Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог для юридических лиц в 2022 и 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
- Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
- ветеранам;
- инвалидам I, II групп инвалидности;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
- опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
- граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
До 2020 года регионы сами устанавливали срок уплаты транспортного налога для предприятий и организаций, но не ранее 1 февраля следующего за отчетным периодом года. В 2021 году ситуация поменяется – юридические лица по всей стране будут платить за транспорт до 1 марта следующего года.
На индивидуальных предпринимателей это закон распространяться не будет, для этой категории все останется по-прежнему – оплатить ТН нужно до 1 декабря, как и физическим лицам, на основании уведомления, пришедшего по почте.
Что касается предприятий, осуществляющих авансовые платежи по транспортному налогу, федеральный центр и здесь решил все упорядочить – теперь по общим для всей страны правилам авансовый платеж будет вноситься до конца месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая служба не осталась в стороне от событий, связанных с карантинными ограничениями во время пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшим в этот период предприятиям и субъектам малого бизнеса, внесенным в реестр не позднее 2018 года, налог на транспорт за второй квартал 2020 года платить вообще не придется, а более молодым компаниям в пострадавших отраслях экономики дана отсрочка на авансовый платеж за первый квартал до конца октября 2020 года.
Налоги, в том числе и транспортный, нужно платить обязательно. Это обязанность всех граждан и организаций страны. Текущую информацию об изменениях в законодательстве можно всегда посмотреть на официальном сайте налоговой службы. Там же находятся сведения о региональных ставках, на основании которых можно сделать окончательный расчет транспортного налога.
Что такое налог на роскошь и зачем он нужен
Вплоть до 2014 года транспортный налог (ТН) зависел только от двух показателей – места, где проходила регистрация автомобиля, а также характеристик его мотора (мощности, измеряемой в лошадиных силах). После корректировки для расчета этой величины стал использоваться еще один показатель – стоимость автомобиля.
А поскольку под эту статью подпадали ТС, стоимость которых стартовала от 3 миллионов рублей, то неудивительно, что в народе этот вид налогообложения граждан прозвали налогом на роскошь.
Что касается обоснований для введения повышенного коэффициента для владельцев дорогих авто, то он обусловлен не только желанием пополнить государственную казну за счет состоятельных граждан, но и большим объемом двигателей, устанавливаемых на таких авто.
А как известно, чем более внушительным является этот показатель, тем большим становится объем вредных выбросов в атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, это всего лишь официальная версия, имеющая очень мало общего с реальной картиной, поскольку старые автомобили коптят небо еще сильнее.
Другое дело, что такое решение позволяет действительно неплохо пополнять казну, поскольку в стране немало автомобилей, стоимость которых переваливает за 3 миллиона, да и негласная поддержка отечественного автопрома также имеет место.
Расчёт средней стоимости автомобиля
Для получения информации о том, какой же повышающий коэффициент применить к легковому автомобилю и, как следствие, безошибочного исчисления транспортного налога – необходимо произвести расчёт средней стоимости автомобиля. Регулирует расчёт средней стоимости приказ Минпромторга России от 28.02.2014 г. № 316. На основании данного документа предоставляется возможность производить расчёт средней стоимости автомобилей:
- произведённых на территории РФ (или на территории РФ присутствует уполномоченное лицо производителя);
- не произведённых на территории РФ (уполномоченное лицо производителя не присутствует на территории РФ).
Автомобиль произведён на территории РФ | Автомобиль не произведён на территории РФ |
средняя стоимость автомобиля рекомендованная розничная цена данного автомобиля на 1 июля рекомендованная розничная цена данного автомобиля на 1 декабря |
средняя стоимость автомобиля максимальная цена продажи данного автомобиля на 31 декабря налогового периода минимальная цена продажи данного автомобиля на 31 декабря налогового периода коэффициент приведения каталожной цены автомобиля в рублёвом эквиваленте сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины за подобный автомобиль курс иностранной валюты к валюте РФ на 01 января года выпуска автомобиля курс иностранной валюты к валюте РФ на 31 декабря года выпуска автомобиля |
Что это и откуда он вообще взялся?
Идея брать с относительно богатых людей дополнительные налоги не нова и реализуется в разных странах мира. Так, во Франции в 2012-ом ввели налог на сверхприбыли, а еще ранее – на имущество стоимостью от 1,3 млн. евро.
В США до 2005 года действовал специальный налог на товары класса «люкс», а, например, в Таиланде «роскошью» называют пользование Интернетом, поэтому заставляют пользователей ежемесячно уплачивать в казну государства порядка 30 долларов.
В современной истории России дополнительная «плата за роскошь» была введена впервые, но она приобрела форму не отдельного налога, а повышенной налоговой ставки на владение «роскошным» легковым автомобилем.
В 2013 году, когда члены российского Правительства определяли критерии отнесения машин к дорогим категориям, были
выбраны следующие пороговые значения стоимости техники:
- от 3 до 5 млн. рублей;
- от 5 до 10 млн. рублей;
- от 10 до 15 млн. рублей;
- свыше 15 млн. рублей.
Если автомобиль попадал в одну из этих четырех групп, рассчитываемый в его отношении транспортный налог автоматически увеличивался на специальный коэффициент.
При этом законодатели решили учитывать возраст машины, что привело к установлению следующих коэффициентов:
- х1,5 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст до 1 года;
- х1,3 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст 1-2 года;
- х1,1 – стоимость 3-5 млн. руб., возраст 2-3 года;
- х2,0 – стоимость 5-10 млн. руб., возраст до 5 лет;
- х3,0 – стоимость 10-15 млн. руб., возраст до 10 лет;
- х3,0 – стоимость от 15 млн. руб., возраст до 20 лет.
Таким образом, имея в собственности, например, 4-летнюю машину, приобретенную за 9 миллионов, придется платить удвоенный транспортный налог и т.д.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Повышающий коэффициент транспортного налога в 2021 году
В соответствии со статьей № 362 НК РФ, на 2021 г. установлены следующие ставки:
Средняя стоимость авто (в рублях) | Возраст с даты выпуска (в годах) | Величина ставки |
---|---|---|
от 3 до 5 млн | До 3 лет | 1,1 |
от 5 до 10 млн | Не более 5 лет | 2 |
от 10 до 15 млн | До 10 лет | 3 |
выше 15 млн | Не более 20 лет | 4 |
Перечень дорогостоящих автомобилей на 2021 год.
Каждый год не позднее 1 марта Минпромторг публикует на официальном сайте специальный перечень легковых автомобилей, по которым транспортный налог уплачивают в повышенном размере. В 2021 году в список добавили ещё 87 автомобилей. В документе перечислены марки, модели (версии), тип и объем двигателя, количество лет с года выпуска. Автомобили сгруппированы по средней стоимости, начиная от 3 млн руб. Стоимость рассчитана по формулам из Порядка, утв. Приказом Минпромторга № 316 от 28 февраля 2014 г.Не имеет значения, сколько на самом деле вы заплатили за автомобиль при покупке. Если вы нашли его в Перечне, для расчёта налога нужно применить повышающий коэффициент — от 1,1 до 3.
Что такое повышающий коэффициент
Главное, что отличает обычные недорогие автомобили от транспортных средств с повышенным налогообложением – повышающие коэффициенты. Повышающий коэффициент является множителем, который устанавливается для конкретного автомобиля в зависимости от двух критериев: средней стоимости при покупке нового экземпляра и возраста.
Примечательно, что чем дороже ценовая категория автомобиля, тем больший повышающий коэффициент будет применен при обложении его налогом. По состоянию на начало 2019 года Федеральная Налоговая Служба предусматривает следующие коэффициенты:
- 1,1 – легковые авто, имеющие среднюю стоимость по рынку в пределах от 3 до 5 млн. рублей. С момента выпуска не должно пройти более 3 лет;
- 2 – для легковых авто, которые стоят в среднем от 5 до 10 млн. рублей включительно. Также должно пройти менее 5 лет с года выпуска;
- 3 – коэффициент для легковых автомобилей, чья стоимость превышает 10 млн. рублей. Срок эксплуатации с момента выпуска составляет менее 10 лет. Если же стоимость авто выше 15 млн. рублей, то возраст его не должен превышать 20 лет.
Все коэффициенты утверждены Минпромторгом России согласно п. 2 ст. 362 НК РФ от 2018 года. Также стоит учитывать, что плательщикам-организациям, то есть юридическим лицам, необходимо самостоятельно рассчитывать повышающий коэффициент согласно п. 1 ст. 362 НК РФ. А вот физическим лицам этого делать не обязательно, так как за них этот множитель применяется государственной инспекцией.
Как видно по коэффициентам, сумма, которую нужно заплатить за дороговизну сверх стандартного транспортного налога, очень разниться. Для автомобилей, попадающих в первую категорию, дополнительные траты составят 10%, что можно назвать не таким уж ощутимым. Но за ТС, подпадающие под вторую и третью категории уже нужно заплатить двойную и тройную стоимость.
Кроме того, сам факт присутствия или отсутствия автомобиля конкретной марки и модели в списке Минпромторга за 2018 год еще не означает, что можно расслабиться и действовать так же и в новом году. Ведь список расширился, автомобилистам настоятельно рекомендуется проверять обновленную информацию, дабы не попасть в неприятности. Потому что незнание не освобождает от ответственности, а несвоевременная или неполная оплата налогов повлечет за собой штрафы.
Организации из Ярославской области с 2019 года принадлежит легковой автомобиль Lexus LX 450D 4.5 Standard:
- Год выпуска — 2017;
- объём двигателя — 4461 куб. см.
- максимальная мощность — 272 л. с.
- используемое топливо — дизельное.
При расчёте налога за 2021 год с года выпуска прошло 4 года, то есть не более 5 лет. Лексус попал в Перечень дорогостоящих автомобилей (строка № 347) и находится в разделе со средней стоимостью от 5 до 10 млн руб.
Как рассчитать транспортный налог:
- В Ярославской области для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 250 л. с. установлена налоговая ставка 150 руб. с каждой лошадиной силы.
- Повышающий коэффициент — 2.
- Коэффициента владения в расчёте не будет так как в течение всего налогового периода Лексус был зарегистрирован за организацией.
- Транспортный налог за 2021 год = 272 л. с. x 150 руб. x 2 = 81 600 руб.
- Авансовый платёж за 1, 2 или 3 квартал 2021 г. = 81 600 руб. : 4 = 20 400 руб.
Поговорим об определении возраста дорогих авто Общий порядок исчисления показателя
Повторим: значение повышающего коэффициента зависит от количества лет, прошедших с года изготовления транспортного средства. Порядок определения этого показателя содержится в предпоследнем абзаце п. 2 ст. 362 НК РФ. Дословно он звучит так: «исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля».
То есть вроде бы все предельно ясно: год, в котором иномарка сошла с конвейера, следует считать первым. Но чиновники ФНС, разъясняя положения упомянутой нормы, как это иногда бывает, несколько «запутали» налогоплательщиков. Это следует из Письма от 24.03.2014 N БС-4-11/5316.
Почему-то ведомство решило, что возраст автомобиля для выбора соответствующего значения повышающего коэффициента нужно определять в том же порядке, что прописан в п. 3 ст. 361 НК РФ . В этой норме сказано: «количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства».
В соответствии с данной нормой региональные органы власти могут устанавливать дифференцированные ставки транспортного налога с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Согласитесь, положения об определении количества лет, прошедших с года выпуска ТС, содержащиеся в п. 3 ст. 361 и п. 2 ст. 362 НК РФ, далеко не идентичны. Тем не менее ФНС отослала налогоплательщиков к первой из указанных норм.
Конкретного примера упомянутое Письмо не содержит, поэтому обратимся к п. 5.10 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (далее — Порядок), в котором разъяснено, как определить возраст транспортного средства 2004 г. выпуска для исчисления налога за 2012 г. Так вот, количество лет, прошедших с года выпуска этого ТС, равно восьми (период с 2005 г. по 2012 г. включительно). Для демонстрации алгоритма расчета возраста автомобиля, применяемого налоговиками, приведем свой пример.
Приложение 3 к Приказу ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.
Пример 1. Организация является собственником легкового автомобиля 2008 г. выпуска. Чему равно количество лет, прошедших с даты изготовления этого автомобиля, если организация рассчитывает транспортный налог за 2015 г.?
Сравнительный анализ Перечней дорогостоящих автомобилей
180 T---------------------------------------------------------------¬
¦ -------------¬ ¦
¦ -----¬ ¦--¬ ¦ ¦
160 +-------+////+-----------------------------------+¦ ¦ 2014 г. +-+
¦ ¦////¦ ¦L-- ¦ ¦
¦ ¦////¦ ¦--¬ ¦ ¦
140 +-------+////+-----------------------------------+¦/¦ 2015 г. +-+
¦ ¦////¦ ¦L-- ¦ ¦
¦ ¦////¦ L------------- ¦
120 +-------+////+--------------------------------------------------+
¦ ¦////¦ ¦
¦ ¦////¦ ¦
100 +--T----+////+--------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦////¦ ¦
¦ ¦ ¦////¦ ¦
80 +--+ ¦////+--------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦////¦ -----¬ ¦
¦ ¦ ¦////¦ ¦////¦ ¦
60 +--+ ¦////+----------+////+----------------------------------+
¦ ¦ ¦////¦ ¦////¦ ¦
¦ ¦ ¦////¦ -----+////¦ ¦
40 +--+ ¦////+-----+ ¦////+----------------------------------+
¦ ¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ ¦
¦ ¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ -----T----¬ ¦
20 +--+ ¦////+-----+ ¦////+-----+ ¦////+------------------+
¦ ¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ -----¬ ¦
¦ ¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ ¦ ¦////¦ -----+////¦ ¦
0 +--+----+----+--T--+----+----+--T--+----+----+--T--+----+----+--+
От 3 От 5 От 10 Свыше
до 5 млн руб. до 10 млн руб. до 15 млн руб. 15 млн руб.
Схема 1
Как видим, в большей степени Минпромторг расширил перечень самых дешевых эксклюзивных иномарок (со 100 до 166 единиц), которые, кстати, составляют больше половины общего списка автомобилей 2014 г. выпуска (59%), что следует из схемы 2. Во вторую ценовую категорию (от 5 до 10 млн руб.) попали 72 модели престижных авто против 49 в 2014 г. (увеличение в 1,5 раза). Несколько расширен и перечень самых дорогих иномарок: в списке 2015 г. их 17, 2014 г. — 13. И только в ценовой категории от 10 до 15 млн руб. количество автомобилей осталось тем же — 25 единиц.
Подведем итоги. Если с алгоритмом определения возраста дорогих иномарок с целью применения повышающих коэффициентов для расчета транспортного налога вроде бы все понятно, то при выборе Перечня указанных авто, полагаем, возникает масса вопросов. Например, не приводит ли публикация нового списка престижных автомобилей к тому, что предыдущий утрачивает свою актуальность? Или же все сформированные Минпромторгом Перечни всегда являются действующими? Если это так, то получается, что при исчислении транспортного налога организациям нужно руководствоваться Перечнем, содержащим модели автомобилей с таким же годом выпуска, за который уплачивается налог.
А как быть, если налогоплательщик приобретает иномарку, которая по цене попадает в категорию престижных легковых автомобилей и сошла с конвейера до 2014 г.? Если исходить из логики Минфина, при расчете налога за любой налоговый период после 2013 г. всегда (может быть на протяжении не одного года) нужно руководствоваться только Перечнем от 28.02.2014. Так ли это?
Да и необходимость представления уточненных деклараций тоже вызывает сомнения. Почему срок публикации Перечня соответствует 1 марта, если срок подачи декларации истекает 1 февраля? Можно, правда, предположить, что законодатели при внесении поправок в гл. 28 НК РФ прежде всего ориентировались на физических лиц. Ведь массовый расчет транспортного налога налоговики производят в мае — июне каждого года, а к этому моменту названный Перечень уже готов. Если законодатели размышляли так же, как и Минфин, то, может быть, следует сдвинуть сроки представления организациями деклараций по транспортному налогу?
В общем, действительно, вопросов больше, чем ответов. Остается одно — ждать: либо изменений в законодательстве, либо разъяснений компетентных органов.