Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное законодательство: что изменилось в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.
Как резидентам распоряжаться наличными
Изначально расчет наличными средствами по импорту и экспорту был под запретом. Новое Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 № 2433 разрешило три новых способа расчетов:
Первый способ. Осуществлять расчеты с иностранными поставщиками по внешнеторговым договорам. И не зачислять деньги на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, и на счета резидента, открытые в уполномоченном банке.
Второй способ. Вносить деньги в зарубежных банках в счет предстоящих импортных поставок.
Третий способ. Задекларировать ввозимые на территорию России наличные средства. Сделать это нужно не позднее 30-го рабочего дня со дня ввоза, либо не позднее 30-го рабочего дня со дня их получения от нерезидента на территории России нужно:
- Продать наличную валюту в любом банке по курсу ЦБ и получить на руки выручку уже в российских рублях. После их можно зачислить на счет резидента в уполномоченном банке.
- Внести на свой счет в соответствующей валюте в уполномоченном банке.
- Внести наличные в свою кассу в установленном порядке. В отличии от работы с российскими поставщиками, при расчетах с нерезидентами по одной сделке нет никаких ограничений, можно вносить любой размер наличности в кассу фирмы.
- Принести сопроводительные документы, поясняющие все операции с наличной валютой в уполномоченный банк, где открыт номер контракта. Документация оформляется по правилам делового оборота страны, где была получена валюта.
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
Что такое валютный контроль, и как он изменился в 2022 году
На такой случай в Кнопке есть отдельная команда, которая сопровождает валютные сделки и помогает пройти контроль. Как именно?
- Проверяет сделку на соответствие закону и вносит правки.
- Ставит контракт на учёт и берёт на себя общение с валютным контролем.
- Готовит платёжки и документы для зачисления.
- Следит за суммой по контракту и предупреждает о превышении.
Что делать, если не уложился в 15 дней?
Если по каким-то причинам, например, из-за задержки оформления документов, вы не можете вовремя идентифицировать поступившие денежные средства, лучше вернуть ошибочно зачисленные денежные средства отправителю.
Если же деньги не приходят вовремя из-за границы, можно расторгнуть договор с иностранной компанией и представить в банк документы о расторжении сделки.
Штрафы – повод заранее «подстелить соломки»: работая с компанией-нерезидентом, пропишите в документах даты и срок оплаты, предоставления первичных документов, а также пени/штрафы за несвоевременную оплату или оказание услуг. И помните, что нельзя пренебрегать нормами валютного законодательства. За их несоблюдение предусмотрены огромные штрафы, особенно за повторные нарушения, а избежать наказания не удается никому.
Материалы по теме:
Правовые основы валютного контроля.
Понятие валютного контроля необходимо рассматривать в двух аспектах. В широком аспекте валютный контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение государственных интересов в валютных правоотношениях. В узком аспекте под валютным контролем понимается деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.
Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:
– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:
1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.
В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.
Валютный контроль является одной из основополагающих функций государственного управления и видом государственного финансового контроля.
Валютный контроль, как и финансовый контроль в целом, осуществляется в целях реализации государственной валютной политики, представляя собой особый вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль рассматривается в нескольких аспектах.
Во-первых, валютный контроль является одной из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений на предмет выявления случаев отклонения от выполнения предписаний государства. Контроль представляет собой проверку, а также наблюдение с целью проверки, проверку деятельности кого- или чего-либо, наблюдение за кем- или чем-либо с целью проверки, что характеризует контроль как функцию государственного управления.
Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
В-третьих, валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Посредством валютного контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников валютных правоотношений. Это позволяет оценивать результаты реализации норм валютного права и проводить их корректировку.
В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.
Документы в банк для валютного контроля
Точный перечень документации для осуществления контроля при обороте валюты будет зависеть от вида сделки или операции, статуса их участников:
- паспорта физических лиц;
- доверенности на представителей;
- регистрационная документация юридических лиц и ИП (лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельство ИНН, приказ о назначении руководителя, иные обязательные идентификаторы);
- лицензии и разрешения на совершение сделок, если это требуется по закону (например, это требуется для импорта или экспорта товаров двойного назначения);
- документы о таможенном декларировании;
- договорная документация (контракты, договоры, акты, инвойсы и т.д.);
- паспорт сделки (для разовых операций это требуется не всегда);
- иные документы, предусмотренные для совершения отдельных видов операций и сделок.
Иностранный счет – законы и определения
Читатели нашего портала часто задают вопросы о налоговом и валютном законодательстве России, что влияет на выбор страны для открытия счета за границей и государства налогового резидентства:
- Когда резидент РФ не обязан отчитываться по своим счетам за границей?
Когда он утрачивает статус налогового резидента РФ, т. е. проживает за границей более 183 дней в году.
- Какой штраф будет за неуплату налогов по иностранному счету и неподачу декларации?
Штраф за неуплату налога может попадать под административный или налоговый кодекс, что влияет на сумму штрафа – 75-100% от суммы незаконной валютной операции (п.1 ст.15.25 КоАП РФ); 40% в случае умышленно не уплаченного НДФЛ (п.3 ст. 122 НК РФ).
- Кто считается валютным резидентом РФ и как это влияет на налоги и штрафы?
Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году
Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.
При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.
Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.
К 2024 году планируется полная отмена репатриации для сырьевых контрактов в рублях
Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.
Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.
В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:
- начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
- с 1 января 2021 года – не более 30%;
- далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.
IV. «Иди с этим в банк»
Далее резидент обращается в банк, где контракт стоит на учете, и подает заявление о снятии его с учета.
Это возможно сделать и в том случае, когда контракт не исполнен сторонами, но прекращен (п. 6.1.5 Порядка учета договоров, утв. Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).
При этом одновременно с заявлением о снятии с учета контракта резидент должен представить в банк справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (п. 6.3 Порядка учета договоров). Это те документы, о которых мы говорили выше (уведомление и подтверждение его доставки), их можно сопроводить письменными разъяснениями для банка по поводу сложившейся ситуации.
В свою очередь, банк не позднее двух рабочих дней после даты представления резидентом заявления и необходимых документов должен проверить сведения и принять решение о снятии с учета контракта либо об отказе в снятии с учета контракта (п. 6.4 Порядка учета договоров). Если принято решение об отказе, банк обязан проинформировать резидента о причине отказа, причем мотивом могут быть только:
- непредставление резидентом в банк необходимых для снятия с учета контракта документов;
- представление документов, не содержащих необходимых сведений, подтверждающих указанное резидентом в заявлении основание для снятия с учета контракта;
- отсутствие в банке информации, достаточной для снятия с учета контракта.
В справке ожидаемый срок указывается в 11 графе. Заполняется данная графа исходя из данных, указанных в договоре.Это крайний срок, в который нерезидент обязан выполнить свои обязательства, либо срок истечения обязательств. При указании данного срока к нему следует прибавить срок, необходимый для ввоза товара в РФ.
Если в договоре конкретный срок не предусмотрен, то его должен вычислить резидент. Дата, указанная в 11 графе не должна быть выше, чем дата, указанная в 3 графе 3 раздела Паспорта сделки.
В документах, подтверждающих совершение операции, данная дата определяется по условиям, в которых данный контракт выполнялся. Указываться время должно не ранее, чем то, что указано в договоре. В противном случае перевод уже будет рассматриваться как просрочка.
Важно! При несоблюдении налогового законодательства, счет нарушителя могут заблокировать.
Перевод в валюте дружественных стран
Многие банки сегодня не осуществляют переводы в долларах и евро и в качестве альтернативы предлагают переводы в валютах дружественных стран.
Недавно запустили переводы в юанях в Китай Альфа-Банк и ВТБ.
В ВТБ также действуют трансграничные переводы для 10 дружественных стран ближнего и дальнего зарубежья. До конца года банк планирует увеличить их число до 20.
Росбанк после приостановки переводов в некоторых иностранных валютах (в евро и долларах) также сообщал клиентам о возможности переводить деньги в юанях в Китай. Кроме того, в банке доступны переводы в армянских драмах и белорусских рублях.
В Сбере можно совершить перевод в рублях по номеру телефона в 10 стран, среди них Абхазия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Приднестровье, Сербия, Таджикистан, Узмебкистан и Южная Осетия.
1. Возможность переводить за границу валюту, в том числе доллары США и евро, осталась.
2. Банки при совершении таких операций могут запрашивать дополнительную информацию у клиента, например, документы, подтверждающие родство с получателем или расписку о происхождении средств и цели перевода. Сроки переводов могут быть увеличены.
3. Если вы не нашли нужной вам страны в списке доступных для перевода, можете попробовать отправить деньги через банк-посредник. Для этого следует обратиться в нужный вам иностранный банк, он предоставит реквизиты российского банка-посредника. В назначении перевода нужно указать имя получателя и номер его счета в иностранном банке. Стоит иметь в виду, что в банк-посредник можно отправить только рубли, но затем они могут быть конвертированы в валюту счета получателя в иностранном банке.
4. Также важно понимать, что условия меняются очень быстро. Стоит уточнить актуальные условия банка или платёжной системы, услугами которых вы собираетесь воспользоваться.
Информация актуальна на момент публикации.