Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 важных изменений в работе бухгалтера 2023: памятка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2023 года начнет работать новая структура, возникшая в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Социальный фонд сохранит преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые находились в компетенции ПФР и Фонда социального страхования. Изменения закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
Новый ежемесячный расчёт по страховым взносам с 2023 года
Расчёт по страховым взносам (РСВ) станет ежемесячным и частично возьмёт на себя функции отчёта СЗВ-М, отменённого с 2023 года. С 2023 года изменится схема сдачи РСВ.
Страхователи ежемесячно будут отправлять в ФНС сведения о застрахованных лицах и суммы взносов, начисленных с доходов каждого физлица. Эта информация отражается в Разделе 3 РСВ — именно его следует сдавать по окончании каждого месяца.
По итогам кварталов страхователи будут сдавать полный отчёт РСВ со всеми разделами, подразделами и приложениями.
Срок сдачи нового РСВ перенесён с окончания месяца на 25-е число. Раздел 3 необходимо сдавать до 25-го числа по окончании месяца, а полную форму РСВ — до 25-го числа по окончании квартала.
Что считается упрощённой бухгалтерской отчётностью
Право работать с отчётностью по упрощённой системе есть у отдельных категорий бизнеса, куда входят:
- субъекты малого и среднего предпринимательства;
- некоммерческие организации;
- участники проекта «Сколково».
Основные документы в составе упрощённой бухотчётности:
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- отчёт о целевом использовании денежных средств (для некоммерческих компаний).
- Меняется форма декларации по налогу на прибыль. ФНС выпустила приказ № СД-7-3/753@ от 17 августа 2022 года, которым вносятся изменения в декларацию по налогу на прибыль организаций. Изменения коснулись кодов предоставления отчётности, добавились новые страницы в самой декларации. Подавать информацию в ФНС в обновлённом документе нужно с 1 января 2023 года.
- Вводится повышающий коэффициент и инвестиционный вычет для покупателей отечественных ИТ-систем. Если компании в 2023 году будут покупать отечественные ИТ-системы: компьютерное оборудование, программы, то смогут снизить налогооблагаемую базу. К этим расходам разрешено применять повышающий 1,5-кратный коэффициент. Кроме того, для компаний, внедряющих системы искусственного интеллекта и генетические технологии вводится инвестиционный вычет, которым можно компенсировать расходы: 100% за ИС (внедрение систем искусственного интеллект), 42,5% — за внедрения генетических технологий. Приобретаемые и внедряемые системы должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.
- Введен запрет на применение УСН и ПСН для ювелирного производства и торговли. Производители ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовые и розничные продавцы этих изделий с 2023 года лишаются права применения упрощенки и патента.
- Утратившим по разным причинам право на применение УСН и прекратившим деятельность на УСН необходимо уплатить налог до 28 числа месяца, следующего за кварталом, когда право было утрачено.
- Установлены новые сроки предоставления отчетности по спецрежимам:
- УСН: для организаций: — не позже 25 марта (ранее 31 марта) года, следующего за отчетным, для ИП — не позже 25 апреля (ранее 30 апреля) года, следующего за отчетным. Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом.
- ЕСХН: срок представления декларации по ЕСХН – не позже 25 марта года, следующего за отчетным. срок уплаты налога — не позже 28 марта года, следующего за отчетным.
- В 2023 году начнет действовать новый налоговый спецрежим: автоматическая упрощенная система налогообложения (АУСН). Этот режим станет доступным не только вновь созданным организациям, но и действующим.
Требования для применения АУСН:
- 60 млн рублей – максимальный доход за год,
- 150 млн руб. — общий объем основных средств,
- не более 5 человек – число занятых в компании, включая занятых по гражданско-правовым договорам.
Правила формирования бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».
Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.
Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.
Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.
Особенности составления
Рассмотрим этапы технологии составления бухгалтерской отчетности:
- Подготовительный этап включает всесторонние проверки участков бухгалтерского учета учреждения. На данном этапе в организации создается специальная комиссия, которая осуществляет ревизии денежных средств и первичной документации, инвентаризацию имущества и задолженности.
- Корректировочный этап включает исправление выявленных ошибок и неточностей по результатам подготовительного этапа. Корректировка (исправление) должна быть оформлена должным образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Заключительный этап включает проведение заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета. Затем осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы. Заключительная сверка контрольных соотношений бухотчетности.
Куда надо сдавать бухгалтерскую отчетность в 2023 году
В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 292-ФЗ от 02.11.2013 внесены изменения касательно сдачи бухгалтерской отчетности. В настоящий момент бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения и в органы Росстата (статистику). Начиная с 2023 года обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику отпадет. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию.
Акционерные общества, чья годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, должны разместить ее в интернете, в публичном доступе вместе с аудиторским заключением, не позже 3 дней с даты составления аудиторского заключения. В органы статистики также необходимо будет предоставить аудиторское заключение. Это сказано в пункте 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Согласно пункту 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, аудиторское заключение представляется в органы Росстата вместе с годовой бухгалтерской отчетностью или не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения и при этом не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
С 2023 года в России планируется запустить «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности». Этот ресурс будет собирать данные по годовой бухгалтерской отчётности предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Бухучёт должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учёта. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учёте были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.
Контролирующие органы проверяют формы отчётности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчётности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчётности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)
После составления всех форм бухгалтерской отчетности, но до формирования бухгалтерского баланса осуществляется закрытие счетов бухгалтерского учета, которое отражается в Справке.
Таким образом, Справка отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе деятельности с целевыми средствами и деятельности по оказанию услуг (работ).
Учреждение формирует Справку на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета:
- 030404000 «Внутриведомственные расчеты»;
- 040110000 «Доходы текущего финансового года»;
- 040120000 «Расходы текущего финансового года».
Справка содержит данные о показателях, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, до проведения заключительных операций (графы 2 — 5) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершению отчетного финансового года (графы 6 — 13).
Головное учреждение формирует консолидированную Справку (ф. 0503710) к сводному Балансу (ф. 0503730) на основании Справок (ф. 0503710), представленных обособленными подразделениями.
Головное учреждение суммирует одноименные показатели по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета и исключает взаимосвязанные обороты (используются показатели граф 4 и 5 Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)) в части операций по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и обособленными подразделениями по следующим счетам:
- аналитическим счетам 030404000 «Внутриведомственные расчеты»;
- 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»;
- 040110180 «Прочие доходы».
Порядок формирования показателей по исполнению плановых назначений по разделам «Доходы» и «Расходы»
Разделы |
Исполнено плановых назначений |
|||
через лицевые |
через банковские |
через кассу |
некассовыми |
|
Графы |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доходы |
На основании |
На основании |
На основании |
На основании |
Расходы |
На основании |
На основании |
На основании |
На основании |
Кто подписывает бухгалтерскую отчетность
После подписания бухгалтерской отчетности руководителем она считается составленной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, подписание отчетности руководителем является обязательным. Какие-либо иные требования в отношении подписания бухгалтерской отчетности Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ не установлены. Как разъяснил Минфин России в Информационном сообщении от 19.05.2015 N ИС-учет-2, полномочия по подписанию бухгалтерской отчетности устанавливаются учредительными документами экономического субъекта или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. В частности, наряду с руководителем организации бухгалтерская отчетность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В связи с изложенным, если учредительным документом организации или решениями ее органа управления установлено, что бухгалтерская отчетность подписывается в том числе лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (и это лицо не является руководителем организации), то в формах бухгалтерской отчетности организации целесообразно предусмотреть соответствующее место для его подписи. Руководитель вправе передать на основе доверенности свои полномочия на подписание бухгалтерской отчетности (если иное не предусмотрено уставом организации) без сообщения об этом органам управления организации (Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569).
Для чего нужно ПБУ 4/99
ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):
- об используемых формах отчетов;
- о порядке их составления;
- об упрощенном варианте бухотчетности;
- об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
- о публикации отчетных документов в СМИ.
О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.
Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
32. При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98.
33. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”).
34. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
36. Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
37. При отступлении от правил, предусмотренных в пунктах 32 – 35 настоящего Положения, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.
38. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности
39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:
- динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
Зачем и как делать учетную политику общедоступной
С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учету стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.
Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.
Виды бухгалтерской отчётности
У бухгалтерской отчётности предусмотрено множество делений. Начнём с того, что она подразделяется по назначению:
- Внешняя. Предназначена для надзорных органов, банков, инвесторов и т.д. Подаётся в определённые сроки, составляется по регламенту и публично размещается.
- Внутренняя. Предназначена для руководителей организации, регламент не предусмотрен и составляется по желанию.
- По полноте:
- Полная. Организация заполняет и подаёт полную бухгалтерскую отчётность в требуемое время.
- Упрощённая. Организация заполняет и подаёт отчётность по упрощённой схеме.
По периодичности:
- Годовая. Ежегодно обязательно подаётся в госорганы по окончании отчётного периода. Заполняется по установленному регламенту. Отображает полную финансовую картину организации за минувший год.
- Промежуточная. Составляется для руководителей или иных лиц, кто заинтересован в финансовых результатах организации (например, для инвесторов). Период внесения информации в отчётность выбирается по желанию. Подготавливается, исходя из внутреннего регламента компании.
Также бухгалтерская отчётность бывает:
- Первичной. Составляется одной конкретной организацией.
- Консолидированной. Составляется группой взаимосвязанных организаций.