Правила по охране труда на автотранспорте 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила по охране труда на автотранспорте 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Работа автотранспорта и его техобслуживание – сфера действия новых Правил, которые с 27 сентября этого года придут на смену Межотраслевым. Юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою работу в автотранспортной отрасли, будут обязаны руководствоваться новым документом. При этом напольный колесный транспорт, работа которого осуществляется внутри территории, новыми правилами не затронут (погрузчики, кары, грузовые телеги). Документ состоит из 7 разделов, в которых подробно описаны новые требования. Даны ссылки на связанные нормативные акты. Пример: при упоминании работ с применением грузоподъемных машин и механизмов дается ссылка на «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

II. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям


11. Территория автотранспортной организации (далее — организация) в ночное время должна освещаться.

12. Люки водостоков и других подземных сооружений на территории организации должны постоянно находиться в закрытом положении.

13. Хранение агрегатов и деталей на территории организации должно быть организовано на стеллажах, подставках и приспособлениях, обеспечивающих их устойчивость и возможность захвата или строповки при подъеме и перемещении.

14. При производстве ремонтных, земляных и других работ на территории организации открытые люки и ямы должны ограждаться. В местах перехода через траншеи должны устанавливаться переходные мостики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.

15. Для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.

16. Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота.

VIII. Требования охраны труда при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе


84. Транспортные средства, работающие на газовом топливе, должны въезжать на посты ТО после перевода их двигателей на работу на нефтяном топливе.

Допускается въезд транспортного средства, работающего на газовом топливе с герметичной газовой системой питания, на пост ТО без перевода двигателя на работу на нефтяном топливе, если его работа на нефтяном топливе невозможна, и при условии, что расход газа будет производиться из одного баллона при рабочем давлении газа в нем не более 5,0 МПа (50 кгс/см). Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.

Запрещается оставлять расходные вентили в «промежуточном положении»: они должны быть или полностью открыты или полностью закрыты.

85. Перед въездом транспортного средства, работающего на газовом топливе, в производственное помещение газовая система питания должна быть проверена на герметичность.

Запрещается въезжать в производственное помещение транспортному средству с негерметичной газовой системой питания.

86. Газ из баллонов транспортного средства, работающего на газовом топливе, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) в специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты инертным газом.

87. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на транспортном средстве следует производить в специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

88. При неисправности элементов газовой системы питания подача газа должна быть перекрыта, неисправные элементы сняты с транспортного средства и направлены для проверки и ремонта на специализированный участок.

89. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, запрещается:

  • Подтягивать резьбовые соединения и снимать с транспортного средства детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением
  • Выпускать (сливать) газ вне специально отведенного места (поста)
  • Скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги
  • Устанавливать газопроводы не заводского изготовления
  • Применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей
  • Использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки
Читайте также:  Перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  1. При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  2. Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  3. Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:

  • При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
  • Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
  • Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.

IX. Требования охраны труда, предъявляемые к мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей


93. При мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей необходимо соблюдать следующие требования:

  • Мойка должна производиться в специально отведенных местах
  • При механизированной мойке транспортного средства рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине
  • Пост открытой шланговой (ручной) мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением
  • Автоматические бесконвейерные моечные установки на въезде должны быть оборудованы световой сигнализацией светофорного типа
  • На участке (посту) мойки электропроводка, осветительная арматура и электродвигатели должны быть выполнены во влагозащищенном исполнении
  • Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть напряжением не выше 50 В
  • При использовании в работе моек высокого давления не направлять струю воды на электроприборы, людей (в том числе на себя) и животных. При добавлении моющих веществ использовать защитные перчатки

94. Допускается электропитание магнитных пускателей и кнопок управления моечными установками напряжением 220 В при условии:

  • Устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов
  • Гидроизоляции пусковых устройств и проводки
  • Заземления или зануления кожухов, кабин и аппаратуры

95. При мойке агрегатов, узлов и деталей транспортных средств необходимо соблюдать следующие требования:

  • Концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%
  • После мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой
  • Агрегаты и детали массой, превышающей предельно установленную для ручного подъема и перемещения работниками, необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом
  • Моющие и дезинфицирующие средства, используемые для мойки транспортного средства, необходимо применять в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по их применению

96. Моечные ванны с керосином и другими моющими средствами, предусмотренными технологическим процессом, по окончании мойки должны закрываться крышками.

Уровень моющих растворов в загруженной моечной ванне не должен превышать 10 см от ее краев.

97. Установки для мойки деталей, узлов и агрегатов должны иметь блокирующее устройство, отключающее привод при открытом загрузочном люке.

98. Запрещается:

  • Пользоваться открытым огнем в помещении мойки горючими жидкостями
  • Применять бензин для протирки транспортных средств и мойки деталей, узлов и агрегатов

Что нужно успеть до 27 сентября

27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
  • разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
  • внеплановый инструктаж по охране труда;
  • внеочередную проверку знаний по охране труда.

Обзор для специалиста по охране труда за период с 04.09.2020 г. по 18.09.2020 г.

Интервью с Егором ИВАНОВЫМ, начальником Управления государственного надзора в сфере труда Роструд В 2020 году ГИТ проводят плановые проверки по проверочным листам. Будет ли Роструд менять подход к надзору, отменят ли проверочные листы?

Нет. Проверочные листы — это правильная история.

Они позволяют выстроить процедуру надзора так, чтобы мы смотрели за результатом. Нам не важно, как моется тарелка, нам важно, чтобы она была чистая. Для нас главное, чтобы число пострадавших на рабочих местах сокращалось. Поэтому мы будем следить, чтобы работодатель выстроил СУОТ и обеспечивал ее функционирование. Какие он выберет для этого методы, как организует контроль — это личное решение работодателя.

Читайте также:  Выплата по потере кормильца в 2023 году

Чем более тщательный контроль мы установим, тем больше загоним и инспекторов, и работодателей в тупик.

Нам этого не нужно. Выход — проверочные листы, которые позволяют проверить только те элементы системы, которые действительно важны. И если у работодателя нет несчастных случаев, на него не поступает жалоб от работников, значит, система работает без сбоев, и нам не нужно проверять сам процесс.

Новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

С 7 января изменили правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии.

Теперь работникам из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала нельзя поручать обязанности по организации работ в электроустановках.

Пересмотрите должностную ответственного за электрохозяйство — перечень его полномочий изменили и дополнили. Ответственный должен контролировать показатели качества электроэнергии не реже раза в два года, в том числе замерять их, контролировать, как соблюдают и поддерживают режим работы электроустановок и режим потребления электроэнергии, поддерживать автономные резервные источники питания в состоянии готовности на случай отключений или аварийных ограничений.

Кроме того, теперь работать с электроустановками должен подготовленный электротехнический и электротехнологический персонал. А это значит, что нельзя принимать неквалифицированных работников и переобучать их после трудоустройства.

Новые правила противопожарного режима

С 1 марта 2023 года постановлением Правительства от 24.10.2022 № 1885 вносят изменения в Правила противопожарного режима. Основные изменения:

  • разрешили утвердить одну инструкцию о мерах пожарной безопасности для группы однотипных зданий и сооружений, расположенных по одному адресу;
  • форму журнала эксплуатации противопожарной защиты устанавливает руководитель объекта.

Есть возможность вести журнал в электронном виде;

  • поэтажные коридоры, холлы, фойе, лестничные клетки и вестибюли должны открываться свободно изнутри без ключа время наблюдения за местом проведения огневых работ сократили с 4 до 2 часов.

Допускается дистанционное наблюдение.

  • установили требования вносить в инструкцию о мерах пожарной безопасности перечень должностных лиц, которые являются дежурным персоналом.

Требования к инструкциям по охране труда

При разработке новых инструкций следует учитывать:

  • нормативные требования по охране труда, определенные государственными актами;
  • профессиональные функции работников;
  • результаты СОУТ рабочих мест для конкретных должностей;
  • требования профстандартов;
  • оценку профрисков для конкретных должностей;
  • причины несчастных случаев, включая микротравмы, и профессиональных заболеваний;
  • безопасные методы и приемы выполнения трудовых обязанностей;
  • требования инструкций безопасности изготовителей оборудования, используемого на производстве.

Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.

По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

  • к производственным территориям и организации рабочих мест;
  • площадкам для хранения транспортных средств;
  • размещению технологического оборудования;
  • технологии производственных процессов;
  • эксплуатации транспортных средств;
  • размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.

В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.

Обзор для специалиста по охране труда за период с 04.09.2020 г. по 18.09.2020 г.

Интервью с Егором ИВАНОВЫМ, начальником Управления государственного надзора в сфере труда Роструд В 2020 году ГИТ проводят плановые проверки по проверочным листам. Будет ли Роструд менять подход к надзору, отменят ли проверочные листы?

Нет. Проверочные листы — это правильная история.

Они позволяют выстроить процедуру надзора так, чтобы мы смотрели за результатом. Нам не важно, как моется тарелка, нам важно, чтобы она была чистая. Для нас главное, чтобы число пострадавших на рабочих местах сокращалось. Поэтому мы будем следить, чтобы работодатель выстроил СУОТ и обеспечивал ее функционирование. Какие он выберет для этого методы, как организует контроль — это личное решение работодателя.

Чем более тщательный контроль мы установим, тем больше загоним и инспекторов, и работодателей в тупик.

Нам этого не нужно. Выход — проверочные листы, которые позволяют проверить только те элементы системы, которые действительно важны. И если у работодателя нет несчастных случаев, на него не поступает жалоб от работников, значит, система работает без сбоев, и нам не нужно проверять сам процесс.

Автотранспорт: изменения в правилах по охране труда

Снова обучаем и проверяем сотрудников

27 сентября 2020 года вступил в силу Приказ Минтруда № 59н, утвердивший новые Правила охраны труда на автомобильном транспорте (АТС). Новый документ имеет более четкую структуру, избегает дублирования правовых норм с другими существующими нормативными актами, а также делает акцент непосредственно на видах работ, характерных для АТС.

Читайте также:  Длительность больничного по давлению

Приказ отменяет действие Межотраслевых правил 2003 года. Документ прошел регистрацию в Минюсте РФ и является обязательным для исполнения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Правила устанавливают требования охраны труда (ОТ) при организации и осуществлении работ, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием транспортных средств. Исключение составляет эксплуатация внутризаводского напольного безрельсового транспорта (авто и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки).

Новые Правила состоят из семи разделов, включающих:

  1. требования по допуску персонала к выполняемой работе,
  2. указания по организации проведения работ,
  3. требования ОТ к зданиям и сооружениям, к оснащению рабочих мест и производственных площадок,
  4. требования ОТ к управлению транспортными средствами и техническому обслуживанию (самая объемная часть документа, регламентирующая повседневную работу на автомобильном транспорте, а также ремонтный процесс),
  5. нормы безопасности в сложных дорожных условиях, а также управления ТС со специальным оборудованием,
  6. требования по охране труда при хранении применяемых материалов, а также указания по погрузочно-разгрузочным процессам и логистике контейнерных перевозок,
  7. порядок проверок соблюдения новых правил, а также меры ответственности работодателей за их неисполнение.

Основные отличия от Правил 2003 года

  • В список вредных и опасных производственных факторов при эксплуатации и ремонте ТС вошли физические и нервно-психические перегрузки.
  • Работодатель вправе утверждать свои формы нарядов-допусков на работы с повышенной опасностью: можно использовать форму, рекомендованную Правилами, или ту, которая приведена в других нормативных актах.
  • Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте водителям необходимо проходить не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний требований ОТ – на ежегодной основе.
  • Знакомить работника с перечнем положенных ему средств индивидуальной защиты работодатель обязан при заключении с ним трудового договора. Кроме того, работник должен быть обучен не только применению выданных СИЗ, но и средств коллективной защиты на первичном инструктаже. Эту информацию требуется включать и в инструкции по охране труда.
  • Здания и сооружения, предназначенные для эксплуатации и ремонта ТС, должны соответствовать Федеральному закону № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Исключен пункт об устройстве мест для курения в зданиях и на территории.
  • Исключен раздел «Электробезопасность», поскольку он отражен в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей.
  • План расстановки техники теперь необходимо утверждать приказом. Требования к плану конкретизированы.
  • Необходимо устанавливать воздушные тепловые завесы, которые включаются автоматически, взамен применяемой ранее топки углем.
  • В аккумуляторных должен находиться нейтрализующий раствор питьевой соды (2,5%) для кислотных батарей и раствор борной или уксусной кислоты (10%) для щелочных батарей. Таким образом требования стали более жесткими.
  • Изменились требования ОТ, связанные с использованием инструментов и приспособлений.
  • Исключен раздел «Режим труда и отдыха», который регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, и внесены изменения в организацию отдыха водителей.

ОХРАНА ТРУДА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Охрана труда и противопожарные мероприятия.

Территория автотранспортного предприятия должна быть ограждена сплошным забором, в котором устраи-вают специальные пожарные въезды (ворота).

План эвакуации автомобилей на случай пожара разрабатывают для каждой стоянки. В этом плане да-ются описание порядка и очередности эвакуации, дежур-ство водителей в межсменное время и выходные дни, порядок хранения ключей зажигания.

На площадках открытого хранения автомобилей при числе их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами должен быть не менее 20м. Расстояния до производственных зданий принимают равными 15. 20 м в зависимости от степени огнестой-кости зданий, а до зданий, где производят техническое обслуживание автомобилей, не менее 10м. Между ав-томобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2м. Неисправные автомобили и прицепы, ожида-ющие ремонта, хранят отдельно от исправных. Автомо-били-цистерны, перевозящие топливо и другие, горючие или взрывоопасные вещества, хранят отдельно от дру-гих автомобилей.

Помещения для технического обслуживания и ремонта автомобилей отделяют от помещений для хранения автомобилей несгораемыми стенами и пере-крытиями.

Территорию стоянки нельзя загромождать предме-тами, которые могут помешать рассредоточению авто-мобилей в случае пожара. Против запасных ворот дол-жны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.

На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнём и хра-нить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Нельзя прогревать холодные двигатели, картеры коро-бок передач и редукторы мостов, топливные баки ди-зельных двигателей и другие узлы автомобилей откры-тым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обти-рочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажига-нием.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *