)
  • взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Как рассчитать прибыль КИК?

На этот вопрос поможет ответить статья 309.1 НК РФ, в которой установлены правила расчета прибыли КИК. В соответствии с этой статьей прибыль (убыток) КИК рассчитывается:

  • по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год;
  • или gо правилам, установленным настоящей главой для налогоплательщиков – российских организаций (речь идет о главе 25 НК РФ).

При этом, чтобы иметь возможность рассчитать прибыль КИК по иностранной финансовой отчетности должно выполняться одно из двух условий (п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ):

  • постоянным местонахождением КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, кроме государств из «черного списка»; или
  • в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Уголовная ответственность

Кроме штрафов и пени за нарушение налогового законодательства физические лица могут быть также привлечены к уголовной ответственности по ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации («УК РФ») за неуплату налогов в крупном (2,7 млн. руб.) и особо крупном размере (13,5 млн руб.).

Максимальная мера ответственности по этой статье – лишение свободы на срок до 1 года (по крупному размеру) или до 3 лет (по особо крупному размеру).

Уголовной ответственности можно избежать, если:

  • лицо совершило данное преступление впервые;
  • и такое лицо полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Кроме того, уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли КИК в налоговую базу контролирующего лица:

  • в 2016 и 2017 годах – в случае, если контролирующим лицом является организация и ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме;
  • в 2016 — 2018 годах – в случае, если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.

К уголовной ответственности могут быть также привлечены руководители организаций или иные лица, уполномоченные на представление в налоговую инспекцию документов от имени организации. Такая ответственность предусмотрена в ст. 199 УК РФ. Пороги для признания неуплаченных сумм налогов крупными и особо крупными отличаются от ст. 198 УК РФ и составляет, соответственно, 15 млн руб. и 45 млн руб.

Максимальная мера ответственности по этой статье – лишение свободы на срок до 2 лет (по крупному размеру) или до 6 лет (по особо крупному размеру).

Ответственности также можно избежать, если:

  • лицо совершило преступление впервые;
  • и это лицо, либо сама организация полностью уплатили сумму недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Когда налоги будут считаться неуплаченными

По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):

  • при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
  • возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
  • неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
  • неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
Читайте также:  Дарение доли в недвижимости близкому родственнику

Затраты и внереализационные расходы

1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.

Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.

2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.

3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.

На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.

4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.

5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.

6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Что такое контролируемая иностранная компания и контролирующее лицо?

Начнем с основных понятий, а именно, рассмотрим, что же такое контролируемая иностранная компания.

Контролируемая иностранная компания (КИК) – это иностранная компания или структура без образования юридического лица (ЮСБОЮЛ), не являющаяся российским налоговым резидентом, но контролируемая резидентом РФ или другими словами, контролирующим лицом.

Согласно ст. 25.13 НК РФ, физическое или юридическое лицо может стать контролирующим при выполнении одного из следующих критериев:

  1. резидент РФ имеет долю участия в иностранной компании, которая составляет более 25%;
  2. резидент РФ имеет долю менее 25%, но более 10%, при том, что совокупная доля участия в зарубежной компании других резидентов РФ более 50% и доля каждого из них также более 10%. Важно обратить внимание, что «доля участия» может быть не только прямой, но и косвенной. Расчет косвенной доли участия определяется в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ. Практические расчеты доли косвенного участия также будут представлены в рамках данной статьи;
  3. резидент РФ, не имеет доли участия в иностранной компании, но осуществляющий контроль над ней в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей. На практике данный критерий является самым спорным, так как из определения видно, что оно очень субъективно, поэтому потерять статус контролирующего лица, осуществляя при этом контроль в отношении иностранной компании вряд ли представляется возможным. В связи со спорностью данного критерия перед налоговыми органами открываются большие возможности переквалификации физических лиц-резидентов РФ в контролирующих лиц. Чтобы избежать лишних вопросов со стороны налоговиков, лучше самостоятельно признать себя контролирующим лицом при наличии любых сомнений и разобраться в обязанностях, которые это налагает.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *