Предварительно определены ставки платы за НВОС на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предварительно определены ставки платы за НВОС на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.

Как рассчитать плату за НВОС

Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:

  1. Определите воздействие организации на окружающую среду: сколько образовалось и оправилось на полигон отходов, сколько обезвредили и утилизировали, какой фактический выброс вредных веществ от предприятия в воздух, а какой сброс произведен в воду.
  2. Определите ставки платы для конкретного вещества по отношению к определенному разделу согласно Постановлению № 913.
  3. Определите понижающие и повышающие коэффициенты по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.19.
  4. Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 № 255.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.

Укажем только особенности для побочных продуктов производства:

  1. К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
  2. Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.

Ответственность, штрафы, санкции

В первой части декларации указываются реквизиты предприятия, сведения о руководителе, главном бухгалтере и исполнителе, заполняющем данные. На этих лиц ложится ответственность за достоверность передаваемой информации и правильность рассчитанной суммы экологического взноса.

Читайте также:  Декларация УСН Доходы для ИП

Поэтому главная статья административного кодекса, которая применяется для определения сумм штрафов за неправильные цифры в декларации НВОС — 8.5, определяющей ответственность за недостоверную экологическую информацию. Пределы штрафов:

  • Для должностных лиц — до 6000 рублей.
  • Для организации: юридического лица или индивидуального предпринимателя, неверная информация может повлечь назначение штрафа до 80 тысяч рублей.

Штраф за несвоевременную оплату или неуплату суммы взноса, рассчитанного по декларации НВОС также может применяться. Срок внесения окончательного платежа оговорен в федеральном законе 7-ФЗ. Согласно Статье 16.3, он должен быть внесен не позднее 1 марта следующего за отчетным года. Т.е. за 2021 год заплатить его нужно до 1 марта 2021. Крупные предприятия в течении года уплачивают авансовые платежи. Они рассчитываются, как одна четверть от суммы, начисленной за прошлый год, и вносятся ежеквартально. Индивидуальные предприниматели платят единоразово. В случае просрочки платежа могут начисляться пени.

Предоставление недостоверных данных может вызвать у контролирующих органов подозрения. При наличии других сигналов и обращений нередко назначаются внеплановые проверки. Для организации возникают риски репутационного характера в случае, если информация о нарушениях попадает в средства массовой информации.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Ставки платы за НВОС при загрязнении воды

Приведем примеры расчета сумм за вредные сбросы в водоемы.

Номер в перечне

Вещество

Ставка

1

Акрилонитрил (С₃H₃N)

73 553,2

7

Анилин (С₆Н₅NH₂)

5 950 387,4

12

Барий (Ba)

850

86

Ртуть (Hg)

73 553 403

159

Сухой остаток

0,5

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

Читайте также:  Правила расторжения договора аренды или найма квартиры

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2020–2021 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

См. также «Плату за НВОС можно зачесть или вернуть с 7 сентября».

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

Порядок и сроки подачи расчета (декларации) негативного воздействия на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.

Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ 25

Коэффициент 25 применим при исчислении платы за НВОС в отношении объектов II категории лишь к такому воздействию, которое оказано с превышением установленных «классическими» разрешениями нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ.

Дополнительную ясность в вопрос вносит форма декларация о плате за НВОС (утв. Приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. № 1043).

На примере раздела 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и пункта 4.12 указаний к заполнению декларации ясно читается, в каких случаях и к какому объему оказанного НВОС на объекте II категории применяется коэффициент 25 при исчислении платы за НВОС.

Читайте также:  Размер штрафа за отсутствие прописки в паспорте РФ

Пункт 4.12 [Указаний к заполнению декларации о плате за НВОС]:

  • в столбце 12 Раздела 1 Декларации в строках указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (далее — коэффициент Кпр).

Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25 (далее — коэффициент Кср).

При этом, если заглянуть непосредственно в раздел 1 формы декларации и обратить внимание на то, к какому объему оказанного воздействия может быть применен коэффициент из столбца 12, то окажется, что этот коэффициент применяется исключительно к количеству выбросов, осуществленных сверх ВРВ, НДВ, ТН.

Таким образом, даже «технически» спорный коэффициент не применить к массе или объему выбросов в пределах, установленных «классической» разрешительной документацией.

  • В 2023 году страхователи будут перечислять взносы за работников и исполнителей по единому тарифу: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после её достижения. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается в размере 1 917 000 рублей.
  • Работодатели из категории субъектов МСП продолжат платить страховые взносы на прежних условиях: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ. Минимальная зарплата на 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 рубля.
  • Остальные категории страхователей с льготными тарифами перечислены в статье 427 НК РФ.
  • Взносы по единому тарифу надо перечислить не позже 28-го числа следующего календарного месяца. Перед этим, не позже 25-го числа, необходимо направить уведомление об исчисленных суммах.
  • Фиксированные взносы в 2023 году для ИП за себя, а также за глав и участников КФХ составляют 45 842 рублей.
  • Изменится отчётность по взносам: формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС отменяются, вместо них будут сдавать новый отчёт ЕФС-1. Отчёт СЗВ-М будет заменён Персонифицированными сведениями по физлицам.

С марта 2021 года малым и средним предприятиям необходимо учесть повышение размера платы за НВОС.

А в целом Правительство РФ на 2021 год установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года. Это по-прежнему 95 рублей за одну тонну. Но с коэффициентом 1,08 (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 “О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”). По сравнению с 2019-м годом он подрос на 0,04.

Что касается региональных операторов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), то для них ставки заморозили до конца 2023 года.

Дополнительные коэффициенты, например, для объектов под особой охраной, остались на уровне 2021 года.

Согласно письму Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду», с 01.01.2020 при исчислении платы за НВОС к ставкам применяют:

  • коэффициент 1 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов/сбросов;
  • коэффициент 25 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов/сбросов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *