Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие транспортные средства относятся к маршрутным?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любом городе, независимо от его размеров и численности населения, существует необходимость в общественном транспорте. ПДД, действующие в РФ, предусматривают особые условия для этого вида техники, одним из которых является наличие «специальных полос на дорогах».
Что называется разрешенной максимальной массой транспортного средства?
1. | ? | Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием-изготовителем. |
2. | ? | Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем. |
3. | ? | Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. |
Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Поэтому она является постоянной величиной и не зависит от фактической загрузки ТС.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОТКРЫТИЯ
В соответствии с положениями статьи 8 закона № 294-ФЗ организация обязана уведомить муниципальный орган, осуществляющий регулирование в сфере транспорта, о начале работы в сфере перевозки пассажиров.
Организация или ИП обязан получить лицензию на перевозку пассажиров машинами, количество мест для пассажиров в которых больше 8.
Для получения разрешения на работу необходимо:
- иметь помещение и оборудование, необходимо для обслуживания и ремонта маршрутных такси (или действующего договора со сторонней организацией, оказывающей описанные услуги);
- заключить договоры с водителями, обладающими водительским удостоверением соответствующей категории и стажем вождения (не менее 3-х лет);
- получить лицензию на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых осмотров водителей или заключить договор со сторонней организацией на оказание услуг;
- приобрести или взять в аренду автомобили, конструкция которых позволяет перевозить пассажиров по заданному маршруту;
- оборудовать транспорт тахографами;
- оснастить машины ГЛОНАСС/GPS.
Считается ли маршрутка маршрутным транспортным средством?
Ситуация регламентирована пунктом 1.2 правил дорожного движения:
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Условия, которые подтверждают, что перед Вами маршрутное транспортное средство:
- Транспортное средство является автобусом, троллейбусом или трамваем.
- Транспортное средство предназначено для перевозки людей.
- Транспортное средство движется по соответствующему маршруту.
Все перечисленные условия относятся к маршрутным такси. Они являются автобусами категории D или подкатегории D1, они предназначены для перевозки людей и движутся по установленным маршрутам.
Так что маршрутка является маршрутным транспортным средством и может пользоваться следующими преимуществами:
- Возможность выезда на выделенную полосу для общественного транспорта.
- Приоритет при отъезде от обозначенных мест остановки.
- Нарушение требований дорожных знаков 4.1.1 — 4.1.6, 3.1 — 3.3, 3.18.1 — 3.19, 3.27 (только в местах остановки, обозначенных знаком и (или) разметкой).
Подробную информация о правилах для общественного транспорта Вы можете получить в этой статье.
Полоса для маршрутных транспортных средств
Основная статья: Выделенная полоса
На некоторых участках дороги специально для маршрутных транспортных средств выделяют специальную полосу, которая обозначается знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2 или 5.14. Также в дополнение к знаку полоса может быть обозначена разметкой 1.23 в виде буквы «A» на всей протяжённости полосы и жёлтой линией разметки. Согласно пункту 18.2 ПДД, сама по себе разметка 1.23 не запрещает выезд не маршрутным транспортным средствам на обозначенную ею полосу, если ей не сопутствуют знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Понятие «специальная маршрутная полоса»
В любом городе, независимо от его размеров и численности населения, существует необходимость в общественном транспорте. ПДД, действующие в РФ, предусматривают особые условия для этого вида техники, одним из которых является наличие «специальных полос на дорогах».
Выделенная полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) на проезжей части предназначена только для передвижения по ней общественного транспорта, к которому относятся автобус и маршрутное такси. Легковые авто не должны выезжать на этот участок дороги.
В огромных городах, где присутствует большое количество машин, нередким фактом является транспортная загруженность. Поэтому установленные правила без особого восторга воспринимаются владельцами частных авто, некоторые иногда их просто игнорируют.
Считается ли маршрутка маршрутным транспортным средством?
Ситуация регламентирована пунктом 1.2 правил дорожного движения:
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Условия, которые подтверждают, что перед Вами маршрутное транспортное средство:
- Транспортное средство является автобусом, троллейбусом или трамваем.
- Транспортное средство предназначено для перевозки людей.
- Транспортное средство движется по соответствующему маршруту.
Все перечисленные условия относятся к маршрутным такси. Они являются автобусами категории D или подкатегории D1, они предназначены для перевозки людей и движутся по установленным маршрутам.
Так что маршрутка является маршрутным транспортным средством и может пользоваться следующими преимуществами:
- Возможность выезда на выделенную полосу для общественного транспорта.
- Приоритет при отъезде от обозначенных мест остановки.
- Нарушение требований дорожных знаков 4.1.1 — 4.1.6, 3.1 — 3.3, 3.18.1 — 3.19, 3.27 (только в местах остановки, обозначенных знаком и (или) разметкой).
Подробную информация о правилах для общественного транспорта Вы можете получить в этой статье.
В завершение хочу отметить, что в течение последних десяти лет понятие маршрутное транспортное средство в правилах дорожного движения не изменялось. Тем не менее некоторые водители почему-то не считают маршрутки маршрутными транспортными средствами.
Как не столкнуться с маршрутным ТС, отъезжающим с остановки
Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения возможности не попасть в ДТП.
Первый случай – имеется обозначенная остановка, у которой стоит большой маршрутный автобус или троллейбус и производит посадку пассажиров. Сомнения в том, что на остановке именно маршрутное транспортное средство, ни у кого из водителей не возникает.
Когда этот немаленьких размеров транспорт начинает отъезжать от остановки, то хочешь – не хочешь, а придется вспомнить о его приоритете, иначе, он проедет по борту автомобиля, и незаметно для себя «прогладит» его как утюг.
Последствия ДТП сейчас не важны, виновны будут оба водителя, но нас интересуют возможности избежать тех самых последствий.
Другой случай — та же остановка общественного транспорта, но у нее стоит микроавтобус и производит посадку пассажиров.
Вы подъезжаете к остановке (пространственно вы будете позади микроавтобуса), видите, что тот начинает движение. Но вы, по каким-то причинам, не хотите его пропускать, возможно, потому, что не считаете этот микроавтобус маршрутным ТС.
Продолжаете движение мимо остановочной площадки.
Водитель микроавтобуса, в свою очередь, по каким-то своим причинам, не замечает движущийся сзади ваш автомобиль, и продолжает отъезжать от остановки, как ни в чем не бывало.
Некоторые автомобилисты в таких случаях еще и сигналят в целях предупреждения о возможной аварии.
В этой ситуации, может произойти все что угодно, в т.ч. и столкновение по причине того, что вы надеетесь на то, что водитель маршрутки вас видит, но он, на самом деле, может быть занят другим делом.
Полоса для маршрутных транспортных средств
Основная статья: Выделенная полоса
На некоторых участках дороги специально для маршрутных транспортных средств выделяют специальную полосу, которая обозначается знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2 или 5.14. Также в дополнение к знаку полоса может быть обозначена разметкой 1.23 в виде буквы «A» на всей протяжённости полосы и жёлтой линией разметки. Согласно пункту 18.2 ПДД, сама по себе разметка 1.23 не запрещает выезд не маршрутным транспортным средствам на обозначенную ею полосу, если ей не сопутствуют знаки 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Первые маршрутные такси появились в городах США в середине 1914 года. Водители автомобилей за 5 центов предлагали людям, ожидающим трамвая, проехать по маршруту до нужной остановки. Транспорт получил название «джитни».
В 1915 году маршрутные такси были во всех крупных городах США. Для перевозок использовались любые автомобили, в том числе и грузовики.
Протесты трамвайных компаний привели к регламентации работы джитни:
- перевозчики стали страховать пассажиров;
- придерживаться маршрутов;
- утратили право пользоваться остановками трамваев.
В СССР первые маршрутные такси работали в 1930-х годах в Москве: обычные легковые автомобили перевозили пассажиров между основными площадями, вокзалами, парками и другими важными объектами.
Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.
Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.
Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.
Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.
Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Как поставить машину на маршрут
Организация, получившая лицензию, может получить свидетельство об оказании услуг по перевозке пассажиров. Этот документ даёт право на осуществление перевозок.
Международные и межрегиональные маршруты устанавливаются и распределяются между перевозчиками федеральным Министерством транспорта.
Получить муниципальный маршрут достаточно сложно. Все схемы движения распределены между действующими организациями. Смена организации возможна, если, например, меняется маршрут.
Если компания видит потребность региона в новом маршруте, следует написать заявление в местный орган, осуществляющий государственное регулирование сферы транспорта. Пример документа представлен тут.
В обращении указывается:
Процесс постановки машины на маршрут прост:
Особое внимание уделяется количеству и качеству машин. Например, на городском маршруте администрация населённого пункта хочет видеть большие автобусы, где есть места для инвалидов и перевозки детских колясок.
Также учитывается:
Городская транспортная система и город
«При развитии городской транспортной системы всегда важно соблюдать баланс личного и общественного транспорта, − уверена доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко. − Развивая общественный, мы автоматически сдерживаем рост использования личного. Грамотное развитие маршрутной сети, подвижного состава, остановочных пунктов, тарифов должно происходить с тем посылом, что пользоваться общественным транспортом можно и нужно. Он является символом хорошего города. И чтобы достичь успехов в этом, нужно готовить профессиональных транспортных инженеров, которые будут смотреть на проблему комплексно, не пытаясь решить ее фрагментарно и оценивая, как любое изменение повлияет на систему в целом».
В регионах часто нет такого комплексного видения. А проблемы общественного транспорта лишь усугубляются: растет стоимость дизельного топлива, задолженность перед лизинговыми компаниями и банками. При этом до 90% автобусов приобретены в лизинг. Нынешний год осложнился и за счет ограничений из-за коронавируса.
«Кроме частных перевозчиков, которые предпочитают выходить на маршруты только в час пик, проблемой является устаревший транспортный парк, множество бывшей в употреблении в Германии и других странах техники, которая лишь повышает загазованность, − отмечает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. − А низкопольных автобусов нет даже в таких крупных городах, как Новосибирск, хотя ровные дороги позволяют их эксплуатировать. Денег на обновление транспорта в местных бюджетах нет, а у многих городских начальников нет и желания заниматься общественным транспортом. Поэтому, если и без федеральной поддержки, и без федерального требования решать эти проблемы, ничего не изменится».
Первый серьезный шаг в этом направлении позволил сделать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Он не только дал возможность отремонтировать множество дорог, но и предоставил шанс обновить общественный транспорт. Только в этом году 447 газомоторных автобусов и 64 троллейбуса получат 12 городских агломераций, прошедших конкурсный отбор.
«Одной из целей нацпроекта «БКАД» является снижение доли автодорог, работающих в режиме перегрузки. Достижение соответствующих показателей невозможно без реализации мероприятий, направленных на замещение использования личного автотранспорта общественным, что неразрывно связано с необходимостью повышения качества транспортного обслуживания населения, − рассказал заместитель министра транспорта Алексей Семёнов на форуме «Общественный транспорт 2020», который состоялся на прошлой неделе.
Замминистра пояснил, что в 2020 году Минтранс России начал системно предоставлять меры господдержки на обновление наземного пассажирского транспорта. Как рассказывал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) будет поставлять городам транспортные средства в лизинг со скидкой в 60% от их стоимости.
По словам Алексея Семёнова, в этом году 40 автобусов уже поступило в Пермь, 23 — в Казань, 5 — в Иваново, 58 — в Белгород, а Омск получил 16 троллейбусов.
Однако на федеральном уровне речь идет не только об обновлении подвижного состава. Президент поручил правительству совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» подготовить «Комплексную программу модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях». Как рассказал на форуме помощник президента России Игорь Левитин, в основу программы легли поручения, которые были даны главой государства после рассмотрения вопросов пассажирских перевозок на заседании президиума Госсовета в 2017 году.
«Такая программа давно назрела, поскольку сегмент общественного транспорта долгое время был недофинансирован, особенно это касается электротранспорта, где продолжают эксплуатировать старый подвижной состав, нереконструированные депо, — отмечает старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин. — Программа модернизации поможет решить не только проблему износа общественного транспорта, но и доступности строящегося в удалении от центра жилья, роста автомобилизации. Разумеется, решение транспортных проблем будет способствовать развитию мобильности и экономической активности».
По проекту программы, госфинансирование частично будет передано в виде субсидий регионам, частично пойдет в уставный капитал ВЭБ.РФ и ГТЛК, которые и будут предоставлять транспорт в лизинг. Принять участие в реализации планируют и банки. В частности, руководители ВТБ и Сбербанка заявили об этом в совместном обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину. Будут ли банки участвовать в модернизации транспорта, пока неизвестно.
Действующие регламенты
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
В Российской Федерации законодательными документами являются:
- Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
- Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
- Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).