Отмена внутренних таможенных пошлин в России: история ликвидации внутренних сборов и её итоги

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена внутренних таможенных пошлин в России: история ликвидации внутренних сборов и её итоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего нашего установления верноподданному нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушной оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных); уничтожить, и как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, болев ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платать будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. — М, 1999, с. 187-188

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представлявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по

Внутренние таможенные пошлины имели характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и

С упорядочением налоговой системы эти пошлины постепенно отменялись и заменялись сборами с торговли, а иногда компенсировались увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызванная энергичным требованием торгового сословия, была произведена при Алексее Михайловиче. Окончательно отмена внутренних таможенных пошлин была осуществлена только в 1753 г. (поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары).

На границе между Великим княжеством Финляндским и империей внутренние таможенные пошлины существовали постоянно. Все русские товары, привозимые в Финляндию, за исключением тех, которые облагались там акцизом (вино, табак, сахар), пропускались без обложения. Из финляндских продуктов пропускались в империю беспошлинно (в известных случаях — при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведения кустарей или ремесленной промышленности, выработанные из финляндского сырья. Товары, изготовленные из иностранного сырья или с применением заграничных машин или топлива, пропускавшиеся в Финляндию с меньшей пошлиной, чем применялась в империи, подлежали при ввозе в империю обложению особой уравнительной пошлиной, установленной в таком размере, чтобы условия выработки данного изделия в империи и в Финляндии были уравновешены. Кроме того, существовала внутренняя таможенная линия на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал) подлежали оплате пошлиной перевозимые на запад от таможенной линии иностранные товары, которые

Внутренние таможенные пошлины — 61, 161-163

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА -вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века в Зап, Европе и первоначально расходовалась на ремонт и строительство дорог, мостов и переправ. Размер Д. п. устанавливался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением центральной государственной власти Д. п. превратилась в королевскую регалию, утратив свое целевое назначение. Взимание ее препятствовало развитию торговли, вызывало протесты со стороны широких слоев населения в XIX в. в Зап. Европе она была отменена.

Пошлина дорожная — вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путем, местам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 г. с целью отмены внутренних таможенных пошлин, принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился прообразом и вдохновителем создания Об-

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — вид внутренних таможенных пошлин, взимаемых в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам, переправам.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 F. с целью отмены внутренних таможенных пошлин,.принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился вдохновителем создания Общего рынка, в который затем вошел как его составная часть. Название образовано по первым буквам названия стран союза.

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века в Западной Европе и Древней Руси.

С о ч. Внутренние таможенные пошлины в России, Каз., 1850 О понятии промыслового налога и об историческом его развитии в России, Каз., 1856.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (ЕОР)- соглашение, заключенное в 1957 г. между Францией, Италией, Западной Германией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (первоначально известных как шестерка стран внутреннего рынка) с целью введения единых внутренних таможенных пошлин и отказа от таможенных границ между этими странами. Дания, Ирландия и Великобритания вступили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1973 г.

Дополнительным препятствием к развитию внутренней торговли выступали сохранившиеся еще от татарского ига многочисленные условные границы внутри государства, пересечение которых сопровождалось уплатой пошлин за провозимый товар. Только в 1727 и 1754 гг. в два приема были, наконец, отменены средневековые внутренние «поворотные сборы» и внутренние таможенные пошлины.

Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 году

Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
во второй половине XVIII в.

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 5134 / Нарушение авторского права страницы

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа.

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего нашего установления верноподданному нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушной оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных); уничтожить, и как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, болев ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платать будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Читайте также:  Где получить пенсионное удостоверение в 2024 году МВД

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. — М, 1999, с. 187-188

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представлявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по

Внутренние таможенные пошлины имели характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и

С упорядочением налоговой системы эти пошлины постепенно отменялись и заменялись сборами с торговли, а иногда компенсировались увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызванная энергичным требованием торгового сословия, была произведена при Алексее Михайловиче. Окончательно отмена внутренних таможенных пошлин была осуществлена только в 1753 г. (поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары).

На границе между Великим княжеством Финляндским и империей внутренние таможенные пошлины существовали постоянно. Все русские товары, привозимые в Финляндию, за исключением тех, которые облагались там акцизом (вино, табак, сахар), пропускались без обложения. Из финляндских продуктов пропускались в империю беспошлинно (в известных случаях — при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведения кустарей или ремесленной промышленности, выработанные из финляндского сырья. Товары, изготовленные из иностранного сырья или с применением заграничных машин или топлива, пропускавшиеся в Финляндию с меньшей пошлиной, чем применялась в империи, подлежали при ввозе в империю обложению особой уравнительной пошлиной, установленной в таком размере, чтобы условия выработки данного изделия в империи и в Финляндии были уравновешены. Кроме того, существовала внутренняя таможенная линия на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал) подлежали оплате пошлиной перевозимые на запад от таможенной линии иностранные товары, которые

Внутренние таможенные пошлины — 61, 161-163

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА -вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века в Зап, Европе и первоначально расходовалась на ремонт и строительство дорог, мостов и переправ. Размер Д. п. устанавливался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением центральной государственной власти Д. п. превратилась в королевскую регалию, утратив свое целевое назначение. Взимание ее препятствовало развитию торговли, вызывало протесты со стороны широких слоев населения в XIX в. в Зап. Европе она была отменена.

Пошлина дорожная — вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путем, местам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 г. с целью отмены внутренних таможенных пошлин, принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился прообразом и вдохновителем создания Об-

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — вид внутренних таможенных пошлин, взимаемых в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам, переправам.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 F. с целью отмены внутренних таможенных пошлин,.принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился вдохновителем создания Общего рынка, в который затем вошел как его составная часть. Название образовано по первым буквам названия стран союза.

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века в Западной Европе и Древней Руси.

С о ч. Внутренние таможенные пошлины в России, Каз., 1850 О понятии промыслового налога и об историческом его развитии в России, Каз., 1856.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (ЕОР)- соглашение, заключенное в 1957 г. между Францией, Италией, Западной Германией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (первоначально известных как шестерка стран внутреннего рынка) с целью введения единых внутренних таможенных пошлин и отказа от таможенных границ между этими странами. Дания, Ирландия и Великобритания вступили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1973 г.

Дополнительным препятствием к развитию внутренней торговли выступали сохранившиеся еще от татарского ига многочисленные условные границы внутри государства, пересечение которых сопровождалось уплатой пошлин за провозимый товар. Только в 1727 и 1754 гг. в два приема были, наконец, отменены средневековые внутренние «поворотные сборы» и внутренние таможенные пошлины.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Включает введение высоких ставок таможенного тарифа (таможенных пошлин) на ввозимые из-за рубежа товары, а также такие нетарифные ограничения (нетарифные барьеры), как количественные (контингентирование, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения импорта товаров, усложненную таможенную процедуру (таможенную очистку), высокие требования к соответствию импортируемых товаров национальным техническим и санитарным стандартам, внутренние сборы и налоги на импортируемые товары, жесткие антидемпинговые пошлины и т.п.

Издан указ об уничтожении в России внутренних таможен

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли.

В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях.

В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков.

Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г.

предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров — по 10 коп. с рубля.

Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу — 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины — натурой) и 13% сбором.

Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.

В апреле 1755 г. пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. Эти реформы таможенной системы были зафиксированы Таможенным уставом 1755 г. и закреплены протекционистским таможенным тарифом 1757 г.

Лит.: Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726-1986). М., 1988; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней. СПб., 1909; Волков М. Я. Отмена внутренних таможен в России // История СССР. 1957.

№ 2; Волков М. Я. Таможенная реформа 1753-1757 гг. // Исторические записки. 1962. Т. 71; Корякина Е. П. Программа социально-экономических преобразований П. И. Шувалова. Автореферат дис. … канд. ист. наук. М, 1992; Кулишер И. М.

Таможенное дело в период правления Елизаветы

Императрица Елизавета Петровна
Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.

Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.

Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.

Президентская библиотека имени Б

20 (31) декабря 1753 г.

императрица Елизавета Петровна подписала указ

«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов»

, которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота. Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю.

Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров. В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров — по 10 коп.

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, в России налоги с торговли и связанных с ней операций. С к. X в. на Руси были известны такие таможенные пошлины, как мыт (он, видимо, был таможенной пошлиной не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевод и мостовщина. В годы татаро-монгольского ига повсеместно устанавливалась тамга, взимавшаяся с цены товара. В XIII-XV вв. в каждом княжестве существовала особая система таможенных пошлин, которая регулировалась договорами, опиравшимися на традиции. Пестрота таможенных пошлин сохранилась и в период складывания и развития Русского централизованного государства (с к. XV до сер. XVII в.): названия и величина таможенных пошлин были в разных областях неодинаковыми для местных жителей и иногородних. Часть торговых сделок, особенно заключаемых духовными лицами, зачастую облагалась таможенной пошлиной не в полном объеме. К проезжим таможенным пошлинам относились: мыт (в различных районах сухой мыт взимался как полозовое, подужное, проезжее; водяной мыт — как судовое, с судна, с насада, с дощаника, с плота, с каюка, носовое, причальное, посаженное, побережное и т. д.), приезд, отъезд (проезжие таможенные пошлины с местных жителей в ряде районов), головщина (взималась с человека), костки (таможенная пошлина с проводников), мостовщина, перевоз. К таможенным пошлинам, связанным с обслуживанием торговли, относились: весчее (при взвешивании товара; с сер. XVII в. взвешивание на казенных весах стало обязательным), контарное (бралось при взвешивании соли), дрягильная (с подъема товара на весы при продаже) и др.; при мере — померное и покоречное (налагалось на хлеб); при хранении товаров и их явке в месте продажи — замыт, явка, гостиное, амбарное, поворотное, дворовая, подворная, свальная и др.; при продаже лошадей и скота — пятно, записка, писчая деньга, пошерстное, поводная деньга, роговое (с рогатого скота), привязное и т. д. Все эти таможенные пошлины были невелики по размеру. Основной таможенной пошлиной были сборы с самой сделки — тамга (со 2-й пол. XVI в. ее стали называть рублевой пошлиной) и осмничее (сбор с продажи хлеба по характеру и способу взимания ничем не отличался от тамги). Внешней таможенной пошлины тогда не существовало. Иностранные купцы платили те же пошлины, что и иногородние купцы, лишь иногда по самым высоким ставкам. Несмотря на временное увеличение номенклатуры таможенных пошлин (в связи с ростом потребностей государства в деньгах), в XVI — 1-й пол. XVII в. ведущим был процесс их унификации: стирались различия в размерах обложения между местными и иногородними, все большее количество таможенных пошлин начинало взиматься с цены товара и т. д. Процесс унификации внутренних таможенных пошлин был завершен реформой 1650-х — Торговым уставом 1653 и Уставной таможенной грамотой 1654. Основной стала рублевая пошлина. Из проезжих сохранились только мостовщина и перевоз (в Сибири проезжие таможенные пошлины были отменены только в 1692). Из остальных — пятно (с продажи лошадей, взималась помимо рублевой), амбарщина и перекупная (взималась с весовых товаров при их покупке для перепродажи). В 1650-е появились внешние таможенные пошлины. Иностранные купцы стали уплачивать 4-5%-ный сбор с продажи товаров в портах и пограничных городах и повышенный сбор при их продаже во внутренних городах России: 6%-ный сбор рублевой пошлины и проезжую таможенную пошлину. Проезжая пошлина с иностранных купцов была повышена в Новоторговом уставе 1667.

Читайте также:  Какие иметь льготы пенсионер на ЖД с апреля в 2024 году

При Петре I произошло временное увеличение внутренних таможенных пошлин. Были введены поворотный сбор, сбор за торговые площади, пристани, новоуравнительная, привальная и отвальная с речных судов и т. п. Бурное развитие внешней торговли России привело в 1724 к созданию нового таможенного тарифа. С этого времени установилось дифференцированное обложение всех предметов экспорта и импорта. Отмена внутренних таможенных пошлин произошла в ходе Таможенной реформы 1753-57. Сумма сборов с внутренних таможенных пошлин была разложена на внешние (тарифные) таможенные пошлины, которые стали единственным видом таможенных пошлин. Их размер определялся едиными тарифами, и взимались они только в портовых и пограничных таможнях.

Издан указ об уничтожении в России внутренних таможен

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли. В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков. Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г. предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров — по 10 коп. с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу — 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины — натурой) и 13% сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.

Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов Российской Империи

В настоящее время становится все более актуальным исследование внутренней экономической политики елизаветинского времени.
В этой связи безусловный научный интерес представляет исследование программы экономических преобразований П.И.Шувалова, сыгравшего исключительную роль в определении внутренней политики абсолютизма 50-х гг. ХУШ в., в частности, экономической реформы, следствием которой явилась отмена внутренних таможенных пошлин. Необходимость разработки темы также обусловлена отсутствием специальных исследований по данному вопросу.

Попытки унификации сборов пошлин предпринимались еще с начала XVI в., о чем свидетельствует грамота таможенникам г. Димитрова от 1521 г. На протяжении XVII в. было принято несколько указов, касающихся порядка сбора таможенных пошлин, но к середине XVIII в. складывается следующая ситуация, описываемая П. И. Шуваловым в докладе Сенату от 7 сентября 1752 г.: крестьянин, едущий в Москву «со всякими съестными и прочими припасами своего домашнего приготовления» 1 при условии, что товаров больше чем на 2 гривны, тратил много времени на досмотр. Также Шувалов отмечает злоупотребления целовальников, главным образом, взяточничество 2 . В качестве примера приводится путешествие крестьянина из Троице-Сергиевой Лавры в Москву для продажи воза дров. На своем пути крестьянину необходимо преодолеть 4 или 5 мостов, причем, даже если он пересекает реку вброд, все равно обязан оплатить проезд. Таким образом, из 15 или 20 копеек заработка, оплатив все пошлины, оставалась едва ли половина 3 .

Сбор таможенных пошлин неизменно сопровождался большими злодеяниями на всех уровнях. Следующим образом местные жители описывают переезд через границы: «Мы ездим по всем таможням, договариваемся, на чем оне нас пропустят, которые меньше с нас возьмут пошлины и что им на удел, также и нам какая часть останется, то ежели где сходнее, тут мы и проезжаем» 4 .

Еще одной причиной проведения экономической реформы являлась необходимость пополнения казны. Шувалов в своем докладе предлагает пополнять казну за счет тех, «которые больше в состояние оной заплатить, нежели положенные оклады» 5 .

Петр Иванович Шувалов предлагает перенести внутренние таможенные сборы на портовые и приграничные, а именно Санктпетербургскую, Архангелогородскую, Кольскую, Брянскую, Курскую, Смоленскую, Торопецкую, Псковскую, Павловскую, Белогородскую, Темерниковскую.

Государственные монополии, от которых в свое время Петр I отказался, как от средства финансового дохода, вновь возвращаются в царствование Елизаветы Петровны 6 . Часто это являлось причиной недовольство купечества и, за исключением соли и вина такая торговля приносила небольшую прибыль. Многие исследователи полагают, что разработкой этого законопроекта граф Петр Иванович Шувалов занимался, в первую очередь, из собственной выгоды. Известно, что в руках Шуваловых было сосредоточенно большое количество откупов, помимо этого П. И. Шувалов занимался торговой и промышленной деятельностью.

Таможенная реформа XVII века

В XVII веке происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства – мануфактура.

Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.

Конкуренция иностранных купцов на внутреннем рынке вызывала коллективные протесты менее богатых русских торговцев. В 20 – 40-е годы они подавали челобитные, жаловались, что от своих промыслов «отбыли и оттого оскудели и одолжили великими долги». Требовали ограничить операции иноземцев, а тех, кто несмотря на запреты русских властей вел розничную торговлю, высылать из страны.

Наконец, в 1649 г. английским купцам запретили торговлю внутри страны, потом всех их выслали. Причину в указе объяснили просто и бесхитростно: англичане «государя своего Карлуса короля убили до смерти». В Англии произошла революция, и ее участники во главе с Оливером Кромвелем казнили своего монарха, что в глазах русского двора было проступком явно предосудительным и непростительным.

По Таможенному уставу 1653 г. в стране ликвидировали многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели единую рублевую пошлину – по 10 денег с рубля, т.е. 5% с покупной цены товара (1 рубль = 200 деньгам). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов. Новоторговый устав 1667 г. еще более усилил протекционистские тенденции в интересах русского торгово-промышленного сословия.

Таким образом начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию XVII в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.

1.3 Состояние таможенного дела в начале-середине XVII в.

Очередной поворот в таможенном деле был связан с преодолением удельных порядков и созданием Московского государства с его сложной и запутанной финансовой системой, множеством различных податей и сборов (денежных и натуральных), обширным государственным хозяйством. Именно в это время государство, испытывая острую нехватку подготовленных людей, с одной стороны, и необходимых денежных средств – с другой, стало прибегать к принудительным наборам представителей купечества (реже – посадских людей и черносошных крестьян) на казенную службу. Те из них, кому поручалось управление таможнями, становились «таможенными головами». При них состояли «целовальники». Еще чаще таможенные сборы отдавались на откуп.

Одновременно правительство определяло виды и размеры сборов, подлежащих взысканию в пользу откупщиков, порядок их взимания и т.п. Важным элементом таможенного законодательства XVI в. были «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонение от уплаты и т.д.

В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных («казенных») товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

В 1649 году в России были отменены все привилегии иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Иностранные купцы платили гораздо большую таможенную пошлину, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности.

В итоге можно сказать о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.

Отмена внутренних таможенных пошлин

В 1754 году в России была проведена отмена внутренних таможенных пошлин. Это решение имело важное значение для развития рынка и экономики страны.

С самого первого правления Петра I и Елизаветы Петровны мы узнали, что протекционизм и введение таможенных пошлин ограничивает свободу торговли и негативно влияет на развитие рынка.

Отмена внутренних таможенных пошлин была проведена во время правления Екатерины II, которая осознавала важность общего рыночного пространства и открытости экономики. Это решение способствовало развитию торговли и экономического роста страны.

Отмена внутренних таможенных пошлин имела положительные последствия. Она сделала российский рынок более открытым и конкурентоспособным. Благодаря этому, экономика страны стала более динамичной и разнообразной.

Однако, отмена внутренних таможенных пошлин также имела некоторые отрицательные последствия. Например, некоторые отрасли российской экономики, которые ранее были защищены от импорта, начали испытывать трудности из-за конкуренции со стороны иностранных товаров.

В целом, отмена внутренних таможенных пошлин оказала положительное влияние на развитие российского рынка и экономики. Это решение способствовало ускоренному инновационному развитию страны и укреплению позиции России на мировом рынке.

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего нашего установления верноподданному нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушной оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных); уничтожить, и как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, болев ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платать будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Читайте также:  Основные средства в бухгалтерском учете 2024 год

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. — М, 1999, с. 187-188

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представлявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по

Внутренние таможенные пошлины имели характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и

С упорядочением налоговой системы эти пошлины постепенно отменялись и заменялись сборами с торговли, а иногда компенсировались увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызванная энергичным требованием торгового сословия, была произведена при Алексее Михайловиче. Окончательно отмена внутренних таможенных пошлин была осуществлена только в 1753 г. (поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары).

На границе между Великим княжеством Финляндским и империей внутренние таможенные пошлины существовали постоянно. Все русские товары, привозимые в Финляндию, за исключением тех, которые облагались там акцизом (вино, табак, сахар), пропускались без обложения. Из финляндских продуктов пропускались в империю беспошлинно (в известных случаях — при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведения кустарей или ремесленной промышленности, выработанные из финляндского сырья. Товары, изготовленные из иностранного сырья или с применением заграничных машин или топлива, пропускавшиеся в Финляндию с меньшей пошлиной, чем применялась в империи, подлежали при ввозе в империю обложению особой уравнительной пошлиной, установленной в таком размере, чтобы условия выработки данного изделия в империи и в Финляндии были уравновешены. Кроме того, существовала внутренняя таможенная линия на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал) подлежали оплате пошлиной перевозимые на запад от таможенной линии иностранные товары, которые

Внутренние таможенные пошлины — 61, 161-163

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА -вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века в Зап, Европе и первоначально расходовалась на ремонт и строительство дорог, мостов и переправ. Размер Д. п. устанавливался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением центральной государственной власти Д. п. превратилась в королевскую регалию, утратив свое целевое назначение. Взимание ее препятствовало развитию торговли, вызывало протесты со стороны широких слоев населения в XIX в. в Зап. Европе она была отменена.

Пошлина дорожная — вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путем, местам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 г. с целью отмены внутренних таможенных пошлин, принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился прообразом и вдохновителем создания Об-

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — вид внутренних таможенных пошлин, взимаемых в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам, переправам.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 F. с целью отмены внутренних таможенных пошлин,.принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился вдохновителем создания Общего рынка, в который затем вошел как его составная часть. Название образовано по первым буквам названия стран союза.

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века в Западной Европе и Древней Руси.

С о ч. Внутренние таможенные пошлины в России, Каз., 1850 О понятии промыслового налога и об историческом его развитии в России, Каз., 1856.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (ЕОР)- соглашение, заключенное в 1957 г. между Францией, Италией, Западной Германией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (первоначально известных как шестерка стран внутреннего рынка) с целью введения единых внутренних таможенных пошлин и отказа от таможенных границ между этими странами. Дания, Ирландия и Великобритания вступили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1973 г.

Дополнительным препятствием к развитию внутренней торговли выступали сохранившиеся еще от татарского ига многочисленные условные границы внутри государства, пересечение которых сопровождалось уплатой пошлин за провозимый товар. Только в 1727 и 1754 гг. в два приема были, наконец, отменены средневековые внутренние «поворотные сборы» и внутренние таможенные пошлины.

Заявление на возврат таможенных платежей

По закону таможенный орган обязан вернуть излишне уплаченные деньги, которые уплатили при ввозе товара в виде пошлин. Если контролирующие звено самостоятельно обнаружило оплату выше указанной суммы, то в течении месяца оно обязано предупредить плательщика о выявленном факте. Дополнительно прилагаются опциональные документы, которые характеризуют стоимость реверсирования.

Плательщиком подается специальное заявление о возврате пошлин, которые он уплатил. Данная форма утверждена Приказом ФТС России №2520, и к ней прилагаются перечисленные документы. Срок рассмотрения такого заявления не должен быть свыше одного месяца с того момента, когда данное заявление было подано совместно с документами.

На сегодняшний день разбор споров между плательщиками и таможенными органами тянется достаточно долго. Зачастую это происходит из-за отказов в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. Адвокатские услуги в данной сфере являются одними из самых востребованных на рынке юридических услуг. Так, в 2016 г. было рассмотрено свыше 300 тысяч дел по данному вопросу, сумма же по всем этим искам составила свыше 3,5 миллиардов рублей. Если рассматривать исход споров в процентном соотношении, то 94% дел было решено в пользу плательщиков.

Возврат таможенных пошлин достаточно сложная и спорная процедура. Таможенные органы априори не заинтересованы в возврате денежных средств плательщику. Так возникают длительные судебные тяжбы, что достаточно сильно влияет на экономическую составляющую субъекта. Декларант, зачастую, для отстаивания своих интересов, обращается за помощью к юристам. В большинстве случае суд все же становится на сторону декларанта.

Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
во второй половине XVIII в.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *