Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция для получения лицензии по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Кому нужно лицензирование автобусов
Давайте рассмотрим конкретные ситуации.
- Автобус, принадлежащий организации или производству, перевозит людей по заводской территории. При этом он не покидает ее. В данном случае, разрешение не требуется.
- Служебный автобус, собирающий сотрудников в разных точках населенного пункта, для доставки их рабочие места — лицензия необходима.
- Автобус используется только в личных целях, не предусматривающих транспортировку людей — лицензия не нужна.
Согласно принятым ФЗ, обязательная лицензия должна быть:
- у школьного автобуса;
- у туристического автобуса;
- у служебного транспорта;
- у заказных автобусов.
Исключить из списка обязательного лицензирования можно ТС:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательной службы;
- военной автомобильной инспекции;
- федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
- федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за гос. охрану;
- транспорт ВСРФ, национальной гвардии, СКРФ.
Цены на лицензию на перевозку пассажиров
Вид услуги |
Подробнее |
Стоимость |
Консультирование клиента |
Не все знают, как получить лицензию Ространснадзора на перевозку пассажиров. Мы готовы детально рассказать о выполнении процедуры. Консультирование осуществляют профессиональные юристы, специализирующиеся на оформлении подобных разрешений |
2 000 |
Подготовка документов |
Специалист соберёт все бумаги от имени заказчика и поможет составить заявление с учетом действующих норм |
от 5 000 |
Подача заявления |
Юрист сам съездит в Ространснадзор и инициирует процедуру получения лицензии на пассажирские перевозки |
От 2 000 |
Прохождение проверки |
В день прибытия представителя Ространснадзора в компанию юрист также приедет и будет сопровождать инспектора. Взаимодействие ведется с позиций закона, поэтому проверяющий не сможет предъявить необоснованные претензии к компании |
От 5 000 |
Оформление лицензии на перевозку пассажиров автобусом «под ключ» |
Тарифный план включает в себя весь комплекс операций, которые потребуется осуществить для выполнения процедуры оформления. |
От 10 000 |
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |
Ошибки и вопросы по теме
Вопрос 1
Автобус организации собирает сотрудников по городу, чтобы привезти на работу, а вечером развозит всех обратно. Нужна ли лицензия в этом случае?
Да, нужна. В связи с изменениями, внесенными законодателем, такая деятельность подлежит лицензированию с 1 марта 2023 года.
Вопрос 2
В компании есть автобус, но он никогда не используется по назначению, на нем ездит исключительно водитель. Нужна ли лицензия в этом случае?
Если перевозка пассажиров не производится, то лицензия не нужна. Однако будет очень проблематично доказать, что автобус не используется для перевозки пассажиров.
Ошибка
Автобус организации собирает и подвозит сельских детишек к месту учебы. После наступления 1 марта лицензия оформлена не была. Это является ошибкой. Лицензия не требуется только в том случае, если автобус не ездит по дорогам общего пользования, а курсирует в пределах территории предприятия. Рассмотренный случай не относится к таким перевозкам. Перевозки детей школьным автобусом в обязательном порядке подлежат лицензированию.
Как видим, чтобы заниматься перевозками пассажиров, необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому делу. Лицензия на перевозку более чем 8 пассажиров выдается при выполнении определенных условий. Также следует учитывать, что практически для всех пассажирских перевозок на данный момент требуется лицензия. Исключение составляют лишь транспорт государственных органов и транспорт очень крупных предприятий, который курсирует только на территории компании. Оформление лицензии занимает достаточно продолжительное время, проверка документов длится до 45 дней. Лицензирование деятельности перевозчиков направлено на наведение порядка в этой сфере.
Получать ли лицензию?
Деятельность без лицензии – незаконна. Если водитель, предприниматель, юридическое лицо нарушает закон, рано или поздно это выяснится, и придется первоначально заплатить штраф. Для водителя штраф составит 5000 рублей, для ИП-перевозчика – 100 000 рублей, а юридическому лицу придется заплатить 400 000 рублей. Повторное нарушение обойдется юридическому лицу уже в 1 000 000 рублей. Кроме того есть ответственность в размере 500 000 рублей — за использование незарегистрированного маршрута, но это больше касается регулярных пассажирских перевозок.
Надо понимать, что любая остановка сотрудником ГИБДД, а еще хуже – ДТП, сразу же выявит нарушение закона. Что касается деятельности перевозчиков по коммерческим договорам с организациями – тут главный нюанс заключается в том, будет ли заказчик работать с перевозчиком, который нарушает закон? С большой долей вероятности, что нет. А будет ли с таким перевозчиком работать диспетчерская компания (есть такие компании, которые оказывают услуги агрегатора, то есть «состыкуют» заказчиков и исполнителей)? Тоже весьма вероятно, что нет.
Цены и риски недополучать прибыль несравнимы с затратами на получение лицензии. Так что ответ на вопрос очевиден: конечно, лицензию получать нужно.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Что нужно для открытия своего маршрутного такси
В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.
Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.
Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.
Какие требования предъявлять к водителям маршрутки
Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.
Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.
Документы, необходимые для получения транспортной лицензии на пассажирские перевозки:
1. Учредительные документы юридического лица:
- Устав юридического лица;
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
- Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН);
- Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02 г.;
- Изменения, дополнения к уставу юридического лица (касающиеся изменения названия и адреса) + свидетельства (решения) о их регистрации, если таковые были;
- Коды статистики с расшифровкой;
- Выписка из ЕГРЮЛ, датированная не более месяца назад;
- Решение (приказ, протокол собрания учредителей) о назначении руководителя Общества;
- Договор аренды фактического адреса предприятия.
2. Документы на ответственное лицо:
- Удостоверение о профессиональной компетентности в области автотранспортной деятельности;
- Трудовая книжка (трудовой договор);
- Аттестация по БДД.
3. Документы на водителей:
- Медицинская справка;
- Водительское удостоверение;
- Трудовая книжка;
- Документы, подтверждающие стаж работы водителем категории «Д» не менее 3 лет.
4. Документы на автотранспорт:
- Паспорт транспортного средства;
- Свидетельство о регистрации ТС;
- Полис ОСАГО;
- Талон ГТО;
- Паспортные данные владельца автобуса (если автобус арендован) или договор аренды.
А если не получать лицензию?
Следует знать, что отказ Ространснадзора может быть обусловлен двумя причинами: несоответствием соискателя выдвинутым требованиям и представлением потенциальным лицензиатом заведомо ложной информации. Однако без этого документа работать запрещено: как и любое правонарушение, деятельность компании-перевозчика без лицензии (если в соответствии с нашим законодательством документ необходим) влечет за собой санкции, регламентированные статьей 14.1.2 (часть 1) КоАП РФ.
При первом зафиксированном нарушении граждане и должностные лица должны уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели – 100 тысяч рублей, юридические лица (компании) – 400 тысяч рублей. При этом в последнем случае все «незалицензированные» транспортные средства подлежат конфискации либо само предприятие лишается возможности вести основную деятельность в течение 90 дней. При «рецидиве» же мера ответственности усиливается – вплоть до уголовной.
Кому нужна лицензия на перевозку пассажиров
C 1 марта 2019 года вступили в силу новые правила пассажирских перевозок. Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более 8 обязаны оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, иметь специальные парковки, оформлять лицензии на перевозки.
5 марта 2019 года Ространснадзор опубликовал разъяснения к Положению о лицензировании.
В разъяснении говорится следующие:
В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:
– перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
– перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
В то же время лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательных служб;
- военной автомобильной инспекции;
- федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
- Вооруженных сил Российской Федерации;
- войск национальной гвардии Российской Федерации;
- следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
- в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.