Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.
Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.
Кaк cэкoнoмить пpи oплaтe ycлyг peгиcтpaции
Чтoбы пoлyчить cкидкy пpи oплaтe гocпoшлины, для пepeвoдa cpeдcтв иcпoльзyйтe Eдиный пopтaл гocyдapcтвeнныx, мyниципaльныx и peгиoнaльныx ycлyг. Taк вы coкpaтитe cвoи pacxoды нa 30%. Ecли пepeвecти в дeнeжный эквивaлeнт, выплaтa cнизитcя c 2 000 pyблeй дo 1 400 pyблeй. Кpoмe экoнoмии дeнeг, вы cмoжeтe coкpaтить пepиoд oфopмлeния oплaты и выдaчи квитaнции — c 9 днeй дo 1 paбoчeгo дня.
Бeз гocпoшлины пepeдaютcя в coбcтвeннocть yчacтки:
✒ гocyдapcтвeннoгo и мyниципaльнoгo влaдeния;
✒ пpeднaзнaчeнныe для ceвepнoгo oлeнeвoдcтвa;
✒ нa тeppитopии peгиoнoв, кoтopыe вcтyпaют в cocтaв PФ (пpимep – Pecпyбликa Кpым);
✒ мaлoимyщим гpaждaнaм;
✒ opгaнaм гocyдapcтвeннoй влacти;
✒ пpeдcтaвитeльcтвy цeнтpaльнoгo бaнкa PФ.
Taкжe, oт yплaты гocпoшлины ocвoбoждaютcя coбcтвeнники, кoтopыe вынyждeны пpoxoдить пpoцeдypy peгиcтpaции зeмeльнoгo yчacткa из-зa измeнeний и внeceния пoпpaвoк в зaкoнoдaтeльcтвo.
Сроки регистрационной процедуры
Так как регистрационные действия входят в состав государственных услуг, сроки оформления прав на землю регламентируются на федеральном уровне. Согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ, продолжительность регистрационной процедуры определяется следующим образом:
- семь рабочих дней – при подаче документов напрямую в службу Росреестра;
- девять рабочих дней – при обращении правообладателя в Многофункциональный центр;
- три и пять рабочих дней соответственно, если на регистрацию поступают документы по сделкам, прошедшим нотариальное удостоверение (например, при оформлении прав на землю по итогам наследственной процедуры).
Нюансы регистрационных действий на землю
Одновременно с регистрацией прав на участки могут возникать специфические нюансы и сложности, которые нужно учитывать заявителю. Выделим наиболее распространенные проблемные ситуации, которые могут возникать на стадии регистрации:
- если ранее на земельный участок были зарегистрированы ограничения или обременения, они сохранят свою силу, если иное не предусмотрено законом или соглашением;
- регистрация перехода прав на землю, при наличии зарегистрированного обременения в виде залога, допускается только при условии согласия залогодержателя;
- одновременно с регистрацией прав на землю могут проводиться аналогичные действия с объектами капитального строительства, размещенными на участке (например, регистрационные действия могут проводиться одновременно для жилого дома и участка под ним).
Необходимые документы
Для регистрации прав собственности для каждого конкретного случая нужен свой пакет документов, но есть и общая документация, которую предоставляют в регистрационный орган:
-
Поводом для возникновения права владения, распоряжения или аренды земли на основании сделок:
- Купли-продажи участка.
- Передача государственной земли для приватизации по соответствующему акту.
- По праву наследования, дарения или возмездной мены.
- Бессрочной аренды у органов местной власти.
- Кадастровые данные об участке. Если работы не проведены, и земля не числиться в общем реестре, то необходимо заказать эти работы с выездом инженера на местность. По результатам его работ будет оформлен паспорт на участок, составлен план на местности и межевание. Готовый и новый кадастровый план с указанием индивидуального унифицированного номера земельного надела – обязательное требование для регистрации права собственности на конкретный участок.
- Само заявление собственника с просьбой о проведении регистрационных действий.
- Квитанция об оплате государственной пошлины. Стоимость услуг для физических лиц – 2200 тыс. рублей, для юридических – 22 000 тысячи.
В отдельных конкретных случаях могут понадобиться дополнительный пакет документации, например, справки о наложенных ограничениях или сервитуте местными органами власти. Также может понадобиться справка о виде разрешенного использования на весь участок или его долю.
Регистрация и оформление земельного участка
Перед тем как обращаться, заранее ознакомьтесь с основаниями, указанными выше, которые необходимы для обращения в регистрирующий орган. Без наличия оснований процедура регистрации невозможна. Убедившись в правоспособности, разберемся куда обращаться, как писать заявление, какая документация необходима.
Если вы выкупили или получили землю от муниципалитета, то порядок будет немного отличаться лишь в сроках и месте обращения. Обратиться в таком случае надо в органы МСУ, с соответствующим заявлением, которое помогут составить сотрудники, основной список документов указан выше. Касательно госпошлины при переоформлении (оформлении прав) она составит 350 рублей, а при регистрации прав — 2 тыс. рублей для физического лица и 22 тыс. рублей для юридического (согласно ст. 333.33 НК РФ). Для регистрации перехода права собственности не обязательно обращаться к профессиональному юристу. Чтобы осуществить данную процедуру самостоятельно, достаточно изучить данную тему и обратиться в регистрирующий орган лично, где при непонимании отдельных аспектов всё будет разъяснено.
Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав
Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.
Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.
В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра.
Возможные проблемы при прохождении
Заявителю могут отказать в получении свидетельства, либо приостановить этот процесс. И это может быть сопряжено с несколькими факторами, сейчас их разберем.
- У гражданина не достаточно прав на земельный участок как у правообладателя.
- Предоставленный пакет документов подписан неуполномоченным субъектом.
- Сделка или документ, являющиеся основанием для инициации процедуры судом признаны ничтожными.
- Право собственности на конкретный земельный участок не подлежит регистрации.
- Акт госоргана или местной администрации признан недействительным со времени его издания в силу действующего закона на текущий период времени.
- Правообладателем не было подано заявление на перерегистрацию прав на основании ранее возникших полномочий.
- Территориальные границы пересекаются с чужим участком.
- Выявлены сведения о наличии обременений, ограничений в использовании угодий.
- Иные причины.
Решение об отказе или о приостановке процесса принимается регистрирующим органом, им же и озвучивается истинная причина. На устранение препятствия проведения данной процедуры отводится 6 месяцев, за это время нужно все исправить и инициировать процесс заново.
Гражданам в перерегистрации прав могут отказать на основании следующих причин:
- В акте не указано само право на землю.
- Невозможно определить вид разрешенного использования.
- В соответствии с законом, такой участок не мог предоставляться в частную собственность.
Какие документы нужны?
Стандартный перечень документов:
- заявление, образец которого есть в отделении Росреестра;
- паспорт заявителя (при его личной подаче);
- доверенность на представителя (если документы подает не сам заявитель);
- квитанция о том, что оплачена госпошлина;
- кадастровый план;
- договор – основание для госрегистрации (купли-продажи, обмена, дарения), нотариально заверенный;
- документы от продавца или лица, который отчуждает свой участок в пользу другого (паспорт, свидетельство о наследовании);
- акт приема-передачи земли.
Если необходимо зарегистрировать землю, доставшуюся заявителю по наследству, ему следует подать такие документы:
- заявление;
- документ, подтверждающий наследование имущества;
- выписку из кадастрового плана;
- паспорт заявителя (или доверенность);
- чек об уплате госпошлины.
Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.
Звоните, будем решать:
Чтобы зарегистрировать права собственности на недвижимость, хозяин имущества должен подготовить некоторый пакет документов. Его составляющие напрямую зависят от способа приобретения прав собственности. Приблизительный пакет документов можно определить таким:
- удостоверение личности;
- справка с пропиской;
- правоустанавливающие документы на недвижимость;
- кадастровый паспорт (необязательно).
Если гражданину нужно получить повторное свидетельство о правах собственности, то за него придется платить. Чек, указывающий на факт оплаты пошлины за операцию, прикладывается к заявлению установленной формы.
Отказ в регистрационных действиях в оформлении прав на землю можно получить в нескольких случаях
- Объект земельных прав не является таковым.
- Заявление на проведение регистрационных действий подало не имеющее на это право лицо.
- Акт передачи земли местной власти признан недействительным.
- Выдачей правоустанавливающего документа занималось неуполномоченное лицо.
- Не были представлены ограничения на пользование землей, зарегистрированные в реестре.
- Лицо, подающее заявление на регистрацию, не наделено этим правом.
- Собран неполный пакет документации, или они не отвечают установленным требованиям Законодательства.
- На тот же участок были поданы документы на регистрацию прав другим лицом, что привело к противоречивости ситуации.
В пятидневный срок регистратор высылает уведомление с указанием причин отказа, которые он имеет право обжаловать.
Регистрация прав на землю
Система регистрации прав на землю как вид недвижимости призвана выполнять несколько функций. Главные из них – укрепление прав на землю и обеспечение их публичной достоверности, гарантирующее добросовестному приобретателю защиту от претензий со стороны заинтересованных лиц, если при совершении сделки купли-продажи земли он полагался на акт регистрации, произведенный уполномоченным органом.
Достоверным доказательством существования у правообладателя права на недвижимость (земельный участок в т. ч.) служит документ о зарегистрированном праве.
В соответствии со статьей 131 «Государственная регистрация недвижимости» государственная регистрация прав на землю необходима для следующих предусмотренных Земельным кодексом прав на земельные участки: права собственности, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного пользования, сервитутов.
Регистрация права собственности на землю ─ вчера и сегодня
Особый интерес для значительной части населения представляет регистрация права собственности на землю. За период с января по сентябрь 2014 г. в России оно было зарегистрировано 4,77 млн. раз.
Долгое время ─ почти все XX столетие ─ в этом не было никакой необходимости, хотя еще в XVI веке для описания земель было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ. А прообразом Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним стала Поместная изба ─ учреждение, в ведении которого находилась в т. ч. носившая обязательный характер регистрация всех изменений прав собственности.
Этот исторический опыт долгое время был не востребован. Но в конце XX столетия необходимость в государственной регистрации прав на землю возрождается. В соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждый собственник земельного участка должен был получать регистрируемое в регистрационной (поземельной) книге свидетельство о праве собственности на землю. В начале декабря того же 1993 года издается еще один президентский Указ ─ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», давший старт созданию единой системы регистрации и оформления документов о правах на недвижимость.
Организация ведения земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость возлагалась на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. С 1 января 2005 года к осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории страны приступили центральный аппарат и территориальные органы Федеральной регистрационной службы.
Особенности государственной регистрации прав на земельные участки
Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
2.1) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок образован в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее — земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном. Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
Обязательными приложениями к документам, представляемым на регистрацию являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее — исходный земельный участок). Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
3) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
3.1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены:
1) заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
2) соглашение об образовании общей долевой собственности на такой земельный участок.
3.2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.
4. Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.
5. Одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
6. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. В случае если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
7. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения прав на такие земельные участки.
8. Размер земельной доли может быть определен в виде простой правильной дроби или иным способом, предусмотренным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Оформление пустующей земли в частную собственность
Это довольно трудный процесс, который может занять много времени. Проще и быстрее всего будет найти владельцев бесхозной территории или их наследников, и договориться с ними о купле-продаже.
Если найти собственников не представляется возможным, стоит обратиться в локальные органы управления. Там должны находиться сведения обо всех территориях, относящихся к выбранному учреждению.
Если же владельцев так и не нашли, обращайтесь в районные органы управления. Не будет лишним приложить к письму ксерокопии бумаг, которые подтверждают поиск собственников – они упростят процесс получения земли.
После этого подавайте на рассмотрение следующие документы:
- Генеральный план территории (из БТИ).
- Заявление о передаче земли в вашу собственность.
- Геодезический план (берется в геодезической компании).
- Кадастровый паспорт.
- Акт о временном владении.
Ожидайте ответа в течение 3 месяцев. Если он будет положительным, вы можете в описанном выше порядке подавать заявление и документы на регистрацию.
Госпошлина за регистрацию права собственности для физических лиц составляет 2 тыс. руб. (в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
Размеры госпошлины за регистрацию права собственности зависят от вида регистрационных действий, объекта недвижимости и от того, кто платит пошлину — физическое или юридическое лицо. Для последних ставки выше. При приобретении права в общей долевой собственности пошлину платит каждый владелец в зависимости от размера своей доли.
Государственная пошлина за регистрацию права собственности недвижимого имущества по договору купли-продажи, дарения или мены составляет:
- для физических лиц— 2 тыс. руб.;
- для юридических лиц — 22 тыс. руб.
Государственная регистрация ипотеки, включая внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости:
- для физических лиц — 1 тыс. руб.;
- для юридических лиц — 4 тыс. руб.
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве:
- для физических лиц — 350 руб.;
- для юридических лиц — 6 тыс. руб.
Государственный контроль за проведением землеустройства
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1061 утверждено Положение о контроле за проведением землеустройства.
Контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.
Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (с 1 марта 2009 г. — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), а также внеплановых проверок.
Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства, на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.
При проведении контроля могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.
В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.