Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.

Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

Административная ответственность граждан это обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность гражданина – способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административного правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

1) достижение установленного законом возраста (16 лет);

2) вменяемость – нормальное состояние психической сферы человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Деликтоспособность: откуда растут ноги у понятия?

Если мы посмотрим общее значение слова «деликт», то увидим, что это правонарушение, проступок. Значит, деликтоспособность — способность нарушать чужие права и нормы законов?

Не совсем так. Каждый гражданин в обществе потенциально способен на проступок. Однако термин «деликтоспособность» подразумевает, что человек еще и может нести за этот проступок ответственность.

Да, не каждый в нашей стране может быть привлечен к ответственности за свое противоправное поведение. А кто? Чтобы разобраться с этим, нужно посмотреть, частью чего является эта самая деликтоспособность.

Изначально каждый рожденный человек обладает правоспособностью. Термин говорит сам за себя — это потенциальная способность иметь права и нести обязанности.

Оно и понятно: крепостное право было отменено в 1861 году, а сейчас мы рождаемся потенциально равными в правах (на жизнь, защиту детства и т.д.). Но почему потенциально? С этим тоже несложно: младенец просто физически не может осуществить ни одно свое право или исполнить какую-либо обязанность. А это уже, в свою очередь, означает, что у него нет дееспособности.

И вот вместе правоспособность и дееспособность дают правосубъектность — «активированную» способность быть субъектом права. Объем прав и обязанностей будет зависеть от обстоятельств жизни и свободного выбора человека: вы можете нести воинскую обязанность, если вы здоровый мужчина призывного возраста, подавать иск в суд или получать его, становиться предпринимателем и заключать сделки и многое другое.

«Но где же здесь деликтоспособность?» — спросите вы. А она просто прячется в составе дееспособности. Наличие дееспособности означает, что вы активно можете приобретать права и обязанности, осуществлять их и нести ответственность за нарушение вами чужих прав и норм закона.

Узнаёте? Активная возможность приобретения и осуществления прав и обязанностей — это сделкоспособность, а вот последнее как раз и представляет собой деликтоспособность.

Административное право

Вынужденный переселенец– гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Правалица, признанного вынужденным переселенцем:
• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Обязанностилица, признанного вынужденным переселенцем:
• соблюдать Конституцию и законы;
• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Орган исполнительной власти– государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.
Признакиоргана исполнительной власти:
• является государственным учреждением;
• вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
• наделен полномочиями государственно-властного характера;
• решает задачи, определенные государством;
• обладает соответствующей компетенцией;
• деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
• деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
• осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
• осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
• располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
• обладает внутренней организацией, структурой;
• наделен административной правосубъектностью;
• действует в пределах определенной территории;
• подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.
Административная правосубъектность(правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Как получить справку о дееспособности

Чтобы не возникло проблем с оспариванием сделки, юристы рекомендуют подстраховаться заранее. При наличии в пакете документов справки о здоровье из психоневрологического диспансера будет трудно доказать, что человек продавал квартиру, не осознавая последствий. Лучше, чтобы подтверждение было датировано как можно ближе к моменту заключения сделки. Помимо справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, продавцу стоит посетить участкового врача и взять выписку из медицинской карты.

Все эти меры не являются обязательными для заключения сделки с недвижимостью, но станут отличным подспорьем в случае, если придется доказывать свою позицию в суде. Чтобы дополнительно подстраховаться, можно провести видеозапись заключения сделки, на которой очевидно, что человек отдает себе отчет в совершаемом поступке, не находится в состоянии аффекта, трезв, адекватен и обосновывает решения.

Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

• ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

• Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

• ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

• ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

• ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

• Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Читайте также:  Очередь на эко в Самаре на 2023 год

• ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

• ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

• Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Деликтоспособность — это способность отвечать за свои действия

Административная деликтоспособность – это способность нести ответственность за действия в административном порядке. Как правило, она возникает наряду с правоспособностью гражданина. Такое положение обусловлено личным элементом, который в значительной мере присутствует в отношениях, регулируемых административным правом. В некоторых случаях представительство в административных правоотношениях запрещается, например, в случае исполнения обязанностей государственной службы. Деликтоспособность не должна смешиваться с дееспособностью гражданина, так как в этом случае идется речь не о неисполнении обязанностей или воздержании от нарушения запрета, а о негативных последствиях, возникших в результате совершенного ранее противоправного действия.

Право на обращение в органы местного самоуправления и государственной власти, за исключением суда, может реализовываться гражданами независимо от возраста. На деле такая гражданская деликтоспособность – это способность сформулировать свое обращение и донести его до должностных лиц. Тем не менее юридического значения этот критерий не имеет из-за своей неопределенности.

Административная деликтоспособность

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. 5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

и защищает права и свободы граждан. Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Административная деликтоспособность юридического лица

Деликтоспособность у работника устанавливается с вступлением в действие трудового договора за исключением работников, не достигших 18 лет, но носит исключительно ограниченный характер — с ними не могут быть заключены договора о полной материальной ответственности. В отношении остальных видов ответственности деликтоспособность наступает в соответствии с отраслевыми нормами: дисциплинарная — не ограничена, уголовная — в соответствие с с уголовным кодексом, трудовые правоотношения — с 18/21 года, административная — с 16 лет в соответствии с КоАП РФ. Для несовершеннолетних наступает полная материальная ответственность в случае причинения ущерба руководителю умышленными действиями, связана с преступлением или с совершением правонарушения в состоянии какого-либо опьянения.

С 14 лет возможно заключение трудового договора и работы в свободное от учебы время, если это не мешает физическому и нравственному развитию ребенка, при условии согласия одного из родителей и органов опеки и попечительства в письменном виде. Если работа мешает учебе, то работники могут быть отозваны. До 14 возможно заключение трудового договора с представителями ребенка (например, работа связанная с кинематографом и так далее).

Что такое административная деликтоспособность

Ответственность за проступок может появляться в связи с невыполнением определенных обязанностей в строго установленный срок. Например, ответственность за деликт в виде воинских нарушений начинаются с наступления 17 лет. Это может быть административная ответственность за отказ от прохождения медицинской комиссии, уничтожения призывных документов, связанных с постановкой на воинский учет. Такой вид ответственности не может наступить ранее по определению.

В случае юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ответственность определяется датой оформления нормативных документов и открытия права гражданина, являющегося ИП. Кроме того, ответственность дополнительно определяется уставными документами. Если контролирующая организация регистрирует представленные документы с отличием от стандартных установок, то объем деликтоспособности и сроки ответственности принимаются согласно утвержденному уставу.

Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Читайте также:  Сколько стоит услуга риэлтора при продаже и покупке квартиры?

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

  • Противоправность

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

  • Виновность

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

  • Наказуемость

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность?

Принимая во внимание отмеченную выше неоднородность АП и АД, становится очевидным, что возникают они не одновременно. Даже административная деликтоспособность, которая по общему правилу наступает с 16 лет, имеет ряд исключений.

Рассмотрим некоторые примеры наступления АП и АД:

  1. АП, связанная с такими правами, как право на жилище и медицинскую помощь, возникает с момента рождения. Эти права человек получает автоматически по факту рождения. Однако мы понимаем, что младенец самостоятельно обратиться за медицинской помощью не может. Только по достижении определенной физической и психической зрелости ребенок, в том числе малолетний, сможет обратиться к врачу. Это и будет моментом наступления его АД в данной сфере. Законодательством этот момент не урегулирован.
  2. Административная правоспособность наступает с рождения в отношении прав на занятие физкультурой и спортом, однако АД к реализации этого права наступает или в связи с достижением определенного возраста (может определяться правилами физкультурно-спортивной организации), или когда позволяют физические данные человека.
  3. АП в области образования также наступает с момента рождения. АД, связанная с получением дошкольного образования, наступает в возрасте 2 месяцев, а начального общего — с 6,5 года (закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Достижение указанного возраста предоставляет возможность получать образование.

ВАЖНО! АП и АД юридического лица возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о его создании и заканчиваются после внесения в реестр записи о прекращении его деятельности.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *