Характеристика обязанностей участковых уполномоченных полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика обязанностей участковых уполномоченных полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Услуги адвоката по гражданским делам

В юридическом бюро «Правовое решение» сформирована и успешно применяется практика гражданского права. Наши адвокаты ведут дела в сфере трудового, семейного и гражданского права.

Главная цель нашей компании – реальная помощь и защита клиента. Юристы компании «Правовое решение» занимаются не только семейными, жилищными и кредитными спорами, но и ведут дела, связанные с трудовыми правом и страховыми вопросами. В услуги адвокатов по гражданским делам входит:

  • компетентная консультация по гражданскому праву;
  • составление и подготовка необходимой документации;
  • юридическое сопровождение в ходе исполнительного производства;
  • ведение дел от имени клиента;
  • защита интересов клиента в суде;
  • представление интересов клиента в кассационном или апелляционном порядке.

Участковый уполномоченный полиции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административно территориальном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории. Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел.

Также предусматривается должность младшего начальствующего состава органов внутренних дел «помощник участкового уполномоченного полиции», но в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД.

В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Профилактическая деятельность

В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:

  1. Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
  2. Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
  3. Совершивших правонарушения на бытовой почве.
  4. Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
  5. Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
  6. Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

Условия несения службы участковыми

При исполнении своих служебных обязанностей участковый быть одет в форму полиции. При нём должно быть огнестрельное оружие. В отдельных случаях ему разрешено находится на службе без формы. Участковый обязан иметь при себе:

  • удостоверение сотрудника правоохранительных органов;
  • жетон с личным номером.

Работа участковых происходит в две смены:

  • первая – с 10 ч. до 19 ч.;
  • вторая – с 13 ч. до 22 ч.

Участковый периодически должен совершать обход территории своего участка. Это его обязанность в 2019 году. Знакомиться с его жителями. Он вручает визитки. Образец такой визитки представлен в Приложение № 4 к Приказу 205 МВД. На карточке должна присутствовать следующая информация:

  • звание участкового;
  • его Ф.И.О.;
  • адрес пункта правоохранительных органов, в котором участковый проводит приём;
  • телефон пункта;
  • контакты дежурной части ОМВД.

Таким образом, граждане получают на руки всю информацию для связи с участковым полицейским в случае необходимости.

Общение с жильцами домов, визуальный осмотр территории – является основой проведения профилактических мер для борьбы с возможными правонарушениями.

Также участковый занимается приёмом заявлений и обращений граждан, которые проживают в домах в границах территории участка. Именно ему необходимо сообщать следующую информацию:

  • о лицах, проживающих в доме с нарушением норм регистрации;
  • об иностранцах;
  • о людях, которые не имеют гражданства;
  • о людях, которые способны к совершению бытовых преступлений;
  • о наркоманах и алкоголиках;
  • об антиобщественном поведении соседей.

Ответственность участкового Полиции

Прежде всего, участковый отвечает за добросовестное и полное исполнение обязанностей, возложенных на него должностью.

Говоря об ответственности участкового, также следует упомянуть и о необходимости сохранения им своего табельного оружия.

Важно! Будучи сотрудником Полиции, он должен неукоснительно соблюдать установленный регламент, в котором расписываются все правила ношения, хранения, использования оружия.

Также участковый отвечает за имеющуюся на его территории криминогенную обстановку. За что еще отвечает участковый? Дополнительно он должен отвечать за принятие мер, нацеленных на соблюдение гражданами принципов законности, и охранять общественный порядок на массовых мероприятиях, проводимых на обслуживаемой территории.

Если на территории, за которую отвечает участковый, планируется проведение мероприятий, то обязанность органов самоуправления, общественных организаций, администрации и т. д. – заблаговременно сообщить о данном факте.

Организация превентативного обхода

Превентативный обход включает в себя посещение следующих мест:

  • многоквартирные дома и другие здания на участке, за который сотрудник несет ответственность;
  • подъезды, чердаки и подвалы многоквартирных и частных домов;
  • пустующие здания, которые планируется снести;
  • квартиры, где проживают люди, которые стоят на учете в ОВД.

Участковый осматривает участок в специализированной форме. При посещении жилого помещения сотрудник должен:

  • позвонить или постучаться в дверь;
  • проговорить свои ФИО, должность, звание;
  • проинформировать о цели визита;
  • продемонстрировать служебное удостоверение, если хозяин жилья этого потребовал.

В случае если человеку необходимо узнать, к кому и куда он вправе обратиться за помощью, то участковый отдаст ему свою визитку или номер действующего телефона, а также расскажет о том, в какое время он принимает заявителей.

Алгоритм действий при работе с гражданами на учете

Сотрудник полиции должен проводить превентативные работы с нижеперечисленными категориями людей:

  • вышедшие из тюрьмы;
  • люди с неснятой либо непогашенной судимостью;
  • наркоманы, алкоголики;
  • находящиеся на учете в клинике или больнице по причине того, что их поведение и поступки представляют потенциальную угрозу жизни и самочувствию окружающих;
  • люди, которые совершили незаконные действия в семейной жизни (избиение);
  • люди, которые шумят в неподходящие часы, устраивают на дому мастерские, не следят за санитарией дома, не контролируют жизнь своих домашних питомцев или иным образом мешают жить проживающим по соседству лицам;
  • молодежь – представители неформальных субкультур, которые совершали административные нарушения, посягали на социальный порядок.

Основным нормативным документом, в котором описаны полномочия и обязанности участкового, является Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Данный приказ состоит из более чем 106 пунктов. Согласно приказу, участковый может даже выступать в качестве дознавателя в уголовном процессе на этапе предварительного расследования. Правда, этот пункт обычно остается лишь на бумаге, поскольку в реальности этим занимаются сотрудники органов дознания или оперативно-розыскных подразделений.

Согласно Приказу № 1166, участковый обязан:

1.Принимать требуемые меры для защиты здоровья, жизни, прав и свобод граждан, проживающих на закрепленной за ним территории.

2.Оказывать всяческое противодействие преступности, следить за соблюдением общественного порядка, организовывать пресечение любых попыток его нарушения.

3. Следить за обеспечением безопасность граждан, проживающих на закрепленной за ним территории.

4. Обеспечивать выявление административных правонарушений, а так же предупреждать и раскрывать их, а также способствовать и участвовать в раскрытии преступлений.

5. Заниматься обеспечением порядка в общественных местах.

6. Всемерно содействовать и принимать участие в розыске лиц, обвиняемых либо подозреваемых в совершении различных преступлений, которые скрываются от суда и следствия.

7. Принимать личное участие и обеспечивать содействие иным службам и подразделениям в розыске лиц, считающихся пропавшими без вести, несовершеннолетних, скрывающихся от принудительной госпитализации, и т.п.

8. Участвовать в проведении опознания трупов.

9. Осуществлять контроль за соблюдением гражданами законодательства в сфере оборота оружия.

Можно ли пожаловаться на инспектора?

Если граждане решили, что действия участкового неправомерны, есть возможность их обжаловать в МВД. Однако сначала следует обратиться к непосредственному руководителю в отделении полиции для разрешения ситуации.

Если будет выявлено, что участковый нарушил закон, то его серьезно накажут.

Если руководитель игнорирует обращение гражданина или заступается за нарушителя, то можно отправиться в две инстанции:

  • Прокуратура. Нарушениями должностных лиц занимается именно эта инстанция. После обращения гражданина будет проведено расследование, в результате которого виновные лица будут привлечены к ответственности.
  • Суд. Когда незаконные действия участкового полиции привели к материальным потерям и моральному ущербу, необходимо направлять исковое заявление в судебный орган.

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.

И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.

Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.

Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.

Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.

Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.

Полномочия и обязанности участкового

Инспектор обязан принимать заявления от граждан, осуществлять проверку изложенных в них фактов, а также отчитываться о ходе работы по конкретному делу.

При получении информации о противоправных деяниях, он должен незамедлительно выехать на место, параллельно сообщить о ситуации в ОВД и проводить на месте все действия в рамках своей компетенции:

  • пресекать противоправные действия;
  • устранять угрозы безопасности;
  • документировать факты о совершенном деянии;
  • обеспечивать сохранность следов преступления.

Специфика работы участкового обязывает его наладить доверительные отношения с проживающими на его участке, а также осуществлять административный надзор за вышедшими из тюрьмы, психически нездоровыми людьми, алкоголиками и наркоманами.

Инспектор также обязан:

  • выявлять наркопритоны и бордели, принимать меры по остановке их работы и оперативно сообщать о незаконной деятельности соответствующим подразделениям полиции;
  • совместно с нарядами патрульно-постовой службы полиции патрулировать вверенную ему территорию для предотвращения преступлений;
  • участвовать в розыске несовершеннолетних;
  • выявлять и пресекать деятельность лиц, привлекающих несовершеннолетних к незаконным действиям (алкоголю, наркотикам, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству).

Что из всего этого делает ваш участковый, а что – нет, каждый ответит самостоятельно. Остается только напомнить, что превышение полномочий участковым наказывается ст. 285 УК РФ (максимальное наказание – 4 года тюрьмы). Пожаловаться на бездействие сотрудника полиции можно в местное отделение следственного комитета, прокуратуру, а также руководителю областного УВД.

Административно-правовой статус участковых уполномоченных милиции: задачи, функции, права и обязанности

Задачи и функции участковых уполномоченных милиции Результаты борьбы с преступностью в Российской Федерации в настоящее время далеки от идеала, а методы их достижения не всегда являются высокоэффективными. Все это требует от органов внутренних дел активизации работы по выполнению поставленных задач и возложенных функций. Одно из ведущих мест в данной деятельности по праву принадлежит участковым уполномоченным милиции в связи с тем, что большинство всех преступлений и административных правонарушений совершается на улицах, площадях, в домах и на иных территориях, находящихся на конкретном административном участке, за которым закреплен определенный участковый уполномоченный милиции.

Для определения административно-правового статуса участкового уполномоченного милиции необходимо остановиться на его основных задачах. В первую очередь это:

  1. обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
  2. обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
  3. предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;
  4. раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  5. участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  6. оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Названными задачами предопределяются функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных милиции.

К функциям участкового уполномоченного милиции относятся:

  1. общая профилактическая работа участкового уполномоченного милиции, предполагающая осуществление широкого спектра мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям;
  2. индивидуальная профилактическая работа, включающая в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением и образом жизни таких лиц и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений;
  3. организация и охрана общественного порядка на территории закрепленного участка;
  4. участие в раскрытии и расследовании преступлений;
  5. тесное взаимодействие с населением.

Обязанности участковых уполномоченных милиции В соответствии с вышеперечисленными задачами и функциями на участковых уполномоченных милиции возложены следующие обязанности:

  • подробно изучать, анализировать состояние оперативной обстановки на закрепленном административном участке, своевременно отслеживать ее изменения и оперативно на них реагировать;
  • детально знать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующие деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, своевременно руководствоваться ими в своей работе;
  • подробно изучать:
    • территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности — все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства;
    • население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения:
    • количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших;
    • места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;
    • силы и средства, участвующие в охране общественного порядка, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений на административном участке;
    • порядок осмотра места происшествия, обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления и иных вещественных доказательств, а также порядок оформления процессуальных документов.
Читайте также:  Как оформить бюллетени для общего собрания собственников

Кроме того, участковый уполномоченный милиции обязан: проводить поквартирный (подворный) обход административного участка. Заносить полученную в соответствии с законодательством информацию в паспорт на жилой дом (жилые дома) по улице (в населенном пункте) для последующего ее анализа и систематизации; использовать в целях более полного изучения оперативной обстановки на административном участке информацию, полученную в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел.

Также в целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный должен:

  • защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
  • оказывать в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
  • принимать в пределах своей компетенции участие в защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих раскрытию преступлений;
  • участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска;
  • принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране бесхозного имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости органы местного самоуправления и население;
  • пресекать факты нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения;
  • проводить среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информировать об этом население через местные средства массовой информации;
  • выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо побуждением к их совершению. Принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

Вместе с тем участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлении и административных правонарушении должен:

  • принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством;
  • анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности;
  • осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия соответствующих мер;
  • устанавливать организаторов либо содержателей притонов дня потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;
  • выявлять на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности;
  • осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета;
  • вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания;
  • по письменным запросам ФМС России в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок направлять рапорт инициатору запроса;
  • участвовать в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения органов внутренних дел для принятия мер по их устранению;
  • привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;
  • проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, другие категории правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением;
  • устанавливать доверительные отношения с гражданами в целях получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;
  • выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического, правового и медицинского воздействия в целях недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений;
  • проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих законные права и интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Оказывать содействие работникам органов здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих;
  • контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы; выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности;
  • оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лип, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противоправные действия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • выявлять на административном участке лиц, нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством;
  • знать места расположения на административном участке и осуществлять периодические проверки автостоянок, гаражных кооперативов, станций технического обслуживания, автосервисов и автомастерских, созданных частными лицами, в целях выявления угнанного, похищенного или причастного к совершению преступлений автотранспорта, а также лиц, занимающихся изменением маркировочных обозначений;
  • выявлять на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимать меры к установлению его принадлежности, проводить проверку на предмет его нахождения в розыске.

Кроме того, участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, обязан:

  • осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;
  • при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.
Читайте также:  Как проходит исполнительное производство?

Наряду с этим участковый уполномоченный при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности обязан:

  • обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка;
  • осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений в целях выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений;
  • докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки на административном участке и вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка;
  • проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на административном участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и других правонарушений, в задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, участвующими в охране общественного порядка;
  • информировать патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на административном участке, а также о лицах, потенциально способных к совершению преступлений и иных правонарушений;
  • осуществлять совместно с патрульно-постовыми нарядами патрулирование административного участка, обход мест возможного появления лип, нарушающих общественный порядок, обучать милиционеров методам несения патрульно-постовой службы;
  • поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления. Отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости — перед органами местного самоуправления.

Также участковый уполномоченный в целях защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности обязан:

  • принимать на административном участке меры по сохранности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. При необходимости вносить собственникам имущества за подписью начальника горрайлиноргана внутренних дел письменные предложения об устранении выявленных недостатков и принятии конкретных мер по их устранению;
  • оказывать содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики;
  • участвовать в пределах своей компетенции в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности и пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств и в принятии в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер по их технической укрепленности;
  • проводить разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны либо других организаций своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

Также участковый уполномоченный в ходе розыска отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности, обязан:

  • осуществлять на административном участке по письменным запросам военных комиссариатов мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы. О результатах в установленном порядке уведомлять инициатора розыска;
  • осуществлять на административном участке по письменным запросам органов внутренних дел установление местонахождения должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов, а также по делам о взыскании средств с граждан в пользу государственных учреждений, предприятий, организаций и общественных объединений. О результатах уведомлять инициатора розыска.

Наряду с этим участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений криминальной милиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей должен:

  • оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции и органам предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших;
  • при прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы принимать меры по охране места происшествия;
  • в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции самостоятельно проводить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления;
  • выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания;
  • незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании;
  • исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий, но при этом следует заметить, что исполнение постановлений следователей и дознавателей о приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых за пределы города (района), в административные границы которого не входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается.

Кроме того, участковый уполномоченный при оказании помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов обязан:

  • оказывать в пределах своей компетенции помощь и содействие территориальным антимонопольным органам, подразделениям органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, органам государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соответствующим службам и подразделениям органов местного самоуправления, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
  • оказывать в пределах предоставленных ему законодательством прав содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью;
  • обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка на административном участке при выселении граждан из жилых помещений по решению суда. При этом следует отметить, что вскрытие запертых помещений, вынос имущества, его хранение, составление документов, связанных с выселением, в обязанности участкового уполномоченного не входят и осуществляются уполномоченными на то должностными лицами;
  • поддерживать взаимодействие, оказывать содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий;
  • осуществлять инструктажи членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка, оказывать им методическую и практическую помощь в работе;
  • информировать членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, получать от них информацию, представляющую оперативный интерес для органов внутренних дел;
  • участвовать в обучении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции формам и методам работы по охране общественного порядка;
  • обобщать и анализировать результаты работы членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников милиции, вносить в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, отличившихся в охране общественного порядка.

Далее следует отметить, что участковый уполномоченный в сфере обеспечения безопасности дорожного движения обязан:

  • контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения;
  • оказывать помощь сотрудникам ДПС в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия;
  • участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке;
  • проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *