Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законные требования для остановки ТС 2024». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году вступят в силу новые законодательные требования, касающиеся остановки транспортных средств на дорогах. Эти требования были разработаны с целью обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения контроля со стороны государственных органов.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
Законодательство о запрещенных местах остановки
Запрещенные места для остановки включают, например, пешеходные переходы, зоны с пониженной видимостью, опасные повороты дороги, железнодорожные переезды и экстренные стоянки. В этих местах остановка транспортного средства может быть опасной, нарушить естественный поток движения или создать препятствие для других участников дорожного движения.
Остановка в запрещенных местах может привести к нарушению общественного порядка, созданию пробок, авариям и представлять угрозу для жизни и здоровья других людей. Поэтому водитель должен быть внимательным и соблюдать правила остановки, выбирая для этого безопасные и разрешенные места. Нарушение требований по соблюдению запрещенных мест остановки может повлечь за собой штрафные санкции, отзыв водительских прав или даже возможность привлечения к уголовной ответственности.
Остановка транспортного средства
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .
Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2024 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2024 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2024 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2024 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2024 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2024 года, регистрационный N 46064).
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) .
Если быстро остановиться, проблем быть не должно
На то, что большое значение для водителя играют все обстоятельства дела указала основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш. Если автомобилист проехал 200-300 метров и остановился, поняв свою ошибку, это, по ее мнению, не должно повлечь за собой никаких последствий кроме устного замечания.
«Если же водитель вместо остановки нажмет на газ и попытается скрыться, нарушителю могут предъявить более серьезное обвинение. К нему может быть применены санкции по ч. 1 ст.19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» — это штраф от 2-4 тыс. руб., арест до 15 суток или обязательные работы от 40 до 120 часов. При оказании сопротивлении со стороны водителя, правоохранители могут заблокировать автомобиль, а в исключительных случаях — применить силу», — предупредила Талаш.
Кроме ВУ, водитель должен иметь при себе также паспорт гражданина Российской Федерации — документ, удостоверяющий личность. Отсутствие паспорта может вызвать сомнения у сотрудников ДПС, и они имеют право потребовать его предъявления. Также водитель может иметь при себе страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) — документ, подтверждающий наличие страховки на автомобиль.
- Водительское удостоверение (ВУ) — основной документ, подтверждающий наличие права управлять ТС.
- Паспорт — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.
- Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий наличие страховки на автомобиль.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вы остановили сотрудника дорожной полиции, который обвиняет вас в правонарушении, попросите его предоставить доказательства. Это могут быть, например, фото- или видеодоказательства. Если имеются доказательства дорожно-транспортного происшествия, составляется административный протокол.
Обратите внимание, что принцип презумпции невиновности действует во всех случаях. Если вы не согласны, вы не можете подписать протокол или опротестовать его, если вы совершили нарушение. В последнем случае строка «Подпись нарушителя» должна быть изменена на «Подпись водителя» и должна быть подписана «Не согласен».
Также рекомендуется поставить прочерки в поле для свидетелей. Вы также имеете право внести в протокол дополнительную информацию. Инспектор обязан предоставить водителю копию протокола.
В дальнейшем вы можете оспаривать действия инспектора дорожного движения.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
Алгоритм общения с инспектором ГИБДД
Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.
Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.
Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.
Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.
Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2024 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.
Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу.
Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора «Я здесь закон» и подобные, это неправда.
Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:
- Кодексе об административных правонарушениях,
- Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
- Федеральном законе «О полиции».
Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.
Важное решение Верховного суда РФ
Одним из наиболее ярких и весомых попыток осознания некорректности взаимоотношений пунктов 84.13 и 106 Административного регламента был иск одного из водителей в суд о признании противоречащими данных пунктов друг другу. Так, вероятно, водитель предполагал (прямо об этом в решение Верховного суда не указано), что право остановки автомобиля не может коррелировать с правом проверки документов. Если быть точнее, то на момент остановки машины инспектор ещё может не иметь оснований для проверки документов (например, есть ориентировки на пассажиров, но пока полицейский не остановит машину, он не разглядит в салоне авто – особенно, тонированного – похожих людей на тех, что указаны в этой ориентировке).
Речь идёт об оспаривании законности пункта 84.13 регламента. И дело дошло до Верховного суда России. Который, впрочем, не усмотрел никаких противоречий ни с пунктом 106 этого же нормативного акта, ни с Конституцией, указав буквально нижеследующее.
Довод административного истца о противоречии оспариваемого подпункта пункту 106 Административного регламента не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.
Какие законные основания для остановки автомобиля в 2024 году?
Всего таких правомерных причин для остановки аж целых 14. Они перечислены в пункте 84 Административного регламента. Таким образом, инспектор ДПС может остановить вас на машине:
- если выявил собственными глазами или приборами признаки любых нарушений в области дорожного движения,
- при наличии ориентировок на водителя, пассажиров (как бы он их усмотрел, стоя на дороге. ) или автомобиль о причастности их к правонарушению или преступлению,
- при наличии ориентировок, что машина числится в розыске или используется после угона или хищения,
- если сидящие в машине люди являются свидетелями чего-то, и их сотруднику ГИБДД нужно опросить,
- если инспектор хочет привлечь вас в качестве понятого,
- если полицейскому нужно воспользоваться в законных целях вашим транспортным средством,
- для ограничения движения автомобилей в дорожном движении (в этом случае он выполняет роль регулировщика),
- для перекрытия движения для спецколонн других автомобилей (кортежей, к примеру),
- в целях обеспечения проезда скорой помощи, пожарных или полиции к месту ликвидации ЧС,
- если водитель или пассажиры нужны для оказания помощи другим участникам,
- в рамках спецмероприятий по снижению ДТП,
- если на дороге произошло что-то, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
- проверка документов на автомобиль или груз, а также документов водителя,
- проверка паспорта у водителя или пассажиров, но только в случае их возможной причастности к преступлению, нахождению в розыске, а также для возбуждения дело об административном нарушении либо для задержания гражданина.
Обратите внимание, что это регламентированные Приказом основания для остановки. Само такое право сотрудника (вместе с правом проверки документов) реализовано подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 закона О полиции.
Итак, жирным в этом перечне оснований для остановки автомобиля выделена именно проверка документов. Получаем, что сотрудник ГАИ имеет право остановить любую машину, просто, если ему захочется взглянуть на правомерность использования этого авто конкретным водителем? Вовсе нет! Так как для проверки документов нужны уже свои основания.
Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД
Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.
Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».
20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.
Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.
Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).
Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.
Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось.
Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.