Нужно ли согласовывать инструкции по охране труда с профкома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли согласовывать инструкции по охране труда с профкома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

В каких случаях работодатель принимает решения с учетом мнения профсоюзного органа или по согласованию с ним?

Коллективным договором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

Трудовой кодекс предусматривает, что с учетом мнения выборного органа решаются следующие вопросы:

введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

рассмотрение вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. ст. 82, 373 ТК);

проведение аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 ТК).

привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99 ТК);

определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113 ТК);

установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК).

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);

установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК);

установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

увеличение продолжительности вахты до месяцев (ст. 299 ТК);

утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (ст. 348.1 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников решаются следующие вопросы:

установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

применение систем нормирования труда (ст. 159);

принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Особого порядка учета мнения представительного органа работников Трудовой кодекс не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК РФ.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

Статьей 374 ТК РФ установлены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (действующая редакция)

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Виды локальных нормативных актов, которые требуют обязательного учета мнения профсоюза

Определение понятия «локальный нормативный акт» следует из части 1 ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт организации3 – это акт, содержащий нормы трудового права, принятый работодателем4 в пределах своей компетенции в соответствии с:

  • трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
  • коллективными договорами, соглашениями.

На практике часто возникают споры об отнесении тех или иных документов, формирующихся в организации, к ЛНА. Для правильного определения необходимо исходить из понятия нормативности акта:

  • то есть документ должен
    • устанавливать какие-то нормы и правила для неограниченного круга работников организации;
    • быть рассчитан на постоянное применение (до его отмены);
  • отличительным признаком локального нормативного акта является и порядок его принятия, утверждения.

Путаница часто случается между понятиями «локальный нормативный акт» и «распорядительный акт». Главное отличие распорядительного акта – это наличие конкретного адресата данного акта, его нераспространение на всех работников предприятия.

Согласно ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии ЛНА учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Анализ норм ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что в обязательном порядке мнение профсоюза учитывается при принятии:

  • перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ). Указанный перечень может быть принят и как отдельный локальный акт, и как приложение, например, к «Положению о ненормированном рабочем дне»;
  • графика сменности (ст. 103 ТК РФ). Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору;
  • графика отпусков (ст. 123 ТК РФ) – такой документ обязателен для каждой организации;
  • локального акта, регулирующего вопрос о разделении рабочего дня на части, – на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Общая продолжительность рабочего времени в таком случае не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ). Данный вопрос, как правило, отражается в «Правилах внутреннего трудового распорядка»;
  • ЛНА, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135, 144 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ); а также конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК РФ) и конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
  • локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
  • Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) – такой ЛНА должен быть принят в каждой организации;
  • локального акта, регулирующего формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ч. 3 ст. 196 ТК РФ);
  • правил и инструкций по охране труда для работников (ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
  • при определении порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ). Как правило, все вопросы данного порядка группируются в отдельный ЛНА. В нем же предусматривается и возможность увеличения (или фактическое установление) продолжительности вахты до 3 месяцев, которое возможно только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 299 ТК РФ);
  • графика работы на…
Читайте также:  Ежемесячные денежные выплаты инвалидам 3 группы в 2023 году

Локальные акты и их виды

Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.

К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.

Противопожарная инструкция — деятельность нескольких подразделений и служб. Ее утверждение проходит в несколько этапов для полноты и раскрытия всех моментов. Всем отделам компании необходимо кооперировать усилия для создания безопасных условий на предприятии и экстренного реагирования в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

При введении новых норм в действие или изменении прежних правил следует проводить внеплановый противопожарный инструктаж.

В соответствии со ст. 8, 371, 372, 373 Трудового кодекса РФ работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором либо принятые без учета мнения (согласования) представительного органа работников, являются недействительными и не подлежат применению с момента их принятия.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ учет мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации требуется относительно следующих решений:

    в случае сокращения численности или штата работников организации работодатель обязан в письменной форме сооб­щить об этом профкому не позднее, чем за два месяца до на­чала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работни­ков может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответству­ющих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).

увольнение работников, являющихся членами профсоюза в случаях:

сокращения численности или штата работников;

недостаточной квалификации, подтвержденной результа­тами аттестации (в состав аттестационной комиссии в обяза­тельном порядке включается член комиссии от профкома) (ч. 2 ст. 81 и ч. 3 ст. 82 ТК РФ);

неоднократного неисполнения работником без уважитель­ных причин трудовых обязанностей, если он не имеет дисциплинарного взыскания.

  • о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч.3 ст.99;
  • в случае составления графиков сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 3 ст. 103 ТК РФ);
  • о разделении рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст.105);
  • о привлечении к работам в праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч.5 ст.113;
  • установление порядка и условий предоставления ежегод­ных дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2, ст. 116 ТК РФ);
  • об утверждении графика отпусков (ст.123);
  • о введении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу (ст.135);
  • об утверждении формы расчетного листка (ст.136);
  • об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144);
  • об установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.147);
  • об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст.154);
  • о введении и применении систем нормирования труда (ст.159);
  • о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162);
  • о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст.180);
  • об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст.190);
  • снятие в течение года дисциплинарного взыскания с ра­ботника — по ходатайству профкома (ч. 2 ст. 194 ТК РФ);
  • рассмотрение работодателем заявления профкома о на­рушении руководителем структурного подразделения, его за­местителя трудового законодательства и иных актов, содержа­щих нормы трудового права, условий коллективного договора (ч.1 ст. 195 ТК РФ);
  • об определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст.196);
  • реализация основных направлений государственной по­литики в области охраны труда обеспечивается согласованны­ми действиями работодателя и уполномоченных работниками представителей от профсоюзного комитета (ч. 2, ст. 210 ТК РФ);
  • решение об увольнении по инициативе работодателя пред­седателя и заместителей председателей профкомов, в том числе структурных подразделений не ниже цеховых, не осво­божденных от основной работы — только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсо­юзного органа (ч. 1, ст. 374 ТК РФ);
  • рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комис­сии по трудовым спорам и в судах (ст. 388 и ст. 391 ТК РФ);

Отказ работодателя учесть мнение профкома при принятии им локальных нормативных актов является основанием для на­чала коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).

Итак, далее рассмотрим 5 основных документов, которые в обязательном порядке до введения их в действие должны быть согласованы с профсоюзным органом или представителем трудового коллектива организации.

В графике отпусков работодатель определяет, когда сотрудники будут отдыхать. Компания планирует только ежегодные и дополнительные отпуска. В график отпусков не включают отпуска без сохранения заработной платы, учебные и по уходу за ребенком.
Трудовой кодекс указывает только на крайний срок, когда утверждать график, – не позднее чем за две недели до нового календарного года. Поэтому компания вправе утвердить график и раньше. На утверждаемом графике отпусков проставляйте отметку о согласовании документа с выборным органом первичной профсоюзной организации (ст. 123 ТК). Если его нет, рекомендуем сделать отметку: «На момент утверждения графика отпусков представительный орган работников отсутствует».

Правила внутреннего трудового распорядка – обязательный локальный акт, который компания утверждает с учетом мнения представительного органа работников (ст. 190 ТК). До утверждения акта работодатель направляет его проект в профсоюз. Он обязан представить мотивированное мнение в течение пяти рабочих дней.
Когда мнение профсоюза отрицательное либо содержит предложения по документу, работодатель соглашается с поправками или в трехдневный срок проводит с выборным органом консультацию. Если разногласия не устранили, то стороны оформляют протокол разногласий. Работодатель вправе утвердить локальный акт, даже если стороны не достигли единого мнения. В этом случае профсоюз может обжаловать документ в трудовой инспекции или суде (ст. 372 ТК).

При приеме на работу новых работников работодатель обязан проводить вводный инструктаж по охране труда. Для этого компания разрабатывает программу и инструкцию проведения вводного инструктажа по охране труда. Принимать их необходимо с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если его нет, то согласовывать документы нужно с другим уполномоченным работниками органом (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК).
В программе работодатель отражает план по проведению вводного инструктажа с работниками. На ее основании компания создает подробную инструкцию. В ней описывает деятельность компании, вредные и опасные производственные факторы, льготы и компенсации, средства индивидуальной и коллективной защиты и др.

Известить профсоюз о сокращении работодатель обязан дважды. Уведомить следует профсоюз вне зависимости от того, подпадают под сокращение члены профсоюза или нет. Вначале компания письменно сообщает выборному органу первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении и о возможном расторжении трудовых договоров с работниками не позднее чем за два месяца или в другой установленный срок (ч. 1 ст. 82 , 292, 296 ТК).
Второй раз компания получает мотивированное мнение выборного органа об увольнении работников – членов профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК). Поэтому в первом случае вы только сообщили в профсоюз о возможном увольнении в связи с сокращением, а во втором – запрашиваете мнение насчет увольнения конкретного члена профсоюза.
Уволить члена профсоюза можно не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК).

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме всех сотрудников о составных частях выплаты. Для этого компания обязана разработать форму расчетного листа, согласовать и утвердить ее с выборным представительным органом (ст. 136, 372 ТК).
В расчетном листе отразите, за какой период выплачиваете заработную плату. Включите в документ все начисления: оплату отпуска, суммы по больничному листу, премии, различные виды доплат, надбавок, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты зарплаты и др. Также в форме расчетного листа отразите удержания: НДФЛ, алименты и пр. Итоговой строчкой в расчетном листе должна быть информация об общей денежной сумме, которую получит сотрудник.
Расчетные листы выдавайте только тем, с кем заключили трудовой договор. По договорам гражданско-правового характера такой документ не делайте. Расчетные листы вы можете оформлять на бумаге и в электронном виде (письмо Минтруда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560).

Читайте также:  Как ругаться, чтобы не получить статью за оскорбление

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в профсоюзный комитет, представляющий интересы всех или большинства работников.

Профсоюзный комитет не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение профсоюзного комитета не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован первичной профсоюзной организацией в государственную инспекцию труда или в суд, а профсоюзный комитет имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в соответствии с гл. 61 Трудового кодекса РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы обязана в течение 1 месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Ключевые проблемы :
Зачем нужна инструкция о мерах пожарной безопасности?
Что должно быть в инструкции?
Какие особенности учесть при разработке инструкции?

Зачем нужна инструкция о мерах пожарной безопасности

Организацию работы по предотвращению пожаров на предприятии нужно начинать с обучения работников мерам противопожарной безопасности. Один из методов обучения – это инструктаж. Чтобы его провести, нужно разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (далее – Инструкция). Ее составляют на основе Правил противопожарного режима в России1 и других нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В Инструкции фиксируют порядок предотвращения пожара и обеспечения безопасности персонала, а также условия для успешного тушения пожара.

Документ разрабатывает специалист по пожарной безопасности, председатель пожарно-технической комиссии или другой сотрудник, ответственный за пожарную безопасность предприятия. Инструкцию нужно утвердить у руководителя и согласовать со службой охраны труда.

Предупреждает Ольга ИСАКОВА, юрист юридической фирмы RBL (Самара)
Инструкция по пожарной безопасности должна быть в любой организации. За ее отсутствие грозит (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ):
— должностным лицам – штраф от 6000 до 15 000 рублей;
​- организациям – штраф от 150 000 до 200 000 рублей.

Что должно быть в инструкции

Инструкции бывают нескольких видов:

  • общеобъектовые (для всего предприятия);
  • для отдельных зданий, сооружений, производственных процессов;
    для обеспечения безопасности при временных работах (огневых, строительных и т. д.).

Правило 4. Составляйте ПВТР с учетом требований законности

Категорически запрещено прописывать в ПВТР условия, противоречащие законодательству. Запрещено ухудшать положение работников.

Пример: неправомерно прописывать в ПВТР, что при приеме на работу физическое лицо обязано предоставить работодателю ИНН, так как это будет противоречить нормам ст. 65 ТК РФ. Перечень документов, поименованный здесь, закрыт и расширительному толкованию не подлежит.

Также неправомерно устанавливать в ПВТР штрафы. Работодатель не имеет право самостоятельно определять виды дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 192 ТК РФ к работнику можно применить только следующие виды взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Согласование с профсоюзом локального нормативного акта

  • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
  • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
  • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
  • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
  • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
  • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
  • Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
  • Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
  • Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
  • Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
  • Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
  • Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
  • •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.

Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:

  • Для граждан – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц – 6-15 тысяч рублей; • ИП (без юр. лица) – 20-30 тыс. руб.;
  • Юридических лиц – 150-200 тысяч рублей. На предприятиях, работающих в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа увеличивается. Для граждан – до 4 тыс. руб., должностных лиц – 15-30 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – 30-40 000 рублей, юр. лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

Кто разрабатывает и кто утверждает инструкции по охране труда

Поэтому запрашивать мнение профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, работодатель не обязан*.

Однако если в профсоюзе состоит большинство работников и он имеет право выражать свое мнение при принятии локальных нормативных актов, соблюдение установленной процедуры крайне важно, поскольку ее нарушение влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению**.

Решения работодателя, принятые по согласованию с представительным органом работников, могут иметь место особенно в случаях, когда они тесно связаны с условиями коллективного договора, например, при принятии правил внутреннего трудового распорядка, положения о системе премирования. Мой совет администрациям предприятий, учреждений, организаций – не забывайте, что именно вы обладаете реальной властью на предприятии и то, каким будет коллективный договор на будущий год, зависит только от Вас.

Внимательно изучайте каждый пункт коллективного договора, даже если в новом проекте коллективного договора в редакции профсоюза, все новшества будут специально для Вас выделены, к примеру, жирным шрифтом, другим цветом и т.п. Когда я оказывал услуги одной организации по проведению правового анализа проекта коллективного договора, мне был представлен коллективный договор 2009, проект коллективного договора 2010 в редакции работодателя и проект коллективного договора 2010 в редакции профсоюза.

О читайте подробнее по ссылке.

Кроме этого, на локальном акте отводится место для подписи составителя документа и виз согласования. При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения документа».

Обычно локальный акт утверждается приказом или распоряжением, на который и делается ссылка в данном реквизите. Также локальный нормативный акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Издание приказа об утверждении в данном случае не обязательно. Подробности в материалах Системы Кадры: 1.Ответ: Как поступить, если профсоюз принял положительное мотивированное мнение о локальном акте организации И.И.

Шкловец Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа.

Подробности в материалах Системы Кадры: 1.Ответ: Случаи, когда организация обязана учесть мнение профсоюза : , , , , , , Случаи, когда организация обязана учесть мнение профсоюза Основание Принятие локальных нормативных актов () Рабочий день, смена Разделение рабочего дня на части (на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня) Введение и отмена режима неполного рабочего дня при угрозе массового увольнения сотрудников ч. , ст. 74 ТК РФ Определение перечня должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем ** Составление графика сменности ** Отпуск Определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков, самостоятельно устанавливаемых работодателем в локальном нормативном акте Утверждение графика отпусков Оплата труда Принятие локальных

Как утвердить положение об аттестации работников?

Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) вправе принимать локальные нормативные акты (ЛНА), содержащие нормы трудового права. Такие ЛНА принимаются работодателем в соответствии с предоставленной компетенцией, положениями нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также действующими (у данного работодателя) коллективными договорами, соглашениями.

Об участии профсоюза

В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо действующими у данного работодателя ЛНА, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (в общем случае — выборного органа первичной профсоюзной организации), — например, положением об аттестации.

Отметим также, что действующим у данного работодателя коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие ЛНА (в том числе регламентирующих порядок проведения аттестации работников) по согласованию с представительным органом работников.

Таким образом, принятие работодателем положения об аттестации возможно либо с учетом мнения представительного органа работников, либо по согласованию с таким органом.

Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии ЛНА определен ст. 372 ТК РФ и предусматривает следующее.

Перед принятием ЛНА работодатель обязан направить соответствующий проект и обоснование по нему в представительный орган работников, представляющий интересы всех (или большинства) работников организации. На титульном листе проекта оформляется (помимо прочих) реквизит «Отметка об учете мнения представительного органа работников»[1].

Представительный орган работников не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта направляет работодателю письменное мотивированное мнение по проекту. С получением от представительного органа работников выраженного в мотивированном мнении согласия с проектом работодатель вправе принять последний.

Если мотивированное письменное мнение не содержит согласия с проектом ЛНА либо содержит предложения по его совершенствованию, то работодатель может либо согласиться с этим мнением, либо обязан (в течение трех дней после его получения) провести дополнительные консультации с представительным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. Если же по истечении трех дней сторонам консультаций не удастся достичь согласия по совершенствованию проекта, то об имеющихся разногласиях оформляется протокол, после чего работодатель вправе принять ЛНА.

Читайте также:  Ветеран труда республики коми как получить в 2021 году

В свою очередь, представительный орган работников вправе обжаловать принятый ЛНА в суд или соответствующую государственную инспекцию труда. Кроме того, представительный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.

С получением жалобы (заявления) представительного органа работников государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца провести проверку. При выявлении нарушения государственная инспекция труда выдает работодателю предписание об отмене указанного ЛНА, обязательное для исполнения.

Согласование проекта положения об аттестации предполагает его предварительное направление представительному органу работников. В этом случае на титульном листе проекта оформляется (помимо прочих) реквизит «Гриф согласования». Представительный орган работников вправе согласовать проект положения об аттестации в представленном виде либо отклонить его, направив работодателю мотивированные возражения по проекту. В последнем случае принятие ЛНА возможно только после урегулирования возражений посредством переговоров между работодателем и представительным органом работников.

О филиалах

В отсутствие у работодателя положения об аттестации, действие которого распространяется на организацию в целом, допускается принятие соответствующих ЛНА обособленными структурными подразделениями (филиалами, представительствами и др.). Принятие положения об аттестации работников филиала (представительства) производится с соблюдением вышеописанного порядка.

Об ознакомлении работника

Проведение в отношении работника аттестации не требует включения в заключенный с ним трудовой договор соответствующего условия (перечень обязательных условий трудового договора определен ч. 2 ст. 57 ТК РФ)[2].

В то же время следует помнить о требовании ст. 68 ТК РФ, в соответствии с которым при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с действующими у данного работодателя ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, в том числе и с устанавливающими порядок проведения аттестации работников.

Если работник не был ознакомлен с положением об аттестации при заключении трудового договора, то это следует сделать непосредственно после заключения трудового договора с соблюдением требований ст. 68 ТК РФ. Если же в момент заключения трудового договора работодателем не был принят соответствующий ЛНА, то ознакомление работника с ним производится непосредственно после принятия такого акта.

Об отказе работника от ознакомления с положением об аттестации составляется акт. Отказ работника от ознакомления не является препятствием для проведения в отношении данного работника аттестации в порядке, предусмотренном соответствующим ЛНА.

[1] По правилам, принятым для оформления реквизита «Виза согласования» (по ГОСТ Р 6.30-2003).

[2] Тем не менее по договоренности сторон трудового договора такое условие может быть в него включено посредством заключения между работником и работодателем соответствующего письменного соглашения.

Аттестация: как много в этом слове…

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ [1] , согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Что взять за основу при разработке

Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:

  • анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;
  • результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
  • анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
  • определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы.

Как ознакомить работника

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода.

Разобраться в новых требованиях к проведению и оформлению инструктажей поможет бесплатный вебинар Натальи Герасименко «Новые порядки обучения по охране труда и пожарной безопасности. Отвечаем на вопросы работников и работодателей»Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.

Нужно ли согласовывать инструкции по охране труда с профсоюзом

» Административное право Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для внутренней деятельности предприятия при рассмотрении любых трудовых споров.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников осуществляется в различных формах. Участие профсоюза в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников способствует установлению наиболее благоприятных для работников условий труда. Согласно ст. 371 ТК РФ В управленческой деятельности организации существует ряд ситуаций, когда работодателю необходимо учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа и принимать решение с учетом мнения профсоюза в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Нарушение процедуры принятия локальных нормативных актов, т.е. 3 ст. 112 ТК РФ);- конкретные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч.

3 ст. 147 ТК РФ). Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, определенных Трудовым кодексом. Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, а также отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

(далее — Закон N 10-ФЗ).Интересы работников в конкретной организации представляют первичная профсоюзная организация (далее — профсоюз) или иные представители, избираемые работниками (ст.

ТК РФ (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).А также мнение профсоюза требуется при утверждении такого обязательного документа, как график отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ)

Нужно ли инструкции по охране труда согласовывать с профсоюзным комитетом

> > С кем согласовывать инструкции по охране труда? Инструкции согласовываются с профсоюзным органом, утверждаются работодателем и доводятся до работников под подпись.

Обоснование. Согласно абз. 22 ч.

2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, среди прочего, разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников. Разработка инструкции по охране труда для работников осуществляется на основании приказа работодателя. Как и любой другой локальный нормативный акт, инструкция по охране труда может быть согласована, например, с юридической службой, службой охраны труда и другими заинтересованными лицами исходя из порядка согласования локальных нормативных актов, установленного в организации.

Организация обучения безопасности труда». 8. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень утверждается руководителем организации.

  1. Основание — Постановление Минтруда и социального развития РФ и Министерства образования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г.

Если же Инструкция утверждена по согласованию с представительным органом работников данной организации, в левой верхней части ее титульного листа такое согласование указывается.

Какие виды инструкций по охране существуют Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для сотрудников отдельных профессий (должностей), так и на отдельные виды работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *